Збруев Александр дочь

Елена Шанина: Главное — любить самой

Актриса не жалеет, что родила дочь от Збруева и воспитывала её одна

С АЛЕКСАНДРОМ ЗБРУЕВЫМ: одной судьбой не стали

У этой красивой, талантливой актрисы — очень непростая судьба. Долгие годы звезда «Ленкома» Елена ШАНИНА любила человека, который отвечал ей взаимностью. Она родила от него дочь, они вместе играют на сцене, но Александр ЗБРУЕВ так и не решился оставить первую семью — жену Людмилу САВЕЛЬЕВУ и дочь Наталью.

— Если любишь мужчину и желаешь ему счастья — отпусти его, — считает Елена. О любви, женской доле, многолетней работе в театре и состоялся наш разговор. Инесса ЛАНСКАЯ

— Елена, вы долгое время были любимицей Марка Захарова, и вдруг в вашей карьере наступило затишье. Что случилось?

— Да, я долго была молодой героиней, с 21 года играла в театре 12 главных ролей, а когда к 40 годам родила ребенка, должна была перейти в другой статус. Но драматургического материала для женщин этого возраста крайне мало. Марк Анатольевич признался, что хорошо ко мне относится, но понятия не имеет, что со мной делать в этот переходный период. Сказал, поддержит любую мою идею. Так возник спектакль «Две женщины» в постановке Владимира Мирзоева, он шел на нашей сцене десять лет. — Есть ощущение, что Марк Анатольевич, ставя новый спектакль, вначале думает об актрисе Александре Захаровой… — У Саши Захаровой такая судьба, ее отец — знаменитый режиссер. Но чужая территория меня нисколько не волнует. К счастью, я совсем независтливый человек.

У Караченцова был дублер

— Ваша звездная роль — Кончита в «Юноне и Авось». Обидно было, когда на эту роль стали вводить других актрис?

— Это произошло перед гастролями в США, почти 18 лет назад. Пошли разговоры, что я уже старая — 38 лет, нельзя везти в Нью-Йорк такую Кончиту. Тогда вся Москва пробовалась на эту роль. Продюсеры сказали, что второй состав на этот спектакль должен быть обязательно. У Коли Караченцова тоже была замена — Юрий Наумкин.

С ДОЧЕРЬЮ ТАТЬЯНОЙ: радость на всю жизнь

Он, кстати, так и остался в Америке. А у меня вторым составом была замечательная Алена Хмельницкая.

— Никогда не думали уйти из «Ленкома»? — Я к себе отношусь достаточно самокритично. Такими артистками, как я, полны все театры — взрослые женщины, которые когда-то были на первых ролях. И зачем мне уходить из театра, в который за 34 года я столько вложила?! У меня замечательные отношения с коллегами, все, что я имею, мне дал театр. Вначале общежитие, потом комнату, когда я вышла замуж за Мишу Поляка, нам дали квартиру. После развода ее разменяли, я перебралась в центр, опять же спасибо театру. А когда родила дочь, получила двухкомнатную квартиру. Конечно, часть денег за нее я внесла сама, тогда уже начинались коммерческие отношения, но все равно это были не такие астрономические суммы. Театр дал мне звание народной артистки России, я всем обязана «Ленкому». — А с актером Михаилом Поляком почему расстались? — Мы были большими друзьями, и, если бы Миша не начал пить, прожили бы вместе долгие годы. Он был интеллигентным, тонким, умным. Но именно для таких людей 70-е годы были ужасными: они либо уходили в диссидентство, либо спивались. Я пыталась Мише помочь. Но все бесполезно, если сам человек этого не хочет. Миша не хотел. Я думаю, пьянство — это болезнь души. К сожалению, Миши уже нет в живых. — Вы достаточно мало снимались в кино. Почему так получилось? — Не сложилось с молодости. Еще учась в питерском ЛГИТМиКе, я пробовалась в фильм «Романс о влюбленных», практически была утверждена на главную роль. Тогда студентам не разрешали сниматься, и Андрей Сергеевич Кончаловский писал письма в институт с просьбой отпустить меня на съемки. Но тут на горизонте возникла Елена Коренева, которая увлекла Кончаловского не только как актриса, но и как женщина. — Когда вы познакомились с Александром Збруевым? — Как раз в это время, когда я не попала в картину Кончаловского, в Питер приехал Саша Збруев с молодым режиссером Марком Захаровым. Он отбирал актеров для своего театра, посмотрел наш дипломный спектакль «Бесприданница» и пригласил меня в труппу. Это было в 1974 году.

С НИКОЛАЕМ КАРАЧЕНЦОВЫМ: в спектакле «Юнона и Авось»

Приходящий папа — это плюс

— После рождения дочери вы больше не играли Кончиту?

— Нет, я слетела как-то сразу со всех ролей. И все равно была счастлива, что успела родить ребенка. Поймала судьбу в последний момент, и эту радость ничто не могло омрачить. — Не страшно было рожать без мужской поддержки? — Я где-то читала, что, если после сорока лет твой дом не наполняется детскими голосами, он наполнится кошмарами. Для меня было трагедией, что я не имею детей. — Когда родилась Танечка, ее отец Александр Збруев вам помогал? — Даже очень, нянчил ее, и поспать мне давал, пока она была совсем малюткой. А то, что папа у нас — приходящий, я считаю плюсом. Всегда хотела, чтобы это был абсолютно мой ребенок, чтобы только я его воспитывала. — Наверняка девочка спрашивала, почему папа не живет с вами… — Я всегда была с ней предельно искренней, ничего не придумывала, не врала. Таня в этой жизни понимает больше, чем я, она удивительно мудрый человек. Благодаря тому, что ей никогда не морочили голову, она любит и папу, и меня, она выросла в любви.

1980 ГОД: кадр из фильма «По данным уголовного розыска»

— Вы со Збруевым работаете в одном театре. От того, что вы друг для друга больше, чем просто коллеги, играть на сцене легче или тяжелее?

— Когда между людьми «что-то» было и это уже в прошлом, играть вместе тяжелее. — Никогда не пытались распутать ваш «любовный треугольник», бороться за дорогого человека? — Если в молодости не распуталось, значит, это было невозможно. Да и как можно бороться за любовь? Предъявлять претензии? Ты должен меня любить! Нужно так относиться к любимому, чтобы ему было с тобой хорошо. Если действительно любишь, а он с тобой несчастлив — отпусти его. Ты встречаешь человека, со временем понимаешь, что без него не сможешь жить, но есть границы, через которые невозможно перешагнуть, как бы ни любил. Я никогда не была собственницей, уважаю независимость — и свою, и другого человека. Для меня важнее — любить самой. В моей жизни были варианты, когда мужчины пытались взять меня и мою судьбу в свои руки, и мне сразу становилось скучно. Я воспитана на русской литературе — «всегда страдать».

Стареть надо достойно

— В театре все знали о ваших отношениях. Была ли агрессия со стороны коллег?

— Когда живешь честно, открыто, то агрессия быстро сходит на нет. Каждый трактует ситуацию по-своему, и попытки к кому-то достучаться — бессмысленны. По молодости начинаешь суетиться, что-то объяснять. А потом понимаешь, лучше просто закрыть рот, а уж кто что подумает и скажет — их дело. — А если бы, тьфу-тьфу, подобная жизненная ситуация сложилась у Танечки, что бы вы ей посоветовали? — Я бы сказала: категорически рвать. — Дочь никогда не упрекала вас? — По этому поводу хорошо сказала Марлен Дитрих: «Что бы мы ни сделали для наших детей, они все равно будут нас упрекать». Я корила своих родителей за то, что они не развелись. У них были тяжелые отношения, и мы с братом думали, что было бы хорошо каждому из них встретить новую пару и они были бы счастливы. Детям угодить невозможно.

1976 ГОД: с Владимиром Конкиным в фильме «Аты-баты, шли солдаты»

— Вы можете вновь представить себя безумно влюбленной?

— С определенного возраста нужно жить другими интересами. Мы проходим этапы девочки, девушки, переходим от средних лет к бабушке — это естественный процесс. Мне жаль тех женщин, которые думают по-другому, начинают делать глупости, молодиться, дурить, находят себе мальчиков, которые годятся им в сыновья. Если бы моя жизнь сложилась по-другому, я бы хотела, чтобы в ней был один-единственный мужчина. — Совсем скоро дочка вырастет, не боитесь одиночества? — Нет, так хорошо быть одной. У замужней женщины много обязательств, все сводится к тому, что она обслуживает всю семью. А когда ты одна — жизнь становится свободнее: встречаешься с друзьями, ходишь в театр, можешь поехать отдыхать. Конечно, все мы ждем принца на белом коне или на «мерседесе», но я реально смотрю на вещи. Мне нужен равный партнер. Благодаря профессии я не обделена обожанием, мне этого хватает. Не хочу, чтобы человек, находящийся рядом, видел, как я старею, как появляются лишние морщины. — Эти проблемы можно решить с помощью пластического хирурга… — Стареть надо достойно. Я никого не осуждаю, но я бы в такой ситуации над собой посмеялась. При любой подтяжке видно, что это — пожилая женщина. Нельзя переделать глаза, душу. Нужно стараться выглядеть хорошо, но не молодиться. — Как вы относитесь к модной сейчас в театре обнаженке? Например, Лев Додин в своих спектаклях часто раздевает актеров. — Не понимаю, зачем раздевать актрису догола. Это должно быть так убедительно и необходимо. Я в свое время отказалась раздеваться в «Юноне и Авось», считая, что в романтическом спектакле не нужны реалистические подробности. Конечно, Марк Анатольевич обиделся. — Финансовый вопрос для вас важен? — Конечно, тем более, сейчас такое время, что можно заработать. В театре у нас платят достойно. А в сериалы я не попадаю, не предлагают. Самой же проситься — в моем поколении это не было принято.

СПРАВКА

* Елена ШАНИНА родилась 24 декабря 1952 года в Казани. * Окончила ЛГИТМиК. * Народная артистка России. * Фильмография: «12 стульев», «Аты-баты, шли солдаты», «Принцесса цирка», «Юнона и Авось», «Смерть в кино», «Пятый ангел» и др.

Ссылки по теме Александр Збруев:

  • Дочь Збруева подожгла квартиру
  • Збруеву нечего оставить дочери

>Елена Шанина

Биография

Елену Юрьевну Шанину зрители знают и любят за знаменитую Кончиту из пронзительного телеспектакля «Юнона и Авось», мрачно-комичную Эллочку-людоедку из «Двенадцати стульев» и очаровательную Мери из «Принцессы цирка».

Будущая звезда «Ленкома» родилась в декабре 1952 года в Казани. Она стала первым ребёнком в семье военного. Через 5 лет после появления на свет Лены родился мальчик. Так как родители постоянно пропадали на работе, забота о младшем брате Жене легла на плечи девочки. Она мальчика и воспитывала.

Девочка росла артистичным ребёнком. Это обстоятельство не прошло мимо внимания воспитательниц детского садика, в который водили малышку. Бывало, они звонили папе и говорили: «Забирайте свою артистку, у неё температура под 40».

В детстве Лена мечтала стать балериной. Но когда девочку не взяли в балетную студию из-за порока сердца, она «переключилась» на другую мечту – выучиться на актрису. Шанина исправно посещала театральный кружок и радовала домашних выступлениями. А ещё Лена обожала читать, за что неоднократно получала выволочку от мамы, поскольку забывала о домашних делах.

Елена Шанина

После окончания школы девушка отправилась в Ленинград поступать в знаменитый ЛГИТМиК. В городе на Неве жила бабушка Лены.

Поступление запомнилось навсегда, потому что не обошлось без приключений. Во время подачи документов девушка познакомилась с двумя молодыми людьми. Один из них представился режиссёром театра, второй кинорежиссёром. Они повели наивную девушку из Казани в кафе, где кормили мороженным и морочили голову. Просили почитать стихи, чтобы оценить способности будущей артистки, делали умные замечания.

Елена Шанина в молодости

Позже, после поступления, Шанина узнала двух «режиссёров». Ими оказались Михаил Боярский и друг будущего Д’Артаньяна — Жора, служащий оркестра Мариинского театра. А лучшей подругой Елены стала Лариса Луппиан, которая впоследствии вышла замуж за Боярского. (Они и сегодня дружат семьями).

В 1974 году биография Елены Шаниной пополнилась дипломом о высшем театральном образовании. На курсе Игоря Петровича Владимирова она стала одной из лучших студенток.

Через год после окончания вуза Шанину приняли в знаменитый «Ленком». Это случилось в полном соответствии с присказкой: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Дело в том, что перспективную и обаятельную студентку заметил знаменитый режиссёр Андрей Кончаловский, который как раз собирался снимать музыкальную мелодраму «Романс о влюблённых». Главную роль в проекте предложили Шаниной. Но вскоре она узнала, что Кончаловский заменил девушку другой актрисой, Еленой Кореневой, которой не на шутку увлёкся.

Галина Бабич, режиссёр по актёрам, позвонила расстроенной артистке и пообещала в качестве компенсации похлопотать о судьбе девушки, попросив Марка Захарова, только что назначенного режиссёром «Ленкома», взять актрису в театр.

Елена Шанина и Николай Караченцов в спектакле «Юнона и Авось»

Молодой Марк Анатольевич посмотрел на юную артистку и вынес вердикт: «Артистка нервная, думаю, хорошая». Так в 1975 году Елена Шанина очутилась в труппе «Ленкома», где работает и сегодня.

С первых же спектаклей Шаниной хотелось продемонстрировать мастерство. И ей это удалось. Театралы тепло приняли дебютные спектакли с участием Елены, признав немалое драматическое дарование. Героиня Неле в постановке «Тиль», Мирра в спектакле «В списках не значился», Жанет в «Хории» и Красотка в «Звезде и смерти Хоакина Мурьеты» – Елена Шанина всюду была хороша. Героини актрисы отличались хрупкостью и трогательной искренностью.

Елена Шанина в спектакле «Пролетая над гнездом кукушки»

Когда Шаниной предложили роль Кончиты в легендарной рок-опере, актриса даже не предполагала, что после ярко-характерных Неле и Жанет эта на первый взгляд непримечательная роль окажется звёздной. Тем не менее, «Юнона» вынесла молодую артистку на вершину славы. В блистательном дуэте Шаниной и Николая Караченцова этот музыкальный спектакль превратился в культовый.

Позже страстную испанку Кончиту играли Алёна Хмельницкая, Инна Пиварс и другие актрисы. Но для большинства театралов главными звёздами спектакля так и остались Шанина и Караченцов.

Елена Шанина в спектакле «Тартюф»

В наши дни Елена Юрьевна также выходит на подмостки «Ленкома». Ролей для возрастных артистов немного, поэтому сегодня любимая артистка появляется на сцене не так часто. Но она по-прежнему блистательна и талантлива. Театралы восторженно приняли спектакль «Две женщины», где Шанина играла главную героиню. Постановка шла на протяжении 10 лет, вплоть до 2008 года.

Убедительной оказалась актриса в спектаклях «Пролетая над гнездом кукушки» и «Тартюф». В последнем она сыграла острохарактерную и гротесковую мольеровскую героиню – служанку Дорину.

Фильмы

Некоторые спектакли с участием Елены Шаниной успешно экранизированы. В 1980-е зрители увидели телепостановки «Именем земли и солнца», «Юнона и Авось» и «Карманный театр». А в 1993 году экранизировали и знаменитую «Поминальную молитву», в которой Елена Юрьевна появилась в образе Цейтл. Она играла с любимцем миллионов Евгением Леоновым.

Елена Шанина в спектакле «Юнона и Авось»

Однако не только экранизация театральных работ принесла актрисе успех. Ранние роли Елены в мелодраме «Концерт для двух скрипок», военной драме Леонида Быкова «Аты-баты, шли солдаты…» и «Камертоне» Динары Асановой запомнились и полюбились зрителям.

Хитами в карьере оказались образы Эллочки Щукиной в «12 стульях» и очаровательной Мери в «Принцессе цирка». По этим ролям артистка навсегда осталась в памяти российских телезрителей.

Елена Шанина в фильме «12 стульев»

В новом веке творческая биография Елены Шаниной продолжает развиваться, но уже гораздо более медленными темпами. Артистку можно увидеть в драме «Сашка, любовь моя», картине «Искушение» и приключенческой ленте «Тени Фаберже».

Детектив «Тени Фаберже» посвящен поиску последнего пасхального яйца знаменитого ювелира Карла Фаберже. Ища сокровище, герои совершают открытия и разгадывают загадки.

Елена Шанина в фильме «Без свидетелей»

Елена в картине исполнила одну из главных ролей.

Снимается актриса и в сериалах.

В сентябре 2012 года на экраны вышел многосерийный фильм «Без свидетелей», где главную роль исполнила Ксения Кутепова. Шанина сыграла мать героини Дарьи Мороз – Анну Николаевну. Сюжет ленты развернулся вокруг девушки Татьяны, чьи сеансы способны и помочь людям, и причинить боль.

Елена Шанина в фильме «Если любишь – прости»

Спустя год зрители увидели любимую актрису в мелодраме «Если любишь – прости» в роли экранной мамы героя Егора Бероева.

Личная жизнь

В жизни актрисы было немало испытаний, которые она сумела перенести достойно. Когда Шаниной исполнилось 30 лет. и карьера стремительно пошла в рост, радость первых успехов омрачили семейные горести. В 25 лет трагически погиб брат Евгений, выбравший военную стезю по примеру отца. Не вынесла смерти сына мама: её не стало через несколько месяцев. Двойное горе сломало отца, и он тоже вскоре ушел из жизни.

Елена Шанина

Да и личная жизнь Елены Шаниной складывалась не лучшим образом. В начале 1970-х артистка вышла замуж за коллегу – актёра Михаила Поляка. Поначалу всё складывалось как нельзя лучше: красивая актёрская пара вызывала зависть у многих. Но Миша начал часто выпивать. Никакие увещевания и слёзы молодой супруги не остановили мужчину от пропасти. Пара рассталась.

Сегодня Елена вспоминает о замужестве и с улыбкой, и с горечью. Она считает Михаила умным, интеллигентным и талантливым человеком, а алкоголизм – болезнью души, с которой он не справился.

Елена Шанина и Александр Збруев

Новая, огромная и всепоглощающая любовь накрыла Елену Шанину после появления в «Ленкоме». Между нею и Александром Збруевым вспыхнул страстный роман. Но Збруев оказался женат. У него и актрисы Людмилы Савельевой росла дочь Наталья. Длительное время артист разрывался между долгом и любовью. Он жил на две семьи, о чём шушукались и сплетничали в театре.

В 40 лет Елена Шанина родила дочь Таню. Но Александр Збруев так и не оставил первую семью. Он стал «приходящим папой» для девочки. В Сети можно встретить фото, где вместе изображены Елена, Александр и Татьяна. Збруев не скрывал, что девушка – родная дочь актера. Таня носит фамилию артиста. У Елены, кроме дочери, детей нет.

Елена Шанина и Александр Збруев с дочерью

Как позже поделилась Елена Юрьевна, она ни о чём не жалеет и никого не винит. Ведь у неё благодаря этой любви появился главный человек в жизни – дочь Татьяна. Сегодня девушка уже взрослая и делает первые шаги на сцене «Ленкома». Она сыграла одну из ролей в постановке Марка Захарова «Вальпургиева ночь».

Елена призналась, что для актрисы важнее любить самой. Она никогда не была собственницей. По мнению Шаниной, если любишь мужчину, то нужно отпустить человека. Есть границы, через которые не стоит переходить.

Александр Збруев и Елена Шанина

Елена Шанина не скрывала от Татьяны, почему отец не живет с ними. По словам актрисы, у нее умная дочь, которая сразу все поняла. Она любит и папу, и маму. Несмотря ни на что, девушка выросла в ласке и тепле.

Елену Шанину не пугают ни старость, ни одиночество. Она прекрасно выглядит, хотя отвергает пластические операции. О романах с молодыми коллегами, как это «модно» сегодня в артистической среде, Елена Юрьевна тоже отзывается с долей скепсиса. Она уверена, что для каждого возраста есть свои интересы и своя приемлемая норма поведения. Молодиться и влюбляться, как в юности, смешно. А одиночество артистка воспринимает как свободу. Теперь можно делать то, что хочется, без оглядки на домашние заботы, быт и семью.

Актриса Елена Шанина

В начале 1980-х годов актриса стала ведущей детской передачи «Будильник».

В 1997 году Елена получила звание Народной артистки России. А в 2002 году актрису наградили Орденом Дружбы. Кроме того, она изображена на монете новозеландского доллара, посвященного «Юноне и Авось». В Харькове установлен памятник Эллочке-людоедке, прототипом которого стала Елена.

В 2012 году актриса впервые выступила педагогом и набрала курс на эстрадном факультете ГИТИСа.

Биография

Родился 31 марта 1938 года в Москве. Отец — Виктор Алексеевич Збруев, начальник Главного стройуправления Наркомсвязи, заместитель наркома связи СССР, мать — Татьяна Александровна Фёдорова, происходила из дворянской семьи, получила актёрское образование в школе-студии (кинотехникуме) им. Бориса Чайковского.

В ноябре 1937 года отец был арестован, в мае 1938 года — расстрелян, а мать с грудным сыном была выслана под Рыбинск. В свою квартиру на Арбате, которая к тому времени стала коммунальной, мать и сын вернулись в 1943 году, в комнату, в которой остался проживать сын Фёдоровой-Збруевой от первого брака — Евгений. В школе он учился не слишком хорошо, дважды оставался на второй год, занимался боксом, дошёл до 1-го юношеского разряда по гимнастике, был хулиганистым парнем, носил прозвище «Интеллигент».

В 1958 году окончил школу и по совету подруги матери, Надежды Михайловны Вахтанговой, вдовы Евгения Вахтангова, поступил в театральное училище имени Щукина, на курс Владимира Этуша. После окончания училища в 1961 году он был принят в труппу театра им. Ленинского комсомола, где он с успехом играл в спектаклях, поставленных Анатолием Эфросом и Марком Захаровым.

В кино актёр дебютировал в фильме Александра Зархи «Мой младший брат», в котором он создал образ своего современника Димки. Лента вышла на экраны страны в 1962 году и стала первым успехом для исполнителей главных ролей — самого актера, Андрея Миронова, Олега Даля.

В 1966 году удачной для актёра стала главная роль сотрудника ОБХСС Алёшина в детективной картине Герберта Раппапорта «Два билета на дневной сеанс», а успех упрочили роли Григория Ганжи в телефильме Алексея Коренева «Большая перемена» и хоккеиста Волгина в «Романсе о влюблённых» Андрея Михалкова-Кончаловского.

В 1986 году Ирина Купченко и сам актер сыграли главные роли в мелодраме В. Криштофовича «Одинокая женщина желает познакомиться».

Актер снимался у Сергея Соловьёва в фильмах «Мелодии белой ночи», «Наследница по прямой», «Чёрная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви», у Дмитрия Астрахана в картинах «Ты у меня одна» и «Всё будет хорошо!».

В 1991 году исполнил роль Сталина в картине «Ближний круг». В 1997 году сыграл главную роль в детективной комедии «Бедная Саша».

В 1995—2005 годах параллельно с актёрской деятельностью он занимался бизнесом, открыв с компаньоном в подвале «Ленкома» ресторан «ТРАМ» (Театральный ресторан актёров Москвы).

В 1999 году вместе с другими известными артистами принял участие в проекте Виктора Мережко и композитора Евгения Бедненко «Поют звёзды театра и кино», где с успехом выступил на концертах как исполнитель песен. Этому был посвящён музыкальный диск, выпущенный в США и продублированный «Радио МПС».

С 2000 по 2004 год набрал и вёл актёрскую мастерскую в РАТИ, являясь руководителем курса. Этот выпуск оказался единственным, так как от дальнейшей преподавательской деятельности в РАТИ он отказался.

В том же 2004 году исполнил последнюю крупную роль в кино и ушёл в десятилетний творческий отпуск, периодически появляясь в камео-образах. Только в 2014 году с успехом состоялась премьера трагикомедии «Кино про Алексеева», в которой актер создал ключевой заглавный образ советского барда.

Фильмография

  1. 1962 — Мой младший брат — Димка Денисов
  2. 1962 — Путешествие в апрель — Костик
  3. 1964 — Пядь земли — лейтенант Мотовилов
  4. 1965 — Чистые пруды — Сергей Ракитин
  5. 1966 — Два билета на дневной сеанс — Александр Алёшин
  6. 1968 — От снега до снега — Игорь
  7. 1969 — Где 042? — Константин Семёнович Дончак
  8. 1969 — Сотвори бой — Владимир
  9. 1970 — Опекун — тунеядец Миша Короедов
  10. 1971 — Антрацит — Юрий Купцов
  11. 1972 — Круг — Александр Алёшин
  12. 1973 — Большая перемена — Григорий Ганжа
  13. 1974 — Повесть о человеческом сердце — Евгений Петрович Чумаков, докторант
  14. 1974 — Романс о влюблённых — Волгин
  15. 1975 — Победитель — Спиридонов
  16. 1976 — Мелодии белой ночи — Фёдор
  17. 1976 — Меня это не касается — Сергей Шубников
  18. 1976 — Сладкая женщина — озвучивание роли Георгия Корольчука (нет в титрах)
  19. 1979 — Выстрел в спину — Олег Петрович Перов
  20. 1980 — Такие же, как мы! — Алексей Крылов
  21. 1981 — Кольцо из Амстердама — Юрий Викторович Фастов
  22. 1981 — Тайна записной книжки — Алексей Шапенский
  23. 1982 — Наследница по прямой — Влад
  24. 1982 — Предисловие к битве — Самарин
  25. 1982 — Дом, который построил Свифт — лилипут Рельб
  26. 1983 — Семь часов до гибели — Кусаков, пилот вертолёта
  27. 1983 — У опасной черты — Сергей Громов
  28. 1983 — Шёл четвёртый год войны — Александр Михайлович Спирин
  29. 1984 — Тайна виллы «Грета» — Трани
  30. 1984 — Успех — Олег Зуев
  31. 1985 — Батальоны просят огня — капитан Борис Ермаков
  32. 1986 — Зина-Зинуля — инженер Кузьмин
  33. 1986 — Одинокая женщина желает познакомиться — Валентин Спиридонов
  34. 1986 — Попутчик — Жилин
  35. 1986 — Храни меня, мой талисман — Митя
  36. 1987 — Свободное падение — врач
  37. 1987 — Филёр — Яков Пяткин
  38. 1987 — Автопортрет неизвестного — Белов
  39. 1988 — Убить дракона — Фридрихсен
  40. 1989 — Чёрная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви — Илья
  41. 1991 — Ближний круг — Сталин
  42. 1991 — Гений — камео
  43. 1992 — Дом на Рождественском бульваре — Он
  44. 1993 — Желание любви — Александр Аларин
  45. 1993 — Золото — Беллоцио
  46. 1993 — Ты у меня одна — Евгений Тимошин
  47. 1994 — Кофе с лимоном — друг Островского
  48. 1994 — Маэстро вор — Владимир Белецкий
  49. 1995 — Всё будет хорошо — Константин Васильевич Смирнов
  50. 1995 — Русский проект — муж («Берегите любовь»)
  51. 1997 — Бедная Саша — Володя Берёзкин
  52. 1997 — Мы дети твои, Москва
  53. 1997 — Шизофрения — Александр Викторович, психолог
  54. 2000 — Бременские музыканты & Co — отец Кота
  55. 2001 — Северное сияние — Сергей Анатольевич
  56. 2001 — Курортный роман. Осенний блюз — Викеша-Виктор
  57. 2002 — Шут Балакирев — Ягужинский
  58. 2003 — О любви — Николай Трофимович, доктор
  59. 2004 — Кожа саламандры — Вадим Ершов
  60. 2007 — Лузер — камео
  61. 2011 — Не спать — камео
  62. 2014 — Кино про Алексеева — Алексеев
  63. 2019 — Содержанки — Пётр Сергеевич

Роли в «Ленкоме»

  • «Чудесная встреча» Лидии Черкашиной (1953 — премьера, ввод), Реж. А. А. Муатов — Собака Акбилек
  • «Наташкин мост» Эмиля Брагинского (1961 — премьера). Реж.: Борис Толмазов, Оскар Ремез — Парень
  • «Центр нападения умрёт на заре» Агустина Куссани (1962 — премьера). Реж.: Борис Толмазов — болельщик Науэль Атлетик клуба
  • «О Лермонтове…» О. Ремеза, Т. Чеботаревской (1963 — премьера). Реж. Оскар Ремез — М. Ю. Лермонтов
  • «Двадцать лет спустя» Михаила Светлова (1963 — премьера). Реж.: Яков Губенко — Моисей
  • «До свидания, мальчики!» Б. Балтера (1964 — премьера) Реж.: С. Штейн — Володя Белов
  • «104 страницы про любовь» Эдварда Радзинского (1964 — премьера) (постановка А. В. Эфрос) — Парень на тротуаре
  • «В день свадьбы» Виктора Розова (1964 — премьера). Реж. А. Эфрос, Лев Дуров — Женя
  • «Снимается кино…» Эдварда Радзинского (1965 — премьера). Реж.: Анатолий Эфрос, Лев Дуров — Юра
  • «Мой бедный Марат» Алексея Арбузова (1965 — премьера). Реж.: Анатолий Эфрос — Марат
  • «Судебная хроника» Я. Волчека (1966 — премьера). Реж.: Анатоля Адоскина, Анатолия Эфроса — Вадим, сын Бабичевых
  • «Дым Отечества» К. Симонова (1967 — премьера). Реж.: А. О. Гинзбург, С. В. Гиацинтова — Шурка
  • «Жених и невеста» Д.М. Холендро (1968 — премьера). Реж.: А. О. Гинзбург, А.В. Збруев — Сашка Таранец
  • «Прощай, оружие» по роману Э. Хемингуэя (1969 — премьера). Режиссер: А.О. Гинзбург, О.А. Чубайс — Алесандро Ринальди
  • «Лабиринт» Анатолия Софронова (1971 — премьера). Реж.: А. О. Гинзбург, О. Я. Чубайс — Роберт
  • «В этом милом, старом доме» (1972 — премьера). Реж.: Юрия Мочалова — Макар
  • «Иванов» А. П. Чехова (21 июля 1975 — премьера). Реж.: Марк Захаров, Сергей Штейн — Боркин Михаил Михайлович
  • «Ясновидящий» Лиона Фейхтвангера (11 декабря 1975 — премьера). Реж.: Марк Захаров — Пауль Крамер
  • «Автоград XXI» Ю. Визбора, Марка Захарова (1973 — премьера). Реж.: Марк Захаров — Хотынский
  • «Музыка на 11 этаже» И. Ольшанского (1974 — премьера). Реж. Владимир Монахов — Славик
  • «Хория» Иона Друцэ (24 июня 1977 — премьера). Реж.: Марк Захаров — Хория Миронович, учитель истории
  • «Оптимистическая трагедия» Всеволода Вишневского (1983 — премьера). Реж.: Марк Захаров — 2-й офицер
  • «Диктатура совести» М. Шатрова (1986 — премьера) — Андре Марти
  • «Гамлет» (1986 — премьера) (постановка Панфилова) — Клавдий, король Датский
  • «Карманный театр» Жана Кокто (1987 — премьера). Реж.: Петр Штейн
  • «Мудрец» А. Н. Островского (1989 — премьера). Реж.: Марк Захаров — Городулин
  • «Школа для эмигрантов» (1990 — премьера) — Серж
  • «Варвар и еретик» Ф. М. Достоевского (1997 — премьера) — Астлей
  • «Шут Балакирев» Григория Горина (14 мая 2001 — премьера). Реж.: Марк Захаров — Ягужинский Павел Иванович, обер-прокурор
  • «Tout payé, или Всё оплачено» И. Жамиака (27 января 2004 — премьера). Реж.: Эльмо Нюганен, Инна Чурикова — Машу
  • «Ва-Банк» А. Н. Островского (10 ноября 2004 — премьера). Реж.: Марк Захаров — Прибытков Флор Федулыч
  • «Женитьба» Н. В. Гоголя (17 июня 2007 — премьера). Реж.: Марк Захаров — Анучкин, отставной пехотный офицер
  • «Вишнёвый сад» А. П. Чехова (12 июня 2009 — премьера). Реж.: Марк Захаров — Леонид Андреевич Гаев, брат Раневской
  • «Борис Годунов» А. С. Пушкина (8 сентября 2014 — премьера). Реж.: Константин Богомолов — Борис Годунов
  • «Князь» Ф. М. Достоевского (16 апреля 2016 — премьера). Реж.: Константин Богомолов — Князь

Признание и награды

Награждение Орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени, 27 ноября 2018 года

  • почётное звание «Заслуженный артист РСФСР» (23 декабря 1977 года) — за заслуги в области советского театрального искусства
  • почётное звание «Народный артист РСФСР» (26 мая 1989 года) — за большие заслуги в области советского искусства
  • Орден Почёта (25 августа 1997 года) — за большие заслуги в развитии театрального искусства
  • Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 2002 года (5 июня 2003 года) — за спектакль Московского театра «Ленком» «Шут Балакирев»
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (29 июня 2018 года) — за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, средств массовой информации, многолетнюю плодотворную деятельность.
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (13 сентября 2013) — за выдающийся вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (25 июля 2007) — за большой вклад в развитие театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность
  • Благодарность Президента Российской Федерации (16 сентября 2002 года) — за большой вклад в развитие театрального искусства
  • Ежегодная театральная премия газеты «Московский комсомолец» за 2008 год
  • Чеховская медаль (2005)
  • Фестиваль «Московская премьера» — приз им. Михаила Ульянова за лучшее исполнение мужской роли («Кино про Алексеева»).
  • Премия «Золотой орёл» за лучшую мужскую роль в кино («Кино про Алексеева») (2015)
  • Нагрудный знак Министерства культуры Российской Федерации «За вклад в российскую культуру» (2018 год).
  • Лауреат российской национальной театральной премии «Золотая маска — 2019» — за выдающийся вклад в развитие театрального искусства.

Примечания

  1. Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #130405957 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
  2. Сайт memo.ru: список расстрелянных в 1938 году
  3. Елена Милиенко. Александр Збруев. «Всеобщее безвкусие становится нормой». «Театрал». Архивировано 6 ноября 2012 года.
  4. Выпускники актёрского факультета — 2004 на сайте gitis.net Архивировано 8 декабря 2015 года.
  5. Неофициальный сайт alexandrzbruev.ru (недоступная ссылка). Дата обращения 11 октября 2012. Архивировано 29 июля 2013 года.
  6. Александр Збруев. Мечта одинокой женщины. Первый канал.
  7. Ирина Корнеева. Небольшая перемена: Актёру Александру Збруеву исполнилось 70 лет // Российская газета. № 4625 от 29 марта 2008 года.
  8. Защита животных — это и защита людей. Новая газета (29 января 2004 года).
  9. Защита животных — это и защита людей. Вита.
  10. Открытое письмо деятелей культуры Президенту России. Эхо Москвы (30 октября 2008 года).
  11. Васина, Людмила Чудо, а не суд. Радио «Свобода» (20 апреля 2009 года).
  12. Пантюшева, Татьяна Вопрос дня: а вы что будете праздновать, 4 ноября или 7-е?. Комсомольская правда (3 ноября 2012 года).
  13. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 декабря 1977 года «О присвоении почетного звания заслуженного артиста РСФСР артистам Московского театра имени Ленинского комсомола»
  14. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 мая 1989 года «О присвоении почетного звания „Народный артист РСФСР” творческим работникам»
  15. Указ Президента Российской Федерации от 25 августа 1997 года № 939 «О награждении государственными наградами работников Московского государственного театра „Ленком”»
  16. Указ Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. № 614 «О присуждении Государственных премий Российской Федерации в области литературы и искусства 2002 года»
  17. Указ Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 года № 377 «О награждении государственными наградами Российской Федерации» // kremlin.ru
  18. Указ Президента Российской Федерации от 13 сентября 2013 года № 718
  19. Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 2007 года № 947
  20. Распоряжение Президента Российской Федерации от 16 сентября 2002 года № 427-рп «О поощрении работников Московского государственного театра „Ленком“»
  21. Вручение ежегодной театральной премии «Московского комсомольца»
  22. О вручении Чеховских медалей
  23. 12-й столичный фестиваль отечественного кино назвал лучшими актёрами Ксению Раппопорт и Александра Збруева // Московский комсомолец
  24. Мединский вручил госнаграды деятелям культуры
  25. В Москве объявили первых лауреатов театральной премии «Золотая маска»

Детство и юность

Збруев Александр Викторович родился под знаком зодиака Овен в последний день марта 1938 года в Москве. К сожалению, мальчик не знал своего отца. Виктора Збруева, заместителя наркома СССР, задержали в 1937 году и расстреляли, когда ребенку было всего полтора месяца. В скором времени семью опального партийного деятеля выслали в Ярославскую область, где маленький Саша рос до 5-летнего возраста. Только в разгар Великой Отечественной войны Татьяне Александровне удалось добиться возвращения домой, где жил ее сын от первого брака Евгений.

Юный Збруев много времени проводил в компании дворовых парней. Саша плохо учился и любил похулиганить, однажды даже остался на второй год. Он рано попробовал крепкий алкоголь, а в подростковом возрасте был пойман на краже соседских денег. Об этом моменте Александр вспоминает как о переломном, вызвавшем такой сильный стыд и вину, что с той поры Збруев никогда больше чужого не брал.

Александр Збруев в детстве

Но как ни парадоксально, из дворовых компаний актер вынес больше хорошего, чем плохого. Например, чувство ответственности за «своих» людей, готовность прийти на выручку в любой момент и любовь к спорту, так как постоянная опасность нарваться на драку вынуждала подростка держать себя в форме. Чтобы оставаться сильным, Саша увлекся гимнастикой и боксом.

После 8 класса Александр хотел бросить школу. Он не видел для себя дальнейших перспектив, не мечтал ни о какой профессии и собирался работать водителем грузовика. Осуществить это намерение помешали мама и старший брат, силком вынудившие юного Збруева сначала окончить 9 класс, а затем стать абитуриентом Высшего театрального училища имени Щукина. Такой выбор был обусловлен тем, что сам Евгений к тому времени уже служил в театре имени Е. Б. Вахтангова, а мама в молодости получила актерское образование.

Александр Збруев в молодости

В Щукинском училище Александр учился под руководством еще одного работника театра Вахтангова, Владимира Абрамовича Этуша. Збруев изначально относился к актерской деятельности скептически, но под влиянием куратора и старших родственников он постепенно изменил это мнение. Юноша посерьезнел, забросил хулиганские замашки и старую компанию и в скором времени погрузился в учебу. В 1961 году молодой человек окончил училище и сразу был принят в театр имени Ленинского комсомола.

Театр

Молодой эмоциональный актер сразу прижился в труппе. Два года Александр играл второстепенные роли, наблюдая и перенимая опыт старших коллег, пока в 1963 году в театр не перевелся режиссер Анатолий Эфрос, разглядевший в юном Збруеве большой потенциал. Так актер, до этого часто воплощавший «возрастных» персонажей, получил первую главную роль молодого Лермонтова в пьесе Ремеза и Чеботаревской «О Лермонтове…», где предстал перед публикой в образе романтичного и пылкого дворянина. После премьеры постановки Александр сразу же стал известным в театральных кругах.

Александр Збруев в спектакле «Мой бедный Марат»

Еще одну яркую роль Збруев получил через два года в спектакле «Мой бедный Марат», тоже поставленном Анатолием Эфросом. Укреплению славы и популярности молодого Збруева поспособствовал блистательный режиссер Марк Захаров, каждая постановка которого собирала аншлаг. Этот гений сцены оценил пластичность и талант к перевоплощению артиста.

Александр Збруев на театральной сцене

В театре имени Ленинского комсомола Александр Збруев работает до сих пор. Порой поступали предложения от конкурирующих театров, но актер остался верен сцене, сделавшей его знаменитым. Сейчас Александр участвует как в классических спектаклях (как, например, «Вишневый сад»), так и в современных, с которыми артисты выходят на родную сцену и выезжают на гастроли.

Александр дебютировал в кино в 1962 году, сыграв вместе с будущими всесоюзными звездами Олегом Далем и Андреем Мироновым в кинофильме «Мой младший брат». Эта картина стала одним из лидеров советского кинопроката 1963 года, ее посмотрели 20 млн зрителей.

Александр Збруев, Андрей Миронов и Олег Даль в фильме «Мой младший брат»

Следующим проектом, укрепившим известность актера, стал фильм «Пядь земли». Збруева утвердили на роль молодого лейтенанта Мотовилова, вынужденного героически держать оборону крохотного, но важного участка фронта. Уникальность этой картины была в том, что она получилась эмоционально насыщенной, но при этом удивительно светлой и доброй.

Почти каждый год Александр снимался в новых фильмах. Режиссеры и зрители полюбили артиста за сочетание романтичности, простоты и мужественности. При среднем росте 175 см и весе в 72 кг актер мог сыграть по-настоящему сильного человека, за счет грамотно раскрытых благородных и героических характеров казался на экране значительнее и даже выше.

Александр Збруев и Олег Ефремов в фильме «Батальоны просят огня»

Чаще всего Збруеву доставались роли молодых военных, тем более что в 60-70 годах грянул настоящий бум на киноленты о Второй мировой войне. Потом в моду вошли детективные и шпионские фильмы, где типаж Збруева также оказался востребован. В 80-х годах актер сыграл штурмана флота в приключенческой ленте «Кольцо из Амстердама», снискавшей благожелательные отзывы зрителей. В это же время фильмография любимца публики пополнилась картинами «Семь часов до гибели», «У опасной черты», «Успех», «Батальоны просят огня», «Зина-Зинуля», «Попутчик», в которых Збруев перевоплощается в героев положительного амплуа.

Александр Збруев в фильме «Пядь земли»

С 1990 года Збруев начал меньше появляться в кино. Теперь в моде были фильмы о криминале и красивой жизни, в которых актер сниматься не хотел. За все десятилетие Александр Викторович сыграл всего в 11 фильмах, в основном роли второго плана. Из заметных работ того периода стоит отметить драму «Ты у меня одна», где в центре сюжета была близкая для зрителей тема выбора между рутиной и потенциальной сказкой, тема предательства и любви. Главных героинь сыграли Марина Неёлова и Светлана Рябова. В кинокартине актер проявил и свой вокальный талант, исполнив одноименную песню.

Александр Збруев в фильме «Ты у меня одна»

Позднее актер участвовал еще в одном проекте полюбившегося режиссера – мелодраме «Все будет хорошо». В партнерстве с Ириной Мазуркевич, Анатолием Журавлевым, Михаилом Ульяновым удалось блестяще воссоздать на экране почти сказочную историю, случившуюся с жителями маленького российского городка.

В 2004 году Александр Збруев заявил, что собирается уйти из кино. Это сообщение было настоящим шоком для преданных поклонников, актера уговаривали остаться, тем более что ему продолжали предлагать роли. Однако артист был непреклонен. Исключение Александр сделал для создателей документальной ленты «Мечта одинокой женщины», посвященной его 70-летию.

Александр Збруев в документальном фильме «Мечта одинокой женщины»

В 2011 году появились слухи, что Александр прекратил съемки из-за того, что серьезно болен. Первоначально говорили, что у актера рак, так как с подозрением на эту болезнь он и обратился к врачам, но позже журналисты озвучили другие диагнозы. Ссылаясь на слова Елены Шаниной, одной из любимых женщин актера, СМИ писали, что у Збруева проблемы с сосудами. Некоторые даже предполагали, что у артиста начинается рассеянный склероз. Актер никак не подтверждал эти слухи, он продолжал играть в театре, появляясь в том числе и в премьерных спектаклях, таких как «Женитьба» Гоголя, «Вишневый сад» Чехова и «Борис Годунов» Пушкина.

Александр Збруев в документальной ленте «Кино про Алексеева»

Во время перерыва в кинематографическом творчестве он дважды появился на экране в роли самого себя, но не более того. Только в 2014 году был снят новый фильм «Кино про Алексеева», где актер воплотил образ центрального персонажа.

После этого в кинематографической карьере актера снова произошел перерыв, но Александр остался достаточно востребованным на сцене. В 2015 году он поучаствовал в съемках телеспектакля «Все оплачено». 16 апреля 2016-го состоялась премьера нового спектакля «Ленкома» «Князь» по произведению Федора Достоевского. Збруев воплотил на сцене образ самого князя.

Александр Збруев в передаче «Мой герой»

Одно время актер был закрыт для журналистов и редко давал интервью, но теперь он периодически появляется на телевидении, рассказывая о событиях своей жизни в телевизионных шоу. В январе 2017 года Збруев стал гостем передачи Татьяны Устиновой «Мой герой», а в марте того же года снялся в биографическом документальном фильме канала «ТВ Центр» под названием «Александр Збруев. Небольшая перемена». В «Инстаграме» у непубличного актера собственного аккаунта нет, но зарегистрировано фан-сообщество, где поклонники размещают фото звезды сцены и кино.

Первой женой Александра стала его коллега по сцене Валентина Малявина. Семейная жизнь в студенческие годы у актера не сложилась. Брак двух молодых людей продлился 4 года, с 1959 по 1963.

Александр Збруев и Валентина Малявина

Через несколько лет после расставания Збруев завел роман с другой коллегой по сцене, Людмилой Савельевой, которая блестяще исполнила роль Наташи Ростовой в киноэпопее «Война и мир» режиссера Сергея Бондарчука. Эти отношения привели к свадьбе, которую актеры сыграли в 1967 году. Спустя некоторое время у четы родилась дочь, которую назвали Натальей. Девушка попробовала себя в актерской карьере и снялась в картине «Если верить Лопотухину».

Александр Збруев с женой Людмилой Савельевой

Казалось, личная жизнь Збруева складывается счастливо, но позднее дочь начала испытывать проблемы со здоровьем. Как утверждают родители, Наталья получила травму головы от случайного падения. Позднее Александр Збруев в интервью обмолвился, что в свое время Наталья пережила разочарование в любви, которое повлияло на всю ее дальнейшую жизнь. Дочь живет вместе с родителями, своей семьи она не создала.

Также у Александра Збруева есть внебрачный ребенок, дочь от короткого романа с актрисой Еленой Шаниной. Девочка родилась в 1993 году, а после окончания школы пошла по стопам родителей, дебютировав в театре «Ленком». Людмила Савельева первое время не знала о романе мужа на стороне. Но ей удалось сохранить брак с Александром.

Александр Збруев и Елена Шанина

Новым поколением в актерской династии стали не только дети Збруева. Любовь телезрителей заслужил и внучатый племянник Александра Петр Федоров, главными фильмами которого стали «Клуб», «Сталинград» и «Обитаемый остров».

Александра Збруева называют мужчиной без возраста, а коллеги утверждают, что у артиста «ген Питера Пена». Поклонники по-прежнему узнают в нем того Ганжу, которого в начале 70-х полюбила вся страна. При этом ни о какой пластике речи не идет. По словам актера, его поддерживает та спортивная закалка, которую он получил в молодости, и интерес к жизни.

Александр Збруев с дочерью и Еленой Шаниной

Александр не остается в стороне, когда актерский цех несет невосполнимые потери. Уходят друзья, уходят коллеги, память о которых хранит в своем сердце артист. О смерти актрисы и режиссера Веры Глаголевой, с которой его свела судьба 20 лет назад в киноленте Тиграна Кеосаяна «Бедная Саша», Збруев выразился как о событии, находящемся за пределами его понимания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *