Внеклассное чтение

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

Расстановка ударений: ВНЕКЛА`ССНОЕ ЧТЕ`НИЕ

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ — самостоятельное, педагогически организованное чтение учащимися художественной, научно-популярной и другой литературы. В. ч. расширяет и углубляет школьную программу, а также удовлетворяет самые разнообразные запросы и интересы уч-ся. Удовлетворение индивидуальных читательских интересов, вкусов, наклонностей, самостоятельность уч-ся в выборе книг делают В. ч. одним из важных средств формирования личности, умственного, нравственного, эстетич. развития. Поэтому особенно важно правильно организовать В. ч. школьников и постоянно руководить им.

В. ч. уч-ся, если оно правильно организовано, находится в центре внимания не только отдельных учителей, но и всего пед. коллектива школы. Пед. совет регулярно обсуждает отчёты учителей, классных руководителей, школьного библиотекаря о чтении уч-ся. Директор школы и завуч знакомятся со списками книг для В. ч., к-рые составляют преподаватели всех предметов, организуют обмен опытом работы по руководству В. ч., заботятся о систематич. пополнении книжного фонда школьной б-ки, к-рая в тесной связи с учителями ведёт большую работу по руководству В. ч. уч-ся (см. Библиотека школьная).

В нач. классах предусмотрены спец. уроки руководства В. ч. (в 1 — 3-х классах — один час в неделю, в 4-м классе — один час в две недели). В 5 — 8-х классах на беседы по В. ч. отводится два часа в четверть. В эти часы можно провести лишь итоговые беседы о прочитанных книгах или рекомендательные беседы о книгах, к-рые следует прочитать. Учитель, конечно, не может ограничиться этим. Он должен уделять особое внимание индивидуальному руководству В. ч. уч-ся и, в соответствии с особенностями восприятия, вкусами, интересами каждого школьника, рекомендовать ему ту или иную книгу, помочь ему глубже понять и почувствовать уже прочитанную. Многие учителя, осуществляя повседневное руководство В. ч. уч-ся, записывают свои наблюдения за чтением детей в особой тетради, намечают, с кем поговорить о прочитанной книге, кому порекомендовать новую книгу, о ком поговорить с библиотекарем. Учитель поддерживает связь с районной или городской детской б-кой (см. Библиотека детская). Он должен хорошо знать детскую лит-ру, следить за вновь выходящими детскими книгами. В этом ему помогают разного рода библиографич. пособия, указатели, издаваемые Домом детской книги Детгиза и рядом б-к страны (см. Библиография детской литературы).

Для учителя одинаково важны 2 вопроса: что читает школьник и как он воспринимает прочитанное. В соответствии с этим все формы, методы и средства руководства В. ч., к-рые использует учитель, направлены на рекомендацию и пропаганду лучших книг и на развитие у уч-ся более правильного и глубокого восприятия прочитанного. Не может быть единого рецепта, раз навсегда данных методов и форм организации и руководства В. ч.- всё зависит от задач, стоящих перед педагогом, от художественного своеобразия лит. произведения, от индивидуальных и возрастных особенностей школьника.

Дети младшего школьного возраста читают гл. обр. художественную лит-ру. Только с 3 — 4-го класса школьники начинают знакомиться с детскими журналами и газетами, научно-художественной книгой и практич. пособиями, интерес к к-рым появляется у них в связи с увлечением коллекционированием, моделированием и т. п. Все методы и приёмы руководства чтением в этот период направлены на развитие у детей более глубокого эмоционального восприятия прочитанного, умения не только изложить содержание книги, но и выразить свое отношение к героям и их поступкам.

Осн. метод руководства В. ч. детей этого возраста — беседы рекомендательные и беседы о прочитанном. С уч-ся 2 — 4-х классов на уроках В. ч. учитель регулярно проводит рекомендательные беседы — живые короткие рассказы о книгах. Рекомендации книг помогает книжная выставка — ярко оформленная, с небольшим количеством книг (4 — 6), к-рую можно организовать в классе, готовясь к беседе. Беседуя с одним учеником или небольшой группой детей о прочитанном, учитель имеет возможность не только увидеть, как ребёнок понял книгу, но и углубить восприятие прочитанного. Чтение учите ля на уроках Б.ч., прослушивание грампластинок (см. Грамзапись) с записью любимых детских стихов и сказок, показ диафильмов, творческие рисунки и лепка на темы прочитанных книг — всё это способствует развитию воображения, глубине и яркости восприятия образов лит. произведения. Учитель использует разнообразные формы внеклассных занятий, увлекающие детей, избегая назойливого морализирования и скучного дидактизма. На материале прочитанных книг педагог проводит с детьми утренники и лит. игры — тематические (напр., «Поедем в гости к детям разных стран») и посвящённые творчеству одного автора (напр., «Знаешь ли ты сказки Пушкина?»), широко использует игровые моменты — инсценирование отдельных эпизодов из знакомых детям книг, вопросы-загадки и т. д. Проводя уроки В. ч., посвящённые знакомству с творчеством к.-л. писателя, учитель совместно с библиотекарем организует в классе выставку книг этого писателя, оформляет вместе с уч-ся альбом детских рисунков к его произведениям. При проведении занятий по В. ч. научно-художественной лит-ры широко используется наглядный материал — художественные иллюстрации, фотографии, макеты и пр. С уч-ся 3 — 4-х классов учитель проводит занятия на темы: как читать газету, как читать журнал (используя «Пионерскую правду», «Мурзилку», «Весёлые картинки» или местные детские газеты и журналы).

Со 2-го класса уч-ся становятся читателями б-ки. Вместе с библиотекарем учитель воспитывает у младших школьников навыки культуры чтения. Школьники 3 — 4-х классов учатся самостоятельно выбирать книги по рекомендательным спискам, тематич. картотекам. У уч-ся 4-го класса к концу уч. года закрепляется знание элементов книги (обложка, титульный лист, автор, заглавие, подзаголовки, иллюстрации, оглавление, предисловие).

Уже во 2 — 3-х классах ребята начинают вести индивидуальные читательские дневники. Характер записи в дневнике меняется с возрастом школьника. Вначале это очень простая запись — автор и название прочитанной книги, иногда и рисунок к прочитанному. Уч-ся 4-го класса в своём дневнике часто дают краткую оценку прочитанного: интересно или скучно было читать, кто понравился из героев книги. Они могут выразить и обосновать своё отношение к событиям и действиям героев в книге, но написать в дневнике отзыв о прочитанном им ещё трудно. Поэтому учитель не требует письменных отзывов от уч-ся, а наиболее интересные устные высказывания детей о книге записывает сам. Плакат или альбом, составленный из таких отзывов и рисунков детей, может стать интересной и действенной формой рекомендации книг.

Большое значение имеет правильно поставленный учёт Б.ч., к-рый осуществляется в самых разнообразных формах, но никогда не носит характер экзамена; В. ч. школьника ни в коем случае не оценивается отметками. Итоговые уроки, проводимые в конце четверти, обычно проходят в форме занимательных лит. игр, конкурсов на лучшего читателя, лучший рассказ о книге, лучший рисунок к прочитанному и т. п. Действенной формой учёта и контроля является регулярная проверка детских читательских дневников. Неделя детской книги, в организации и проведении к-рой принимает участие весь коллектив школы, является также и своеобразным итогом работы учителя но руководству В. ч. в течение всего уч. года.

Круг В. ч. уч-ся 5 — 8-х классов значительно расширяется. Это классич. и современная лит-pa, научно-художественная и научно-популярная лит-pa, пособия в помощь практич. деятельности школьника и др. Большое место в чтении детей этого возраста занимают детские и юношеские газеты и журналы.

Живое слово учителя, его индивидуальные беседы с уч-ся остаются осн. средством руководства В. ч. подростков. Очень важно вовремя и к месту рекомендовать ребятам ту или иную книгу, связать её с моральными и общественно-политич. проблемами, к-рые вызывают у подростков большой интерес; важно уметь прислушаться к суждению, мнению школьника о книге, направить и углубить его мысли и чувства, вызванные книгой. Учитель стремится расширить читательские интересы подростка: особое внимание обращает на жанровое и тематич. разнообразие книг, к-рые читают уч-ся, т. к. для подростков часто характерно одностороннее увлечение к.-л. одним жанром (фантастика, приключения, книги «о шпионах»); прививает уч-ся интерес к научно-популярной лит-ре.

Отбирая и рекомендуя школьнику лучшие книги, доступные его возрасту, учитель не ограничивает круг чтения уч-ся рекомендательными списками, указанными в школьных программах. Несколько раз в течение уч. года для уч-ся проводятся рекомендательные обзоры книг (тематические обзоры, обзоры новых книг и книг в помощь школьной программе), на к-рых библиотекарь или учитель не только рекомендуют школьникам новые книги, но и одновременно выясняют их читательские интересы, глубину понимания прочитанного. Интересна и эффективна рекомендация книг самими уч-ся — отзывы ребят о прочитанном, помещаемые на лит. страницах школьных стенгазет, выступления по школьному радио с рассказами о прочитанных книгах. Наглядные формы рекомендации: книжные выставки — тематические и авторские, рекомендательные плакаты (к-рые обычно разрабатывает библиотекарь, привлекая к оформлению и школьников) широко используются на внеклассных занятиях, в работе с художественной и научно-популярной книгой.

На внеклассных занятиях учитель-словесник, используя разнообразные формы коллективной работы с художественной лит-рой, стремится к тому, чтобы все школьники были активными участниками этих занятий. Ещё недавно столь распространённая форма руководства чтением художественной лит-ры, как читательские конференции (на к-рых обычно выступают несколько человек с докладами, а остальные, как правило, остаются пассивными слушателями), в последнее время заменяется более живыми и интересными для ребят обсуждениями книг, лит. играми, конкурсами, лит. вечерами. Тематич. читательские конференции с заранее подготовленными докладами уч-ся целесообразно использовать в работе с научно-популярной лит-рой.

Обсуждение книг надо организовывать и проводить так, чтобы в нём активно участвовали все присутствующие. Это может быть обсуждение к.-л. одной книги, обсуждение произведений одного автора и обсуждение книг на определённую тему, напр. «О дружбе и товариществе». Вдумчивое отношение к интересам и запросам уч-ся помогает учителю выбрать для обсуждения книгу или тему, к-рая особенно актуальна для жизни детского коллектива в тот или иной момент. Конкурсы на лучшего читателя проводятся на различные темы (напр., «Настоящий человек — что это значит?», «Что значит быть героем?», «Писатели — певцы родной природы»). Условия конкурса, к-рые разрабатываются спец. жюри, обычно включают разнообразные требования к участникам: это может быть конкурс на лучший отзыв или рассказ о книге, на лучшего чтеца-исполнителя художественного произведения, на лучший рисунок к прочитанному и т. д. В жюри конкурса входят не только учителя, библиотекари, но и сами уч-ся. С уч-ся 5 — 8-х классов проводятся различные лит. игры: викторины, шарады, инсценировки-загадки и т. д. Уч-ся 7 — 8-х классов обычно принимают деятельное участие в подготовке этих коллективных внеклассных занятий: часто они самостоятельно разрабатывают программы лит. вечеров, условия конкурсов и лит. игр; предлагают книги для обсуждения. Кружки художественного слова, в к-рых с увлечением занимаются уч-ся 5 — 8-х классов, литературные и лит-творческие кружки также являются действенным средством руководства В. ч. художественной лит-ры. Встречи с писателями — авторами детских книг, лит. передачи по радио и телевидению, прослушивание грамзаписи лит, произведений в исполнении мастеров художественного слова — всё это прививает школьникам более глубокий интерес к художественной лит-ре.

Особое внимание обращает учитель на связь лит-ры с различными видами иск-ва, используя на уроках, занятиях кружков, лит. вечерах муз. произведения, репродукции картин известных художников и т. п.

В. ч. нельзя рассматривать слишком узко -только как дополнение, «оживление» или иллюстрацию к тем или иным разделам программы. Опытный учитель, рекомендуя уч-ся научно-популярную или художественную книгу, стремится вызвать и укрепить у них устойчивый интерес к определённой области знания, к одному из предметов, изучаемых в школе, что оказывает большое влияние на школьника в отношении выбора будущей профессии. Научно-популярная и научно-художественная лит-ра рекомендуется преподавателями не только на уроках, но и в индивидуальных беседах. Преподаватели математики, физики, химии рекомендуют подросткам книги по своему предмету . Преподаватель истории особое внимание обращает на рекомендацию художественных книг, написанных на историч. сюжеты, мемуаров, доступных подростку; рекомендует сборники мифов, сказаний, легенд. В рекомендации лит-ры В. ч. по биологии наряду с научно-художественной и научно-популярной книгой большое место занимают практич. пособия в помощь трудовой деятельности школьника. Иногда педагог рекомендует для В. ч. отдельные главы или разделы из книги, к-рая в целом еще трудна для восприятия подростка. Рекомендуя подросткам лит-ру на интересующие их темы, учитель широко использует научно популярные журналы («Вокруг света», «Знание-сила», «Техника — молодёжи», «Юный техник», «Наука и религия» и др.), Детскую энциклопедию. Помогая школьникам в подготовке и проведении таких массовых форм работы с научно-популярной книгой, как «путешествия» по книгам, «устные журналы» на определённые темы, викторины, вечера занимательной математики и физики, историч. вечера и пр., учитель имеет возможность проверить, как читают уч-ся рекомендованные им книги.

Вместе с библиотекарем учитель воспитывает у подростков более глубокие навыки культуры чтения. Начиная с 5-го класса ребята учатся пользоваться многотомными картотеками, алфавитным и систематич. каталогом, различными видами библиографич. указателей. Уч-ся 7-го класса должны уметь самостоятельно выбрать книгу по интересующему их вопросу. Записи уч-ся 5- 8-х классов в читательских дневниках расширяются. Педагог стремится к тому, чтобы письменные отзывы детей о книге не сводились только к краткой передаче её содержания, а отражали всё более обоснованную и самостоятельную оценку прочитанного. В дневниках подростки выражают свои мысли, свои впечатления о книге, своё отношение к ней. Поэтому в ведении читательских дневников не может быть никакого однообразия, трафарета; здесь в полной мере раскрываются вкусы, наклонности школьников. Учитель регулярно просматривает читательские дневники, не оценивая их отметками. Иногда с согласия уч-ся читает в классе наиболее интересные записи из дневников и предлагает обсудить их. Знакомство с читательским формуляром школьника в б-ке также даёт учителю представление о характере и объёме чтения уч-ся.

Умело связывая урок с В. ч. школьников, учитель осуществляет повседневное наблюдение за их чтением. Опытный учитель почти на каждом уроке находит удобный случай поговорить о книгах, о чтении, спросить у отвечающего ученика, какую книгу читает он сейчас, читал ли ещё какие-нибудь книги на тему, к-рая изучается в классе, и т. п.

Круг В. ч. уч-ся старших классов очень разнообразен: они читают всё, но особенно их волнует совр. лит-pa — советская и зарубежная, растёт увлечение поэзией. Углубляется интерес к критич. оценке произведений. Они» следят за новинками в области художественной лит-ры, за обсуждением этих произведений на страницах газет и журналов; читают «Комсомольскую правду», «Литературную газету», «Юность», «Новый мир», «Иностранную литературу» и другие газеты и журналы. Педагогу, и в первую очередь преподавателю лит-ры, необходимо внимательно следить за новинками лит-ры, быть в курсе совр. лит. проблем, знать, какие вопросы волнуют школьника в тот или иной момент, что ищет он в книгах, чего ждёт от них. И хороший педагог, со всей серьёзностью относясь к чувствам и мыслям своего ученика, умеет тактично, связывая книгу с жизнью, расширяя жизненный опыт школьника, направить его лит. увлечения.

У школьников старшего возраста уже сложились определённые нравственные и эстетич. понятия, свой лит. вкус. Поэтому характер обсуждений, диспутов и лит. вечеров, к-рые проводятся с уч-ся старших классов, меняется. Большое внимание учитель уделяет обсуждению произведений сов. лит-ры. Участвуя в таких обсуждениях, школьники учатся видеть главное — как труд формирует характер человека, как вся жизнь человека, его взаимоотношения с окружающими, отношение к самому себе определяется его отношением к труду. В диспутах и на обсуждениях затрагиваются волнующие старшеклассников вопросы нравственного долга, любви, дружбы и др. Эстетич. оценки школьников органичнее связываются с общественно-политич. проблемами, с проблемами коммунистич. воспитания. Расширяется и углубляется содержание работы лит. кружков. Участники лит. кружков пишут развёрнутые отзывы, а иногда и рецензии на книги, выпускают под руководством учителя свой рукописный журнал. Коллективные обсуждения театральных постановок, лит. концертов, к-рые посещают школьники, участие в Дне поэзии, встречи с поэтами и писателями помогают школьникам глубоко попять и почувствовать художественное своеобразие лит. произведений.

Устойчивый интерес к определённому виду научно-популярной и спец. лит-ры часто связан у старшеклассников с серьёзным увлечением к.-л. отраслью знания. Преподаватель математики, напр., часто рекомендует уч-ся не только занимательные книги, но и спец. лит-ру науч. книги и журналы. Преподаватель истории может рекомендовать на уроке произведения классиков марксизма-ленинизма, сборники документов, науч. статьи, освещающие тот или иной вопрос с разных точек зрения, и т. д. Старшеклассники не только учатся в школе, но и работают на производстве — на пром. предприятиях, в колхозах, в совхозах, поэтому значительное место в их чтении занимает лит-pa, рассказывающая о разных профессиях, лит-pa по избранной специальности. Учитывая возросшую самостоятельность школьников, учитель стремится прочно закрепить у них навыки культуры чтения, навыки самостоятельной работы с книгой (умение пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями и справочным аппаратом книги, умение дать библиографич. описание книги, написать аннотацию на книгу, составить конспект, план прочитанного).

В вечерних (сменных) школах руководство В. ч. имеет свои существенные особенности. Осп. место уч-ся уделяют чтению в помощь самообразованию. Учитель на уроках рекомендует лит-ру, способствующую расширению общего и проф. кругозора уч-ся. Он может использовать такие массовые формы работы, как обсуждение книг, диспуты, но особое внимание обращает на овладение уч-ся навыками самостоятельной работы с книгой.

Влияние личности педагога на формирование мировоззрения и эстетич. вкусов уч-ся трудно переоценить. Но только в тесной связи с б-кой и семьёй школьника, к-рая влияет на его вкусы, наклонности и интерес к чтению, учитель может правильно организовать и направлять В. ч. уч-ся. На родительских собраниях педагог знакомит родителей с рекомендательными списками для В. ч., даёт индивидуальные рекомендации, говорит о месте В. ч. в режиме дня уч-ся. Чтение вслух и беседы о книгах в кругу семьи, забота о личной б-ке школьника, интерес родителей к чтению детей — всё это помогает педагогу и библиотекарю воспитывать настоящего читателя — не только с развитым эстетич. вкусом, но и умеющего связывать чтение с жизнью, искать и находить в книгах ответ на волнующие его вопросы. (См. также Библиография детской литературы, Литература для детей).

Лит.: Яковлев А. А., Внеклассное чтение по географии и геологии в V — VII классах, М., 1953; Пушкарева М. Д., О чтении детей в семье, 3 изд., М., 1955; Гуревич С. А., Организация чтения в старших классах, М., 1956; Гроденский Г. П., Внеклассное чтение по биологии, М., 1957; Желобовский И, А., Внеклассное чтение в начальной школе, М., 1959; Родин А., Внеклассное чтение по истории в V — VII классах, М., 1959; Гердзей-Капица Н. М., Салтыкова М. Н., Внеклассное чтение в V — VIII классах, Л., 1961; Учись работать с книгой, М.. 1961; Внеклассное чтение. Пособие для учителя начальной школы, М., 1962; Калитин Н., Искусство быть читателем, М., 1962; Гуревич С. А., Как читать художественную литературу, М., 1962; Петрова Е. Н., Беседы с детьми о языке и книгах, М., 1962.

Л. И. Беленькая. Москва.

Как оформить читательский дневник ученика 1, 2, 3 класса?

  1. Почему нужно вести читательский дневник?
  2. Как оформить читательский дневник в 1 класс?
  3. Как оформить читательский дневник ученика 2 класса?
  4. Как оформлять читательский дневник в 3 классе?
  5. Электронный читательский дневник
  6. Как правильно читать книгу?

Одной из основных задач младшего школьника является развитие техники чтения. От того, как и сколько ребенок будет читать, зависит очень многое: как будет формироваться его личность, способность к обучению, отношение малыша к учителю, друзьям и к себе.

Привить хорошее отношение к чтению, помочь ребенку достичь хороших результатов в овладении техникой чтения — задача каждого родителя и педагога. А когда малыш много читает, неплохо было бы подумать о такой полезной вещи, как читательский дневник.

Как правило, по окончании учебного года все учащиеся получают списки произведений, которые нужно прочитать летом. Часто учителя требуют, чтобы школьники записывали прочитанное в читательские дневники. Поскольку ребята, в предвкушении летних каникул и свободы от обучения, не имеют особого желания заниматься еще и летом, задача родителей — проконтролировать этот процесс. Речь идет не о назидательном тотальном контроле, а о дружеской помощи ребенку в оформлении и ведении на первых порах такого дневника.

Как оформить читательский дневник в 1 класс?

Для учеников 1 и 2 классов при оформлении дневника можно выделить всего четыре графы:

  1. «Название произведения»
  2. «Автор»
  3. «Главные герои»
  4. «Описание» — очень краткое, буквально в 1-3 предложения описание того, о чем было прочитано.

Если малыш любит рисовать, неплохо было бы делать иллюстрации к прочитанным книгам. В интернете вы найдете массу примеров, как можно оформить читательский дневник для учащихся 1 и 2 класса. Образец оформления можно выбирать по своему желанию.

Для первоклашек есть определенные рекомендации, как оформить читательский дневник в 1 классе, например, рекомендуется вклеивать или рисовать картинки из произведений. Если малыш не умеет красиво рисовать, это очень хорошая возможность научить ребенка рисовать поэтапно или же можно воспользоваться копировальной бумагой. Только обязательно покажите ему, как следует правильно нею пользоваться, чтобы не испортить книгу или журнал, откуда будете копировать. Обычно дети любят процесс копирования картинок: рисовал как бы сам, а получается, как у взрослого!

Отличным вариантом будет распечатать страницы для дневника и собрать их в скоросшиватель. В таком случае малыш сможет писать от руки на готовых страницах. Можно на каждой странице оставить место для небольшого рисунка, который он сам нарисует.

Как оформить читательский дневник ученика 2 класса?

Дневник ученика 2 класса можно оформить таким образом:

  1. Название произведения.
  2. Ф.И.О. автора.
  3. Указать, в каком жанре написано произведение.
  4. Нарисовать рисунок к прочитанной книге.
  5. Перечисление главных героев произведения с краткой характеристикой каждого из них.
  6. Описание сюжета (о чем идет повествование, что понравилось в произведении или, может быть, что не понравилось).

Каждый родитель может вместе с ребенком продумать свой вариант, как оформить читательский дневник. 2 класс — это уже тот возраст, когда малыш способен самостоятельно решать, какой вариант ему нравится, а какой — нет. В любом случае, совершенно одинаковых дневников не существует, ведь каждый подходит к этому вопросу индивидуально: внешнее оформление, рисунки, шрифт заголовков, сам текст описания произведения.

Многие дети читают энциклопедии. Поскольку это тоже книга, и ребенок ее прочел, энциклопедию также следует вносить в читательский дневник.

Рекомендуется делать записи в своем дневнике сразу после прочтения книги, пока в памяти остались свежие воспоминания о ней.

Видео о том, как оформить читательский дневник

Как оформлять читательский дневник в 3 классе?

К третьему классу можно немного усложнить описание о прочитанном до 5-8 предложений, сделать его более развернутым. Необходимо обязательно записывать автора, это позволит хорошо запоминать и знать, какое произведение кто написал, что очень полезно для интеллектуального развития ребенка, к тому же, таким образом у вас может получиться воспитать у ребенка любовь к чтению.

Определенного требования по оформлению читательских дневников в школах не существует, поэтому у каждого учителя они разные. Целью ведения таких дневников является не нагрузка ученика и родителей дополнительными хлопотами, а обучение детей тому, как нужно делать выводы, одновременно развивая культуру читателя.

Многие родители, перед тем, как оформлять читательский дневник для учеников 3 класса, посещают книжные магазины, чтобы приобрести уже готовые, красочные, и с надписью «3 класс» дневники. И бывает, что ни один из них не отвечает требованиям, которые заявил учитель. В таком случае берется обычная общая тетрадь в клетку и расчерчивается на столько колонок, сколько вам необходимо. Как правило, для описания лучше оставить места побольше, поскольку третьеклассники должны вести описание произведения большее по объему, чем в 1 и 2 классах.

Обложку можно подписать и украсить иллюстрациями. Кстати, при помощи читательского дневника родителям будет проще понять, какой жанр интересует ребенка больше, а какой — меньше. Это даст возможность, при необходимости, корректировать направление чтения, предлагая ему книги других жанров.

Если вы еще не решили, как оформить читательский дневник для 3 класса, можно использовать следующий образец:

Надпись сделана из контурных наклеек.

  1. На первой странице приклеивается фотография владельца (желательно, чтобы на ней был ребенок с книгой или что-нибудь подходящее). Здесь же пишется Ф.И.О. автора дневника и краткая информация о себе.
  2. На следующей записывается или вклеивается список литературы для чтения.
  3. Придумайте, какое будет оформление каждой страницы. Возможно, это будут рамки или особенный шрифт для заголовков. Дневник заполняется пастой синего цвета, а заголовки — цветными.
  4. В конце тетради, на последних страницах, сделайте содержание. После прочтения каждого произведения, пусть ребенок вписывает сюда его название. Соответственно, страницы в дневнике должны быть пронумерованы.
  5. Интересная идея — оформить страницы, где будут изображены графики, показывающие, с какой скоростью ребенок читает за одну минуту. Такие графики можно делать, скажем, в конце каждого месяца.
  6. После страницы, где указан список литературы, будет идти памятка с нормами чтения:

Для учащихся первого класса эта норма составляет от 25 до 30 слов/мин.

Для второго — от 40 до 50 слов/мин.

Для третьего — от 65 до 75 слов/мин.

Для четвертого — от 85 до 95 слов/мин.

А вообще оптимальная скорость чтения человека — 120-150 слов/мин.

Таким же образом, конечно, можно оформлять и дневники для учащихся любого класса. Если, к примеру, это ученик первого класса, на обложке пишем: «Читательский дневник 1 класс».

Электронный читательский дневник

Интересная идея — сделать электронный читательский дневник. Большинство детей к третьему классу уже вовсю играют в компьютерные игры, а вот работать в Word’е пока, как правило или не умеют совсем, или умеют, но плохо.

Плюсы ведения такого дневника:

  • Отработка навыков работы в программе Word, что пригодится на уроках информатики.
  • Возможность искать в интернете фото авторов произведения и вставлять их на страницы дневника. Так дети будут знать каждого автора в лицо, что, несомненно, повысит их эрудицию.
  • Возможность выбирать любые картинки для оформления.
  • Набирая текст в Wordе, ребенок будет видеть подчеркнутые программой все свои орфографические ошибки и сразу же их исправлять, запоминая, как правильно нужно писать то или иное слово.
  • В таком дневнике можно исправлять ошибки, не делая помарок, и дневник всегда будет выглядеть опрятно.
  • Электронный дневник не потрется со временем.
  • Работать в электронном варианте дети будут более охотно, чем вести дневник вручную.

Конечно же, ребенок не знает, как правильно оформить читательский дневник в электронном варианте и сначала ему будут помогать в этом родители. Однако дети быстро усваивают все нюансы работы с компьютером, и со временем необходимости в вашей помощи не будет.

Готовый дневник для удобства разместите на рабочем столе, присвоив ему название. Например, «Читательский дневник 1, 2 или 3 класс». Оформление можно сделать в таком виде:

Как правильно читать книгу?

  1. В первую очередь нужно прочитать название книги, фамилию и имя писателя.
  2. Перелистать и рассмотреть все картинки.
  3. Попробовать предположить, о чем будет вестись повествование.
  4. Текст следует читать внимательно и вдумчиво.
  5. После прочтения ребенок должен постараться объяснить, почему произведение имеет именно такое название.
  6. В процессе чтения необходимо следить за окраской голоса, громкостью и темпом.

Читательский дневник, несомненно, полезная и нужная вещь. Кроме пользы ребенку в настоящее время, он способен через много лет подарить бесценные воспоминания о детстве.

Интересные факты

  • Все главы носят названия классических произведений русской и зарубежной литературы (не входящих в школьную программу) и заканчиваются их последними предложениями.
  • Николас, создавая вместе с ученицей компьютерную игру про Эраста Фандорина, предлагает ей три возможных сюжета: «Эраст Петрович против Джека Потрошителя», «Эраст Петрович в Японии» и «Эраст Петрович в подводном городе». Несмотря на то, что достоверных сведений об этих приключениях у Николаса не сохранилось, о каждом из них можно прочитать в отдельном романе («Декоратор», «Алмазная колесница» и «Планета Вода» соответственно). При этом «Планета Вода» была написана только через 12 лет после выхода «Внеклассного чтения».

Это заготовка статьи о книге. Вы можете помочь проекту, дополнив её.
Для улучшения этой статьи желательно:

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

педагогически организованный процесс подготовки учащихся к самостоятельному чтению книг в соответствии с индивидуальными и социально значимыми интересами и потребностями. Термин предложен (1886) В. П. Шереметевским в методике обучения чтению; со 2-й пол. 19 в. закрепился в рус. пед. науке и шк. практике для обозначения обязательного по программе раздела обучения чтению. В отеч. школе В. ч. стало элементом уч.-воспитат. процесса, охватывающим все ступени обучения, включая старшую.

Специфика В. ч. лит. произведений в том, что его цели и отбор книг предопределены и ограничены, с одной стороны, системой обучения и возможностями реального книжного фонда, с другой — выбором педагога-организатора. Исторически за В. ч. закрепились след. осн. цели: расширение и углубление читательского кругозора, познават. интересов, индивидуальных склонностей учащихся и формирование у них желания и умения целенаправленно читать книги в свободное время по собств. выбору. Средства пед. организации В. ч. разнообразны: чтение вслух, живое слово учителя, аудиовизуальные пособия, пропагандирующие лучшие книги, рекомендательные списки, знакомство с б-кой и библиотечно-Библиографич. видами помощи читателю, а также непосредств. уч. деятельность в доступном круге чтения, систематич. его изучение как сферы избирательного общения. Для В. ч. характерны испецифич. формы организации уч. процесса: урочные (уроки внеклассного чтения, библиотечные уроки и др.) и внеурочные (лит. праздники, конференции, конкурсы, посещение лит. музеев, книжных выставок и т. п.), т.е. групповая (по интересам) и индивидуальная работа с читателем-учащимся в стенах школы, в б-ке и др. внешк. учреждениях.

Иерархия и приоритетность целей В. ч., выбор средств и форм обучения зависят от системы руководства детским, подростковым и юношеским чтением, к-рой придерживается педагог-организатор. Существуют неск. таких систем.

Исходная, традиционная, система пед. организации дет. чтения в массовой школе сложилась эмпирически (в России она начала формироваться в 18 в.). В этой системе на первое место в качестве цели выдвигались расширение и углубление знаний, навыков, предусмотренных шк. программой, начиная с непосредственного совершенствования техники чтения в нач. школе до последующей профориентации. Воспитание любви к книге и самостоят. чтению рассматривалось как логическое следствие аксиоматич. и авторитарных установок типа: «Будешь много читать — будешь много знать!», «Любите книгу — источник знаний!». Соответственно среди средств обучения предпочтение отдавалось беседе, рассказам о книгах и пользе чтения, чтению вслух, рекомендательным (а по сути обязательным) спискам, нужным, по мнению педагога, в равной мере всем учащимся. Осн. формы руководства В. ч. в этом случае — уроки. В. ч. (их периодичность регулировалась уч. планом и программой), а также все виды внеурочной работы с читателями. Причём эти формы работы практически не дифференцировались, так как их функции — пропаганда книг и контроль за дет. чтением — совпадали. Гл. условие эффективности данной системы — высокий социальный статус учителя, а по мере взросления учеников и престижность собственно знаний и1 образованности. Недостаток системы — отсутствие организованного обучения, вследствие чего уч-ся так и не узнавали доступного им круга чтения во всей полноте, книгой пользоваться не умели, выбирать книг в расчёте на себя не пробовали (книги им «давали» или «задавали»). Т. е, необходимых читательских знаний, умений и привычек в рамках В. ч. уч-ся в шк. курсе не приобретали.

Более совершенной была система В. ч., появление к-рой в кон. 19 — нач. 20 вв. связано с созданием и распространением спец. дет, библиотек, в т. ч. школьных, и читален. Правда, цели этой системы выходили за рамки собственно В. ч. и как бы интегрировали чтение классное и внеклассное в нач. школе, урочное и внеурочное — в ср. звене, программное и внепрограммное — в ст. классах, ибо в центр внимания было выдвинуто воспитание у уч-ся культуры чтения.

Ведущими средствами пед. организации самостоят. работы с лит-рой, кроме чтения вслух, рассказов о книгах и разного рода бесед, стали знакомство с библиотекой, формирование навыков пользования ею, приобретение учащимися знаний о видах помощи читателю. Формы организации В. ч. представляли собой сочетание соответствующих уроков (строились на материале внепрограммных лит. произведений, нередко собранных для удобства в особые хрестоматии по классам) с библиотечными уроками, для к-рых были разработаны спец. программы занятий (также по классам). Уроки В. ч. дублировали цели и содержание уроков классного чтения и лит-ры. Практически В. ч. как бы раздваивалось, либо приобретая характер необязательности в условиях школы, либо превращаясь в строго регламентированную работу (внеурочную или внешкольную) детей с книгой в б-ке. Эффективность обучения была обусловлена наличием вблизи школ специализи-ров. дет. б-к и читален с организованным книжным фондом, личностью и уровнем квалификации библиотекаря, согласованностью пед. и читательских пристрастий и действий учителя и библиотекаря в рамках данной системы. Практика показала, что соблюсти единство этих трёх факторов удаётся крайне редко. В оптимальном случае, когда особое внимание организаторов В. ч. уделяется индивидуальной и групповой работе с читателями, у детей чспешно формируются практич. навыки обращения в б-ку, работы в читальном зале. Это обеспечивает расширение и углубление читат. кругозора, развитие поз-нават. интересов. Пользуясь б-кой, уч-ся могут приобрести опыт публичных выступлений на диспутах, конференциях т. п. и приобщиться к творческой и ясследоват. деятельности. Однако, поскольку непосредств. общение с книгой осуществляется только в условиях библиотеки, то отсутствие книжного фонда в классе ведёт к потере у детей интереса к урокам чтения и лит-ры. В этих условиях уч-ся недополучают знания и умения для самостоят. чтения, чего даже ква-лифициров. библиотекарь, встречаясь с классом один раз в неделю, восполнить не может.

В ряде случаев, не имея спец. программы и уч. материала для В. ч., учитель передоверяет его организацию библиотекарю. Уч-ся, особенно в нач. классах, где формируется культура чтения, как правило, приходят в б-ку только на библиотечные уроки. Часто их «проводят» строго по расписанию для всего класса, не считаясь с индивидуальными желаниями и потребностями; уч-ся должны отчитываться перед библиотекарем за своё чтение. Это приводит к тому, что вместо культуры чтения у уч-ся вырабатывается стойкий «иммунитет» по отношению к б-ке.

С развитием психолого-пед., книговедческих и др. наук в 20 в. дет. лит-ра стала восприниматься не просто как нек-рая совокупность произведений для дет. чтения, но как особый книжный мир, специфич. часть культуры. Теоретич. осмысление дет. чтения значительно активизировалось в 70-е гг. с позиций деятель-ностного подхода. В МГПИ были осуществлены теоретико-эксперим. исследования и предложена теория активного формирования читательской деятельности учащихся. На этой основе разработана новая система В. ч. Её ведущая цель — воспитание у учащихся, начиная с мл. шк. возраста, интереса к книге как опыту, необходимому формирующейся личности, и читательской самостоятельности. Эта последовательно проводимая пед. деятельность направлена на пробуждение и осознание каждым учащимся своих личностных социально-культурных потребностей и возможностей, затем на их стабилизацию и развитие с помощью избирательного самостоят. чтения. Осн. средства обучения — изучение книги как инструмента просвещения, мира книг как сокровищницы социально-культурного опыта и воспитание отношения к чтению как деятельности, обеспечивающей потребности растущего человека. Ведущие формы организации уч. процесса — уроки читательской самостоятельности, идущие параллельно сначала с обучением грамоте, затем с обучением самостоят. работе с текстом лит. произведений на уроках классного чтения в нач. школе или лит. чтения и лит-ры в ср. и ст. классах. Все внеурочные формы организации дет. чтения (школьные и внешкольные) сохраняют своё значение и используются в работе с учащимися во внеурочное время по индивидуальному желанию. Эти формы организации В. ч. могут рассматриваться также как средство избирательного творческого самовыражения уч-ся в их движении по пути самообразования, самовоспитания и саморазвития.

Условия эффективной реализации системы в практике массовой школы: обеспечение уч. процесса (особенно в нач. классах) дет. книгами разнообразного содержания всех осн. типов и структур; знание педагогом объективных закономерностей, определяющих методику В. ч. по этапам и периодам обучения в зависимости от уровня готовности учащихся к разным видам читательской деятельности; систематич. посещение учащимися б-ки — индивидуально, с личностно-осознаваемой целью (для самостоят. пользования абонементом, работы в читальном зале). В этом случае возможна миним. зависимость самостоят. читательской деятельности учащихся от непосредств. организатора В. ч. и макс, свобода для пробуждения и формирования у детей личностных потребностей, предпочтений. Система также рассчитана на то, что по мере овладения методикой Б. ч. педагог не только получает возможность дифференцировать уч.-воспитат. работу и индивидуализировать процесс обучения чтению, но и сам совершенствуется как профессионал и личность.

Совершенствование методики чтения в совр. условиях предусматривает возможность поиска альтернативных систем пед. организации В. ч.

Лит.: Шереметевский В. П., Соч., М., 1897; Актуальные проблемы методики обучения чтению в нач. классах, М., 1977, гл. 5; Светловская H. H., Самостоят. чтение мл. школьников (теоретпко-эксперим. исследование), М., 1980; её же, Методика внеклассного чтения, M. М Н. Светловская.

Образец оформления

Оформление читательского дневника для 1, 2, 3, 4 класса можно выполнить по своему усмотрению.

В интернете можно рассмотреть образцы уже готовых вариантов, которые можно взять за основу.

Но все же стоит предварительно рассмотреть его разделы и их содержание:

Раздел Описание
Титульный лист Это обложка, на которой должна содержаться важная информация – фамилия и имя ученика, класс, номер школы.
Также указывается название «Читательский дневник», «Дневник читателя», «Читаю с удовольствием».
Дополнительно можно красочно оформить обложку, нарисовать рисунки, узоры, наклеить картинки
В начале дневника стоит оставить несколько пустых страниц для содержания. На них будут указываться названия книг, которые прочитал ребенок
Разворот дневника В этой части указывается самое главное – краткое содержание, рассказа, главные герои, основная мысль. Для оформления могут использоваться рамки, таблицы, логотипы, рисунки
Дополнительные разделы Можно включить разделы под названием — «Моя золотая коллекция», «Рекомендую почитать», «Прочитайте, не пожалеете!»

Многие учителя по литературе используют уже готовые бланки, в которых ученик может указывать прочитанные рассказы, составлять краткое содержание, отзывы и записывать другие важные сведения.

Ниже имеются образцы оформления:

Пример правильного заполнения

Для учеников 1, 2, 3, 4 классов имеются пункты, которые обязательно должны указываться в дневнике для чтения.

Рассмотрим:

  • Название произведения.
  • Ф.И.О. автора.
  • Требуется указать жанр, в котором написано произведение.
  • Желательно нарисовать рисунок к прочитанной книге.
  • Перечисление главных героев рассказа. Рекомендуется указать краткую характеристику к каждому.
  • Краткое содержание произведения. В этом пункте должно указываться, о чем идет речь в рассказе, что понравилось, а что нет.

Каждый родитель может заполнять дневник вместе с ребенком. Также можно продумать свой вариант заполнения и оформления.

Ребенок может сам дополнить рисунками, для оформления можно использовать цветные ручки, карандаши, краски, фломастеры и другие декоративные приспособления.

Важно! Если делается дневник для ученика 1 класса, то ему будет тяжело составить характеристику и описание рассказа самостоятельно.
Родители обязательно в первое время должны заполнять его вместе с ним, они должны объяснить, как это делается и завлечь его внимание.

Готовый читательский дневник

Просьба книги — научись меня читать:

  • Прочитай заглавие, имя, фамилию автора.
  • Перелистай меня, рассмотри все иллюстрации.
  • Предположи, о чём я тебе расскажу.
  • Читай текст самостоятельно небольшими частями, проверяй и уточняй свои предположения.
  • Подумай, почему у меня такое название.
  • Работай над особенностями речи: окраска голоса, громкость, темп.

Примерный рекомендуемый список внеклассного чтения

С.Маршак «Детки в клетке», «Отчего кошку назвали кошкой?», «Почта», «Вот какой рассеянный»

Л.Толстой «Два товарища», «Булька»

Б.Заходер «Птичья школа»

А.Барто «Катя»

Братья Гримм «Три брата»

М.Пришвин «Берестяная трубочка», «Ёж»

Н.Носов «Затейники», «Мишкина каша», «Живая шляпа»

С. В. Михалков «Дядя Стёпа», «А что у вас?»

К. И. Чуковский «Телефон», «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Тараканище», «Краденое солнце»

А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный»

В. В. Маяковский «Конь-огонь», «Кем быть?», «Что такое хорошо и что такое плохо»

М.Горький «Воробьишко», «Горящее сердце», «Про Иванушку-Дурачка», «Утро»

Ш. Перро «Красная шапочка», «Кот в сапогах»

Пример оформления колонок читательского дневника:

Дата ФИО автора Название произведения Главные герои Основная мысль произведения

Краткое содержание произведений

При заполнении дневника у многих могут возникнуть сложности при изложении краткой характеристики произведения, особенно у учащихся 1 класса.

Чтобы понять, как это делается можно рассмотреть краткое содержание известных детских рассказов и сказок:

Рассказы, сказки и авторы Краткое содержание произведений
«Маленький принц», Антуан де Сент-Экзюпери Притча о том, что самое прекрасное в жизни глазами не увидишь, надо видеть и слышать сердцем, иначе среди множества людей человек одинок и несчастен
«Алые паруса», Александр Грин Произведение рассказывает о мечтаниях и веры молодой девушки в любовь и мечты.
Она ждала принца, который однажды приплывет к ней на большом корабле с алыми парусами, и ее мечта в скором времени сбылась
«Серая шейка», Д. Мамин-Сибиряк Когда кто-то попадает в беду, одни спешат на помощь, а другие не прочь воспользоваться слабостью.
Сказка о том, как выручать товарищей из беды, когда сам боишься в нее попасть
«Белый пудель», А. И. Куприн Мальчику из богатой семьи нравится белый пудель, с которым выступают бродячие артисты.
Собаку уговаривают продать, затем крадут. Маленький акробат вызволяет пса
«Уроки французского», В.Распутин Главный герой рассказа – мальчик из бедной деревенской семьи. Чтобы продолжить учебу в школе, он вынужден уехать из дома в районный центр.
Только там он может ходить в 5-ый класс. Мальчик учится хорошо, за исключением французского языка
«Лягушка-путешественница» В.М. Гаршин Автор повествует о лягушке, которой наскучила жизнь в родном болоте, и она отправилась на поиски приключений по воздуху, на утках.
По дороге незадачливая путешественница падает в другое болото и решает, что оно интереснее
«Малахитовая шкатулка» П.Бажов Повествуется о преданиях Уральских гор, о тяжёлом подземном труде горных рабочих, об искусстве народных камнерезов и гранильщиков.
В произведении описываются события давних времён, когда многие люди не имели полной свободы, и всецело зависели от их барина
«Чудесный доктор», А. И. Куприн На семью валятся одна за другой болезни и несчастья.
Отец семейства уже думает о самоубийстве, но ему встречается доктор, который помогает справиться с трудностями и становится их ангелом-хранителем
«Дети подземелья», В. Короленко Мальчик из хорошей семьи сталкивается с жестокостью и несправедливостью мира по отношению к нищим.
Несмотря на трудности, он проявляет сострадание, доброту и благородство, помогая обездоленным
«Робинзон Крузо», Д.Дефо Книга о том, что безвыходных ситуаций не бывает, а вот порассуждайте вместе с ребенком над вопросом: «Какие люди окружали Робинзона, и чем они занимались?
Кто и как понимал свой жизненный путь?». Кто знает, в каком возрасте эти вопросы окажутся полезными
«Хамелеон», А. П. Чехов Полицейский надзиратель пытается исполнять служебный долг, но привитое чинопоклонство мешает ему
«Три толстяка», Ю. Олеша Благодаря счастливой случайности во дворец правителей попадает цирковая артистка Суок.
Её не страшат трудности и препятствия, Суок сделает все, чтобы свергнуть тиранов с престола
«Аленький цветочек», С. Т. Аксаков Сказка знакомит читателя с нежно любящим своих дочерей купцом и младшей в семье дочери, которая ради спасения жизни отца, соглашается на жизнь во дворце чудища

Есть и другие интересные рассказы, которые можно почитать вместе с детьми — «Гадкий утенок», «Огниво»- Андерсен. «Кладовая солнца» — М.М. Пришвин, «Гуттаперчевый мальчик»- Д.

Григорович, «Стальное колечко». «Теплый хлеб»- К. Паустовский, «Серебряное копытце», «Каменный цветок»- П. Бажов. «Куст сирени»- А.И. Куприн, «Сивка-бурка»- А.Н. Толстой, «Мэри Поппинс»- П.Трэверс.

«Приключения Тома Сойера» — М.Твен, «В деревне». «Танька», «Цифры», «Снежный бык» — И.А. Бунин.

Читательский дневник для детей является хорошим средством для улучшения чтения, развития любви к этому занятию.

Главное завлечь ребенка, придумать красочное оформление и мотивировать его на его ведение.

В дальнейшем ребенок постарше (3 класс или 4 класс) будет его вести сам с особым интересом и будет стараться прочитать как можно больше произведений.

Читательский дневник для учеников начальной школы

Вместе со списком литературы на лето учитель дает задание — вести читательский дневник. Конечно, есть учителя, которые подробно объясняют детям, что это такое и как его «вести».

Но чаще всего просто ограничивается парой-тройкой фраз о том, что это тетрадка, в которую надо записывать все книги, которые ребенок прочитает летом.

Вместе со списком литературы на лето учитель дает задание — вести читательский дневник. Конечно, есть учителя, которые подробно объясняют детям, что это такое и как его «вести».

Но чаще всего просто ограничивается парой-тройкой фраз о том, что это тетрадка, в которую надо записывать все книги, которые ребенок прочитает летом.

А как записывать, что записывать ученик так и не понимает. В итоге про читательский дневник никто не вспоминает все лето. Даже если ребенок много и с удовольствием читает. А уж про тех, кто читать не либит, и говорить не приходится.

А между тем читательский дневник может стать отличным подспорьем для развития творческих способностей ребенка.

Вместо обычной скучной тетрадки, сделайте красочный альбом.

К примеру, такой:

Скачать шаблоны дневников можно здесь: 44441___.zip (cкачиваний: 2443)

Какие бывают читательские дневники

  • дневник-отчет о количестве прочитанных про себя или вслух страницах, отметки родителей, которые читали вместе с ребенком. Здесь могут быть следующие столбцы: номер, название произведения и ФИО автора, число прочитанных страниц, тип чтения (вслух и про себя), подпись родителей. Используется в начальных классах.
  • дневник-отчет о прочитанных книгах. Учитываются только названия книг, имена авторов, даты чтения (июнь 2014, август 2014 и т.д.). Могут быть также «заметки на полях», то есть краткие замечания о книге. Это больше подходит для тех, кто читает много и «запоем». Да, такие дети есть и в наши дни.
  • дневник-шпаргалка с мини-анализом произведений. Самый лучший вариант для пробуждения интереса к чтению.

Что должно быть в читательском дневнике и как его заполнять?

  • ФИО автора произведения
  • Название произведения
  • Число страниц
  • Жанр произведения (поэма, роман, рассказ и т.д.)
  • В каком году было написано произведение. Чем известен этот год в истории? Какова была обстановка в стране, где жил автор?
  • Основные герои. Можно указать просто их имена, но можно привести и краткую характеристику: возраст, связи с другими героями (старший брат, отец, друг и т.д.), внешность, любимые занятия, привычки, можно привести номера страниц, на которых автор дает характеристику герою. Хочется ли быть похожим на героя? Почему?
  • Сюжет, то есть о чем рассказывается в книге.
  • Отзыв о книге.
  • Список ключевых эпизодов в книге с номерами страниц.
  • Эпоха, в которую происходит действие произведения, или конкретные годы. Кто тогда был у власти? В какой стране или городе происходит действие?

Старшеклассники могут также привести дополнительные сведения:

  • Список критической литературы по произведению или автору.
  • Выписки понравившихся фраз, выражений.
  • Краткая биография писателя.

Кроме обычных сведений, нужно дать ребенку возможность рисовать в читательском дневнике, делать кроссворды, сканворды, задачки, также написать письмо автору книги или героям и проч.

Можно ли помогать ребенку вести дневник?

Да, особенно в начальных классах это может быть слишком сложным для него. Более того, можно даже читать вместе и по ходу чтения обсуждать книгу, героев, события и заполнять дневник.

Уважаемые читатели!

Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все материалы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.

Материалы в архиве не помечены водяными знаками!

Если материал нарушает чьи-то авторские права, просьба написать нам по обратной связи, указав авторство материала. Мы обязуемся либо убрать материал, либо указать прямую ссылку на автора.

Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму на счет сайта.
Заранее Вам спасибо!!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *