Ваби саби

INFECTED NOTEBOOK

Ваби-саби трудно объяснить, используя западные понятия, но эту эстетику порой описывают как красоту того, что несовершенно, мимолётно или незаконченно. По сути, ваби-саби это понятие, характеризующие присущий японцам эстетический вкус, способность воспринимать прекрасное и предметы искусства в своём естестве, неподдельности и без излишеств.
По мнению Леонарда Корена Leonard Koren, ваби-саби — наиболее заметная и характерная особенность того, что считается традиционной японской красотой и она «занимает примерно то же место в японском пантеоне эстетических ценностей, какое на Западе занимают греческие идеалы красоты и совершенства». Эндрю Джунипер утверждает, что «если объект или выражение могут возбудить в нас чувство светлой меланхолии и духовной жажды, тогда можно сказать, что этот объект есть ваби-саби». Ричард Пауэл подводит итог, говоря: «Подлинное научение ему (ваби-саби) происходит через осознание трёх простых фактов: ничто не вечно, ничто не закончено и ничто не совершенно».
Ваби – это выражение красоты, которая есть проявление творческой энергии, пронизывающей всё живое и неодушевленное. Это красота, которая как сама природа, и темная, и светлая; и печальная и радостная, и суровая и нежная. Красота этой природной силы несовершенна – всегда изменчива и недосягаема. Макото Уэда /Makoto Ueda

Леонард Корен, автор книги о ваби-саби, дает такой совет:
«Упростите все до самой сути, но оставьте поэзию. Держите все чистым и необремененным, но не лишайте смысла».

Society Limonta
Простота и утонченность всегда считались эстетическими качествами, присущими японской культуре, и были важнейшими особенностями жизни японцев с древних времен. Традиционная японская архитектура, например, казалась упрощенной, потому что упор делался на свободное пространство, отсутствие украшений и спокойные приглушенные тона. Тем не менее таким постройкам была свойственна элегантная красота.
Ваби-саби — это японский термин, который как раз и отражает такое ощущение красоты, но в то же время несет в подтексте определенные моменты, трудно поддающиеся определению. Эстетические качества, отраженные в ваби-саби, происходят от буддийских идеалов периода Средневековья, когда распространение буддизма в Японии ввело представление о ваби-саби в культурную сферу. Это понятие и сегодня определяет важнейшую суть многих традиционных видов искусств Японии.

Подобные свойства можно увидеть в японском искусстве и литературе: дизайн керамических изделий зачастую очень незамысловат и цвета скромные; структура японских стихов проста и незатейлива, но и те, и другие воплощают простоту и элегантную красоту.

Простоту ваби-саби можно сравнить, например, с безмятежным состоянием человека.
Основная идея этого направления – минимализм.

  • Уберите все лишнее, оставив только суть предмета.
  • Не доводите ничего до совершенства, у предмета должна быть своя особенность (предметы ваби-саби можно охарактеризовать как теплые, нежели холодные).
  • Как правило, в работе используют ограниченное число материалов.
  • Также стоит следить за тем, чтобы ярких, сразу заметных особенностей было меньше. Но это не значит, что стоит убирать невидимые нити, связывающие предметы в единое смысловое целое.”

Ваби переводят по-разному: безмятежная простота; аскетическая элегантность; неотшлифованная, несовершенная, несимметричная красота; безыскусственность; вещи в своем самом простом, строгом, природном состоянии; безмятежное, трансцендентное состояние сознания.
Саби переводят как «красота, хранящая в себе течение времени» и «вызываемое ею ощущение мимолетности». Это патина, которую накладывает возраст; это природный цикл рождения и смерти.
Furniture combining cast aluminium and wood
Wood casting Hilla Shamia
Yuichi Takemata
Masaaki Saito
Не ворчать и не жаловаться на отчаянное положение, ненавидя бедность или даже пытаясь освободиться от неё; но восставать против материальных трудностей и ограниченности в материальном, преобразовывая это в новообретенную сферу духовной свободы;
не попасться в тиски мирских ценностей, но радоваться безмятежности за пределами повседневности, — вот жизнь истинного приверженца ваби.
Хага Косиро / Haga Koshiro

«Ваби» – особый способ жизни, находящий вкус в добровольной бедности, избирательной неприхотливости и гедоническом аскетизме.
«Саби» – особое свойство вещей, открывающих свою красоту в самоотречении, в безыскусной простоте, в деревенской неотесанности, в простонародной грубоватости, в несовершенстве, непритязательности и незаметности.
Соединившись в одно слово и одно понятие, ваби-саби стало центральным нервом и японского искусства, и всего мироощущения.
«Ваби-саби, – пишет чуткий интерпретатор японского духа в России, востоковед Н. Николаева, – способствует самоуглублению, состоянию внутреннего одиночества как особой выключенности из повседневной реальности… Это – красота заброшенного, покрытого патиной времени, неяркая и не бросающаяся в глаза… Это – постоянное ощущение бытия как небытия».
Например – почти разложившийся, готовый вернуться в землю осенний лист. Тая на глазах, он слабым намеком выдает свои исчезающие очертания. То, что нас пугает трупным запахом, на Востоке зовут ароматом тления. Мы, скажем, любим рождественскую елку в расцвете сил. Пышущая стеклянным румянцем, цветастая и блестящая, она нам кажется вызовом зиме. Но знатоку ваби-саби больше пришлись бы по душе выброшенные елки, валяющиеся на улицах города, приходящего в себя после праздника. Стоит взглянуть на них под другим углом, и мы увидим целый горизонтальный лес, уступивший кавалерийскому налету времени. Следы лихорадочного веселья – неуместный бант, нить серебряного дождика, осколок игрушки, – оттеняют угрюмую, но честную картину умирания. Предоставленная сама себе елка возвращается к естественному ходу вещей, заменяя чуждое ей пестрое убранство глухим оттенком увядшей зелени.
Ваби-саби вообще любит зеленый цвет. В нем много тех многозначительных нюансов, что напоминают об игре живого с мертвым: травянистая гамма весны, патина старой бронзы, мшистая затхлость гниения. Кажется, что по пути к черно-белой палитре небытия все вещи норовят стать зелеными. Не зря армия красит в защитный цвет все, до чего доберется.
Акцентируя смертность вещей, ваби-саби сближает их с нами.

Поэтому ваби-саби ценит то, чем мы брезгуем – вторичность, сношенность, затертость. Бывшее в употреблении всегда лучше нового.
…японский классик ХХ века Танидзаки: «При виде предметов блестящих мы испытываем какое-то неспокойное состояние. Европейцы употребляют столовую утварь из серебра, стали либо никеля, начищают ее до ослепительного блеска, мы же такого блеска не выносим. Наоборот мы радуемся, когда этот блеск сходит с поверхности предметов, когда они приобретают налет давности, когда они темнеют от времени. Мы отдаем предпочтение тому, что имеет глубинную тень, а не поверхностную ясность. Это тоже блеск, но с налетом мути, которая неизбежно вызывает в представлении лоск времени. Это выражение звучит несколько сильно, правильнее было бы сказать – «засаленность руками». И то, и другое выражает понятие глянца, образовавшегося в течение долгого времени на предметах, которых касаются человеческие руки: от постоянного обращения одного и того же места в руках жировое вещество проникает, впитывается в материю предмета, в результате чего и получается именно «засаленность от рук». Нельзя отрицать того, что в «художественную изящность», радующую наш взор, одним элементом входит некоторая нечистоплотность и негигиеничность.
Европейцы стремятся уничтожить всякий след засаленности, подвергая предметы жестокой чистке. Мы же, наоборот, стремимся бережно сохранить ее, возвести ее в некий эстетический принцип… Мы действительно любим вещи, носящие на себе следы человеческой плоти, масляной копоти, выветривания и дождевых отеков. Мы любим расцветку, блеск и глянец, вызывающие в нашем представлении следы подобных внешних влияний. Мы отдыхаем душой, живя в такого рода зданиях и среди таких предметов, – они успокаивающе действуют на наши нервы».
Японцы любят заваривать чай в чайнике из необожженной глины. Его пористые стенки впитывают летучие эфирные масла, придающие чаю ту тонкость аромата, которую на Востоке ценят несравненно выше вкуса. С каждой заваркой запах становится богаче, а чайник дороже. Заплатив вместо пятидесяти долларов пять тысяч, можно приобрести сосуд с документированной родословной, включающей фотографии всех его владельцев на протяжении трех поколений. Накопленное с годами ваби-саби делает чайник членом семьи, занимающим промежуточное положение между женой и кошкой.
Легенда о великом Сэн-но-Риккю рассказывает, что, тщательно подметя ведущую к чайному домику садовую дорожку, первый мастер чая тряхнул ствол дерева и рассыпал по ней желтые листья. Он же завел обычай пить чай не из китайского фарфора, а из крестьянских плошек для риса – «раку». Вылепленные без гончарного круга, вручную, они получались грубыми и кривыми. Эти чашки воплощали квинтэссенцию ваби-саби, пока не попали в музеи. Став предметом роскоши, они утратили печальное очарование бедной простоты. Чтобы вернуть ее в обряд, нынешние мастера подают чай в бумажных стаканчиках.
Александр Генис. Пейзажи.
Зеленый пейзаж. ВАБИ-САБИ
axel vervoordt
Книги
Robin Griggs Lawrence The Wabi-Sabi House: The Japanese Art of Imperfect Beauty


Diane Durston Wabi Sabi: The Art of Everyday Life
Leonard Koren Wabi-Sabi for Artists, Designers, Poets & Philosophers
Wabi Sabi: Timeless Wisdom for a Stress-Free Life
Cсылки:
https://dk.pinterest.com/pin/154740937170923234/
Столы из бетона, США
http://bevaradesign.com/
Столы из цельного куска, США, Сиэтл reclaimed wood sustainable design
http://www.urbanhardwoods.com/
Дизайн бетон с деревом
http://douglasthayer.com/
John Houshmand http://www.johnhoushmand.com/
http://elenakuzmina.blogspot.dk/2010/06/wabi-sabi-art-of-everyday-life.html
http://bookworm-quotes.blogspot.dk/2007/11/blog-post_22.html
http://wabisabi-style.blogspot.dk/
http://www.archplatforma.ru/index.php?act=1&catg=33&nwid=683
http://moastidrom.blogspot.se/
http://inredningsdesigner.blogspot.se/2012/04/editors-choice-stunning-furniture-of.html
Тут о столах — комбинировано с металлом и резиной
http://www.core77.com/blog/furniture_design/mth_woodworks_wood-and-resin-blended_furniture_designs_25165.aspTags: Бетон, Ваби Саби, Дерево, Дизайнеры, Идеи для дома, Интерьеры, Мебель, Постельное бельё, Эстетика, Японцы, взаимодействие цвета>Как создать интерьер в модном стиле ваби-саби: 8 полезных приемов

Как создать интерьер в стиле ваби-саби

1. Полюбите пустоту

Суть этого принципа строится на отличиях западного и восточного менталитета. Мы часто стремимся для красоты добавить что-то в интерьер: повесить картину, украсить диван подушками и пледом. Восток, напротив, для достижения прекрасного, убирает все лишнее. Они считают, что, только отказавшись от украшательства, можно увидеть суть.

Фото: ARFLEX JAPAN

2. Найдите прекрасное в природном несовершенстве

Увидев определение «несовершенство», можно было бы предположить, что ваби-саби дает «зеленый свет» на неопрятность и беспорядок. Это не так.

Под несовершенством понимаются те неидеальные формы, которые созданы природой и временем: грубый камень, неровности, ржавчина на металле, трещины на керамике.

Чем ближе удается приблизиться к такому природному несовершенству, тем лучше для создания интерьера в стиле ваби-саби.

Дизайн: Marion Lichtig Ltd

3. Поставьте простую мебель с природными изъянами

Каждая вещь в комнате стиля ваби-саби не должна стоять просто так, к мебели предъявляется то же требование. Она должна соответствовать двум критериям:

  • быть простой и гармонично вписываться в интерьер;

  • быть несовершенной, с природными изъянами.

Дизайн: Marion Lichtig Ltd

В этом дизайнеры находят общие черты с европейским стилем рустик, где предметы для обихода покрываются даже не краской, а матовым лаком, чтоб цвет дерева оставался нетронутым. Простые фасады из натурального дерева помогут создать нужную атмосферу.

Некоторую мебель можно взять из стиля лофт, например металлические конструкции с ржавчиной.

4. Выбирайте простой натуральный текстиль

Правилами выбора текстиля ваби-саби схож со скандинавским стилем: простые натуральные ткани (лен, хлопок, шелк) в их природном цвете.

Фото: H&M home

5. Организуйте мягкий, рассеянный свет

Вопросы освещения в дизайне интерьеров занимают большую роль, так как с помощью света можно добиться уюта, не прибегая к декору. Создавая комнату в стиле ваби-саби, стоит выбрать лампы с неярким, мягким, рассеянным светом. Дизайн светильников опять же можно позаимствовать из лофта — там любят простые незамысловатые формы.

Дизайн: Tukurito

6. Выбирайте минималистичный декор

Эстетика ваби-саби заключается в простоте, поэтому в таких интерьерах нет места декору в общем смысле, к которому мы все привыкли. Функциональность украшений, которые вы хотите использовать в интерьере, становиться во главу угла. Проявите дисциплину в желании создать привычный уют, так как важнейший принцип ваби-саби заключается именно в простоте и скромности.

Керамика в традиционном японском стиле считается визитной карточкой этого нового тренда. Такую посуду можно найти даже в ассортименте масс-маркета.

Фото: Zara Home

Если хочется декорировать комнату текстилем, выбирайте натуральные материалы, необработанные ткани. Стиль ваби-саби также можно передать в грубом необработанном дереве и камне, используйте их в отделке стен и пола. Вместо ковров положите циновки.

7. Организуйте закрытые места для хранения

В интерьере недопустимо использовать современную технику или компьютер, их лучше спрятать. Закажите встроенные системы хранения во всю высоту стен, в качестве фасадов используйте необработанное дерево, поместите внутри необходимую технику, выдвигающийся телевизор и другие вещи.

Если позволяют квадратные метры, для хранения одежды лучше организовать отдельную гардеробную, которую внутри можно оформить так, как хочется.

Дизайн: SEKI DESIGN STUDIO

8. Научитесь любить несовершенство

Совершенное несовершенство — так можно охарактеризовать трендовый стиль ваби-саби. Искусство видеть прекрасное в неидеальности мира, прочувствовать каждый момент и отвлечься от стремления быть совершенным — вот чему нам стоит поучиться у японцев.

Визитные карточки

Несмотря на то, что японский ваби саби невозможно уложить в какие-то определенные рамки, стиль имеет несколько визитных карточек.

Характерно использование натуральных материалов и спокойных тонов, внимание к фактуре материалов. Приветствуются старые и самостоятельно сделанные вещи.

Цвета, освещение и материалы

Используются спокойные тона: белый, бежевый, серый, коричневый, зеленый. Светлые тона придают легкость и пространство, зеленый и коричневый символизируют единение с природой.

Освещение неяркое и рассеянное. Пришло из чайных домиков, строившихся так, чтобы окна выходили на северную сторону.

Материалы не обязательно дорогие, но обязательно натуральные. Предпочтение отдается местным породам древесины, видам камня.

Если вокруг растут сосны и неподалеку существует гранитный карьер, дизайнеры скорее отдадут предпочтение именно этим материалам, презрев древесину лапачо и белый мрамор.

Отсутствие орнаментов и узоров с лихвой заменяется вниманием к фактуре. Разноцветные прожилки древесины, оттенки природного камня – неброская и благородная красота.

Мебель и аксессуары

Мебель лаконичная, без декоративных украшений. Она не должна выглядеть новомодной однодневкой. Обыгрываются потертые деревянные поверхности и неровности камня.

Интерьер должен показывать течение времени. Поэтому используют старые, но не обязательно антикварные вещи. Это может быть стул, который прослужил 20 лет или растрескавшаяся скульптурка.

Приветствуются вещи, сделанные своими руками и комнатные растения, особенно бонсаи. Как символ увядания в оформлении часто применяют сухие ветки.

Современные дизайнеры используют гамаки и подвесные кровати, добавляя таким образом необычности и колорита за счет оригинальности решения, а не за счет декора.

Обязательны элементы незавершенности, небрежности, неправильности, выражающие красоту несовершенства. Что это будет: обломанная каменная столешница, старые лестничные ступени или кривоватая глиняная чашка?

Незастеленная кровать

Некоторая незавершенность в интерьере выражается в неприбранной кровати. На первый взгляд небрежно брошенное покрывало, на самом деле уложено продуманными складками.

Необходимо подобрать правильное постельное белье. Обязательно натуральное, возможно жатое. Предпочтение отдается шелковистому сатину. Но хлопок, лен и шелк будут смотреться не хуже.

Кинцуги

Кинцуги (золотая заплатка) техника реставрации керамических изделий, придуманная японцами. Это целое искусство, в основу философии которого положено умение правильно воспринимать неудачи и ценить красоту изъянов. Такие изделия будут прекрасно смотреться в интерьере ваби саби.

По легенде в Японии 15 века сёгун лишился любимой чашки. Он приказал собрать все осколки и отдать мастерам для починки.

Когда работа была готова, японский сановник остался недоволен и потребовал переделать. Испугавшись гнева сёгуна, мастера превратили чашку в настоящее произведение искусства, заполнив трещины золотым лаком.

Не стоит пытаться оформлять подделку под Японию. Ведь имитации и подделки в интерьере — враги ваби саби. Нужно проникнуться философией и выразить ее альтернативным японским минимализмом. И помнить, что стиль ваби саби в Японии и в России отнюдь не одно и то же.

Современные дизайнеры советуют дополнительно использовать элементы минимализма, лофта и скандинавского стиля. Подобное решение придаст дизайну европейский акцент и естественность.

The following two tabs change content below.

  • Информация об авторе
  • Последние публикации

Ксения

Создатель сайта — DekoDiz.ru Приглашаем авторов, дизайнеров и магазины к сотрудничеству. Читайте об этом в соответствующем разделе

Последние записи от автора Ксения (Смотреть все)

  • Современная квартира художника из Чикаго — 14.05.2019
  • Большой уютный дом для семьи с тремя детьми — 08.05.2019
  • Минимализм в интерьере: эстетика простоты и свободы — 07.05.2019

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *