Татьяна лиознова фильмы

Татьяна Лиознова

Татьяна Михайловна (Моисеевна) Лиознова. Родилась 20 июля 1924 года в Москве — умерла 29 сентября 2011 года в Москве. Советский и российский кинорежиссёр, сценарист, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1969). Народная артистка РСФСР (1974). Народная артистка СССР (1984). Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1976). Создатель фильма «Семнадцать мгновений весны».

Татьяна Лиознова родилась 20 июля 1924 года в Москве в еврейской семье.

Отец — Моисей Александрович Лиознов, инженер-экономист, во время Великой Отечественной войны воевал в народном ополчении, погиб в 1941 году.

Мать — Ида Израилевна Лиознова.

Ида Израилевна, которая в одиночку воспитывала дочь, оказала на нее огромное влияние, в т.ч. и на выбор профессии Татьяной. Сама Лиознова впоследствии рассказывала: «Вечерами мама подолгу замирала перед стареньким нашим телевизором и всегда с такими глазами, будто ждала чуда! И я думала: «Это что же надо показывать, чтобы люди так смотрели?». Позже, когда дочь стала режиссером, Ида Израилевна следила за ее творчеством, вырезала рецензии из газет, с гордостью смотрела все фильмы, часто бывала на съемочной площадке.

После школы Татьяна Лиознова поступила в Московский авиационный институт, но проучилась там только один семестр.

В 1943 году поступила во ВГИК, на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. По окончании пробного семестра ее хотели отчислить за профнепригодность: Сергей Герасимов счел, что она слишком молода и неопытна для режиссера. Тогда Лиознова собрала всех отчисленных и привела Герасимова на спектакль, который она с ними поставила. И смогла переубедить Герасимова — тот взял ее обратно.

В 1949 году Лиознова окончила режиссёрский факультет ВГИК, в качестве курсовой работы поставила «Кармен» по новелле Проспера Мериме. Поставленный Лиозновой танец Кармен вошёл впоследствии в фильм «Молодая гвардия» как танец Любки. Ещё на третьем курсе стала помощницей Герасимова при постановке спектакля по роману Фадеева в Театре киноактёра, и на съёмках фильма.

Татьяна Лиознова в молодости

После окончания ВГИКа ее распределили на киностудию им. М. Горького, но тут же уволили — как говорила она сама, из-за национальности.

Некоторое время работала время работала в «Литературной газете». Позже была ассистентом режиссёра у своего учителя Сергея Герасимова, затем у Бориса Бунеева, была вторым режиссёром в дебютном фильме Станислава Ростоцкого «Земля и люди».

В 1952 году совместно с Герасимовым и Самсоном Самсоновым поставила спектакль «Седая девушка» по пьесе Хэ Цзинчи и Дин Ни в Театре имени Вахтангова. Совместно с Владимиром Беляевым написала две пьесы по мотивам китайских и корейских народных сказок. Пьеса «Голубая звезда» была поставлена в Московском ТЮЗе, в спектакле играл малоизвестный тогда Ролан Быков.

В 1958 году сняла свой первый фильм «Память сердца» по сценарию Сергея Герасимова и Тамары Макаровой (Тамара Макарова сыграла главную женскую роль), в 1961-м — «Евдокию» по повести Веры Пановой.

В 1963-м вышел ее художественный фильм «Им покоряется небо», посвященный погибшим летчикам-испытателям. В том же году фильм получил первый приз «Золотое крыло» на Международном фестивале авиационных и астронавтических фильмов в Довиле (Франция).

В 1965 году сняла фильм «Рано утром» (снова по повести Пановой) в сотрудничестве с оператором-постановщиком Петром Катаевым. В 1967-м вышел знаменитый фильм Лиозновой «Три тополя на Плющихе» с Татьяной Дорониной и Олегом Ефремовым в главных ролях. Картина получила первую премию на Международном фестивале в Аргентине с мотивировкой «за реальное отображение событий человеческой жизни, за супружескую верность».

В 1973 году на экраны вышел легендарный 12-серийный телефильм «Семнадцать мгновений весны», снятый по роману Юлиана Семёнова. Лиознова долго искала актера на роль главного героя, наконец, остановилась на Вячеславе Тихонове.

Работать с Лиозновой актерам было непросто. Она любила, чтобы в съемочном павильоне не было ни шороха, чтобы все внимали режиссеру. Не терпела, чтобы кто-то из актеров отвлекал внимание от съемок. А не выучить роль — это вообще было смерти подобно, тогда Татьяна Михайловна становилась очень жесткой. Исполнитель роли Мюллера Леонид Броневой говорил о ней: «Канцлер Бисмарк, дрессировщица. Иногда думал: ну его, все брошу! — разворачивался, доходил до двери павильона… И вдруг слышал вслед: «Мотор! Вот таким ты мне и нужен, на грани эмоций!».

Она все продумывала до мелочей. Тихонова она изводила паузами, говоря: «В этом фильме нет ни одной лишней паузы». Порой Тихонов спрашивал: «О чем я буду так долго молчать с сосредоточенным лицом?» «А ты вспоминай таблицу умножения!», — парировала режиссер. Знаменитая шестиминутная сцена встречи разведчика с женой вошла в историю. Но когда Татьяна Михайловна утвердила Элеонору Шашкову, она даже не предупредила, в чем будет заключаться ее роль. «Дайте хотя бы слова выучить!» — попросила молоденькая актриса. — «Иди спать, в твоей сцене нет слов».

Татьяна Лиознова на съемках фильма «Семнадцать мгновений весны»

За фильм «Семнадцать мгновений весны» она была награждена орденом Октябрьской революции. Сериал получил широкую популярность, его показы до сих регулярно повторяются по телевидению. Имена некоторых персонажей стали частью поп-культуры, будучи воспроизведёнными в многочисленных иронических образах и анекдотах.

После «Семнадцати мгновений весны» Лиознова шесть лет не снимала фильмы и занималась преподаванием. Вместе со Львом Кулиджановым руководила новой режиссёрско-актёрской мастерской.

В 1980 году сняла двухсерийный телефильм «Мы, нижеподписавшиеся» по одноимённой пьесе Александра Гельмана, несмотря на то, что пьеса уже шла во многих театрах. Гельман говорил о Лиозновой: «она с артистами нежно беспощадна».

В 1981 году представила комедийную музыкальную мелодраму «Карнавал» с Ириной Муравьевой в главной роли. Композитором фильма был Максим Дунаевский, написавший песни на стихи Роберта Рождественского (в том числе «Позвони мне, позвони», ставшую хитом). Соавтором сценария была Анна Родионова, на основе забытого рассказа которой и возник «Карнавал».

Последний фильм Лиозновой — трёхсерийный, телевизионный, под названием «Конец света с последующим симпозиумом» — экранизация пьесы американского драматурга Артура Копита. Фильм начали снимать ещё в 1986 году, но умер оператор Пётр Катаев. Работу оператора-постановщика заканчивал Михаил Якович. В фильме снимались Армен Джигарханян, Олег Табаков, Евгений Весник, Олег Басилашвили, Дмитрий Певцов. В связи с начавшимися переменами в стране пропагандистский антиамериканский фильм был больше не нужен телередакциям. Его показали один раз в начале марта 1987-го и больше не повторяли.

С момента создания Антисионистского комитета советской общественности (АКСО) Татьяна Лиознова состояла в нём в качестве члена.

Член Союза кинематографистов СССР.

12 июня 2000 года на открытом российском кинофестивале «Кинотавр» в Сочи ей был вручен специальный приз Президента Российской Федерации «За выдающийся вклад в развитие российского кино».

Болезнь и смерть Татьяны Лиозновой

Последние десять лет жизни тяжело болела. В 2002 году перенесла операцию на головной мозг. Были ситуации, когда ей становилось очень плохо — были болевые шоки. Потом возникли проблемы с опорно-двигательным аппаратом. В 2006 году она проходила реабилитацию в центре Дикуля. Передвигалась в коляске или на ходунках.

Ее приемная дочь Людмила вспоминала: «Она умирала в сознании. Она очень мужественно умирала. И все понимала». Перед смертью она сказала ей: «Людусь, спасибо за все… Я ухожу. Я все знаю. Помолимся…».

Скончалась 29 сентября 2011 года в Москве на 88-м году жизни. После кремации урна с прахом захоронена на Донском кладбище в могиле матери.

Татьяна Лиознова

Личная жизнь Татьяны Лиозновой:

Замужем не была. Своих детей не имела.

Когда Татьяна после окончания ВГИКа какое-то время работала в «Литературной газете», за ней пытался ухаживать главный редактор издания — известный поэт и писатель Константин Симонов. Однако на пути их отношений встала строгая мать Лиозновой, Ида Израилевна.

На съемках фильма «Земля и люди», где Лиознова была вторым режиссером, у нее начался роман со Станиславом Ростоцким. Их отношения длились много лет.

Татьяна Лиознова и Станислав Ростоцкий

У Лиозновой был роман с актером Арчилом Гомиашвили. Познакомились они на одном из актерских вечеров. Отношения прервались, когда Лиознова отказалась утвердить Гомиашвили на главную роль в сериале «Семнадцать мгновений весны». Актер затаил обиду и тридцать лет не общался с Лиозновой, даже когда та тяжело болела.

Татьяна Лиознова и Арчил Гомиашвили

Несколько лет встречалась с Владимиром Кириллиным, заместителем председателя Совета министров СССР Алексея Косыгина. Однако до брака у них так и не дошло.

Хотя своих детей Татьяны Лиозновой не было, но она тепло относилась к названой дочери — Людмиле Лисиной (преподавала на журфаке МГУ, была координатором всемирного проекта ЮНЕСКО «Дети в нужде» в России). Людмила — дочь ее друга, лётчика Василия Колошенко. Мать Людмилы умерла, когда ей было 19 лет. И с тех пор Татьяна Лиознова была всегда с ней. Сама Людмила Лисина говорила: «Сказать, что Лиознова заменила мне маму, нельзя… Никто никого не заменит. Но Татьяна Михайловна ярко появилась в жизни нашей семьи и заполнила образовавшуюся пустоту. Со мной у нее возник какой-то особый контакт: наверное, мамуля понимала весь груз ответственности, который лег на старшую из осиротевших детей, — и взяла под свое крылышко, пригрела».

Людмила Лисина — приемная дочь Татьяны Лиозновой

Фильмография Татьяны Лиозновой:

1979 — ВГИК: Педагоги и студенты говорят о профессии (документальный)
1998 — Новейшая история. Семнадцать мгновений весны 25 лет спустя (документальный)

Режиссерские работы Татьяны Лиозновой:

1958 — Память сердца
1961 — Евдокия
1963 — Им покоряется небо
1965 — Рано утром
1967 — Три тополя на Плющихе
1973 — Семнадцать мгновений весны
1981 — Мы, нижеподписавшиеся
1981 — Карнавал
1986-1987 — Конец света с последующим симпозиумом

Сценарии Татьяны Лиозновой:

1981 — Карнавал
1986-1987 — Конец света с последующим симпозиумом

>Татьяна Лиознова

Детство и юность

Будущая создательница кинолент родилась летом, 20 июля 1924 года, в столице СССР. Родители девочки — по национальности урожденные евреи. Отца звали Моисей Александрович. Он отучился на инженера-экономиста. С начала вступления Союза во Вторую мировую войну отправился на фронт, где погиб в 1941 году.

Режиссер Татьяна Лиознова

Мать Татьяны звали Ида Израилевна. Она окончила три класса школы, но по жизни была мудрой женщиной. После гибели мужа Ида Израилевна своими силами поднимала и растила дочь, обеспечивая девочку всем необходимым. Брачными узами она себя больше не связала.

Лиознова отличалась абсолютным музыкальным слухом. Она даже мечтала научиться играть на скрипке. Но когда услышала, как ужасно звучит инструмент, если берешь неправильно ноту, то разочаровалась и отказалась от затеи.

Татьяна Лиознова в молодости

По окончании школы девушку приняли в институт авиации. Она проучилась там один семестр, после чего в 1943 году подала документы во ВГИК и прошла на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.

Проучив Татьяну один испытательный семестр, преподаватели подумывали отчислить студентку. Они считали, что у девушки не хватает жизненного опыта для режиссерской стези. Татьяна убедила педагогов в обратном, продемонстрировав работы.

Татьяна Лиознова

Для курсового проекта в институте начинающий режиссер поставила «Кармен» по прозе Проспера Мериме. Созданный в постановке танец затем взяли в картину «Молодая гвардия». На третьем курсе института Герасимов взял девушку себе в помощь в театр и на рабочие съемки кинофильмов. В 1949 году Татьяна вышла из дверей института кинематографии. С этого момента началась творческая биография выпускницы в качестве квалифицированного режиссера.

Фильмы

По окончании института девушку распределили на киностудию имени Максима Горького. Но Татьяна не успела приступить к должностным обязанностям – начинающего режиссера сразу уволили. После этого она работала помощником Герасимова и Бориса Бунеева. В 1955 году выступила как второй режиссер в первом фильме Станислава Ростоцкого «Земля и люди».

Режиссер Татьяна Лиознова

В 1952 году в команде с Герасимовым и Самсоном Самсоновым поставила спектакль «Седая девушка». Затем в союзе с Владимиром Беляевым создала пару пьес по сюжету национальных сказок Кореи и Китая.

В 1958 году в фильмографии Татьяны появился дебютный фильм «Память сердца». Сценарий к картине написали Герасимов и Макарова. Вторая в ленте исполнила главную роль. По кинофильму прослеживалось, что Лиознова стремится создавать ярких героических персонажей.

Клавдия Лепанова в фильме Татьяны Лиозновой «Память сердца»

В 1961 году режиссер создала фильм «Евдокия». Лента снята по повести Веры Пановой. Актриса Людмила Хитяева, сыгравшая Евдокию, раскрылась в картине с новой стороны. Героическую тему Лиознова продолжила в фильме «Им покоряется небо» в 1963 году. Лента посвящалась погибшим летчикам-испытателям. В том же году Татьяна стала лауреатом премии «Золотое крыло».

В 1965 году вновь выпустила фильм по прозе Пановой «Рано утром». В создании ленты работала с оператором Петром Катаевым.

Эмилия Мильтон в фильме Татьяны Лиозновой «Рано утром»

В 1967 году мир увидел фильм «Три тополя на Плющихе». Спустя год картину оценили на Международном кинофестивале в Аргентине. История знакомства замужней женщины Анны и шофера такси, волею судьбы проникнувшихся друг к другу, была блистательна исполнена Татьяной Дорониной и Олегом Ефремовым. Критики отметили реальность воплощения жизни человека. Лента снята по рассказу Александра Борщаговского «Три тополя на Шаболовке».

Олег Ефремов и Татьяна Доронина в фильме Татьяны Лиозновой «Три тополя на плющихе»

В 1973 году Татьяна Лиознова создала шедевр под названием «Семнадцать мгновений весны». Фильм, состоящий из двенадцати серий, о советском разведчике Штирлице был тепло принят публикой и отмечен орденом Октябрьской революции.

Многосерийную ленту показывали в течение сорока лет. И сейчас фильм периодически выходит на телеэкраны. Для исполнения песен фильма режиссер пригласила Иосифа Кобзона и уговорила певца спеть в непривычной для того манере. В итоге, когда вышла картина, зрители не узнали голос Кобзона.

После выхода фильма о Штирлице Лиознова взяла перерыв в съемках на шесть лет. В это время она занималась преподавательской деятельностью и в сотрудничестве со Львом Кулиджановым руководила новой актерской мастерской.

В 1980 году вновь взялась за любимое ремесло и создала двухсерийную ленту «Мы, нижеподписавшиеся». Кинофильм создан по пьесе Александра Гельмана. На тот момент по сочинению был поставлен спектакль, но это не помешало Лиозновой показать другое видение произведения драматургии.

Ирина Муравьева в фильме Татьяны Лиозновой «Карнавал»

В 1981 году Татьяна Михайловна сняла мелодраму «Карнавал». Композитором кинофильма выступил Максим Дунаевский. Он написал музыку на стихи Роберта Рождественского. После выхода картины песни, звучавшие с экрана, слышались отовсюду. Главные роли в кинокартине исполнили Ирина Муравьева, Александр Абдулов и Юрий Яковлев. Муравьева за роль признана лучшей актрисой года по опросу зрителей.

Надежда Румянцева в фильме Татьяны Лиозновой «Конец света с последующим симпозиумом»

В 1986 году Лиознова завершила свой конечный трехсерийный фильм «Конец света с последующим симпозиумом». Съемка ленты начиналась с оператором Петром Катаевым, но он скоропостижно скончался. Поэтому доделывал фильм Михаил Якович. В картине задействованы Армен Джигарханян, Олег Табаков, Евгений Весник, Олег Басилашвили, Дмитрий Певцов. Так как в Союзе случились перемены, фильм с антиамериканской пропагандой стал не нужен. Картину показали один раз в 1987 году и после этого не выпускали на экраны.

Личная жизнь

Татьяна Лиознова не выходила замуж и не имела детей, хотя мужчины часто оказывали знаки внимания женщине. Режиссер не называла имен поклонников, но известно, что за ней ухаживал Арчил Гомиашвили.

Татьяна Лиознова

В течение жизни Татьяна жила с матерью, с которой у нее были близкие отношения. Когда Ида Израилевна постарела и много болела, Лиознова не участвовала в проектах, чтобы ухаживать за мамой.

В шестидесятые годы погиб близкий товарищ Татьяны – летчик Василий Калашенко. Женщина удочерила и воспитала дочку Василия – Людмилу – как родную. Та оставалась с приемной матерью во время болезни той и до последнего дня.

Лиознова сменила отчество с Моисеевны на Михайловну, потому что в СССР к евреям относились не очень хорошо. Татьяна Михайловна входила в состав Антисионистского комитета советской общественности. Она фигурировала в союзе кинематографистов.

В 2004 году в честь 80-летия режиссера сняли документальный фильм «Дожить до светлой полосы. Татьяна Лиознова». Режиссер рассказала о жизненном пути и стезе творца.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *