Ребенок 3 года не

Содержание

Почему ребёнок в 3,5 года не разговаривает

Тот факт, что ребёнок в 3,5 года не разговаривает, или общается хуже своих сверстников, настораживает большинство родителей. Если раньше они надеялись, что малыш догонит остальных детей в речевом развитии, и у него просто замедленный темп формирования речевых умений, то теперь становится понятно, что имеется серьёзная проблема. Считается, что позднее появление слов (после 3–4 лет) характерно для детей с речевым негативизмом, сложными нарушениями слуха, интеллектуального развития, психических процессов.

Нормы развития речи в 3 года и 5 месяцев

Внимательные родители всегда обращают пристальное внимание на значимые детали речи своего малыша. Ребёнок трёх с половиной лет уже имеет приличный словарь, состоящий из 300–800 слов. Он употребляет все части речи родного языка: существительные, глаголы, наречия, прилагательные, местоимения, числительные, союзы, частицы и предлоги. Когда малыш играет, занимается продуктивной деятельностью, манипулирует с предметами своего окружения, он проговаривает то, что делает.

Речь для малыша четвёртого года жизни – необходимое условие для общения со взрослыми и сверстниками. Он почти не пользуется мимикой или указательным жестом, предпочитая сказать, чем показать, активно добиваясь своего при помощи слов. Ребёнку по силам даже выполнение многоступенчатых просьб взрослых: «Сначала сделай то, а потом это», «Сначала сходи туда, а потом принеси это» и т. д.

Дети в 3,5 года охотно слушают, как им читают, внимательно рассматривая красочные иллюстрации к детским книжкам. Они могут слушать полюбившуюся им сказку по несколько раз, повторяя наиболее выразительные обороты и фразы.

Нормально развивающимся малышам 3 года и 5 месяцев доступно не только повторение за взрослыми, они активно занимаются собственным словотворчеством. Дети придумывают свои слова, бессознательно пользуясь законами родной речи. Этот процесс с любовью описан Корнеем Чуковским в книге «От двух до пяти»:

Возможные проблемы

Безречевые дети в возрасте 3,5 лет, на первый взгляд выглядят одинаково – они не могут произнести не только фразы, но и слова, или делают это с трудом. Однако неговорящие дети имеют совершенно разные дефекты:

  • Моторная алалия. При этой патологии ребёнок понимает обращённые к нему слова, но сам ничего сказать не может. Дефект связан с тем, что клетки головного мозга, отвечающие за речевое развитие, еще не созрели или были поражены в раннем возрасте, в течение внутриутробного периода.
  • Сенсорная алалия. Здесь нарушено понимание речи, и это обстоятельство влияет на формирование собственных высказываний.
  • Дизартрия. При дизартрии речь сохраняется, но из-за дефектов центральной нервной системы или нарушенного артикуляционного аппарата (волчья пасть, заячья губа, нарушение иннервации губ и языка) слова произносятся смазано и нечётко.
  • Афазия. Тяжёлое нарушение, ведущее к нарушению интеллектуального развития, когда речь была, но из-за поражения головного мозга начался её распад. При этом и язык, и губы, и слух ребёнка развиты нормально.
  • Задержка развития речи (ЗРР) или темповая задержка. До 4–5 лет можно надеяться, что у ребёнка разовьются структуры головного мозга, ответственные за формирование речи. У детей с ЗРР речь развивается в той же последовательности, что и у сверстников, но гораздо медленнее.
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР). У детей с ФФНР нарушено различение звуков (фонем), близких по звучанию, из-за этого, в дальнейшем могут возникнуть трудности освоения чтения и письма.

Причины задержки речевого развития в этом возрасте

В основе практически всех случаев проблемы лежит недоразвитие или повреждение центральной нервной системы. Нарушения могут возникнуть во время беременности матери, во время родов, в период новорожденности или в раннем детстве.

Причины недоразвития речи:

  • токсическое поражение или инфицирование женщины в период ожидания ребёнка;
  • несовместимость с матерью по резус-фактору, генетические заболевания;
  • родовая травма;
  • асфиксия в родах;
  • имеются нарушения или отсутствие слуха;
  • нейроинфекции и черепно-мозговые травмы, перенесённые в раннем детстве;
  • наследственная предрасположенность;
  • органическое недоразвитие ЦНС;
  • педагогическая запущенность, жизнь в социально неблагополучной среде;
  • неблагоприятные условия воспитания, когда малышом никто не занимается, с ним мало разговаривают.

Сложнее всего прогнозировать успешность коррекционной работы с ребёнком, имеющим поражение головного мозга. Эти причины дают наиболее тяжёлые формы отставания речевого развития.

Как проявляется задержка у детей с сохранным интеллектом

Нередко в практике педагогов, занимающихся восстановлением речевой функции, встречаются случаи, когда ребёнок четвёртого года жизни имеет нормальный слух и интеллект, но не говорит или делает это хуже сверстников. В то же время у такого малыша полностью нарушены все компоненты системы родного языка: фонематика, фонетика, грамматика и лексика.

Признаки общего недоразвития речи:

  • ребёнок понимает, все, что ему говорят, но свои мысли озвучить не может;
  • его слова малопонятна, похожи на речь иностранца;
  • он все ещё оперирует лепетными словами (кика, ляля, би-би);
  • не может повторить простейшие артикуляционные позиции, не понимает, как это сделать («улыбка», «трубочка», «лопаточка»), приходится помогать ему руками;
  • он не употребляет фразы даже из двух слов, имеются отдельные слова;
  • неправильно произносит даже звуки раннего онтогенеза, легко осваиваемые детьми раннего возраста (м, н, п, д, к, г, ф, б, в);
  • словарь очень беден и медленно накапливается.

Почти у всех детей 3,5 лет речевые нарушения сопровождаются нарушениями мелкой и крупной моторики. Эти малыши неловки, им непросто совершать тонкие движения двумя пальчиками, играя с мелкими игрушками. Они не любят рисовать, потому что не могут регулировать силу нажима на карандаш, кисточку, мелок.

Чтобы отличить сложное нарушение речи от гораздо более лёгкой в плане коррекции темповой задержки, нужно провести диагностику развития речи у логопеда и начать с ребёнком коррекционные занятия. Динамика развития речи малыша подскажет, с чем столкнулись родители и педагоги. Если прогресс налицо и речь заметно развивается, скорее всего, у малыша лишь временная задержка.

Как помочь ребёнку с задержкой речи

Прежде всего, следует получить консультацию детского психоневролога, психолога, отоларинголога. Встречаются случаи, когда родители замечают, что у ребёнка снижен слух лишь в возрасте 4–5 лет. Развитие речи из-за этого нарушается, ведь малыш слышит звуки, слов и фразы искаженно, тогда как своевременно поставленный слуховой аппарат смог бы решить проблему.

После медицинского обследования можно начинать сотрудничество с логопедом и педагогом-дефектологом. Коррекционная работа специалистов должна подкрепляться усилиями родителей. Важно не «спугнуть» малыша, настойчиво теребя его требованиями «скажи», «повтори». Специалисты заинтересовывают ребёнка, включая в занятия разнообразные игры.

Направления работы:

  • Развитие понимания речи – малыша просят выполнить инструкцию (покажи ушки, дай ручку).
  • Побуждение к высказываниям во время ситуаций, богатых на проявление эмоций – прячут игрушку, приговаривая «Где же она? Поищи!» Можно спрятаться самому или поискать ребёнка, приговаривая потешки, считалочки. Таким же действием обладает рассматривание фото близких людей с комментариями и вопросами.
  • Выполнение артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики – здесь отлично подойдёт какой-нибудь игровой сюжет, например, «сказка про Язычка», где приключения Язычка сопровождаются артикуляционными позами. Можно вырабатывать выдох при помощи мыльных пузырей, вертушек, закатывания бумажного мячика в ворота на столе, сдувания снежинок, одуванчика, включения в работу всевозможных дудочек, свистулек.
  • Формирование умения различать и воспроизводить простые ритмы – отбиваем ритм рукой, детским молоточком по столу, хлопаньем в ладоши.
  • Развитие сенсорных умений – здесь используются игры с кубиками, пирамидками, элементами мозаики и специально для этого приобретёнными геометрическими фигурками на различение цвета, размера, формы предметов.
  • Развитие словаря – показывание и называние предметов и явлений окружающего мира, проговаривание своих действий и действий ребёнка, вкладыши и лото.
  • Чтение произведений классической детской литературы (А. Барто, К. Чуковского, Е. Благининой, В. Берестова, С. Михалкова, С. Маршака), народных сказок, потешек, с рассматриванием и комментированием иллюстраций.

Ребёнок 3,5 лет с недоразвитием речи должен находиться в богатой речевой среде, наполненной не звуками работающего телевизора, а красивыми, правильными и чёткими словами и предложениями взрослых.

Задержка речевого развития — патология, которая требует своевременной диагностики и коррекции специалистами. Пренебрежение проблемой может повлечь за собой серьезные осложнения, к примеру, задержку психоречевого развития у дошкольников.

Как осуществить запуск активной репродукции первых слов в 1 год и 2 месяца? Почему малыш в 2-3-летнем возрасте не разговаривает? Какое лечение будет эффективным при ЗРР у детей? Как можно помочь ребенку в домашних условиях? Какие препараты нужны ребенку до 3-4 лет, если он плохо говорит?

Нормы развития речи ребенка по возрасту

Развитие речи ребенка — одна из наиболее приоритетных задач для родителей. Этому способствуют совместные занятия с мамой, чтение книжек, разговоры дома и на прогулке. Если родители не уделяют должного внимания своему малышу, то к трем годам он вряд ли научится разговаривать.


Первый год жизни — предречевой период. На этом этапе малыш познает мир, изучает различные явления, а также запоминает и воспроизводит первые звуки и слова. После того, как ребенку исполнится 1 год, родители должны следить за его речью. Малыши развиваются по-разному — кто-то позже, а кто-то раньше — поэтому нормы речи соответственно возрасту носят условный характер.

Врачи выделяют следующие этапы нормального речевого развития:

  • 1 год. В этом возрасте кроха знает около 10 слов из повторяющихся слогов — «ма-ма», «па-па», «ба-ба». При этом ребенок выполняет просьбы, может самостоятельно просить и приносить знакомые ему предметы. Пассивный словарь малыша составляет приблизительно 200 слов.

В 2-летнем возрасте случается так называемый взрыв. Ребенок при этом начинает активно превращать пассивную речь в активную. Этот скачок происходит внезапно, поэтому разговор двухлетних детей сильно отличаются от малышей в полтора года.

  • 2-ой год. В двухлетнем возрасте малыши начинают разговаривать фразами. Дети могут научиться этому только тогда, когда их активный словарь состоит из 50-100 слов. В этом возрасте некоторые малыши умеют задавать вопросы.
  • 3-ий год. В активном словаре ребенка к 3 годам должно быть приблизительно 300 слов. Малыш при этом умеет называть свое имя, имена родителей и родственников. В этом возрасте дети начинают строить развернутые предложения. К трем годам малышей понимают уже не только родители, но и посторонние люди.
  • 4-й год. Четырехлетний малыш выговаривает более 1000 слов. Дети умеют произносить все звуки, задавать вопросы и отвечать на них, а также правильно менять интонации.

Возможные причины задержки речевого развития у детей

Все вышеприведенные нормы имеют условный характер, однако существенные отклонения должны побудить родителей к консультации со специалистом. Чтобы устранить патологию, необходимо ликвидировать ее причину. Задержка речи у малышей возникает на фоне физиологических или биологических факторов, связанных со здоровьем, а также социальных предпосылок, вызванных неблагоприятным окружением малыша.


К числу причин биологического характера можно отнести:

  • минимальную патологию головного мозга на фоне перинатальной энцефалопатии;
  • гипоксию и асфиксию в родовой деятельности;
  • внутриутробное инфицирование;
  • преждевременные или поздние роды;
  • осложнения после вакцинации;
  • черепно-мозговые травмы;
  • тугоухость;
  • генетическую предрасположенность;
  • врожденные заболевания — ДЦП, аутизм, синдром Дауна;
  • менингит или энцефалит.

Если причина носит физиологический характер, то лечение займет очень много времени. В этом случае ребенку требуется комплексная терапия. Если малыш не может заговорить по одной из социальных причин, то исправить это намного проще и легче.

К числу предпосылок социального характера можно отнести:

  1. Педагогическую запущенность. Речь идет об отсутствии совместных занятий с ребенком — разговоров, игр, прогулок. Как правило, эта проблема возникает в семьях, где ребенок предоставлен сам себе.
  2. Несоответствующее возрасту развитие. Многие мамы пытаются что-то предпринимать для того, чтобы их ребенок как можно раньше заговорил, но подбирают для этого неподходящие методы. К примеру, включают очень взрослые мультфильмы или перегружают психику малыша ненужной и непонятной информацией.
  3. Гипервнимание со стороны близкого окружения. Если родители слишком навязчиво пытаются заставить ребенка заговорить, у них это вряд ли получится. Большинство мамочек в таком случае не стимулируют речевую деятельность, а, наоборот, тормозят ее.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: мнение доктора Комаровского о лечении навязчивых движений у ребенка

Разновидности и симптомы патологии

Задержка речевой деятельности — это диагноз, который ставят детям с несоответствием развития речи возрасту. Существует несколько основных проявлений этой патологии, среди которых:

  1. Темповая задержка. Многим родителям знакома следующая проблема — ребенок все прекрасно понимает, приносит предметы, которые просит мама, но его речь невнятна и ее очень сложно понять окружающим. В таком случае врачи говорят о темповой задержке речевого развития.
  2. Расстройства экспрессивной речи. Активный словарь малыша существенно отличается от речи сверстников. Ребенок при этом очень молчалив.
  3. Отставание в рецептивной речевой деятельности. Дети с таким диагнозом очень плохо понимают взрослых, причем проблемы со слухом у них отсутствуют.

Если родители пренебрегают всеми вышеперечисленными проявлениями, то к 5 годам может произойти переход к задержке психоречевого развития (ЗПРР) (рекомендуем прочитать: какие симптомы имеет задержка психоречевого развития у детей?). Чем раньше начнется лечение патологии, тем выше шансы ребенка на выздоровление. Если родители своевременно не обратят внимание на проблему, малыш будет отставать в психическом и речевом развитии в детском саду и школе. Симптомы ЗПРР — неумение строить логические цепочки, формулировать предложения, абстрактно мыслить и концентрировать свое внимание на задачах.

Диагностические методы

Если у малыша наблюдаются существенные отклонения в развитии речи, родителям не следует пренебрегать этой проблемой. Многие мамочки уверены, что каждый ребенок индивидуален и все дети овладевают отдельными навыками в разном возрасте. Такую точку зрения нельзя считать неправильной, но и верной ее тоже не назовешь. Если у малыша действительно нет никаких проблем, а задержка речевой деятельности — это всего лишь индивидуальная особенность, это сможет подтвердить любой специалист после проведения необходимых диагностических мероприятий.

Первым делом маме следует обратиться к педиатру, который может дополнительно направить кроху к другим детским специалистам. К числу врачей, к которым необходимо обращаться при задержке речевого развития, относятся:

  1. Невролог. Диагностика патологии неврологического характера, связанной с отставанием развития речи, позволяет врачу назначить специальное лечение, начиная с 12 месяцев. Если при осмотре невролог не обнаруживает никаких проблем, он может направить малыша на дополнительное обследование мозга (ЭЭГ и компьютерную томографию) для выявления причины задержки развития.
  2. Дефектолог. Этот специалист занимается с детьми после двух лет. Посещения дефектолога очень эффективны для развития речи, мышления, внимания и логики.
  3. Логопед. Этот врач занимается развитием речевой деятельности детей. Диагностические методы логопедов включают тест и шкалу психомоторного развития, шкалу раннего речевого развития. Эти специалисты исследуют поведение детей с темповой задержкой речи в естественной и искусственно созданной среде.
  4. Отоларинголог. Консультация этого специалиста необходима для исключения тугоухости — одной из основных причин отставания развития речи.
  5. Психолог. Если у ребенка не была выявлена ни одна из причин биологического порядка, значит, проблема заключается в педагогической запущенности или неправильном подходе родителей к развитию речи.

Особенности лечения ЗРР

Лечение этой патологии требует комплексности, особенно, если речь идет о возникновении проблемы на фоне социальных предпосылок. Основными составляющими терапии являются массаж, лекарственное лечение, физиопроцедуры, коррекционные занятия с дефектологом и логопедом.

Родителям в этом случае следует набраться терпения, поскольку положительного результата можно добиться не сразу. Мамам нужно помнить, что эффективность всех этих методов лечения напрямую зависит от их совместных усилий с малышом. Положительные эмоции, дружественная атмосфера в семье — это основные составляющие успешного овладения речью.

Лекарственные препараты

Все препараты должны приниматься ребенком строго по назначению врача. Самолечение может нанести малышу только вред. Как правило, в этом случае детские неврологи выписывают малышам препараты, стимулирующие речевые зоны головного мозга — Глиатилин, Пантогам, Циннаризин, Магне В6 и многие другие. Врач назначает лекарства в соответствии с возрастом малыша и степенью задержки его речевого развития.

Физиотерапия

Физиотерапия детей должна включать магнитотерапию, электрорефлексотерапию, дельфинотерапию и иппотерапию. С помощью этих методов осуществляется воздействие на участки головного мозга, которые отвечают за развитие речевой деятельности, дикцию, интеллект. Их применение запрещено до 2-х лет.

Электрорефлексотерапия, в отличие от других методов физиолечения, имеет несколько противопоказаний, среди которых:

  • эпилепсия;
  • психические расстройства;
  • судороги.

Времяпровождение с дельфинами и лошадьми — это инновационный метод, имеющий высокий показатель эффективности. Результативность дельфинотерапии и иппотерапии зависит от того, как часто ребенок общается с дельфинами и лошадьми. Только регулярные занятия позволяют добиться успехов в максимально короткие сроки.

Массаж

Массаж очень эффективен для преодоления ЗРР. Видимый результат появляется даже после первого курса. Проведение массажа требует квалифицированной подготовки, поэтому родителям лучше пригласить домой массажиста. Зоны, которым нужно уделять максимальное внимание — это мышцы лица, шея, лопатка, руки, живот. Воздействие на точки лица — уши, губы, щеки — также способствует запуску активной речи.

Коррекционные занятия

Коррекционная помощь необходима всем детям, у которых диагностировали задержку в развитии речи. Если она связана с социальными предпосылками, то ребенку потребуется консультация дефектолога, психолога и логопеда. Эти специалисты на своих занятиях создают естественные и непривычные коммуникативные ситуации, в которых ребенок должен себя как-нибудь проявить.

Дальнейшая стратегия лечения будет зависеть от того, насколько правильно ребенок подбирает образцы речи. Наиболее распространенными методами работы с такими детьми являются пальчиковые игры, упражнения на развитие моторики рук, продуктивные виды деятельности (лепка, рисование), а также гимнастика и подвижные игры. Многие дефектологи отдают предпочтение музыкотерапии, которая способствует улучшению памяти и концентрации внимания.

Профилактические меры

Предотвратить задержку речевого развития не так сложно. Во-первых, необходимо ежедневно заниматься со своим малышом, начиная с первых дней жизни — читать стихи, сказки, петь колыбельные, показывать предметы и рассказывать о них. К году дети уже должны уметь выговаривать несколько основных слов. Чтобы годовалый ребенок научился говорить свои первые 10 слов, ему необходимо создать благоприятные условия — исключить ссоры и ругань, познакомить с развивающими игрушками, соответствующими его возрасту, устраивать ролевые игры и комментировать эпизоды мультфильмов.

Если у мамы есть малейшие подозрения на проблемы с воспроизведением активных слов у малыша, ей следует сразу обратиться к педиатру. В возрасте 2,5-3 лет родителям желательно показать малыша логопеду в профилактических целях.

Мнение доктора Комаровского

Доктор Комаровский посвятил этой проблеме 39 выпуск своей передачи под названием «Почему ребенок не говорит?» (см. видео). Он выделяет единственную причину того, что малыш в этом возрасте выполняет все просьбы, но не разговаривает. Это дефицит общения в семье. Множество родителей оставляют ребенка наедине с мультфильмами или игрушками, а сами сутками напролет занимаются своими делами. Несмотря на то, что они целый день находятся в одном помещении и мама всегда рядом, пользы от этого в плане развития речи малыш не получает.

Для разговора детям необходим стимул. Например, игры с игрушками намного полезнее всех гаджетов. В процессе игры ребенку становится интересно узнать, как можно играть с предметом, что с ним можно и нельзя делать. На этом этапе возникает необходимость понимать взрослых. Таким образом происходит формирование пассивного словаря, который при грамотном подходе преобразуется в активную лексику.

Комаровский полагает, что нужно начинать бить тревогу, если ребенок в двухлетнем возрасте не может выполнить двухфразовую просьбу. Ее выполнение свидетельствует о том, что первый этап был успешно пройден, раз малыш соображает, что от него хотят. В противном случае ребенку требуется обследование невролога, логопеда и детского психолога.

Зачастую врачи сталкиваются с двумя противоположными подходами в отношении родителей к ребенку. В первом случае взрослые сверхобеспокоены: когла ребенок в два года не говорит, они уже бьют тревогу. Ведь по словам подруги, ее малыш в этом возрасте уже читал стихи!

Вторая группа упорно пытается не замечать проблем в развитии малыша, списывая всё на наследственность или сверхспокойный характер ребенка.

Часто родителей второй группы охватывает чувство ужаса, когда врач ставит диагноз «задержка речевого развития» (ЗРР) и выдает рецепт со списком лекарств для улучшения работы мозга.

Задержка речевого развития

Доктор Комаровский советует родителям в этом случае немедленно отказаться от подобного лечения: «Меня охватывает отчаяние: зачем столько лет писать и снимать, выкладывать всё это в открытый доступ, а потом видеть, что всё это никого не интересует?

Ну, казалось бы, сколько раз я уже писал о том, что никакие задержки речевого развития не лечатся лекарствами! Сколько раз предупреждал, что, если врач назначает таблетки, от которых ребенок якобы лучше заговорит, это не врач, а шарлатан…»

Доктор Комаровский настаивает на том, что следует выяснить главную причину задержки речи и уже начинать лечение исходя из нее: «В первую очередь необходимо выяснить, что именно вы подразумеваете под термином “не говорит”: не понимает и не говорит; всё понимает, но молчит; говорит, но непонятно (издает звуки, но не связывает их в слова); говорит отдельные слова, но не связывает их в предложения.

‡агрузка…

В любом случае, если у ребенка возникают проблемы с речью, в первую очередь нужно убедиться в том, что ребенок хорошо слышит. Если реакция на звук нормальная, болезнь ушей как причину речевого расстройства можно исключить.

Очень редко, но всё же бывает, что причиной “речевой отсталости” становится какая-нибудь болезнь мозга. Даже фоновое неврологическое нарушение может вызвать расстройство речевого центра.

Если у ребенка наблюдается что-либо подобное, то нужно лечить основное заболевание — причину затрудненности речи. Обращаться следует к невропатологу, и чем раньше, тем лучше.

Если же неговорящий ребенок здоров, всё понимает, активно общается с окружающими, узнает близких, то до 3 лет волноваться не следует. Если он не связывает буквы в слова, а слова в предложения и после 3 лет, то опять же нужно обращаться к невропатологу.

Если ребенок после 3–4 лет нормально разговаривает, но не произносит отдельных букв, обращаться нужно и к невропатологу, и к логопеду. Затрудненность речи у ребенка может быть вызвана и тем, что с ним просто-напросто мало разговаривают.

Если малыша, допустим, воспитывают не склонные к разговорам бабушка и дедушка, то вполне может быть, что в детском саду, в коллективе, ребенок наверстает упущенное, начнет разговаривать нормально».

А ты доверяешь мнению народного доктора? Тогда узнай из нашей статьи, как правильно лечить насморк у ребенка.

‡агрузка… Виктория Поплавская Считает, что искусство не знает отдыха! Увлекается рисованием, привыкла смотреть на жизнь взглядом художника. Уборку в доме и приготовление различных блюд считает не работой, а удовольствием: ведь к любому делу можно подойти творчески! Обожает нестандартные методы решения проблем. Любимая книга Виктории — «Три товарища» Э. М. Ремарка.

Как научить 3-х летнего ребенка хорошо разговаривать?

Стремление родителей к тому, чтобы их ребенок правильно развивался во всех отношениях, вполне понятно. Каждая мама и папа желают, чтобы их малыш был всесторонне образованным человеком, счастливым и здоровым. В этой ситуации все зависит не только от заложенной в генах человека информации. То, что заложено природой, необходимо постоянно развивать.

Развитие ребенка происходит поэтапно, он учится всему постепенно: говорить, ходить и многому другому. Родители часто обеспокоены, когда малыш развивается несоответственно своему возрасту. С наступлением времени говорить, родители ждут с нетерпением от ребенка связанных фраз и вопросов.

В предыдущем материале вы уже ознакомились со статьей как помочь ребенку 9 лет читать быстро, теперь поговорим про речь трехлетнего малыша.

Обратите внимание! Задержка или нарушение развития речи в этом возрасте могут быть связаны с серьезными нарушениями, которые требуют обращения к специалистам. Подробнее о них читайте в материале почему ребенок не разговаривает в 3 года.

Во многих случаях приходится ждать длительное время, потому что все дети разные. У них разный характер и темперамент, кто-то более замкнутый, а кто-то, наоборот, общительный. Поэтому сразу говорить, что ребенок отстает в развитии, если пока не говорит, рановато. Необходимо просто помочь детям это сделать.

Родители должны правильно оценивать ситуацию, чтобы помочь малышу. А для этого необходимо знать, что умеют делать дети в определенном возрасте. Мы говорим о детишках трех лет, поэтому рассматриваются умения детей в освоении речи этого возраста.

Успехи детей в речевом развитии в период от 2 до 3 лет

Все детки развиваются по-разному. Одни очень быстро улавливают всю информацию, другим приходится ее переваривать дольше. Но, существуют определенные действия, которые ребенок от 2 до 3 лет в этом возрасте выполняет. Это можно отнести и к развитию речи. К трем годам жизни ребенок:

  1. В возрасте после двух лет дети пытаются строить слова из нескольких слогов, могут повторить за взрослыми словосочетания из двух слов и пытаются самостоятельно построить предложения.
  2. Становится более частым употребление множественного числа, прошедшего времени и местоимений.
  3. Ребенок к 3 годам различает смысл нескольких предлогов, знает свой пол и фамилию с именем.
  4. Достигнув возраста почти трех лет, дети различают основные цвета спектра.
  5. Если дети переживают, они уже могут делиться с родителями.
  6. В это время ребятишки засыпают близких разными вопросами и могут составить предложение из нескольких слов.

Вот такие успехи в развитии речи делают наши маленькие непоседы в 3 года. Любой родитель наблюдает за своим малышом, и сможет оценить уровень его развития. Если наблюдается сильное отставание, это сразу заметно.

Установление эмоциональной связи с ребенком

В рассматриваемом возрасте многие дети уже хорошо произносят все звуки, кроме шипящих и «р». Их речь не всегда понимают посторонние люди, но родителям она всегда понятна. На этом этапе развитие речи малыша почти полностью зависит от родителей.

Дети этого возраста полностью копируют не только поведение родителей, но и их речь. Очень важно установить эмоциональный контакт с ребенком, чтобы он слушал маму или папу, понимал, о чем они говорят.

Не стоит засорять свою речь. Это разные ругательные и грубые слова, слова- паразиты, уменьшительные названия. Дети очень быстро их улавливают и запоминают. Впоследствии их трудно будет отучить.

Для того чтобы речь ребенка развивалась правильно, необходимо больше общаться с ним, проводить время в занятиях и играх.

Определенными действиями, направленными на развитие речи ребенка, можно добиться хороших результатов.

Трехлетнего малыша уже можно знакомить с понятием “время”. А с 4-х лет учить определять его. Как научить ребенка понимать время по часам – читайте в нашем следующем материале.

Если вы заметили ошибки в речи малыша, следует постараться исправить их как можно скорее. Читайте далее – “Как научить ребенка правильно ставить ударения“.

Важные советы по развитию речи

Итак, как научить ребенка разговаривать? Все советы, которые будут рассмотрены далее, помогут родителям научить ребенка говорить. Эти рекомендации поддерживаются ведущими логопедами, которые постоянно занимаются с детьми и видели результаты этой работы.

Родителям необходимо постоянно следить за тем, что говорят их дети, и как говорят. Это поможет раньше заметить недостатки и поработать над ними. Правильная речь детей является залогом хорошего развития мышления.

А это значит, что такие дети будут лучше учиться, осваивать большой объем информации и в дальнейшем легко общаться с людьми.

Многие советы из этой статьи актуальны и если вы хотите научить ребенка разговаривать в 2 года.

Расширение словарного запаса детей возможно при следующих действиях:

  1. Создать с ребенком игру, в которой будет показываться предмет, проговариваться его название, объясняться его действие и то, для чего он нужен.
  2. Родители должны соблюдать четкую последовательность в этой игре:
    • произнести название предмета;
    • рассмотреть его внимательно вместе с ребенком;
    • назвать отдельные части предмета;
    • научить малыша, как обращаться с вещью и показать, какие действия она может совершать;
    • дать детям время рассмотреть предмет внимательно и поиграть с ним.

К завершению 3-го года жизни дети уже имеют словарный запас около 1 тыс. слов. Все развиваются в разных условиях, от этого зависит количество слов, которые знает малыш. Поэтому необходимо, чтобы дети общались с большим количеством людей, проявляли инициативу и стремились к исследованию окружающего мира. В дальнейшем это поможет быстрее научить ребенка правильно писать.

Возможно вам также поможет использование разрезных картинок для детей 2-3 лет, о которых мы упоминали ранее.

Как заниматься с ребенком

Для лучшего понимания речи

  1. Читать детям сказки, объясняя, какие действия там происходят. После этого задавать вопросы и слушать ответы детей.
  2. Предлагать рассматривать малышам картинки с разными сюжетами. Отвечать при этом на вопросы, если они возникают.
  3. Играть в игрушки, совершать с ними действия, при этом называя их. Например: машинка едет, кукла спит.
  4. Необходимо поручить ребенку совершить определенные действия.

Для развития правильной интонации:

  1. Повторять вместе с детьми слова и предложения.
  2. Научить ребенка различать вопросительную и восклицательную интонации.
  3. Просить малыша повторять слова за вами с разной громкостью и скоростью.
  4. Вовлекать ребенка в развивающие игры для детей разных возрастов, чаще давать ему возможность общаться.

Как научить детей правильно произносить слова:

  1. Необходимо задавать ребенку разные вопросы и просить отвечать на них. В этой игре и сами отвечайте на вопросы детей, правильно проговаривая ответы.
  2. Читая стихи, можно просить малышей заканчивать фразу, договаривая слова.
  3. Устраивать театр. Показывать детям разные представления, при этом обращая внимания на произношение слов.

При помощи игр и других занятий вы поможете детям познать окружающий мир, а также познакомите с множеством предметов и их назначением.

Все о том, что должен уметь ребенок в полтора года.

Развиваем правильную речь: как быстро научить ребенка говорить букву “р”? Видео – упражнения.

После того, как навык разговорной речи в достаточной мере освоен, можно переходить к тренировке чтения и письма. Как научить ребенка правильно писать без ошибок подробно рассказывается в одном из наших следующих материалов.

Для мам, которые любят вязать, мы добавили на сайт новый материал – как связать жилетку ребенку 1 год.

Видео о том, как правильно учить разговаривать

Проблемы с пищеварением у детей встречаются не так редко. По вашей просьбе на сайте размещена статья – жидкий стул у ребенка 2 года лечение.

Еще одна новая статья будет полезна родителям очень подвижных малышей – Как выбрать самокат для ребенка 2 лет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *