Про экологию детям

Что такое экология

Ирина Майер
Что такое экология

Границы разделяют государства, делят территории суши и морей. Но невозможно разделить планету Земля, ее природу и подчинить ее развитие административному и государственному делению. Она продолжает жить по своим законам. Воздушные и водные потоки, облака и птицы, насекомые, рыбы и звери продолжают двигаться, расти, питаться, размножаться, как и десятки тысяч, миллионы лет назад, когда человека еще не было.

В последнее время человек все чаще обращается к биологическим наукам, которые могли помочь ему постичь законы природы и употребить их на свое же благо.

Науки о природе тесно связаны между собой. Объединяет их экология- наука комплексная, развивающаяся, помогающая в формировании мировоззрения и воспитания личности.

Современную экологию можно определить как науку о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека и природы.

По определению И. Д. Зверева (1980 г.) «Экологическая культура предполагает наличие у человека определенных знаний и убеждений, а его практическая деятельность, отвечающая требованиям бережного отношения к природе, становиться важным показателем общественной активности и гражданской сознательности личности»

Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. До определенного воздействия человека сглаживалось процессами, происходящими в биосфере, но в настоящие время человек стоит на грани экологического кризиса. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап дошкольного обучения, когда они получают первые знания о культуре взаимоотношений с природной средой.

Любовь к природе можно воспитать лишь на основе знаний, как мы уже отмечали, о растениях и животных, условиях их жизни, основных потребностях, а также навыков и умений по уходу за растениями и животными. Формированию бережного отношения к природе способствует и ее эстетическое восприятие. Кроме того, у детей всех возрастных групп необходимо воспитать познавательное отношение к природе, желание узнать о ней как можно больше.

Знания о сезонных изменениях в природе. В дошкольном возрасте доступны следующие знания об изменениях в природе: каждый сезон имеет свою продолжительность дня и ночи, определенный характер погоды, температура воздуха, типичные осадки; особенности явлений неживой природы определяют состояние растительного мира и образ жизни животных в данный сезон.

Систематизация знаний о сезонах происходит на основе установления временных (что за чем происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей. Важно развивать у детей умение наблюдать за изменениями природных явлений, воспитывать чувство любви ко всему живому, обучать некоторым несложным способам охраны природы.

Для формирования экологического мировоззрения детей необходимо постоянно наблюдать за множеством проявлений движения и изменениями в природе, не проходить мимо равнодушно: конечно при этом сам педагог должен быть грамотным, творческим и — что очень важно — дружелюбно настроенным по отношению к природе.

Куда бы вы не пошли с детьми на прогулку — в парк, сквер, лес, сад, огород- везде растут не просто растения, а «клевер», «одуванчик», «колокольчик»: живут не просто животные, а каждый со своим именем (названием, как у людей. Шум дождя летнего отличается от шума дождя осеннего, разные голоса у ветра и реки и т. д. Необходимо учить детей все это видеть в природе.

При формировании экологического мировоззрения у детей дошкольного возраста необходимо:

— формировать знания детей об объектах и явлениях в природе в системе и логической последовательности.

— изучать взаимосвязи в природе в соответствии с принципом сезонности, в этом случае наиболее полно проявляются возможности раскрытия связей.

Энциклопедия для детей. Экология.

Энциклопедия для детей / Гл. ред. В. А. Володин. – М.: Аванта +, 2001. – Т. 19: Экология. – 448 с.: ил.

По-гречески «экос» — «дом», «логос» — «наука». Экология — наука о доме, о месте жительства. Наука о доме — для мыши и журавля, для червя и ба­бочки, для сосны и ландыша. Дом этот очень большой: вся Земля является домом для существ, на ней живущих.

Экология возникла как раздел био­логии. Именно биологи были первы­ми, кто стал изучать взаимосвязи между существами, их сообществами и той средой, где они живут. Да и са­мо слово «экология» придумал один из великих натуралистов XIX в. — не­мецкий биолог Эрнст Геккель.

Шли годы, всё больше и больше учёных занимались изучением живых существ в их взаимосвязях между со­бой и с окружающим миром. Удалось открыть, а потом и чётко сформули­ровать многие экологические прин­ципы, закономерности. Это исклю­чительно важно, потому что, зная правила и законы природы, можно их использовать на благо человека. Мож­но, развивая промышленность, обес­печивая людей всем необходимым, вместе с тем сохранять природу, по­могать ей нести тяжёлую ношу, имя которой — человечество.

По существу, эта книга посвяще­на одной теме: как законы экологии работают внутри живой природы и во взаимоотношениях человека с природой. Что можно и нужно, а что нельзя и опасно делать в нашем боль­шом доме под названием Земля.

Современная экология давно пере­стала быть только биологической дисциплиной. В недрах биологии уда­лось сформулировать законы гораздо более общие, относящиеся не только к живой природе, но и к связям био­логических, физических, химических объектов и процессов с человеком и обществом. Именно эту их всеобщ­ность увидели государственные деяте­ли, а не только учёные. В 1970 г., ког­да состоялась первая экологическая конференция ООН в Стокгольме, эко­логия приобрела ещё и политиче­ское значение, стала частью мировой политики.

Экология включает в себя много самостоятельных разделов, направле­ний, часто принадлежащих к раз­ным научным дисциплинам. Она ди­намично развивается. Например, два-три десятилетия назад никто не слышал об экологии культуры, об этноэкологии, видеоэкологии и т. д.

Сила любого закона — в том, что никто не может безнаказанно его на­рушать. Нельзя нарушать и законы экологии. Сто лет компании, выпуска­ющие автомобили, продавали их и считали своё дело успешно сделан­ным. А теперь во многих странах либо разрабатываются, либо уже при­няты законы, обязывающие автомо­билестроителей (впрочем, как и мно­гих других товаропроизводителей) нести ответственность за свою про­дукцию и после того, как её переста­ли использовать. Автомобильные ком­пании теперь вынуждены налаживать сбор и захоронение отработавших свой срок автомашин. Сейчас в про­мышленной экологии разработана да­же концепция так называемого жиз­ненного цикла вещей: давая согласие на выпуск какого-то продукта, обще­ство должно ясно представлять, что будет с ним в дальнейшим, где закон­чится его существование и что при­дётся делать с его «останками». Ответ всегда один и тот же: надо наладить производство таким образом, чтобы отходы и конечные результаты (любая вещь в конце своего жизненного цик­ла) одного промышленного производ­ства стали сырьём для другого.

Если бы о законах экологии по­мнили строители советских атомных подводных лодок, то на побережье Ба­ренцева и Белого морей (на Севере) и на Камчатке не скопилось бы более 150 отслуживших свой срок проржа­вевших громадин, уничтожение и переработка которых сегодня превра­тились для России в одну из общена­циональных экологических проблем.

Если бы атомщики 40 лет назад бы­ли хоть чуточку более экологически ответственными, не упирались бы де­сятилетиями в небо мрачные мёртвые корпуса выведенных из строя старых атомных блоков под Екатеринбургом и Воронежем. Да и вообще, вся атом­ная промышленность развивалась бы по-другому, не допуская насыщения биосферы экологически опасными антропогенными (т. е. сделанными че­ловеком) радионуклидами. От некото­рых из них (таких, как криптон-85 или радиоактивный углерод) нельзя убе­речься сегодня даже на уединённом тихоокеанском атолле. И невозможно предугадать, как проявятся в биосфе­ре через тысячи и миллионы лет прак­тически вечные радионуклиды, со­зданные в чреве атомных реакторов, такие, как иод-129, плутоний-2 39 и -240, америций-241. Последствия их распространения для природы и человека пока никто не может пред­сказать. Именно игнорирование зако­нов экологии атомной индустрией — ещё недавно самой гордой и мощной отраслью промышленности — застав­ляет сегодня страну за страной отка­зываться от её услуг.

Настаёт время расплаты за эколо­гическое невежество и авантюризм и для космической промышленности. До сих пор люди достаточно беззабот­но запускают многотысячетонные ап­параты в атмосферу, дальний и ближ­ний космос и не думаем всерьёз об экологических последствиях этого сверхмощного вмешательства в дели­катнейшие химико-физические про­цессы. Человечеству может аукнуться загрязнение околоземного простран­ства — жаль, что тогда уже не будет в живых людей, бездумно создавших эти проблемы, и решать их придётся тем, кто только сегодня входит в жизнь.

Экология, экологический подход касается всего и вся. Действию зако­нов экологии в окружающем нас ми­ре и посвящена эта книга.

← Предыдущая

Сегодня в обиходе очень модный и актуальный термин — экология! Но что подразумевают люди, употребляя это слово в своей речи, вписывая его в статьи, научные работы и «отрывая» от него заветный кусочек «эко», чтобы «приклеить» к чему-то важному, например: «экопродукты», «экокожа», «эколайф»?

На самом деле, «экология» — слово, состоящее из греческого «ойкос» — ‘дом’ и «логос» — ‘наука’. Получается, что дословно «экология» — это наука о доме. Но, конечно, само понятие намного шире, многогранней, интересней, чем кажется, если отталкиваться от этого определения.

Если погрузиться в осмысление всего, что значит этот модный термин, то можно открыть для себя много нового и весьма интересного, особенно для человека, который нацелен на правильный (здоровый) образ жизни.

Экология: что это такое и что она изучает

Экология — это наука, изучающая взаимодействие живых организмов с окружающей средой. Исходя из перевода составного термина, это наука о доме. Но под словом «дом» в экологии понимают не то или, точнее, не только то жилище, в котором проживает конкретная семья, отдельный человек или даже группа людей. Под словом «дом» здесь понимается целая планета, мир — дом, в котором живут все люди. И, конечно, в разных разделах экологии рассматриваются отдельные «комнаты» этого «дома».

Экология изучает всё, что как-то взаимодействует или влияет на живые организмы. Это очень объёмная наука, которая затрагивает добрую сотню актуальных вопросов для человека и его жизни на земле.

Виды экологии

Как и некоторые другие науки, экология включает в себя множество различных разделов. Ведь уместить всё важное в одном направлении довольно сложно. Можно запутаться и так и не сделать нужных выводов, не найти решений для серьёзных проблем.

Стоит знать, что экология — это сравнительно молодая наука. Ей всего-то не более 200 лет. Однако на сегодняшний день наука стоит на одной ступени по степени важности с математикой, физикой, биологией и др. При этом некоторые научные сферы (ботаника, химия, микробиология) экология не просто затрагивает, а даже базируется на них.

Различают такие виды экологии:

  • экология биосферы — раздел, изучающий среду обитания человека и глобальные изменения в ней;
  • промышленная экология — направление, занимающееся изучением влияния на окружающую среду промышленных предприятий и процессов;
  • экология отрасли — каждая отрасль занимательна и интересна с точки зрения экологии;
  • сельхоз-экология — изучает влияние и взаимодействие сельского хозяйства с окружающей средой;
  • эволюционная экология — изучает процессы эволюции живых организмов и влияние их на среду обитания;
  • валеология — наука о качестве жизни и здоровье человека;
  • геоэкология — изучает геосферу планеты и её обитателей;
  • экология морей и океанов — направлена на изучение вопросов чистоты водной поверхности земли;
  • социальная экология — наука о чистоте социальной области;
  • экономическая экология — направлена на разработку алгоритмов рационального использования ресурсов планеты.

По сути, разделы этой науки всё время расширяются и множатся. Но абсолютно все ответвления сводятся к общей экологии, задачей которой является сохранить здоровую среду обитания и не дать погибнуть нашей планете раньше отведённого времени.

Про экологию мысли и чистоту мировоззрения

Пока официально нет раздела в экологии, который бы был направлен на изучение влияния собственного мировоззрения человека на окружающую среду и собственное здоровье. Однако то, как думает и воспринимает окружающий мир человек, сильно влияет на его действия. Про экологию мысли забывать нельзя. Ведь только правильный ход мысли и глубокое понимание необходимости жить в ладу с природой, позволит сохранить наш «дом», не нанести ему ущерб. Человек с чистыми светлыми мыслями духовно здоров. Его физическое тело также более крепкое. А это тоже весьма важно для сохранения здоровья окружающей среды и создания комфортной экосистемы для каждого живущего на земле.

Термин и понятие экологии

Конечно, из всего написанного выше уже можно понять, что термин «экология» включает в себя огромный объём информации и «рассыпается» на важные элементы, грани которых составляют единую важную цель — изучение планеты и сохранение её здоровья. Но кто это всё придумал и почему это так важно? Стоит разобраться.

Кто ввел термин «экология»?

Впервые термин «экология» произнёс учёный-философ и естествоиспытатель Эрнст Генрих Геккель. Этому же немецкому философу принадлежит авторство таких биологических терминов, как онтогенез, филогенез, которые также имеют прямое отношение к экологии.

Что означает экология

Как уже можно догадаться, экология — понятие всеобъемлющее, заключающее в себя массу вопросов, связанных со средой обитания и её чистотой. Но почему мы так часто слышим составные слова с приставкой «эко» и понимаем это как чистоту, здоровье, безопасность? Ничего сложного! Ведь основной мыслью экологии как науки является поиск решений, позволяющих сохранить красоту и здоровье природы. Эколог — это человек, который изучает влияние любых процессов, веществ, вещей на мир окружающий и живые организмы. Поэтому, когда человек говорит экология, он подразумевает чистоту окружающей среды. Когда мы произносим любое слово с приставкой «эко», то подразумеваем, что это нечто чистое, безопасное и полезное для нашего здоровья. Исключением являются специфические термины, употребляемые в научной среде.

Экотоп — отдельный участок среды обитания живых организмов, претерпевший некоторые изменения в результате деятельности этих организмов.

Экосистема — среда взаимодействия группы живых организмов.

В остальных случаях слова с приставкой «эко» — это новые слова, составленные с заявкой на указание выгоды. Т. е., по сути, очень часто экопродукты, экоматериалы, экокультура — это всего лишь маркетинговый ход. Доверять слепо такой приставке не всегда стоит. Лучше внимательно присмотреться к вещи, которую пометили заветным зелёным листочком (эмблема экологически чистых товаров) и изучить состав. А уж потом делать выводы о чистоте и безопасности выбранного продукта.

Где и кому нужна экология

Сегодня предмет экологии изучают в школе, средних и высших специальных заведениях, вне зависимости от профиля. Конечно, на отделениях ботаники, агрономии, зоологии и т. п. этому предмету уделяют куда больше внимания, чем, например, на экономическом факультете. Но практически в любой общеобразовательной программе есть раздел экологии. И это не случайно. Каждый человек должен быть экологически грамотен. Вы можете не быть юристом, но понимать, какая среда вас окружает, вам стоит. Можно не владеть понятиями медицины, но знать основы, как сохранить здоровье планеты важно. Где и как мы соприкасаемся с вопросами экологии? Ну, например, когда вы идёте выбрасывать мусор, вы уже становитесь «винтиком» в механизме системы, которая или нарушает общее благополучие окружающей среды или помогает сохранить здоровье планеты. Ведь надо знать, как правильно и куда выбросить мусор, чтобы минимизировать отрицательное влияние отходов на здоровье людей и экосреды. Когда человек закуривает сигарету, он также оказывает непосредственное влияние на формирование фона здоровья природы. Одна, казалось бы, сигарета, но может принести массу негативных перспектив и самому курильщику, и окружающему миру в целом.

Сегодня экологические отделы есть почти при каждом промышленном предприятии. Экологическая служба работает в каждом городе. В масштабах страны вопросы экологии решаются и обсуждаются в рамках серьёзных совещаний. Об экологии нашей планеты говорят, думают, спорят ученые и обычные люди. Каждый день, просыпаясь утром, мы соприкасаемся с разными сферами этой науки. Она интересна, многогранна и очень важна для каждого из нас и для всех людей в целом.

Экологические проблемы и их решение

Когда мы заговорили о приставке «эко», как о знаке чистоты, — это была позитивная «частица» темы. Есть и обратная сторона — негатив! Словосочетания «экологическая проблема», «экологическая катастрофа» нередко нас пугают в заголовках газет, интернет-СМИ, телепрограммах и радиосводках. Обычно под этими словосочетаниями «прячется» что-то страшное, угрожающее и грязное. Грязь здесь имеется в виду в прямом смысле слова. Например, выброс с какого-нибудь завода в море загрязняет водную среду и может нанести ущерб живым обитателям этой экосистемы. Это экологическая проблема, каких сегодня может быть масса. Когда мы говорим об истончении озонового слоя, мы подразумеваем экологическую катастрофу, к которой может привести это явление. Наука, которую мы здесь рассматриваем, как раз направлена на то, чтобы минимизировать риски возникновения экологических проблем и уж тем более не допустить развития целых катастроф в масштабах города, страны, планеты. Именно для этих целей была создана и развивается эта многогранная, интересная и невероятно важная наука.

Как предупреждаются и решаются проблемы экологии

Если есть наука, существуют и учёные, которые занимаются её развитием. Учёные-экологи трудятся над изучением разных вопросов экологии. Это и узкоспециализированные сферы, как например агроэкология, зооэкология, промышленный комплекс и экология общая, классическая. По всему миру создаются и успешно работают различные экослужбы. Например, в нашей стране есть такой орган, как экологическая полиция. Это служба, которая следит за соблюдением правил экологической безопасности в городах и других населённых пунктах. На каждом предприятии есть собственный отдел, который контролирует влияние работы предприятия на окружающую среду и сдаёт отчётность по этому поводу высшим органам.

В масштабах мировой науки постоянно ведутся разработки, направленные на оптимизацию различных процессов, для снижения рисков развития экологических проблем и предупреждения возникновения катастроф. Экоконтроль работает в сетевых продуктовых магазинах, чтобы не допустить попадания на столы некачественных продуктов.

Но каждому человеку следует помнить, что и он является важным звеном системы, так или иначе влияющей на чистоту и здоровье нашего «дома», нашей планеты. От того, как живет, как думает, как действует каждый человек, тоже зависит очень многое. Поэтому стоит уделить внимание этой науке хотя бы на уровне общего ознакомления с её основными понятиями и проблемами.

Программа курса экология для малышей.docx — Программа «ЭКОЛОГИЯ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»

Многие дети совсем не знают и не различают птиц, часто встречающихся в нашей
местности. Поэтому в программу включен раздел “Пернатые друзья” На занятиях много
времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за
поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. Как
свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с
птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. На этих занятиях дети
устанавливают причинно­следственные отношения, знакомятся с понятиями “зимующие и
перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они
испытывают в это время. Отводится время на изготовление кормушек для птиц и
проведение открытия “птичьей столовой”.
4 – “Лесные тайны”
Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень, и
листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Чем сильнее пожелтел или покраснел
лист, тем легче он сбрасывается. На зиму деревья запасают в стволах и ветках крахмал и
впадают в постоянную спячку, как суслики, бурундуки, сурки. Зимой и летом одним
зеленым цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели – сосна, кедр, лиственница. В
декабре гибнет от рук людей множество елочек, даже целые просеки, молодых
лесопосадок. Лесники охраняют свои территории леса. Об этих и еще многих особенностях
роста и развития деревьев планируется рассказать в этом разделе.
5 – “Загадки животного мира”
Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их
приспособленности к зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса: белке,
зайце, лосе, о хищниках – волке и лисе. Познакомиться с дикими животными помогают
экскурсии в отдел природы нашего музея. Дети знакомятся с животными Костромской
области, занесенными в Красную книгу. Каждый год в нашем городе работает привозная
выставка экзотических животных, на которой ребята могут увидеть многих жителей
животного мира теплых стран.
6 – “Растения на окне”
Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно
развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми.
Поэтому вечнозеленый подоконник, обилие зелени в комнате, в классе, букеты цветов в
горшочках – хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети учатся
ухаживать, выращивать комнатные растения. Занимаются исследовательской работой о
влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.
7 – “Секреты неживой природы”

Экология для малышей

Сидорова Елена Алексеевна

Организация: МБДОУ Детский сад № 7 «Ёлочка»

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Навашино

Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатлениями, которые надолго (а порой на всю жизнь) остаются в памяти человека.

Приобщение к миру природы детей раннего возраста – это первая, начальная ступень в системе непрерывного экологического образования.

Постоянное общение ребенка с природой создает заметный оздоровительный эффект, снимает психологическую напряженность, помогает снять стрессы и агрессивность, настраивает на доброжелательное отношение ко всему живому. Именно поэтому в раннем возрасте так актуально заложить основы элементарных экологических представлений.

Цель проекта:

Создание условий для формирования экологической культуры детей раннего дошкольного возраста, развитие познавательного интереса к миру природы. Способствовать взаимодействию семьи и детского сада.

Задачи:

Образовательные

  • заложить первые представления и ориентиры о мире природы;
  • формировать познавательный интерес детей к миру природы на основе наблюдений за природными объектами и явлениями;
  • формировать элементарные нормы поведения по отношению к природе.

Воспитательные

  • воспитывать у детей гуманное и эстетическое отношение к природе;
  • воспитывать эмоционально — положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы;
  • воспитывать умение работать в группе детей.

Развивающие

  • способствовать развитию у детей познавательных и речевых умений;
  • развивать любознательность, наблюдательность;
  • развивать мыслительные способности;
  • развивать творческие способности.

Участники проекта:

Воспитатель, дети раннего возраста, родители.

Тип проекта:

По продолжительности – краткосрочный

По направленности деятельности участников проекта – познавательно-игровой.

Сроки реализации проекта апрель-май 2017 года

Подготовительный этап

— Изучение методической литературы по проблеме

— Анализ предметной среды группы

— Формулирование цели и задач проекта

— Разработка перспективного плана

— Подбор дидактических материалов для проведения экспериментальной работы

— Оформление родительского уголка с размещением консультаций, рекомендаций по экологическому воспитанию

Основной этап

— НОД по формированию элементарных экологических представлений с детьми раннего возраста

— Наблюдения с детьми за сезонными изменениями в природе и за растениями в группе

— Опыты

— Посадка родителями с детьми растений (создание огорода на окне в детском саду)

Заключительный этап (май 2017 года)

  1. Демонстрирование посаженных растений родителями совместно с детьми.
  2. Изготовление наглядной информации для родителей по экологическому воспитанию.

Формы работы с детьми раннего дошкольного возраста по формированию экологических представлений

Непосредственно образовательная деятельность

«Рассматривание комнатных растений и веток деревьев»

Цель: Познакомить детей с растениями, рассказать о том, что они живые: растут, пьют воду, их необходимо поливать, содержать в чистоте.

«Курочка и ее семейство»

Цель: Продолжать знакомить детей с домашними птицами – курочкой, петухом и цыплятами (на игрушках); учить отличать их по внешнему виду, видеть общее и различное, узнавать кто как говорит.

Изобразительная деятельность «Вот какие у нас цыплята»

Цель: Учить создавать образ цыплят, уточнить представление о внешнем виде цыпленка (туловище, голова).

«Рассматривание предметных картинок с изображением птиц»

Цель: Развивать понимание речи и активизировать словарь детей, обогащая его существительными, обозначающими названия домашних животных и птиц и их детенышей, формировать умение узнавать на картинках, в игрушках домашних животных и птиц.

«Рыбка, рыбка, где ты спишь?…»

Цель: Учить раскладывать силуэты рыбок в «аквариумы» разной формы (круглый и прямоугольный), классифицируя их по величине и цвету; фиксировать внимание детей на форме предметов.

«Рассматривание картины «Дети кормят рыбок»

Цель: Формировать умение узнавать и называть на картинках, в игрушках рыб; воспитывать бережное отношение к рыбам, желание, умение заботиться о них.

«Рассматривание картины «Дети на лугу с одуванчиками»

«Сравнение коровы и теленка, козы и козленка»

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Наблюдения с детьми за сезонными изменениями, наблюдения за птицами, растениями.

Наблюдение «Огород на окошке»

Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Кот и мыши», «Зайка серенький сидит…»

Игры с песком, свойства песка, изготовление куличиков (на прогулке)

Игра – эксперимент «Теплый – холодный» (с водой)

«Тонет не тонет» (опыты с водой)

Работа с родителями

  1. Консультация на тему «Экологическое воспитание детей в семье»
  2. Памятка по экологии «Прогулка в природу»

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1. Получение знаний детей о жизни растений и животных.

2. Создание необходимых условий в группе и на участке для наблюдений за жизнью растений, и возможностью ухаживать за ними.

3. Развить познавательный интерес у детей, любознательность, коммуникативные навыки.

4. Привить любовь к растительному миру, развить желание его беречь, охранять.

5. Развить умение рассматривать растения и животных, не нанося им вред.

6. Повысить активность родителей в воспитательно — образовательном процессе детей, направленной на пробуждение у детей интереса к экологическому воспитанию.

Список используемой литературы:

  1. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» , Т.И. Бабаева, А.Г. Гогобидзе, О.В. Солнцева и др.
  2. В. Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада»
  3. Литвинова «Познавательное развитие»
  4. Комплексно-тематическое планирование (ранний возраст)
  5. Алябьева Е.А. Природа. Сказки и игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128с. (Детям о самом важном).
  6. Добро пожаловать в экологию! Часть I Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста./ Сост. О. А. Воронкевич. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 160с. (Библиотека программы «Детство»)
  7. Уланова Л.А., Иордан С.О. Методические рекомендации по организации и проведения прогулок для детей 3-7 лет. – СПб: «Детство-пресс», 2008 – 160с.

Опубликовано: 03.05.2017

Определения

Эрнст Геккель, автор термина «экология»

Современная трактовка понятия экология намного шире, чем в первые десятилетия развития этой науки. В настоящее время чаще всего под экологическими вопросами ошибочно понимаются, прежде всего, вопросы охраны окружающей среды. Во многом такое смещение смысла произошло благодаря всё более ощутимым последствиям влияния человека на окружающую среду, однако необходимо разделять понятия ecological («относящееся к науке экологии») и environmental («относящееся к окружающей среде»). Всеобщее внимание к экологии повлекло за собой расширение первоначально довольно чётко обозначенной Эрнстом Геккелем области знаний (исключительно биологических) на другие естественные, а также гуманитарные науки.

Образное описание экологии: наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы.

Другое определение (экология — биологическая наука, которая исследует структуру и функционирование систем надорганизменного уровня (популяции, сообщества, экосистемы) в пространстве и времени в естественных и изменённых человеком условиях) дано на 5-м Международном экологическом конгрессе (1990) с целью противодействия размыванию понятия экологии, наблюдаемому в настоящее время. Однако это определение полностью исключает из компетенции экологии как науки аутэкологию (см. ниже), что в корне неверно.

Вот некоторые возможные определения науки «экология»:

  • Экология — познание природы, исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами окружающей среды.
  • Экология — это наука, изучающая все сложные взаимосвязи в природе.
  • Экология — биологическая наука, которая исследует структуру и функционирование систем надорганизменного уровня (популяции, сообщества, экосистемы), в естественных и изменённых человеком условиях.

История науки

Основная статья: История экологииДюны на озере Мичиган, Индиана, которые стимулировали развитие Г. Коулзомruen теории сукцессии

Уже с давних времён люди стали замечать различные закономерности во взаимодействии животных друг с другом и с окружающей средой. Однако в те времена даже биология не была отдельной наукой, являясь частью философии.

Античность

Первые описания экологии животных можно отнести к индийским и древнегреческим трактатам:

  • Индийские трактаты «Рамаяна», «Махабхарата» (VI—I века до н. э.) — образ жизни зверей (более 50 видов), места обитания, питание, размножение, суточная активность, поведение при изменениях природной обстановки.
  • Аристотель — «История животных» — экологическая классификация животных, среда обитания, тип движения, места обитания, сезонная активность, общественная жизнь, наличие убежищ, использование голоса.
  • Теофраст — даны основы геоботаники, а также описано приспособительное значение изменений в окраске животных.
  • Плиний Старший — «Естественная история» — представлен экономический характер зооэкологических представлений.

Древние греки в целом представляли себе жизнь как нечто, не требующее понимания и адаптации, что близко к современным экологическим представлениям.

Новое время

В Новое время, которое характеризуется подъёмом в области научного знания, экологические закономерности выявлялись учёными-энциклопедистами, зачастую весьма далёкими от биологии в своих основных исследованиях.

  • Р. Бойль — им проведён один из первых экологических экспериментов — влияние атмосферного давления на животных, стойкость к вакууму водных, земноводных и др. пойкилотермных животных.
  • Антони Ван Левенгук — описание пищевых цепей, регулирование численности популяций.
  • У. Дерем — «Физико-теология» (1713) — в этой работе впервые описан термин баланс в смысле регуляции численности животных.
  • Р. Брэдли — впервые экология описывается количественно — роль воробьиных птиц в истреблении вредных насекомых.
  • Рене Реомюр — «Мемуары по естественной истории насекомых» — рассматриваются количественные климатические факторы — постоянство суммы средних дневных температур в тени для сезонного периода в жизни организмов.
  • К. Линней — «Экономия природы», «Общественное устройство природы» — описана концепция равновесия в природе, применён системный подход к природе, оценено ведущее влияние климатических условий, описаны фенологические наблюдения — гибель одних организмов как средство для существования других, сравнение природы с человеческой общиной.
  • Ж. Бюффон — «Естественная история» — описано влияние факторов среды, исследования по популяционной экологии — влияние климата, характера местности и других внешних условий на популяции. Описан рост численности некоторых животных в геометрической прогрессии.
  • С. П. Крашенинников (1710—1759) «Описание земли Камчатки» (1755) — частная экология животных, описание растений, образ жизни.
  • И. И. Лепёхин «Дневные записки путешествия доктора и Академии наук адъюнкта Ивана Лепёхина по разным провинциям Российского государства», перевод Бюффона. Биологические характеристики зверей и птиц. Зависимость существования и географического распределения животных от климатических условий и растительности. Зависимость численности, распределения, плодовитости и миграций белки, кедровки и прочих от урожая кедровых орехов и других хвойных пород.
  • Петер Симон Паллас «Путешествия по различным провинциям Российского государства», «Zoographia rosso-asiatica» — экологический подход к изучению животных (влияние внешних условий на животную жизнь). Климатология и физическая география, описание частной экологии грызунов. Программа наблюдений периодических явлений в популяциях животных.
  • В. Ф. Зуев (ученик П. С. Палласа) «Начертания естественной истории» — первый в России школьный учебник. Описания экологии белки.
  • Э. Циммерман — Зоогеография (1777) — Зависимость распространения млекопитающих от климата как по причине его прямого влияния, так и через растительность как важнейший источник пищи для животных.

Первая половина XIX века

  • Ж. Б. Ламарк — «Философия зоологии» — Описаны взаимодействия организм — среда.
  • Т. Фабер «О жизни птиц далекого севера» (1825) — экология птиц.
  • К. Глогер — правило Глогера (1833) (географические расы животных в тёплых и влажных регионах пигментированы сильнее, чем в холодных и сухих регионах), заложены начала современной зоогеографии. Влияние климата на птиц — поведение, выбор местообитания, степень оседлости, окраску.
  • В. Эдвардс — «Влияние физических агентов на жизнь» (1824) — сравнительная экологическая физиология. Эксперименты по влиянию температуры и водной среды на развитие головастиков лягушки. Влияние температуры, влажности, света и др. на дыхание, кровообращение, температуру, рост тела у рыб, земноводных, рептилий, птиц, зверей, человека.
  • Спейн (1802) — эксперименты с длиной светового дня и яйценоскостью кур.
  • Е. П. Менетрие — изучение вертикального распределения животных в горах Кавказа.
  • Г. Бергхаус — «Всеобщий зоологический атлас» (1851) — сочетание климатических условий и биотических отношений. Зоогеографическое районирование на основе распространения хищных млекопитающих (хищники интегрируют совокупное воздействие элементов природы).
  • Ш. Морран (1840) — закрепление понятия «Фенология».
  • К. Хойзингер (1822) — разделение зоологии на зоографию и зоономию. Изучение причин и законов возникновения и существования отдельных животных и всего животного царства.
  • Генрих Георг Бронн (1850) — «Экономия животных»
  • Э. Эверсман, М. Н. Богданов — «Естественная история Оренбургского края» (1840—1866) — географическая зональность смены ландшафтов на основе изменений характера почвы. Биоценотические отношения между животными. Экологический оттенок в описаниях групп животных. Оценка экономического значения животных. Характеристика пустынных экосистем — бедность фауны при обилии особей. Прообраз в описаниях грызунов как представителей R-стратегов. Морфологические приспособления к условиям обитания — тушканчики на разных грунтах, адаптивное строение и добывание пищи у дятлов. Экономия природы.
  • К. М. Бэр — экспедиция на Новую Землю. Основы современной теории динамики популяций рыб.
  • А. Ф. Миддендорф — «Путешествие на север и восток Сибири», «Сибирская фауна» — зоологическая география. Природа как единое целое. Ландшафтно-экологический подход. Экоморфология и её приспособительное значение. Изопиптезы. Сезонные миграции птиц. Значение кочёвок птиц и зверей. Экология леммингов. Влияние полярного дня на морфофизиологические функции. Криптическая роль окраски. Сопряженность ареалов.
  • К. Ф. Рулье и Н. А. Северцов — основоположники российской экологии животных:

Карл Францевич Рулье — лекция «Жизнь животных по отношению к внешним условиям» (1852). Экологическая концепция, метод экологического изучения животных. Прямые и обратные явления жизни. Внутривидовые и межвидовые отношения животных. Существование общин (популяций). Проблема адаптации, морфобиологические особенности: жизненные формы животных, экологическая морфология, зоопсихология. Термины: зооэтика — зоогнозия, зообиология = этология Сент-Илера (от Милля). Н. А. Северцов «Периодические явления в жизни зверей, птиц и гад Воронежской губернии» — синэкологический аспект. Методический аспект — эколого-географический метод. Необходимость биоценологического подхода «местные мелкие фауны»: «Каждое явление мы изучаем у всех животных, у которых заметили его. Порядок в описании явлений определяется их естественной последовательностью — от весны до весны, только явления линяния отделены от прочих, современных им».

  • Жоффруа Сент-Илер «Естественная история органического мира» — этология = зоопсихология + экология.
  • Ч. Дарвин —

«Путешествие натуралиста вокруг света». Экономия природы. Объяснение паразитизма кукушки. Гибель крупных животных от катастрофических причин. Теория происхождения коралловых рифов. «Происхождение видов». Синэкологические взаимоотношения как наиболее важные. Классификация взаимоотношений организмов. Продуктивность и состав сообществ. «Прочно укоренившееся заблуждение — считать физические условия за наиболее важные». Демография популяций. Синэкология: Взаимосвязь кошки — мыши — шмели-клевер и его ареал. Роль птиц в расселении семян — количественные исследования. Адаптивное строение цветка энтомофильных орхидей. Эколого-морфологический анализ челюстного аппарата гусеобразных.

  • Э. Геккель и формирование экологии как особой отрасли науки:

«Всеобщая морфология организмов». Биология делится на: морфологию (биостатику) и физиологию (биодинамику), а для узкого понимания термина биологии мы вводим термин экология, синоним — биономия — «Общие основы науки об органических формах, механически основанной на теории эволюции, реформированной Чарлзом Дарвином». «Экология — наука об экономии, об образе жизни, о внешних жизненных отношениях организмов друг с другом и т. д.» (1 глава) = этологии Сент-Илера, хотя сам Геккель этого не знал. «Под экологией мы понимаем общую науку об отношениях организмов с окружающей средой, куда мы относим в широком смысле все условия существования» (19 глава). Экология — физиологическая дисциплина: форономия (общая физиология) — эргология (физиология функций) и перилогия (физиология отношений) — экология и хорология. Отсутствие обязательной корреляции между плодовитостью, численностью и масштабами географического распространения (глупыш и многие плодовитые виды). Для каждого отдельного вида в экономии природы имеется только определённое число мест (=экологические ниши Элтона). В одном месте может существовать тем большее количество животных-индивидов, чем более разнообразна их природа.

Экология животных после Дарвина и Геккеля

  • Форбс (1895) — замечание о понятии науки экология. Определение: наука об отношениях животных и растений к другим живым существам и ко всему их окружающему.
  • К. А. Тимирязев. Противник термина экология (биономия, биология в узком смысле).
  • М. А. Мензбир «Птицы России» — революция в зоологии: экологический подход к составлению систематических зоологических сводок.
  • М. Н. Богданов «Птицы и звери Черноземной полосы Поволжья, долины средней и нижней Волги» («Биогеографические материалы» 1871) — широко используется понятие биоценоза (введённого К. А. Мёбиусом в 1877 году). Курс лекций зоологии в Петербургском университете с широкой биологической точки зрения, введена концепция саморегуляции биоценоза.

Современная классическая экология

Современная экология — сложная, разветвлённая наука. Ч. Элтон использовал концепции трофической (пищевой) цепи, пирамиды численности, динамики численности.

Полагают, что вклад в теоретические основы современной экологии внёс Б. Коммонер, сформулировавший основные 4 закона экологии:

  1. Всё связано со всем
  2. Ничто не исчезает в никуда
  3. Природа знает лучше — закон имеет двойной смысл — одновременно призыв сблизиться с природой и призыв крайне осторожно обращаться с природными системами.
  4. Ничто не даётся даром (в оригинале «Бесплатных завтраков не бывает»)

Второй и четвёртый законы, по сути, являются перефразировкой основного закона физики — сохранения вещества и энергии. Первый и третий законы — действительно основополагающие законы экологии, на которых должна строиться парадигма данной науки. Основным законом является первый, который может считаться основой экологической философии. В частности, эта философия положена в основу понятия «глубокая экология» в книге «Паутина жизни» Фритьофа Капры.

В 1910 г. на Третьем Международном ботаническом конгрессе в Брюсселе были выделены три подраздела экологии:

  • Аутэкология — раздел науки, изучающий взаимодействие индивидуального организма или вида с окружающей средой (жизненные циклы и поведение как способ приспособления к окружающей среде).
  • Демэкология — раздел науки, изучающий взаимодействие популяций особей одного вида внутри популяции и с окружающей средой.
  • Синэкология — раздел науки, изучающий функционирование сообществ и их взаимодействия с биотическими и абиотическими факторами.

Также выделяют геоэкологию, биоэкологию, гидроэкологию, ландшафтную экологию, этноэкологию, социальную экологию, химическую экологию, радиоэкологию, экологию человека, антэкологию, информационную экологию и др.
В связи с многогранностью предмета и методов исследований в настоящее время некоторые учёные рассматривают экологию как комплекс наук, который изучает функциональные взаимосвязи между организмами (включая человека и человеческое общество в целом) и окружающей их средой, круговорот веществ и потоков энергии, делающих возможность жизнь.

> Связи экологии с другими науками

Экология как комплекс наук тесно связана с такими науками, как биология, химия, математика, география, физика, эпидемиология, биогеохимия, социология.

Методология экологии

Методологический подход к экологии как к науке позволяет выделить предмет, задачи и методы исследований.

Объекты исследования экологии — в основном, системы выше уровня отдельных организмов: популяции, биоценозы, экосистемы, а также вся биосфера. Предмет изучения — организация и функционирование таких систем.

Главная задача прикладной экологии — разработка принципов рационального использования природных ресурсов на основе сформулированных общих закономерностей организации жизни.

Методы исследований в экологии подразделяются на полевые наблюдения, эксперименты в поле или в лаборатории и моделирование.

Полевые методы представляют собой наблюдения за функционированием организмов в их естественной среде обитания и делятся, в свою очередь, на экспедиционные, маршрутные, стационарные, описательные и экспериментальные.

Экспериментальные методы включают в себя варьирование различных факторов, влияющих на организмы, в контролируемых лабораторных либо полевых условиях.

Методы моделирования позволяют прогнозировать развитие различных процессов взаимодействия живых систем между собой и с окружающей их средой.

> Учёные

Следующие люди внесли существенный вклад в представление об эволюции и экологии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *