Олег даль рост

Биография

Семья и молодые годы

Олег Даль родился в городе Люблино (ныне район Москвы), в доме № 63 по ул. Московской, ныне — Люблинской (позднее дом 63 стал домом 111 стр.1; часть дома, в которой, в двухкомнатной квартире № 110 на третьем этаже, актёр появился на свет, снесена в 2011 году). Отец — Иван Зиновьевич Жерко (1904—1967) — был уроженцем Воронежской губернии. В Москву приехал в 20-е годы, окончил Московский институт инженеров траснпорта (МИИТ) и затем тридцать с лишним лет проработал на Люблинском литейно-механическом заводе. Мать — Прасковья (Павла) Петровна (1906—1993), — учительница. В семье Далей была также дочь — Ираида Ивановна (в замужестве — Крылова) (1933), племянница — Татьяна Антонюк.

Всю жизнь Иван Зиновьевич любил музыку, сам научился играть на мандолине, хорошо пел, в молодости занимался в театральной студии и писал статьи в газету «Гудок». Подписывался под статьями фамилией Даль. Когда в стране началась всеобщая паспортизация, Иван Зиновьевич воспользовался моментом, чтобы узаконить литературный псевдоним — вписал его в паспорт. Так он сделался Далем, а его брат — Дальским.

Детство Даля прошло в городе Люблине, во дворе дома № 63 по Московской улице. Во время школьных тренировок по баскетболу начались проблемы с сердцем. Со школьных же лет началось его увлечение творчеством: живописью, литературой. Во время учёбы в школе занимался в театральной студии Центрального дома детей железнодорожников.

В 1959 году Олег окончил среднюю школу и решил поступать в Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина. Родители были категорически против этого, кроме того, Даль с детства картавил.

На экзамене в училище Даль читал монолог Ноздрёва из «Мёртвых душ» и отрывок из «Мцыри» своего любимого поэта М. Ю. Лермонтова. По результатам вступительных экзаменов Олега зачислили на первый курс училища (руководитель Николай Анненков). На курсе с ним учились Михаил Кононов, Виктор Павлов, Виталий Соломин.

В 1961 году Олег Даль был привлечён в качестве ведущего первых игр КВН. Был приглашён на эту должность режиссёром КВН — Беллой Сергеевой.

Даль был трижды женат, но детей ни в одном браке не родилось. В 1963 году женился на актрисе театра «Современник» Нине Дорошиной, однако брак вскоре распался. Второй женой стала актриса Татьяна Лаврова, этот брак тоже через полгода распался. В третий раз женился на монтажёре Елизавете Алексеевне Апраксиной (19 августа 1937—21 мая 2003), внучке литературоведа Бориса Эйхенбаума.

Первые роли

Дебют Олега Даля в кино состоялся в 1962 году в фильме Александра Зархи «Мой младший брат» по повести «Звёздный билет» Василия Аксёнова. Тогда же Сергей Фёдорович Бондарчук приглашает Олега попробоваться на роль младшего Ростова в «Войне и мире» (но пробы Даль не прошёл — вместо него на эту роль режиссёр взял тогда уже очень известного и популярного актёра О. Табакова), а Леонид Агранович доверил ему главную роль в психологическом детективе «Человек, который сомневается» (фильм вышел на экраны в 1963 году). Также одна из первых ролей — Сеня в фильме «Первый троллейбус» (1963).

Герои Олега Даля в ранний период его творчества — его ровесники, живущие с ним в одно время. Даль наделял создаваемые им образы своими личными чертами, своим обаянием с оттенком грусти.

В 1967 году Олег Даль снимался в картине Владимира Мотыля «Женя, Женечка и „катюша“». Премьера фильма, состоявшаяся 21 августа 1967 года, вызвала большой интерес у зрителей, но широкой известности актёрам не принесла, поскольку фильм по решению чиновников от культуры пошёл «вторым экраном» (тем не менее, фильм часто показывали на периферии, и он пользовался большой популярностью в народе). Однако, тогда же фильм Наума Бирмана «Хроника пикирующего бомбардировщика», в котором Олег создал образ обаятельного и умного стрелка-радиста Жени Соболевского, вышел на широкий экран, и об Олеге Дале узнала теперь уже вся страна, включая обе столицы. Его начинают приглашать сниматься ведущие режиссёры.

Даль создал широкую гамму образов на экране: Солдат («Старая, старая сказка»), Евгений Крестовский («Земля Санникова»), Учёный и его Тень («Тень»). В 1969 году актёр снялся в роли Шута в фильме «Король Лир» (режиссёр Г. Козинцев), на съёмках которого он познакомился со своей будущей женой. Роль Шута стала «знаковой» в творчестве Даля, эту роль высоко отметили не только советские, но и зарубежные (в частности, британские) кинокритики, а также исследователи творчества Шекспира.

Театр и кино

Олег Даль был прежде всего театральным актёром (хотя огромному количеству советских и российских зрителей он запомнился и полюбился своими ролями в кино). В 1963 году он получил приглашение в театр «Современник», где первые пять лет играл только роли второго плана. В 1968 году он сыграл Ваську Пепла в поставленной Галиной Волчек пьесе «На дне». Эта роль стала одной из самых ярких работ актёра в «Современнике». Образ вора Васьки в трактовке Волчек был устремлённым к счастью и красоте человеком. Спустя годы об этой роли восторженно отзывались коллеги Даля по цеху, работавшие вместе с ним в театре и на телевидении — Михаил Козаков и Константин Райкин. В дальнейшем Олег Иванович с успехом играл в спектаклях «Валентин и Валентина» М. Рощина, «Провинциальные анекдоты» А. Вампилова, «Из записок Лопатина» К. Симонова, «Принцесса и дровосек» М. Микаэлян и Г. Волчек. Одной из самых популярных театральных работ Даля в те годы стала роль Мужчины, в спектакле «Вкус черешни». Спектакль «Принцесса и дровосек» (1969), в котором Даль сыграл одну из главных ролей, стал и его первым режиссёрским опытом.

В 1971 году на экраны вышел фильм-сказка Надежды Кошеверовой «Тень», где Олег Даль сыграл две роли: учёного Христиана-Теодора и его Тени. Учёный Христиан-Теодор, воплощённый на экране Далем, — добрый, милый неудачник в потёртом бархатном костюмчике, вечный юноша, ждущий встречи со сказочно прекрасной любовью, с приключениями. Но приключение внезапно оборачивается раздвоением личности, и Тень-Даль мечется среди андерсеновских декораций с длинными ломающимися пальцами, с лицом-маской, с повадками диких животных.

У Олега Даля был свой взгляд на вещи и собственное понимание творческого процесса. Он часто менял творческие коллективы и режиссёров. В 1971—1972 годах он работал в труппе Ленинградского драматического театра имени Ленинского комсомола. В 1971 году его приглашал во МХАТ Олег Ефремов и даже начал репетиции. 1973—1974 годы стали весьма плодотворными — Даль снялся в пяти картинах: «Звезда пленительного счастья», «Горожане», «Не может быть!», «Военные сороковые» и «Вариант „Омега“». В 1975 году Даль покинул «Современник» и поступил на режиссёрские курсы ВГИКа (мастерская И. Хейфица), но не закончил их.

В 1975 году Анатолий Эфрос предоставил Далю возможность осуществить его давнюю мечту, предложив роль Печорина в телеспектакле «По страницам журнала Печорина». Ещё будучи школьником, прочитав «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова, Даль решил стать актёром, чтобы когда-нибудь сыграть главного героя повести. В 1977 году он снялся у Анатолия Эфроса в фильме «В четверг и больше никогда» в роли Сергея. Эта кинокартина (наряду с телефильмом «Отпуск в сентябре», который снимался в 1978 году и был полностью готов к началу 1979 года), стала одной из самых значительных работ Олега Ивановича в кино. Последней совместной работой Даля и Эфроса стал телеспектакль «Острова в океане» (1978). «Он был душевно очень высокий человек. Очень жёсткий, а за этой жёсткостью — чрезвычайная тонкость и хрупкость», — говорил об актёре А. В. Эфрос.

Встреча с Эфросом вновь вернула Олега Даля к работе в театре. В 1977 году он пришёл в Театр на Малой Бронной, где служил до 1978 года и сыграл несколько ролей, в том числе Алексея Николаевича Беляева («Месяц в деревне» И. С. Тургенева). Как вспоминал А. В. Эфрос про актёра в этой роли, «в серьёзной сцене он вскакивал, сняв ботинок, и гонялся за бабочкой — ловил, хлопал, убивал, и остановить его было невозможно».

Последние годы

Фильм «Отпуск в сентябре» (по пьесе А. Вампилова «Утиная охота», 1979) стал значительным этапом и одной из последних заметных работ (наряду с телефильмом «Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы») в творчестве Даля. Однако тогда картину посчитали «упаднической» и не выпустили в прокат, положив «на полку». Фильм вышел на телевизионные экраны только в июне 1987 года. Тогда же, на Всесоюзном телефестивале-1987, Олег Даль получил «приз за лучшее исполнение роли» (посмертно). В марте 1979 года Олег Даль принимал участие в съёмках документального телефильма «На стихи Пушкина», в нём актёр читал стихотворения великого русского поэта, а также исполнил два романса на его стихи.

11 ноября 1980 года Даль вошёл в труппу Малого театра, где он один раз (31 декабря 1980) вышел на сцену в роли Алекса («Берег» Ю. Бондарева). Последней его работой в кино стала роль Виктора Свиридова в фильме «Незваный друг» (1980).

В конце 1970-х годов, после запрета фильма «Отпуск в сентябре» и постоянных отказов Олега от приглашений известных режиссёров, он постепенно заработал репутацию опального актёра. До 1977 года актёр в течение десяти лет был «невыездным», и ему не разрешали покидать пределы СССР. В 1980 году с большим трудом удалось утвердить Олега на роль в картине «Незваный друг». Перед пробами произошёл конфликт с руководством студии «Мосфильм», который Даль пережил очень тяжело. Знакомые и коллеги отзывались, что выглядел Олег в последние месяцы жизни очень плохо, был в состоянии нервного и физического истощения. Известно также, что незадолго до смерти Владимира Высоцкого, в 1980 году, Олег Даль, поддерживавший с ним долгие годы дружеские отношения, был у него в гостях и читал ему свои новые стихи.

В 1980—1981 годах — педагог ВГИКа.

Актёр злоупотреблял спиртным и принимал меры для того, чтобы превозмочь свою предрасположенность к алкоголю. По свидетельству вдовы Олега Ивановича, Елизаветы, у него было слабое здоровье и больное сердце. Несмотря на это, работал он «на износ» и часто конфликтовал с режиссёрами, не желая сниматься в фильмах и работать в спектаклях, которые ему были не по душе, и которые он считал халтурными и далёкими от подлинного искусства.

Олег Даль скончался 3 марта 1981 года, на сороковом году жизни, в номере гостиницы «Студийная» в Киеве (ныне гостиница «Ника», по улице Довженко, 16), во время творческой командировки. Ему предстояли кинопробы на главную роль в картине «Яблоко на ладони» режиссёра Николая Рашеева. По распространённой версии, сердечный приступ был спровоцирован употреблением спиртного, которое было противопоказано больному, «зашитому» противоалкогольной капсулой. Вдова актёра, отрицая эту информацию, утверждала, что он просто скоропостижно скончался во сне «от остановки сердца». Похоронен 7 марта на Ваганьковском кладбище Москвы (участок № 12).

Творчество

Герои Олега Даля узнаваемы и своеобразны. Актёру была свойственна необычайная широта творческого диапазона — от детской сказки до трагедии. Интеллигентность и остроумие были свойственны ему с первого же появления на экране и сцене театра.

Даль был чрезвычайно требователен к себе и разборчив при выборе роли. Режиссёры приглашали Олега наперебой, но он чаще отказывался, чем соглашался. Так, например, Олег Даль отклонил приглашение сниматься в фильме Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», у Гайдая в «Инкогнито из Петербурга». В списке отказов Олега Даля: Динара Асанова, Олег Ефремов, Александр Митта (фильм «Экипаж», роль бортинженера Скворцова), Михаил Козаков (фильм «Безымянная звезда», роль Марина Мирою). Ещё ему неоднократно предлагали роли различных партийных руководителей или общественников, в фильмах на «соцреалистическую» тематику, но он относился к таким предложениям крайне негативно, и никогда не соглашался на подобную «халтуру». Очень отрицательно актёр отзывался о своей работе в фильме «Земля Санникова», хотя картина пользовалась огромным зрительским успехом.

Даль позволял себе поступки, которые трудно понять, не зная причин, их вызвавших. Он мог внезапно уйти из театра и бросить постановку за несколько дней до премьеры. Так случилось во МХАТе с Ефремовым и с Эфросом в театре на Малой Бронной.

В то же время о роли Зилова в фильме «Отпуск в сентябре» Даль мечтал ещё с того времени, когда впервые прочитал пьесу Вампилова и считал её своей. Также трепетно он относился к образу Печорина в телевизионном спектакле «По страницам журнала Печорина» (постановка Эфроса).

По мнению Анатолия Эфроса, Даль был воплощением современного актёра.

Даль был замкнут, нервен и нетерпелив, убийственно остроумен, а иногда невыносим. Всё чувствительное и нежное в себе он прикрывал такими парадоксально обратными красками, что иногда брала оторопь.

В нём всегда был какой-то мятеж. И если попытаться разгадать, против чего он постоянно этот мятеж в собственной душе поднимал, я бы сказал — против всех нелепостей нашей жизни, против всех её уродств.

…Даль ничего не делал формально, у него всё наполнялось содержанием, и каким! Я торопился снимать, не спрашивал, понял ли Олег какие-то мои пояснения, а плёнка потом отражала не иллюстрацию к пояснениям, а нечто самостоятельное и значительное.

— Анатолий Эфрос, Книга четвёртая

Эдвард Радзинский так отзывался о нём:

Он был болен одной из самых прекрасных и трагических болезней — манией совершенства. Он знал, как это играть надо, но нельзя было на этом безумном темпераменте, на этой беспредельной боли и нерве, на этих слезах в горле провести всю роль — так можно было только умереть…

Вениамин Каверин писал о творчестве Даля:

Даль никогда не исполнял никаких ролей. Он просто существовал в своём собственном, неповторимом образе. Но его личность, как у каждого талантливого человека, менялась в той мере, в какой перемены эти были необходимы для воплощения того или иного художественного образа, который ему был предложен.

Театральные работы

Почтовая карточка, выпущенная к 75-летию со дня рождения Олега Даля. Почта России, 2016 г., (ЦФА № 2016-090/1). Московский театр «Современник»

  • 1963 — «Голый король» Е. Л. Шварца — Генрих
  • 1963 — «Старшая сестра» А. М. Володина — Кирилл
  • 1963 — «Белоснежка и семь гномов» О. П. Табакова и . Е. Устинова — Гном Четверг
  • 1963 — «Вечно живые» В. С. Розова — студент Миша
  • 1964 — «Сирано де Бержерак» Э. Ростана — маркиз Брисайль
  • 1965 — «Всегда в продаже» В. П. Аксёнова — Игорь
  • 1966 — «Обыкновенная история» В. С. Розова по роману И. А. Гончарова — Поспелов
  • 1967 — «Декабристы» Л. Г. Зорина — эпизод
  • 1968 — «На дне» М. Горького. Режиссёр — Галина Волчек — Васька Пепел
  • 1969 — «Вкус черешни» А. Осецкой — Мужчина
  • 1973 — «Балалайкин и К°» М. Е. Салтыкова-Щедрина, пьеса С. В. Михалкова — адвокат Балалайкин. Постановка Г. А. Товстоногова
  • 1974 — «Валентин и Валентина» М. М. Рощина — Гусев
  • 1974 — «Провинциальные анекдоты» А. В. Вампилова — Камаев
  • 1974 — «Из записок Лопатина» К. М. Симонова — Гурский
  • 1974 — «Принцесса и дровосек» Г. Б. Волчек и М. С. Микаэлян — Магиаш. Постановка Галины Волчек и Олега Даля (1969)
  • 1976 — «Вечно живые» В. С. Розова — Борис Фёдорович Бороздин
  • 1975 — «Двенадцатая ночь» У. Шекспира — Сэр Эндрю Эгьючик. Постановка П. Джеймса (Англия)

Ленинградский театр имени Ленинского Комсомола

  • 1972 — «Выбор» А. Н. Арбузова — Двойников. Режиссёры Олег Даль и Р. А. Сирота

Московский драматический театр на Малой Бронной

  • 1977 — «Месяц в деревне» И. С. Тургенева — Алексей Николаевич Беляев. Постановка А. В. Эфроса
  • 1977 — «Веранда в лесу» И. Дворецкого — Челознов. Постановка А. В. Эфроса

Московский Малый театр

  • 1980 — «Берег» Ю. В. Бондарева — Алекс

Фильмография

  • 1962 — Мой младший брат — Алик Крамер
  • 1963 — Человек, который сомневается — Борис Иванович Дуленко
  • 1963 — Первый троллейбус — Сеня
  • 1965 — От семи до двенадцати — Шурик («Чёрный котенок»)
  • 1966 — Строится мост — Юлиан
  • 1967 — Женя, Женечка и «катюша» — Женя Колышкин
  • 1967 — Хроника пикирующего бомбардировщика — Евгений Александрович Соболевский
  • 1968 — Солдат и царица (короткометражный) — солдат
  • 1968 — Старая, старая сказка — Солдат / Кукольник
  • 1970 — Король Лир — шут
  • 1971 — Тень — Учёный и его Тень
  • 1973 — Земля Санникова — Евгений Крестовский, офицер-авантюрист
  • 1973 — Плохой хороший человек — Иван Андреевич Лаевский
  • 1973 — Пожар во флигеле — скульптор
  • 1975 — Звезда пленительного счастья — начальник караула (озвучивает С. Ю. Юрский)
  • 1975 — Не может быть! — Анатоль Барыгин-Амурский, муж Татьяны
  • 1975 — Горожане — пассажир, подвыпивший полярник, водитель вездехода
  • 1975 — Вариант «Омега» — Сергей Николаевич Скорин, старший лейтенант госбезопасности, он же капитан Пауль Кригер
  • 1976 — Обыкновенная Арктика — Антон Семёнович, новый начальник
  • 1976 — Как Иванушка-дурачок за чудом ходил — Иванушка-дурачок
  • 1977 — Золотая мина — Николай Косов, он же Борис Брунов
  • 1977 — Эти невероятные музыканты, или Новые сновидения Шурика (ТВ) — камео, участник вокально-инструментального ансамбля
  • 1977 — В четверг и больше никогда — Сергей Андреевич
  • 1978 — Личное счастье — Александр Никонович Канавин, актёр
  • 1978 — Расписание на послезавтра — Андрей Андреевич, директор школы
  • 1979 — Отпуск в сентябре — Зилов, инженер
  • 1979 — Приключения принца Флоризеля (ТВ) — принц Флоризель
  • 1980 — Мы смерти смотрели в лицо — Борис Владимирович Корбут, красноармеец
  • 1980 — Незваный друг — Виктор Свиридов, инженер-проектировщик
  • 1980 — Мелодия на два голоса — Киррилл Воробьёв

Киноальманахи

  • 1973 — Чацкий — это я! — Александр Андреевич Чацкий

Учебные фильмы

  • 1976 — Сказки Андерсена (учебный)
  • 1978 — Сказки Салтыкова-Щедрина (учебный)
  • 1980 — Поэзия Лермонтова (учебный)

Телеспектакли

  • 1969 — Ждите моего звонка — Гремин, поручик
  • 1969 — Удар рога — Хосе Альба
  • 1971 — Два Веронца — Валентино
  • 1974 — Ночь ошибок — Чарли Марлоу
  • 1974 — Домби и сын — Каркер
  • 1975 — Страницы журнала Печорина — Григорий Александрович Печорин
  • 1975 — Военные сороковые — исполнение песни «Эх, дороги»
  • 1977 — Трубка коммунара — чтение произведений И. Г. Эренбурга
  • 1979 — Острова в океане — посыльный

Прочее

  • 1979 — На стихи Пушкина — чтение стихотворений и исполнение песен

Озвучивание

  • 1962 — Деловые люди — Акула Додсон (роль В. В. Паулуса)
  • 1970 — Дорога на Рюбецаль — Бельчик (роль В. Г. Смирнитского)
  • 1973 — Дверь без замка — стройотрядовец (роль А. Минина)
  • 1975 — Альтернатива (документальный фильм Б. Загряжского об искусственном разуме) — голос ведущего за кадром
  • 1978 — Короли и капуста — Пол
  • 1978 — Расмус-бродяга — Оскар «Перекати-поле» (роль А. Л. Филозова)
  • 1978 — Как тоску одолели (мультфильм) — Весёлый мастер
  • 1980 — Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона — профессор Мориарти (роль Виктора Евграфова)

Библиография

  • «Олег Даль. Воспоминания. Материалы из архива (Стихотворения; Рассказы. Эссе; Письма; Дневник; Роли О. Даля)». // Составители Н. П. Галаджева и Е. А. Даль. — Москва: Издательство «Артист. Режиссёр. Театр». Редакционно-издательский комплекс «Культура», 1992
  • «Олег Даль. Говорю, то, что думаю…». // Составление и общая редакция А. Г. Иванов, наследные права и предисловие Е. А. Даль, оформление С. Зайцев. Издание второе, переработанное и дополненное. — М.: книжный магазин «Москва», 2001. Содержание:
    • из переписки с близкими: май 1970 г. — октябрь 1980 г.;
    • стихи последнего года: март 1980 г. — февраль 1981 г.;
    • творческий дневник: ноябрь 1970 г. — январь 1981 г.;
    • к истории последней работы: о моноспектакле на стихи М. Ю. Лермонтова;
    • хроника последней командировки в г. Пенза;
    • хроника прощания: 20 лет назад…;
    • годы, роли, Даль…
  • Галаджева Н. П., Иванов А. Г. , Даль Е. А. Олег Даль. Воспоминания. Стихотворения. Письма. — М.: Эксмо, 2001. — ISBN 5-04-007346-1.
  • Горбачев А. Н. Встречи в Политехническом: 1974—1997. — М., 1999 (последняя фотография О. И. Даля, февраль 1981)
  • Раззаков Ф. И. Звёздные трагедии. Загадки судьбы и гибели. — М.: ЭКСМО-пресс, 2000 ISBN 5-04-004335-X, ISBN 5-04-004333-3
  • Виолетта Баша. «10 шагов по вертикали. Памяти Олега Даля». // еженедельник «Моя семья», 2002

Тоже. // еженедельник «Наша Канада», 2004

  • «Максималист. Мальчишка. Мечтатель. Олег Даль» (Виолетта Баша, еженедельник «Моя семья», 2002, еженедельник «Наша Канада», 2004)
  • Элина Богалейша. «Олег Даль: Звезда ушедшего столетия». — М.: Издательство АНО «АРТ — Гармония», 2008
  • Печорин советского времени // «Совершенно секретно» No.1/402, 22 Января 2018 08:00. Андрей КОЛОБАЕВ

Примечания

  1. 1 2 Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #119164795 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
  2. Они были люблинцами
  3. 1 2 3 4 5 6 Олег Иванович Даль (недоступная ссылка с 14-06-2016 ) в энциклопедии Кругосвет
  4. 1 2 Олега Даль Творческая биография ссылка от 10 сентября 2008 г.
  5. Галаджева, 2001, с. 244.
  6. Галаджева, 2001, с. 241.
  7. 1 2 3 Виолетта Баша: «Десять шагов по вертикали». Памяти Олега Даля. Точка зрения
  8. Олег Даль Последние годы жизни ссылка от 10 сентября 2008 г.
  9. 1 2 интервью с Елизаветой Даль. Эфир ведёт Ксения Ларина 25 мая 2002 г. «Эхо Москвы» ссылка от 10 сентября 2008 г.
  10. Очередное заседание клуба киевоведов (13.01.2015)
  11. Елизавета Даль: «Жизнь с Олегом была для меня лучшим подарком» Учительская Газета № 16 (9941) от 15 апреля 2003 г.
  12. Энциклопедический словарь «Кино». — М.: Советская энциклопедия, 1986.
  13. 1 2 3 Олег Даль. «Взрослый молодой человек: Дневники. Письма. Воспоминания» Даль Е. А.; Ред. Поюровский Борис Михайлович. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. — ISBN 5-224-04078-7. ссылка от 10 сентября 2008
  14. Олег Иванович Даль :: актёры :: Люди :: (недоступная ссылка). Дата обращения 30 апреля 2013. Архивировано 10 мая 2013 года.
  15. Эфрос А. В. (рус.). — Фонд «Русский театр», 1993-01-01. — С. 132. — 440 с.
  16. Мирон Черненко. «…И лично Отечеству нужен» // «Искусство кино», 1968, № 8.
  17. А. Иванов. Неизвестный Олег Даль. Между жизнью и смертью. — М.: Эксмо, 2011. — ISBN 978-5-699-49510-8.

Биография

Олег Иванович Даль родился перед самым началом войны, 25 мая 1941 года, в подмосковном городке Люблино, который сегодня входит в территорию столицы. Кроме самого Олега в семье железнодорожного инженера Ивана Зиновьевича и учительницы Павлы Петровны была дочь Ираида.

Олег Даль в детстве

В школьные годы мальчик начал заниматься баскетболом, но очень скоро оставил эти занятия из-за обнаружившихся проблем с сердцем. После этого его увлечениями стали поэзия, литература и живопись. Как и любой мальчишка, выросший в военные годы, он мечтал о героической профессии летчика или моряка. Но детским мечтам не суждено было сбыться из-за упомянутых проблем со здоровьем. После прочтения произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Даль загорелся идеей стать актером, чтобы когда-нибудь сыграть Печорина. И спустя 15 лет его мечта сбудется.

Олег Даль в детстве

В 1959 году после окончания средней школы Олег Даль принимает решение поступить в театральное училище. Родители выступают резко против такого решения сына. Первым их доводом была нестабильность актерской профессии и, соответственно, зарплаты, а вторым — то, что Олег с детства картавил.

И тем не менее, он пошел сдавать вступительный экзамен. Для него подготовил монолог Ноздрева из Гоголевских «Мертвых душ» и отрывок из «Мцыри» любимого Лермонтова. После успешной сдачи экзамена талантливый юноша был зачислен на курс Н. Анненкова Щепкинского театрального училища. Его однокурсниками стали Виталий Соломин и Михаил Кононов.

Фильмы

В журнале «Юность» была напечатана повесть «Звездный билет», написанная В. Аксеновым, которую в 1961 году решил экранизировать режиссер Александр Зархи. После отбора среди студентов театральных училищ были отобраны несколько десятков человек и начались пробы, по итогам которых на роль в фильме был отобран Олег Даль (которому досталась роль Алика Крамера). Летом 1961 года начались натурные съемки в Таллине. Так на телеэкранах появился фильм «Мой младший брат».

Олег Даль в молодости

После выхода фильма на Даля обратили свое внимание сразу два именитых режиссера: Леонид Агранович и Сергей Бондарчук. Агранович даже доверил молодому актеру главную роль в своем фильме под названием «Человек, который сомневается». Сюжет фильма был детективно-психологическим. В его основу легли следующие события: после убийства школьницы следственные органы арестовывают невиновного знакомого убитой Бориса Дуленко (которого и исполнил Даль).

Олег Даль в фильме «Человек, который сомневается»

В 1963 году, когда этот фильм вышел на экраны, Даль как раз закончил обучение в театральном училище. На его дипломном спектакле присутствовала актриса театра «Современник» А. Покровская, которая была настолько впечатлена работой Даля, что пригласила его на работу к себе в театр. Пройдя двухэтапный конкурс молодой актер был зачислен в труппу. Но это не принесло большого прорыва. На протяжении нескольких лет Олег Даль исполнял в «Современнике» исключительно роли второго плана.

Следующей телевизионной работой Даля стал фильм «Первый троллейбус», снятый на Одесской киностудии. Картина вышла на экраны в 1964 году и была весьма тепло принята публикой за счет легкого и жизнерадостного сюжета.

Олег Даль в фильме «Первый троллейбус»

В течении последующих пары лет у Олега были всего две незначительные работы в кино (фильмы «Строится мост» и «От семи до двенадцати»). В 1966 его заметил режиссер «Ленфильма» Владимир Мотыль. Даль, рекомендованный Мотылю его коллегами, сразу попал в представляемый режиссером образ главного героя фильма «Женя, Женечка и «катюша»». Картина была принята общественными руководителями отрицательно и, несмотря на широкий успех у зрителей, была растиражирована очень малым количеством копий.

Олег Даль в фильме «Женя, Женечка и «катюша»

Тем не менее все эти проблемы никак не отразились на растущей популярности Олега Даля. Его следующей работой стал фильм «Хроника пикирующего бомбардировщика», в которой он исполнил роль летчика по имени Евгений Соболевский. Эта картина принесла актеру всероссийскую известность. Таким образом конец шестидесятых годов стал пиковым в карьере Даля как в кинематографе, так и в театре. В «Современнике», куда он вернулся после длительного перерыва, ему доверили первую значительную роль. Ей стала роль Васьки Пепла в пьесе «На дне».

В 1968-1969 годах Даль попадает в поле зрения таких известных кинорежиссеров, как Надежда Кошеверова и Григорий Козинцев. Именно Козинцев ввел Даля в своего «Короля Лира» на роль Шута, которая впоследствии стала одной из самых ярких в копилке актера. Этот фильм, который вышел на экраны в 1971 году, завоевал несколько международных премий на фестивалях в Чикаго, Милане и Тегеране.

Олег Даль в фильме «Король Лир»

В скором времени актер переезжает в Ленинград и вступает в труппу Ленинградского драмтеатра. В начале семидесятых в копилку актера добавляются еще несколько интересных киноролей.

В 1972 году актер приступает к работе над фильмом «Земля Санникова», в которой вскоре разочаровывается. По его мнению, из качественного материала сделали дешевое зрелище. После этой картины Даль более тщательно подходит к выбору ролей.

Олег Даль в фильме «Приключения принца Флоризеля»

В 1973 году сбывается его детская мечта — он воплощает на экране образ Печорина в картине «По страницам журнала Печорина». В течении 1973-1974 годов Олег Иванович снимается еще в пяти картинах.

Фильмография

  • Мой младший брат
  • Человек, который сомневается
  • Женя, Женечка и «катюша»
  • Хроника пикирующего бомбардировщика
  • Король Лир
  • Земля Санникова
  • Не может быть!
  • Вариант «Омега»
  • Золотая мина

Один из самых любимых советских актёров, Олег Даль не получил звания заслуженного, ни, тем более, – народного артиста. В своей недолгой жизни он для многих был неугодным, требовательным и неудобным. Фильмов, в которых он снимался, могло быть больше, а театров, которые он часто менял – меньше. Но так распорядилась с этим талантливым и неординарным человеком его беспокойная судьба. Причиной смерти Олега Даля стал сердечный приступ.

Он родился в 1941 году в Люблино, которое ещё не было Москвой, в интеллигентной семье и самого детства имел проблемы с сердцем. Ещё мальчиком, Даль проявлял способности к живописи, музыке и литературе. После окончания средней школы он, вопреки пволе родителей, захотелстать актёром и даже самостоятельно избавился от дефекта речи – картавости. Олег поступил в Щепкинское театральное училище и, после получения диплома, стал актёром Малого театра. Потом он пришёл в «Современник» к Олегу Ефремову, уже имея хорошую репутацию актёра. Там он встретил свою первую любовь – актрису Нину Дорошину, которая в 1963 году стала его женой. Но этот брак быстро распался: Дорошина, влюблённая в Ефремова, ему изменила.

Роли, которые Даль играл в «Современнике», были не слишком большими. Но в некоторых он, всё же, сумел выразить своё видение образа и московские театралы часто ходили в театр смотреть именно его игру. Дебютом Олега в кино стала драма «Мой младший брат», в которой он сыграл Алика. В 1966 году ему досталась интересная роль в военной комедии «Женя, Женечка и «Катюша», где его заметили зрители, а роль Соболевского в следующем фильме «Хроника пикирующего бомбардировщика» сделала Олега Даля известным. Затем были блестящие роли в сказках, которые раскрыли талант актёра во всей его полноте: «Старая, старая сказка» и «Тень», роль шута в «Короле Лире» и Крестовского в «Земле Санникова», которую сам актёр не любил.

Становясь всё более популярным у зрителей, Даль не становился более счастливым. Его второй брак с актрисой Татьяной Лавровой тоже не был удачным и длился полгода. Его часто не устраивали предлагаемые в спектаклях роли и он был требователен не только к себе, но и к режиссёрам, коллегам по сцене. Анатолий Эфрос вспоминал, что «Даль был замкнут, нервен и нетерпелив, убийственно остроумен, а иногда невыносим» и в нём всегда чувствовался «мятеж… против… нелепостей жизни… её уродств». Олег часто отказывался от эффектных ролей и переходил из театра в театр. И ещё он пил, зная о том, что это вредно для сердца и может плохо кончиться.

Далю повезло сняться для ТВ в роли Печорина, о которой он мечтал, сыграть советского разведчика в мини-сериале «Вариант Омега», воплотив в жизнь мечту любого русского актёра и создать романтический образ принца Флоризеля. На театральной сцене у него тоже были интересные, отмеченные публикой и критикой удачи. Несмотря на то, что вся страна полюбила его за роли в кино, Даль был, в первую очередь, великолепным театральным актёром: чутким, тонким и изобретательным. Он играл «в собственном неповторимом образе» – по определению Вениамина Каверина. Но всё это было на каком-то изломе, с вечной возможностью сорваться, отказаться, броситься в омут забвения.

Его третьей женой стала Елизавета Эйхенбаум, которая сумела создать для мужа уют, заботу и стабильность в доме, но изменить его творческую жизнь ей было не под силу. Даль конфликтовал с начальством и окружающими и запивал. Во время творческой командировки в Киев, он, уехав от опеки жены, выпил, хотя держался уже несколько лет. Противоалкогольная ампула, вшитая ему врачами в 1973 году, вызвала соответствующую реакцию сосудов и наступил кризис. Вдова актёра выступала против этой версии, настаивая на том, что Даля сразил обычный сердечный приступ, но о «торпеде» упоминали многие из друзей Олега Ивановича.

Однако вопрос, почему умер Олег Даль, в 1981 году, в возрасте 39 лет, оказался не таким важным, как решение о его захоронении: ни на одном из главных столичных кладбищ не нашлось места для этого актёра. Проблему решали на высоком уровне и, наконец, власти обязали директора Ваганьковского кладбища отыскать подходящий участок в центре. Его нашли на заброшенной могиле русской балерины ХIХ века Рославлёвой. Там, в тесноте, и похоронен Олег Даль.

5223 Просмотров

kan_kendarat

Вслед за m_yu_sokolov уважаемый kommari был потрясен следущим откровением Олега Табакова:

Какой же я советский? У меня с детства была двойная бухгалтерия…

Уважаемый kommari резюмирует: …Оказалось — двойная бухгалтерия.
Оказался говном. Не он первый. Наверное, не он и последний.
Прощайте, Олег Палыч. Для меня вы сдохли.»

Право, я удивлена их удивлением. Олег Палыч Табаков на протяжении поледних лет 20 без устали поливает СССР:

«В детстве, проведенном в Саратове, будущий народный артист СССР мечтал не только о сцене, но и о… покушении на Сталина. «Да не о покушении, — поправляет Олег Павлович. — У нас была попытка организовать тайное общество. У меня фантазия шла не очень далеко, и за основу я взял общество «Русская правда» Пестеля. Нашей конечной целью было свержение диктатора. Другое дело, что я не думал о том, каким образом добраться до Сталина. Эту деталь я не успел разработать… Знали ли об этом? Знали. Просто мне повезло, что он умер. Я начал все это в январе 53-го, а в марте он окочурился. «
(Сайт: Аргументы И Факты Статья: Матроскин навсегда )
-в: Мы спасли страны Восточной Европы от фашизма, но привили им социализм с не очень человеческим лицом. То есть, на ваш взгляд, сделали им больше хорошего или дурного?
о: Лен, мы самим себе сделали столько дурного… 72 года лжи и разрушения.
в: Ну, подождите, Олег Павлович, неужели за 72 года не было ничего созидательного? И совсем не было правды? Ведь это не так.
-о: Когда я говорю «ложь», я имею в виду глобальные, основополагающие вещи. Для меня, например, Великая французская революция — ложь. И идею «грабь награбленное», в каком бы виде она ни преподносилась, я считаю безусловно скотской. …Я не идиот и не ханжа, и, конечно, целую эпоху черной краской мазать не собираюсь, но мне диктатура рабочих и крестьян глубоко не симпатична.»
(Сайт: Известия Статья: За те слезы, которые были пролиты на нашей земле, Богу было угодно повысить цену за баррель нефти до 95 долларов Дата публикации: 26.12.2007)

«– Исторические персонажи, вызывающие у вас презрение?

– Сталин. Презираю и брезгую.

– Военное событие, достойное, по-вашему, наибольшего восхищения?

– Восхищения?! Да ну, чушь собачья. Не может такого быть.

– А победа во Второй мировой?

– Это не военное событие. Это боль наша, и слезы наши, и потери наши.»
(Сайт: Театральные Новые известия Статья: О.П.Т. в розницу Дата публикации: 01.09.2005)

Полагаю, достаточно? Отчего же именно сегодня вдруг все так изумились?

Меня же заинтересовали корни этой животной ненависти у актера успешного, обласканного Советской властью. Как хотите, но я уверена, что корни всегда закладываются в семье.

Олег Павлович везде и охотно говорит о своей «мордовской четвертинке», которая досталась ему от батюшки, Павла Кондратьевича Табакова. Выходец из крестьян, тот стал зав.лабораторией НИИ «Вирус» (в чем, безусловно, виновата Советская власть). Впрочем, батюшка довольно скоро ушел из этой семьи.
Но нигде не упоминает Табаков кровь и фамилию своей матушки. Только в одном из интервью мелькнула «сводная сестра Мирра», а в другом – первый муж матушки Гуго Юльевич Гольдштерн.

Ну, нашла, наконец…

Березовская была матушка. Мария Березовская.

После этого особо теплые отношения Табакова с незабвенным нашим олигархом Борис Абрамычем становятся как-то особенно понятны. Скорее всего, наблюдаются там родственные отношения.

Как хотите, но эта особая, животная ненависть советских евреев к СССР — в семье она воспитывалась, в семье…

«… а бывает мерзкий, но милый.»
О. Табаков.
часть вторая.
(по итогам обсуждения)
Только цитаты с конкретными ссылками. Несколько штрихов к портрету.
Детство.

Мама (она была врач-рентгенолог) работала на трех ставках — в областном кожвендиспансере, поликлинике облпартактива и поликлинике ГБ.
http://1001.vdv.ru/books/people/mivl10.htm
***
Коммерческая жилка Собственно, сочетание ак­терского таланта и коммерчес­кой жилки проявилось у сына медицинских работников весь­ма рано. Во-первых, в свобод­ное от учебы время Олег зани­мался в драматической студии при саратовском Доме культу­ры, где и понял, что у станка ему отныне не стоять. Во-вто­рых, по воспоминаниям самого артиста, он скупал по десять-пятнадцать книжек приложений к журналу Красноармеец, в которых издавались популяр­ные тогда произведения Ардо­ва, Ильфа и Петрова, Алексея Толстого, ждал, пока их разбе­рут в магазинах, и распродавал знакомым слегка дороже, чем покупал.
http://www.utro.ru/articles/life/2000/06/28/200006280458041914.shtml
Молодость

В 30 лет я уже имел орден, медаль, звание лауреата Государственной премии, звание заслуженного артиста РСФСР и лауреата премии Московского комсомола. Немало. Вступая в партию, я понимал: это моя партия, и я думаю, как сделать ее лучше. С такими мыслями вступал.

Так же думаю и сегодня. (1986 г)

http://1001.vdv.ru/books/people/mivl10.htm
****

…а до этого я был комсоргом, до этого председателем местного комитета, до этого парторгом. Но я никогда не был, как бы сказать таким активно действующим ни тем, ни другим, ни третьим, не выступал там на каких-нибудь ну, не важно.

http://www.echo.msk.ru/programs/beseda/15680.phtml/

У меня было четыре сберкнижки. На одну шли деньги от телевидения и радио, на вторую — кино, на третью — зарплата, на четвертую — доходы от сказки «Белоснежка и семь гномов», которую я поставил в 1960–е. Помню, сын моего дружка, занимавший в то время очень большой пост, позвонил мне возбужденный: «Дядя Олег! Все деньги до завтрашней ночи надо срочно перевести в свободно конвертируемую валюту». У меня пошла злоба из ушей, я стал нецензурно браниться. Сейчас понимаю, что сделал большую глупость: все 140 тысяч, которые были на этих книжках, грохнулись. Тем, кто не помнит: 140 тысяч — это 14 автомобилей «Волга».
http://www.sb.by/?area=content&articleID=61931&country=Russiafontsize/8/fontsize/8/fontsize/8/fontsize/8/

Зрелость
Однажды в обеденый перерыв Олег Павлович Табаков, который по сей день во многих интервью называет себя «чревоугодником», решил воспользоваться законным правом поесть по полной программе закусочки, супчик, второе, десерт, компот… И тут по трансляции раздался голос помрежа: «Олег Табаков, на сцену! На лице артиста проявилось огорчение, даже разочарование. Лучше всех это было заметно Валентину Гафту, который со своим подносом как раз в этот момент садился за столик Табакова. Олег Павлович оказался в замешательстве: не пойти нельзя, а если оставить еду на столе, Гафт может все съесть… Или сделать еще что-нибудь нехорошее… Замешательство, однако, было секундным, Табаков очень быстро нашел простой выход из ситуации и обратился к коллеге:
— Валя, я сейчас бегу на сцену, но скоро вернусь. А чтобы тебя мой обед не соблазнял, вот: тьфу, тьфу, тьфу! и он плюнул в каждую из своих тарелок, и даже в компот.
Гафт возмутился:
-Олег! Что это ты себя так неинтеллигентно ведешь?! Тут между прочим люди обедают… А ты плюешься! Ну что это такое: тьфу, тьфу, тьфу! — и он еще раз плюнул в каждую из тарелок Табакова. http://www.levdurov.ru/forum/printthread.php?s=6bd6179e4e71aeb52e70b5137afa57f5&threadid=838
****

Получилось так, что Лелик взял на себя бразды правления директорские. И первое время все было замечательно до той поры, пока Валя Гафт на каком-то собрании, когда Лелик призывал к дисциплине, не послал его на три буквы в буквальном смысле слова под общий хохот и улюлюканье всех.

…О том, как, уходя с поста директора он устроил во дворе театра костер из визитных карточек, заставив нового директора заводить собственные контакты.

Нынче Табаков таит обиду на некоторых своих коллег из Современника, которые вычеркнули, назвав «позорными», шесть с половиной лет его директорства, на протяжении которых он так много сделал для театра. Увы, Олегу Павловичу числили именно эту, спасительную для труппы пробивную силу, умение приспособиться к властям предержащим. «Я был тогда этаким «любимцем партии и народа», — констатирует он, — тем сложнее давалась мне жизнь в этом обществе (коллективе Современника), чем более я был обласкан, востребован и благополучен».

…Историческим событием становится и матерщина, полившаяся с МХАТовской сцены (или теперь с МХТовской?).http://scepsis.ru/library/id_455.html
***

Возглавив МХАТ, Табаков сделал его феноменом эпохи потребления, создал новый «Славянский базар», где, как в сегодняшней Москве, есть всё.

Стратегия табаковского выбора укладывается в одно слово — «всеядность». Некогда «художественный и общедоступный», сейчас сделал выбор в пользу последнего.

В репертуаре возник спектакль, на который не допускаются дети до 16-ти. Десятиминутный монолог (талантливо сыгранный) — сплошной мат. Здесь больше не страшатся грубости на сцене — в ней, радуясь, узнает себя нарастающая грубость жизни.

Главный феномен нынешнего МХАТа — с очередями, аншлагами, ломовыми сборами и аплодисментами, — мертвый воздух сцены. http://www.smotr.ru/2004/pressa/mn030904.htm

Гастрольная афиша спектакля МХТ им. Чехова (худ.рук. О.Табаков)

БА! КАКИЕ ЛЮДИ!
Открытое письмо Председателю Мосгордумы В.М. Платонову, мэру г. Москвы Ю.М. Лужкову
— Wednesday, October 17, 2007 at 12:26:51 (PDT)

Уважаемые Владимир Михайлович и Юрий Михайлович!
Просим Московскую городскую думу и правительство Москвы рассмотреть и решить вопрос о присвоении одной из новых улиц столицы имени Рауля Валленберга.
Рауль Валленберг – шведский дипломат, который в 1944 году спас десятки тысяч венгерских евреев от уничтожения в немецких лагерях смерти и от рук венгерских салашистов. …
Людмила АЛЕКСЕЕВА, председатель Московской Хельсинкской группы; Екатерина ГЕНИЕВА, директор Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы; Алла ГЕРБЕР, президент всероссийского Фонда «Холокост»; Сергей КОВАЛЕВ, председатель российского «Мемориала» и Фонда Андрея Сахарова; Владимир ЛАКШИН, священник, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке, Москва; Владимир ЛУКИН, уполномоченный по правам человека РФ; Сергей МИРОНЕНКО, директор Государственного архива РФ; Ефим ПИВОВАР, ректор Российского государственного гуманитарного университета; Анатолий ПРИСТАВКИН, писатель, советник президента РФ; Наталья СОЛЖЕНИЦЫНА, президент Русского общественного Фонда Александра Солженицына; Олег ТАБАКОВ, народный артист СССР, художественный руководитель и директор Московского Художественного театра имени Чехова

Сестра Даля раскрыла детали его личной жизни

Олег Даль. 1970 год Фото: PersonaStars.com

Популярный актер театра и кино Олег Даль был женат три раза. Первой его супругой стала актриса Нина Дорошина, у которой сразу же не сложились отношения с родственниками будущего мужа. Сам же артист сильно любил свою избранницу и тяжело переживал удар, который она нанесла ему прямо на свадьбе.

«Это была самая скандальная свадьба, какую только можно вообразить. Невеста почти сразу куда-то пропала и отсутствовала полвечера. Вместе с одним из гостей — Олегом Ефремовым. Потом они вдруг появились. Вместе. Где они пропадали все это время?.. Для нас, родных Олега, это было шоком. Да и другие испытывали недоумение. Что касается самого Олега, на него просто страшно было смотреть. Стерпеть такое на собственной свадьбе он не мог и сразу после праздника куда-то исчез на три дня», — рассказала в эксклюзивном интервью журналу «7 Дней» сестра Даля Ираида Ивановна.

Из-за такого поступка Дорошиной брак продлился меньше недели. Вскоре после этого Даль предпринял еще одну попытку создать семью и женился на коллеге по театру Татьяне Лавровой. Но двум сильным творческим личностям тяжело было ужиться вместе. Поэтому через полгода они развелись.

Третьей супругой актера стала монтажер Елизавета Апракcина, с которой он познакомился в 1969 году на съемках фильма «Король Лир».

«С Олегом жить было непросто. Характер сложный, взрывной, да еще проблемы с алкоголем. Даль переехал в Ленинград к жене Лизе и теще Ольге Борисовне в 1970 году, после первого ухода из «Современника». Это было нелегкое для него время — Олег переживал из-за театра, вот и участились запои: он пропадал на весь день, но ночевать приходил домой. Возвращался иногда очень пьяный, раздетый, разутый. Поначалу Лиза и Ольга Борисовна отнеслись к проблеме Олега с невероятным терпением: что бы ни случилось, дома его ждал ужин и хорошее отношение. Бывало, жена с тещей ходили его разыскивать. Все бы ничего, но со временем он стал поднимать руку на жену. Не то чтобы Олег избивал Лизу. Но в пьяном угаре, рассердившись на какую-то мелочь, мог оттолкнуть, грубо схватить за руку», — рассказала изданию «7 Дней» близкий друг семьи Далей Лариса Мезенцева.

>Елизавета Даль

Про Лизу Апраксину можно сказать – хранительница домашнего очага. Женщина с большим сердцем и невероятным терпением. Сдержанная, добрая, чуткая – такой ее знали родные и близкие люди.

Детство и юность

Елизавета Эйхенбаум (Апраксина) родилась 27 августа 1937 года в Ленинграде. Квартира семьи Эйхенбаум находилась в писательской надстройке, на Набережной канала Грибоедова.

Елизавета Даль в молодости

Литературовед, представитель общества изучения теории поэтического языка, доктор филологических наук Борис Михайлович Эйхенбаум любил внучку Лизу. Девочка воспитывалась в семье творческой и гостеприимной. В гостях у них бывала Анна Ахматова, часто собирался петербургский бомонд.

Биография Елизаветы богата на события. В детстве прошла через Ленинградскую блокаду. Мать Лизы, Ольга Борисовна, вспоминает, что старшая дочь росла плаксивой. Слезы маленькая Эйхенбаум лила по любому поводу.

Елизавета Даль с мамой

Тяжелые дни из блокадного периода Лиза вспоминала редко. В то время не стало Алексея Алексеевича Апраксина (отца) и сестры Татьяны. В живых остались мама, дедушка и Елизавета.

Будущую профессию пришлось выбирать тщательно. Лиза загорелась идеей окончить мехмат. Старательно училась, но из-за сложившейся конкуренции не поступила. Никто не верил, что девочка сумеет учиться на мехмате.

Карьера

После неудачной попытки в одном университете Елизавета поступила в педагогический институт. Но диплом так и не получила – эта профессия показалась девушке крайне скучной.

Елизавета Даль

После педагогического Лиза нашла подработку в Зоологическом музее. Через время стала студенткой Лесотехнической академии. Но спустя год снова оставила учебу.

После работы в Зоологическом музее Лиза устроилась на «Ленфильм» монтажером. Там и проработала, пока не вышла замуж второй и последний раз.

Впервые Елизавета познала супружескую жизнь с Леонидом Квинихидзе, но брак продлился не больше полугода. Молодожены ежедневно ругались. Однако нахождением на «Ленфильме» Елизавета обязана именно Леониду – он устроил ее туда на работу.

Леонид Квинихидзе

Квинихидзе и Эйхенбаум разошлись, и впечатлительная Лиза пообещала себе не выходить больше замуж. Бывший супруг (в будущем — режиссер и автор картины «Соломенная шляпка») женился во второй раз, его супругой стала балерина Наталья Макарова.

Значимой частью жизни Елизавета считает годы, прожитые с Олегом Далем, гениальным артистом советского времени. Даль известен как человек импульсивный и своенравный. Говорили, что Олег воплощает образ творческого человека. Не удивлялись, если артист покидал съемочную площадку неожиданно, отменял свое участие в съемках или спектакле.

Елизавета Даль и Олег Даль

Часто Даль был раздражителен, ругался не справлялся с эмоциями. Елизавета мудро справлялась со вспышками гнева, зная, что муж любит ее.

Кино было не источником заработка для Олега, а миром, в котором он проживал сотни разных жизней. Далеко не все роли интересовали Даля. Самые известные картины, навсегда сохранившие в себе образ актера, – это «Король Лир», «Женя, Женечка и «Катюша», «Первый троллейбус».

Эйхенбаум познакомилась с актером в 32 года во время празднования дня рождения. Больше Олег и Лиза не расставались. Судьба свела их на съемочной площадке «Короля Лира». Под руководством Козинцева Елизавета трудилась монтажером, а Даль входил в образ Шута. Встреча произошла в Нарве в 1969 году.

Свадьба Елизаветы Даль и Олега Даля

На съемках этика запрещала заводить романы. Оба упорно трудились, но, как вспоминал потом Олег Даль, он с первого взгляда понял, что встретил будущую жену. Елизавета Даль была в недоумении, как быстро актер попросил ее руки. Эту историю скромная женщина пару раз рассказывала журналистам. Олег разбудил Ольгу Борисовну рано утром, чтобы сообщить о намерении жениться. Лиза без колебаний ответила – да.

Первое время Даль с женой проживали в Ленинградской квартире. Затем переехали в Москву, сменив там два жилья. Последнее находилось на Смоленском бульваре, где и жила семья: Олег, Елизавета Даль и мамы с обеих сторон.

Владислав Дворжецкий, Елизавета Даль, Олег Даль

Известно, что актер был в восторге от новых апартаментов. Радовали Даля вид из окна и личный кабинет, который давал возможность побыть наедине с собой. В одном из интервью опубликованы фото укромного уголка.

Женщины в этой семье не работали. Свекровь и теща давно уже были на пенсии. А жене Елизавете Даль муж работать не разрешал. Считалось, что самая главная работа женщины – верно ждать мужа со съемок, обеспечивать уют. И она ждала.

Елизавета Даль

Карьеру в «Ленфильме» пришлось оставить. Десять лет жизни жена Олега Даля посвятила семье, о чем не жалеет. Детей в счастливом браке не родилось.

Самым тяжелым днем Елизавета Даль считает смерть Олега. Осознание, что семейному счастью пришел конец уже через десять лет, пугало. Лиза хранила память о муже всю жизнь. Актер Олег Даль скончался в 39 лет. Жена утверждает, что причиной смерти стала остановка сердца.

Оставшуюся жизнь вдова провела одна, так и не заводив новые отношения. Спустя десять лет пришлось снова искать работу, потому что сбережений на жизнь не хватало. Лиза заново постигала азы ремесла.

Елизавета Даль в последние годы

Жена Олега Даля ушла из жизни 20 мая 2003 года. Женщина болела, страдала астмой и ишемией.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *