О Сергее бодрове младшем

Настоящий герой из 90-х, он появился на сломе эпох. Данила, которого ждали. Он не знал ничего о политкорректности и предпочитал действовать так, как считал правильным. У него были обрез и детский стишок: Солнце, небо голубое, это все моё, родное. Он твердо знал, что сила в правде и какую музыку на войне не слушают. Это было стопроцентное попадание в сердца целого поколения.

В фильме Данила Багров, в жизни Сергей Бодров-Младший.

Специалист по венецианской архитектуре Возрождения, актер, режиссер, ведущий программы «Взгляд».

Он погиб ровно 10 лет назад в Кармадонском ущелье, под страшной лавиной, вместе со своей съемочной группой. В это никто вообще не хотел верить. Его помнили, цитировали, ждали.

Когда-то поэт Максимилиан Волошин писал, что время забирает с собой своих героев, оставляя лишь ожидание, кто придет на смену? Сейчас, через 10 лет после гибели Сергея Бодрова, интересно понять, кто новый герой времени, вслед за Данилой?

«В чем сила брат?» Ответ на этот вопрос, столь убедительно данный Сергеем Бодровым 15 лет назад, с течением времени оказался не столь очевидным. Тот факт, что сила в Правде, в конце 90-х все еще остававшийся бесспорным почти для всех, сейчас — лишь частная точка зрения Данилы Багрова, парня из неблагополучной семьи.

Прошло всего 10 лет с того дня, как человек, в одночасье ставший Братом для целой страны, не вернулся со съемок. Десять лет место Героя, освободившееся с его уходом, остается вакантным.

Кто из тех, кто в 2001, за год до гибели, пригласил Бодрова стать ведущим в новом многообещающем телевизионном шоу, мог предположить, что его участие в проекте с названием «Последний Герой», спустя десятилетие окажется таким символичным…

«Безусловно, это был герой нашего времени, это был последний герой ХХ века. Это был безусловно герой понятный, безусловно парень из народа, парень какой-то с какими-то такими грустными глазами и очень честный. Сейчас время в этом смысле изменилось, и нет этого времени героев, и найти его невозможно, сколько бы мы его не искали, потому что сколько бы мы не искали нового героя нашего времени, все равно мы придем, ну, предположим, к какому-нибудь там Биллу Гейтсу», — считает музыкант, кинорежиссер Гарик Сукачев.

Уходящий в историю XX век забрал с собой своих героев, причем именно тех, чье существование в новой эпохе мы еще можем себе представить, а вот образ, сделавший их кумирами, нет! Удивительно то, что за минувшее десятилетие не только кинематограф, но и вся отечественная культура так и не смогли предложить нового героя, претендовавшего бы на то, чтобы стать образом наших дней.

«Я думаю, что здесь дело во времени, которое не дается в руки, которое не формулируется пока. Оно как будто отталкивает. Происходит полный дисконнект между автором, зрителем, зрителем и героем, героем и автором. Этот герой не улавливается. Это какой-то общий процесс. Его можно связывать с чем угодно: с глобализацией, с эпохой потребления, с эпохой эксплуатации желания. Можно связывать это с нашей цивилизацией, которая как будто трагически противоречит вообще искусству, рефлексии и желанию человека говорить об этом», — говорит главный редактор журнала «Сеанс» Любовь Аркус.

Отсутствие образа героя отнюдь не означает отсутствия самих героев. Просто общество потребления, наше общество последних 10 лет, считает героизм личным делом каждого. Более того, коль скоро главной заявленной ценностью такого общества является индивидуальность, ее частная жизнь, ее личное пространство, ее успешность в конце концов, то героизм, обычно сопряженный с риском для собственной драгоценной жизни во имя чего-то эфемерного, автоматически считается в лучшем случае недальновидной, в худшем опасной затеей. И что в таком случае происходит с Героем? Он становится персонажем! С теми или иными странностями. Таким же частным, как десятки миллионов других, ежедневно героически сражающихся за собственное благополучие и таким же лишенным лица, как интернет, позволяющий этим персонажам тешить себя иллюзией о собственной значимости.

«Мы пытаемся продуцировать эту привычку выискивать национального героя, кому бы мы хотели, чтобы наши дети подражали, но мне кажется,что время изменилось так сильно, что сегодня, например, мобильный телефон или интернет гораздо больше овладевают умами наших сограждан, чем какой-то конкретный человек. Поэтому я думаю, что бессмысленно сегодня искать какого-то абсолютного героя, в котором мы могли бы найти сосредоточие наших чаяний», — отмечает кинорежиссер Джаник Файзиев.

При этом, запрос на героя есть. За неимением новых, общество вынуждено обращается к старым. Среди них живущий сегодня в Израиле, Федор Дунаевский, чей Иван Мирошников в фильме «Курьер» Карена Шахназарова стал кумиром молодежи середины 80-х. Попытка приблизить былые драмы к современной реальности неизбежно превращает их в фарс. И тем не менее, пока еще живо поколение, помнящее своих героев, эти попытки будут предприниматься.

«Мне на сайт пишут много людей. Им интересно, что произошло с Иваном дальше. Они перекладывают на меня, исполнителя роли, на персонаж. И так как узнать, что с Иваном, они не могут, они пытаются узнать, что произошло со мной дальше. Сергей Бодров погиб. Чтобы было дальше, это все из области инсинуаций, к сожалению, мы можем только предполагать, чтобы было бы, если бы», — говорит актер, сыгравший главную роль в фильме «Курьер», Федор Дунаевский.

Проблема в том, что все прекрасно понимают, кто сейчас был бы обречен стать главным героем в случае появления на свет «Брата-3». И каким был бы сегодня ответ на сакраментальный вопрос: в чем сила, брат?

Все это понимают и не хотят себе в этом признаться. В обществе, где ценностями прошлого все больше становится личная кредитная история, а мерилом качества будущего дивиденты по собственным банковским вкладам, появление личности, претендующей на что-то большее, в лучшем случае будет воспринято как очередной удачный коммерческий проект. И скорее всего, таковым и окажется.

«Да, конечно, вы можете встать с гитарой, как с автоматом и прокричать, проорать. У вас здорово будет покупаться эта пластинка. Офигительное количество просмотров в «ютюбе». Не дай Бог, вас пальцем тронут, да вы еще больше денег заработаете. Поэтому живет ли сегодня герой? Безусловно живет! Он незаметен. Да и слава тебе, Господи, что он незаметен. Героям не нужно. Мы все знаем, что плавает на самом верху, а зато внизу прекрасный коралл и там необыкновенной красоты рыбки. Но они молчат», — говорит музыкант, кинорежиссер Гарик Сукачев.

Пока же, почтив память ушедших, поживем без героев. Оно и спокойнее. Не с кем сравнивать.

Сергей Бодров-младший стал настоящей иконой отечественного кинематографа. Его актерская игра не оставляла равнодушным, уникальное мироощущение проявлялось в его режиссерских работах, и по жизни он был “обычным московским парнем”. Красавица-жена, успешная карьера, четырехлетняя дочь и новорожденный сын — Бодров имел все, о чем мечтал. Но потерял, оказавшись погребенным заживо под толщей снега и льда.

С чего все начиналось

Сергей появился на свет 27 декабря 1971 года в Москве в семье известного режиссера и сценариста Сергея Владимировича, чьи фильмы неоднократно номинировались на “Оскар”, и Валентины Николаевны, преподавателя МГУ.

В школьные годы будущий актер мечтал работать водителя мусоровоза и ездить на оранжевой машине. К кино у него не было особой страсти, поэтому вместо того, чтобы поступить во ВГИК, Бодров закончил на “отлично” отделение истории и теории искусства МГУ имени Ломоносова. Пять лет он провел, изучая искусство венецианского Возрождения. За это время, как признавался позже, Сергей научился видеть и ценить красоту.

Первые роли в кино были эпизодическими в картинах отца. Отправной точкой в его актерской карьере стала главная роль в “Кавказском пленнике”, вышедшем на экраны в 1995 году. Но даже после этого юноша не считал актерство — профессией.

Затем последовали съемки в “Брат” и “Брат-2”, ставшие народной классикой. Работа в проекте “Взгляд”, “Последний герой”. В 2001 году состоялась премьера фильма “Сестры”, режиссером и сценаристом которой выступил сам Бодров. В июле 2002-го начались съемки “Связного” — работы, над которой артист работал долго и упорно. В сентябре — прервался съемочный процесс, оборвалось много жизней.

Как погиб Сергей Бодров

Летом 2002 года стартовали съемки картины, носившая рабочее название “Связной”. Автор подсмотрел персонажей из реальной жизни, когда в 1999-м снимался в “Восток-Запад”. В Болгарии ему повстречались двое ребят из Дагестана, “полубандитов”, которые рассказали, как подались в бега, как встретились с колдуньей и множество увлекательных историй. Главную роль решил исполнить Бодров-младший.

В сентябре съемочная группа прибыла на Кавказ. После отснятых сцен в женской колонии во Владикавказе, они отправились в Кармадонское ущелье, у верховья которого находится два ледника: Колка и Майли. Там по сюжету главные герои должны были встретиться. 20 сентября они провели на локации весь день до темноты. Из-за недостаточной освещенности команда отправилась обратно в город.

В 20:08 неожиданно начался сход ледника Колка, его скорость достигала 160-180 километров в час. А весила обрушившаяся глыба 200 миллионов тонн. Сошедшая лавина превратилась в смертоносную махину, которая стерла с лица земли поселок Верхний Кармадон, унесла жизни 125 человек. Умер и Бодров. Ему было тридцать.

За несколько минут лавина накрыла все ущелье 60-метровым слоем снега, камней и льда. Никому не удалось спастись. Эта трагедия побудила в СМИ активные рассуждения, почему же в ущелье начались непредвиденные движения, которые стали причиной смерти Сергея Бодрова, группы кинематографистов и еще сотни людей.

Поиски погибших и гипотезы катастрофы

Сразу же после катастрофы в горах началась крупномасштабная спасательная операция. Спасатели, родственники и добровольцы разбили в ущелье постоянный лагерь. Неустанные поиски продолжались более полутора лет. За это время удалось вызволить из снежного плена только 17 тел погибших. Как утверждают специалисты, таяние последствий лавины займет несколько десятилетий.

Официально Сергей Бодров пропал без вести — ни останков, ни следов его гибели не было обнаружено до сих пор. Именно это побудило общественность предположить, что звезде фильма “Брат” удалось выжить, спрятаться в пещере, а после — уйти в забвение.

Исследователи выдвинули две гипотезы, почему же ледник, формировавшийся сотни, тысячи лет, внезапно пришел в движение. Первый лагерь решил, что в конце лета ледник Колка подтаял, а в сентябре обрушился с сокрушительной силой. Более вероятной кажется предположение, что незадолго до этого произошло смещение тектонических плит.

Еще до трагедии недрах Кавказских гор был слышен гул, который мог свидетельствовать о подземных перемещениях. Такие моменты случаются крайне редко, поэтому на “дыхание Земли” люди не обратили внимание. Возможно, этого удалось избежать, если бы туристы были предупреждены об опасности, а территория закрыта на время.

За три недели до смерти Бодрова, у Сергея и Светланы (с женой актер познакомился в 1997 году, а через год влюбленные сыграли свадьбу) родился сын Александр. Как рассказывали его коллеги, актер очень грустил и тосковал по семье. В Москве Света осталась с дочкой Олей, которой только исполнилось четыре года, и сыном-младенцем.

После гибели Сергея, вдова на протяжении 15 лет не давала интервью и каких-либо комментариев. После выхода развернутой беседы с Катериной Гордеевой для Colta.ru стало известно много подробностей. Например, что Константин Эрнст посодействовал активизации поисков пострадавших. Он связался с Шойгу и другими министрами, чтобы в ущелье доставили необходимую технику и оборудование.

К сожалению, останки Сергея Бодрова до сих пор не найдены. “Главный русский супергерой” канул в бездну, но не забыт. Дочь Ольга решила стать актрисой, как папа. Его память чтится в песнях, фильмах и стихах. Творческое наследие продолжает жить, а в нем обретает жизнь и сам Бодров.

>Сергей Бодров-старший

Биография

Сергей Владимирович Бодров – советский и российский сценарист, режиссер, продюсер. Обладатель номинаций на премии «Золотой глобус» и «Оскар» за фильмы «Кавказский пленник», «Монгол». Отец кинорежиссера и актера Сергея Бодрова-младшего.

Сергей Владимирович родился 28 июня 1948 года в Хабаровске в семье потомственных врачей. Раннее детство мальчик провел в Приморском крае в доме бабушки и дедушки на реке Уссури, так как мама в это время училась в медицинском институте. По национальности мама будущего режиссера была татаркой, а бабушка по отцовской линии – буряткой.

Режиссер Сергей Бодров-старший

В селе, где прошло детство Сергея, все мужское население занималось охотой и рыбалкой. Школьный друг Бодрова был родом из семьи тигроловов. Сам Сергей готовился стать жокеем, учился ездить на лошади, но высокий рост не позволил остаться в профессии. После школы поступил на факультет электрооборудования летательных аппаратов в Московский энергетический институт. Увлекался игрой в карты. После отчисления из института за скандал, связанный с игрой на деньги, собрался в десантные войска, но из-за проблем с челюстью Сергей в армию не попал.

Фильмы

Бодров устроился осветителем на «Мосфильм». Творческая атмосфера благотворно повлияла на юношу, и Сергей начал писать рассказы, которые печатались в «Литературной газете» наравне с прозой Григория Грина, Аркадия Арканова, Леонида Лиходеева, Фридриха Гренштейна. По совету редакторов издания поступил на заочное отделение сценарного факультета ВГИКа на курс к Кире Парамоновой и Наталье Фокиной. Во время учебы устроился специальным корреспондентом в журнал «Крокодил».

Сергей Бодров-старший

После окончания вуза в 1974 году начал работу сценаристом на Московской киностудии, дебютировав в киножурнале «Фитиль». По сценарию Бодрова в 1978 году Владимиром Роговым был снят фильм «Баламут». Главные роли в комедии о студенческой жизни сыграли Вадим Андреев, Наталья Казначеева и Николай Денисов. Через год на экраны вышла лирическая мелодрама «Моя Анфиса» о любви юноши Никиты, сына интеллигентных родителей, и простой девушки-маляра Анфисы. В фильме Эдуарда Гаврилова главную роль исполнила Марина Левтова.

Кадр из фильма Сергея Бодрова-старшего «Баламут»

В 1981 году по сценарию Сергея Бодрова-старшего был снят фильм «Любимая женщина механика Гаврилова» с Сергеем Шакуровым и Людмилой Гурченко в главных ролях. В 1983 году вышел военный фильм «Долгий млечный путь», в котором состоялось первое сотрудничество Сергея Владимировича с казахскими коллегами. В 1984 году появляется детская картина «Сладкий сок внутри травы», которая стала режиссерским дебютом Бодрова. Через год картина получила спецприз на Всесоюзном кинофестивале в Минске и серебряную награду конкурса детского кино на Московском кинофестивале.

Кадр из фильма Сергея Бодрова-старшего «Сладкий сок внутри травы»

В 1986 году на киностудии «Казахфильм» вышла вторая полнометражка режиссера Сергея Бодрова «Непрофессионалы», в которой снялись Валентина Талызина, Амангелиус Есальбаев, Анис Садыков, Игорь Золотовицкий. Картина получила спецприз на кинофестивале в Турине. В этом же году на экранах появляется кинокомедия по сценарию Бодрова «Не ходите, девки, замуж». В актерский состав фильма вошли звезды советского экрана Вячеслав Невинный, Нина Русланова, Светлана Рябова, Татьяна Догилева, Виктор Павлов, Евгений Стеблов, Татьяна Агафонова, Наталья Вавилова.

В 1986 году Сергей Бодров-старший снял мелодраму «Я тебя ненавижу» о примирении когда-то расставшихся супругов Михайловых. Главных героев картины сыграли Светлана Крючкова и Юрий Кузнецов. В 1989 году состоялась премьера криминальной драмы «Катала» с Валерием Гаркалиным и Еленой Сафоновой в главных ролях. Картина принесла Бодрову всесоюзную известность. В конце 80-х фильмография режиссера пополнилась социальной драмой «СЭР», которая завоевала три международных премии — монреальского, брюссельского и берлинского кинофестивалей.

Кадр из фильма Сергея Бодрова-старшего «Катала»

В начале 90-х режиссер создает фильмы «Белый король, красная королева» и «Я хотела увидеть ангелов». Нередко режиссер привлекает к работе непрофессиональных актеров. В 1996 году Сергей Бодров приступил к съемкам драмы «Кавказский пленник», которая стала переломной для его творческой биографии. Фильм был номинирован на «Оскар», получил главный приз российского кинофестиваля «Кинотавр».

Кадр из фильма Сергея Бодрова-старшего «Кавказский пленник»

Исполнители главных ролей Олег Меньшиков и Сергей Бодров-младший разделили премию «Ника» за лучшую мужскую роль. В создании сценария Бодрову помогал Борис Гиллер, его ученик. Сын Сергей участвовал в подборе актеров, именно он нашел по фото девочку Сусанну Мехралиеву на роль Дины. В российском прокате картина собрала $ 100 тыс.

Сергей Бодров-старший в США

В 90-е годы Сергей Бодров-старший перебрался в США, где поначалу писал сценарии. Первым фильмом, созданным в соавторстве с режиссером Александром Рокуэллом, стала драма «Тот, кто влюблен». В 1999 году по сценарию Бодрова-старшего режиссер Режис Варнье снял картину «Восток-Запад» о возвращении белой эмиграции в СССР после окончания Второй мировой войны.

Сергей Бодров-старший на съемках фильма «Монгол»

В 2001 году состоялась премьера драмы Бодрова-старшего «Давай сделаем это по-быстрому», а через год – «Медвежий поцелуй». Оба фильма создавались совместными усилиями кинематографистов европейских стран. В 2006 году режиссер снял на киностудии Казахстана военную драму «Кочевник». Через год вышел блокбастер Бодрова «Монгол», в котором рассказывалось о жизни Чингисхана. Съемки фильма, который в 2007 году получил номинацию на «Оскар», затянулись на несколько лет. Российский прокат принес создателям картины $ 6,5 млн.

Сергей Бодров-старший на съемках фильма «Седьмой сын»

В 2010 году Сергей Бодров вместе с Гульшад Омаровой (исполнительницей главной роли в дебютном фильме режиссера «Сладкий сок внутри травы») снял кинокомедию «Дочь Якудзы». В создании фильма принимали участие японские кинематографисты. В 2014 году на экраны вышел блокбастер Бодрова «Седьмой сын», работа над которым велась на голливудской киностудии Warner Bros. Главных героев сыграли звезды американского кино Джефф Бриджес, Джулианна Мур и Бен Барнс. В 2015 году Сергей Бодров сыграл эпизодическую роль в мелодраме Терренса Малика «Рыцарь кубков».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *