Марина ладынина личная жизнь

Биография

Марина Ладынина родилась 11 (24) июня 1908 года (по другим источникам — в 1907 году) в Скотинино Смоленской губернии(по другим источникам — в Назарово Енисейской губернии и в Благовещенске) в крестьянской семье Алексея Дмитриевича (1879—1955) и Марии Наумовны (1889—1971) Ладыниных. Вскоре вместе с родителями переехала в село Назарово Енисейской губернии. Алексей Дмитриевич имел три класса образования, а мать, Мария Наумовна, была неграмотной. В семье было четверо детей, Марина была старшей.

С ранних лет начала проявлять интерес к книгам и сцене. Читала и с большим удовольствием пересказывала прочитанное своим друзьям. В школьном самодеятельном театре была суфлёром. Училась в педагогическом классе школы в Ачинске, нередко подменяла актёров в Ачинском городском театре. После окончания школы, когда ей ещё не было шестнадцати лет, стала сельской учительницей — сначала в родном селе Назарово и деревне Берёзовка Сибирского края, а потом в одном из сёл Смоленской губернии. Там, по стечению обстоятельств, познакомилась с артистом Театра им. Вс. Мейерхольда С. С. Фадеевым, который подарил ей книгу К. С. Станиславского и посоветовал поступать в ГИТИС.

В 1929 году приехала в Москву и с первой же попытки поступила в ГИТИС. В студенческие годы впервые снялась в эпизоде кинофильма у режиссёра Ю. А. Желябужского.

В 1933 году, окончив ГИТИС, была принята в труппу МХАТа им. М. Горького. Сама актриса рассказывала, что режиссёр К. С. Станиславский сказал ей тогда: «Недостатки свои знаете? При вашем росте у вас чересчур длинные руки!», и она поняла, почему ей некуда девать руки на сцене.

В 1933—1935 годах — актриса МХАТ.

В 1934 году, во время съёмок фильма «Вражьи тропы», познакомилась с режиссёром И. А. Пырьевым. В 1936 году они поженились.

В 1935—1945 годах — актриса киностудии «Мосфильм». Среди самых знаменитых киноработ — «Трактористы», «Свинарка и пастух», «В 6 часов вечера после войны», «Кубанские казаки».

В 1954 году вышел на экраны фильм «Испытание верности», после чего брак Ладыниной и Пырьева распался.

После этого актриса не захотела больше сниматься в кино. Ходили слухи, что причиной её исчезновения с экранов стала месть Пырьева, но подлинная причина была в другом — актриса не хотела играть возрастные роли, желая остаться в памяти зрителей молодой. Много раз ей предлагали сниматься, но она отказывалась. Лишь в 1965 году она снялась в телевизионном фильме «Люди остаются людьми» по роману Ю. Е. Пиляра, но фильм на экраны не вышел.

C 1946 по 1992 годы периодически выходила на сцену Театра-студии киноактёра (ныне — Государственный театр киноактёра), выступала с концертами по городам и весям Советского Союза и давала творческие вечера. В 1963—1967 годах — заместитель председателя цехкома секции киноактёров Театра-студии киноактёра.

Последние годы жизни

Последние десять лет жила затворницей и практически ни с кем не общалась. Иногда к актрисе приходила Н. И. Ельцина, которая долгие годы заботилась о ней. Она несколько раз устраивала актрису в больницы, отправляла в санатории, помогала деньгами, подарила холодильник.

Памятник на Новодевичьем Ладыниной Марине Алексеевне (Москва, 2017г).

10 марта 2003 года Марины Алексеевны Ладыниной не стало. Она умерла в глубокой старости, в возрасте 94 лет.

Похоронена на 5-м участке Новодевичьего кладбища, в одном ряду с могилами Ю. Никулина, Б. Брунова и Г. Улановой.

Семья

  • Брат и сёстры — Анатолий, Валентина (1914 — 1984) и Клавдия.
  • Первый муж — Иван Александрович Любезнов (1909—1988), актёр театра и кино, народный артист СССР (1970).
  • Второй муж — Иван Александрович Пырьев (1901—1968), кинорежиссёр и сценарист. Народный артист СССР (1948)
    • Сын — Андрей Иванович Ладынин (1938—2011), кинорежиссёр.
    • Внук — Иван Андреевич Ладынин (род. 1972), историк, египтолог.

Звания и награды

  • Заслуженная артистка РСФСР (17 апреля 1944 года)
  • Народная артистка СССР (6 марта 1950 года)
  • Сталинская премия первой степени (1941) — за роль Марьяны Бажан в фильме «Трактористы» (1939).
  • Сталинская премия второй степени (1942) — за роль Глаши Новиковой в фильме «Свинарка и пастух» (1941)
  • Сталинская премия второй степени (1946) — за роль Вари Панковой в фильме «В 6 часов вечера после войны» (1944).
  • Сталинская премия первой степени (1948) — за роль Наташи Малининой в фильме «Сказание о земле Сибирской»
  • Сталинская премия второй степени (1951) — за роль Галины Ермолаевны Пересветовой в фильме «Кубанские казаки» (1949)
  • Орден Почёта (11 июня 1998 года) — за большие заслуги в области киноискусства
  • Орден Трудового Красного Знамени (1938) — за роль в фильме «Богатая невеста»
  • Орден Дружбы народов (6 июля 1983 года) — за заслуги в развитии и пропаганде советского киноискусства
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «За освоение целинных земель» (1956)
  • Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)
  • Медаль «В память 800-летия Москвы»
  • Благодарность Президента Российской Федерации (25 декабря 1995 года) — в связи со 100-летием мирового и российского кинематографа за заслуги перед государством и большой вклад в отечественную культуру
  • Специальный приз Президента Российской Федерации «За выдающийся вклад в развитие российского кино» за 2001 год (30 мая 2002 года)
  • Нагрудный знак «Отличник кинематографии СССР» (1968)
  • Кинопремия «Ника» в номинации «Честь и достоинство» (1997)
  • I МКФ славянских и православных народов «Золотой Витязь» (1992, Приз «За выдающийся вклад в славянский кинематограф»)
  • Приз «Созвездие» — за выдающийся вклад в профессию (1994)
  • Специальный приз Дома Ханжонкова «Любовь поколений» (1999).

Фильмография

  1. 1929 — В город входить нельзя — эпизодическая роль
  2. 1932 — Просперити — слепая цветочница
  3. 1935 — Вражьи тропы — Линка (Елена Яновна Дроздова), учительница
  4. 1936 — Застава у Чёртова брода — Варенька
  5. 1937 — Богатая невеста — Маринка, внучка деда Наума, колхозная ударница
  6. 1939 — Трактористы — Марьяна Бажан, трактористка, бригадир-орденоносец
  7. 1940 — Любимая девушка — Варя Лугина
  8. 1941 — Свинарка и пастух — Глаша Новикова
  9. 1942 — Антоша Рыбкин — Лариса Семёновна, актриса
  10. 1942 — Секретарь райкома — Наташа, связистка
  11. 1944 — В 6 часов вечера после войны — Варя Панкова
  12. 1947 — Сказание о земле Сибирской — Наташа Малинина, певица
  13. 1949 — Кубанские казаки — Галина Ермолаевна Пересветова
  14. 1951 — Тарас Шевченко — графиня Потоцкая
  15. 1954 — Испытание верности — Ольга Егоровна Калмыкова
  16. 1965 — Люди остаются людьми (неизданный фильм)

Участие в фильмах

  1. 1963 — Мелодии Дунаевского (документальный)

Архивные кадры

  1. 2006 — Марина Ладынина (из цикла передач телеканала ДТВ «Как уходили кумиры») (документальный)
  2. 2007 — Марина Ладынина. От страсти до ненависти (документальный)

О ней

  • Документальный фильм С. Урсуляка «Пестрая лента. Марина Ладынина. Барышня-крестьянка» (2005)
  • Документальный фильм Г. Григорьевой «Марина Ладынина. От страсти до ненависти» (2008)
  • Документальный фильм В. Вульфа «Мой серебряный шар. Марина Ладынина» (2008)
  • Документальный фильм Г. Аксеновой и В. Смехова «Кинозвезда между серпом и молотом» (2013)

Примечания

Комментарии Источники

  1. Большая советская энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 14. Куна — Ломами. 1973. 624 стр., илл.; 38 л. илл. и карт. 1 грампластинка.
  2. Она была и осталась легендой…. Красноярский рабочий. krasrab.com (13 марта 2003). Дата обращения 27 декабря 2014.
  3. 1 2 Ладынина Марина Алексеевна — Киносозвездие — авторский проект Сергея Николаева
  4. 1 2 3 4 5 6 7 8 Вульф, 2003.
  5. Щуплов, 2003.
  6. Звёзды в жёлтом свете. Что в документальных фильмах о знаменитостях оскорбляет чувства их родных и друзей?. Российская газета (Неделя), № 4583. rg.ru (7 февраля 2008). — Выдержки из статьи режиссёра Андрея Ладынина, сына киноактрисы. Дата обращения 27 декабря 2014.
  7. Раззаков Ф. Ладынина Марина // Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев. — М.: Эксмо, 2007. — 672 с. — ISBN 978-5-699-10035-4.
  8. 1 2 3 variety.ru.
  9. Марина Ладынина на сайте «Актеры советского и российского кино». rusactors.ru. Дата обращения 27 декабря 2014.
  10. Ладынин, 2008.
  11. В Назарово открыли памятник актрисе Марине Ладыниной. newslab.ru. Дата обращения 28 февраля 2018.
  12. Ладынина Марина Алексеевна, Библиографический ресурс «Чтобы Помнили». Дата обращения 28 февраля 2018.
  13. Указ Президента Российской Федерации от 11 июня 1998 года № 702 «О награждении орденом Почёта Ладыниной М. А.»
  14. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1983 года № 9624 «О награждении народной артистки СССР Ладыниной М. А. орденом Дружбы народов»
  15. Распоряжение Президента Российской Федерации от 25 декабря 1995 года № 553-рп «О поощрении Союза кинематографистов России и ведущих мастеров отечественного кинематографа»
  16. Распоряжение Президента Российской Федерации от 30 мая 2002 года № 239-рп «О присуждении специального приза Президента Российской Федерации «За выдающийся вклад в развитие российского кино» за 2001 год»
  17. Марина Ладынина. Кинозвезда между серпом и молотом / Телеканал «Россия – Культура». tvkultura.ru. Дата обращения 16 февраля 2016.
  18. История кинофорумов 2011-2013. nazarovograd.ru (2012). Дата обращения 27 декабря 2014.

Ссылки

  • Вульф В. Марина Ладынина. Свет звезды. Журнал «L’Officiel», Русское издание, №45, март. v-vulf.ru (2003). Дата обращения 27 декабря 2014.
  • Биография Марины Ладыниной (недоступная ссылка). variety.ru (2004). Дата обращения 27 декабря 2014. Архивировано 4 марта 2016 года.
  • Щуплов А. Марина Ладынина: «Люблю объясняться в любви». Последнее интервью «Российской газете». rg.ru (12 марта 2003). Дата обращения 27 декабря 2014.
  • Мельман Д. Вся неправда о Марине Ладыниной. В интервью “МК” Сын легендарной актрисы развенчал мифы о своей матери. Московский комсомолец, № 24790. mk.ru (22 июня 2008). Дата обращения 27 декабря 2014.
  • Тренева Е. Марина Ладынина и Иван Пырьев: Тайна, покрытая браком. Послесловие. Российская газета (Неделя), № 4496. rg.ru (19 октября 2007). Дата обращения 27 декабря 2014.

1988—2000

  • Юлий Райзман (1988)
  • Леонид Трауберг (1989)
  • Евгений Габрилович (1990)
  • Николай Крючков (1991)
  • Малик Каюмов (1992)
  • Иосиф Хейфиц (1993)
  • Григорий Чухрай (1994)
  • Тамара Макарова (1995)
  • Валерий Фрид (1996)
  • Георгий Жжёнов (1997)
  • Марина Ладынина (1998)
  • Михаил Глузский (1999)
  • Михаил Швейцер (2000)

2001—…

  • Вячеслав Тихонов (2001)
  • Алексей Баталов (2002)
  • Борис Васильев (2003)
  • Пётр Тодоровский (2004)
  • Нонна Мордюкова (2005)
  • Марлен Хуциев (2006)
  • Эльдар Рязанов (2007)
  • Георгий Данелия (2008)
  • Алексей Герман-ст. (2009)
  • Людмила Гурченко (2010)
  • Сергей Юрский (2011)
  • Олег Басилашвили (2012)
  • Инна Чурикова / Глеб Панфилов (2013)
  • Владимир Зельдин (2014)
  • Лия Ахеджакова (2015)
  • Алиса Фрейндлих (2016)
  • Александр Сокуров (2017)
  • Владимир Этуш (2018)
  • Отар Иоселиани (2019)

Тематические сайты

Словари и энциклопедии

Генеалогия и некрополистика

Нормативный контроль

GND: 129810207 · ISNI: 0000 0001 1039 5278 · LCCN: no2005022891 · VIAF: 13398299 · WorldCat VIAF: 13398299

>Марина Ладынина

Биография

Марина Алексеевна Ладынина — советская актриса кино и театра. В 1944 году стала Заслуженной артисткой РСФСР, а в 1950 году – Народной артисткой СССР, была Лауреатом пяти Сталинских премий.

Ладынина Марина родилась в крестьянской семье в селе Скотинино Смоленской области. После ее рождения семья переехала в село Назарово, находящееся рядом с городом Ачинском. Отец Марины, Ладынин Алексей Дмитриевич, имел всего три класса образования, а мама Мария Наумовна вовсе была безграмотной. Кроме старшей дочери, в семье подрастали еще три ребенка – брат Толя и сестры Клава и Валя. Так как Марина была старшей, домашние обязанности возлагались на нее: стирка, уборка, приготовление пищи. На летних каникулах девочка работала дояркой у местной фермерши.

Актриса Марина Ладынина

С детства Ладынина проявляла интерес к творчеству. Научилась читать рано и всегда пересказывала прочитанное деревенским друзьям. Благодаря этому в школе девочку взяли суфлером в самодеятельный театр. Вскоре Марине начали давать эпизодические роли в спектаклях.

Первой серьезной работой стала роль Наташи в спектакле «Русалка». Затем Ладынину стали приглашать в Ачинский драматический театр, чтобы подменить актеров, которые заболели. Там девушку окончательно убедили в том, чтобы выбрать искусство в качестве профессии.

Марина Ладынина в молодости

В 16 лет, после окончания школы, Марина Ладынина стала учительницей в селе Назарово. По счастливому случаю в село приехал артист московского театра Всеволода Мейерхольда Сергей Фадеев, который, увидев актерские данные девушки, посоветовал ей сдать экзамены в ГИТИС и даже подарил книгу «Моя жизнь в искусстве». Ладынина так и поступила: в 1929 году переехала в Москву и поступила в ГИТИС с первой попытки. В 1933-м Ладынина окончила обучение.

В скором времени Марину приняли в труппу МХАТа, где девушка застала весь цвет театральной русской школы. Актрисе посчастливилось играть на одной сцене рядом с Константином Станиславским, Ольгой Книппер-Чеховой, Владимиром Немировичем-Данченко, Ольгой Андровской. Игру Ладыниной в спектакле «Егор Булычев и другие» отметил сам Максим Горький. Затем последовали другие успешные роли.

Фильмы

В 1934 году девушку пригласили на съемки фильма «Вражьи тропы», где Марина Алексеевна познакомилась с режиссером Иваном Пырьевым. Встреча оказалась судьбоносной для творческой биографии Марины и ее личной жизни. Ради Пырьева девушка оставила мысли о сцене и начала карьеру киноактрисы.

Марина Ладынина в фильме «В шесть часов вечера после войны»

В то время Пырьев начинал снимать фильм «Богатая невеста» и на главную роль взял Ладынину. После съемок разыгрался скандал по поводу того, что в фильме издеваются над украинским языком. Однако, когда Иосиф Сталин увидел фильм и оказался от него в восторге, юную актрису и режиссера наградили Орденом Владимира Ленина.

Следующей успешной работой Ивана Пырьева и Марины Ладыниной стал фильм «Трактористы», после выхода которого актриса и режиссер стали звездами. За эту работу оба получили Сталинские премии. Позднее коллекция государственных наград Марины Ладыниной пополнилась еще четырьмя Сталинскими премиями. Вскоре режиссер решил изменить тематику фильмов. Новой картиной стала мелодрама «Любимая девушка», где актриса играла рабочую завода Варю Лугину.

Марина Ладынина в фильме «Сказание о земле Сибирской»

Позднее Ладынина снялась в комедии «Антоша Рыбкин», музыкальной комедии «Свинарка и пастух», мелодраме «В шесть часов вечера после войны». В конце 40-х на экраны вышла музыкальная лента «Сказание о земле Сибирской», где Ладынина предстала в роли певицы Наташи Малининой.

Артистка сыграла роль председателя колхоза в комедии «Кубанские казаки». После этого фильма популярность актрисы возросла многократно. На улице Горького висели два портрета. На одном был Иосиф Сталин, а на другом – фото Марины Ладыниной.

Марина Ладынина в фильме «Кубанские казаки»

Роковой в ее жизни оказалась роль в фильме «Испытание верности». После выхода ленты Ладынина и Пырьев расстались. Актриса больше не захотела сниматься в кино. Фильмография актрисы так и осталась небольшой – всего 9 значимых работ, созданных в соавторстве с Пырьевым, не считая нескольких проходящих фильмов. Позднее артистке часто предлагали сниматься, но Марина Алексеевна от фильмов отказывалась, ей не хотелось играть возрастные роли.

В 1946-1992 годах Марина Ладынина служила в Театре киноактера. Кроме того, актриса давала творческие вечера во многих городах Советского Союза. С программой «Товарищ кино» Марина Ладынина исколесила всю страну. Зарплата позволяла Марине Алексеевне долгое время не думать о пенсии.

Марина Ладынина в фильме «Испытание верности»

В 1998 году актрисе была вручена премия «Ника» в номинации «За честь и достоинство». Получать награду артистка вышла на сцену в сопровождении Владимира Зельдина, партнера по фильму «Свинарка и пастух». После работы над фильмом артисты остались дружны на всю жизнь. Владимир стал одним из немногих людей, вхожих в дом Ладыниной до последних дней жизни актрисы.

Личная жизнь

Первый раз Марина Ладынина вышла замуж еще в институте – за однокурсника Ивана Любезнова. Брак продлился недолго, вскоре молодые люди развелись, но дружбу сохранили на всю жизнь. Иван все-таки остался родственником Марины Ладыниной – артист женился на ее младшей сестре Валентине.

Иван Любезнов и Марина Ладынина

По слухам, у Марины Ладыниной сразу же после развода случился роман с иностранцем, итальянским дипломатом, которого в НКВД считали шпионом. Актрису стали регулярно приглашать на Лубянку, чтобы склонить к сотрудничеству. Девушка не соглашалась. Из-за проблем с властью Марине пришлось уволиться из МХАТа.

Девушка ушла в никуда – пришлось подрабатывать прачкой, так как никакой профессией, кроме актерской, Ладынина не владела. Личная жизнь артистки еще раз ушла на небольшой виток. Марина познакомилась с врачом из Сибири и даже решилась на переезд к нему, но в это же время молодой человек выехал в Москву, и пути влюбленных разминулись. После таких неудач на личном фронте девушку ждали большие перемены.

Иван Пырьев и Марина Ладынина

Жизнь актрисы изменилась 14 апреля 1936 года, после встречи с кинорежиссером Иваном Пырьевым. На тот момент он был женат, любовь к сыну долгое время не позволяла режиссеру подать на развод. Но в итоге Иван Александрович решился на этот шаг. 14 января 1938 года у Пырьева и Ладыниной родился сын Андрей. Мальчика Марина родила тайно, так как до этого у нее состоялся неприятный разговор с первой супругой Ивана – Адой Войцик. Марина долгое время не хотела продолжать отношения с Иваном Пырьевым, но режиссер настоял на своем.

На протяжении 20 лет брака с Пырьевым Марина Ладынина находилась как за каменной стеной. Супруг полностью обеспечивал семью. Постоянные повышения по службе сделали их состоятельными людьми. Ладынина и Пырьев жили в доме на Котельнической набережной. Платья актрисе шила модистка, обслуживающая кремлевских жен. Но в 50-е годы у Ладыниной началась депрессия, связанная с уходящим возрастом. Марина подолгу могла не общаться с родными, замкнувшись в себе.

Марина Ладынина с сыном

Во время съемок последнего совместного фильма режиссер увлекся молодой актрисой Людмилой Марченко, которая была младше на 40 лет. Это стало завершением отношений Марины Ладыниной и Ивана Пырьева, актриса не смогла простить мужа.

Андрей остался с отцом. Юноша пошел по стопам талантливых родителей и выбрал профессию кинорежиссера.

Ладынина так и не захотела заводить новые отношения и предпочла жить в одиночестве. Марина Алексеевна вела уединенный образ жизни, но увлеклась пением и практически до 70-ти лет занималась с педагогами вокалом. Позднее, когда родился внук, Марина Алексеевна стала навещать семью сына, покупая им деликатесные продукты по льготным карточкам.

Марина Ладынина

После смерти отца Ладынина перевезла к себе мать. Актриса трепетно относилась к родственникам и всем помогла устроиться в Москве. Ивана Александровича актриса не забыла до конца своих дней. Как утверждала подруга актрисы, режиссер за день до своей смерти приснился Марине. На похоронах бывшего мужа, когда один из журналистов спросил, сильно ли актриса любила его, Марина Алексеевна тихо ответила, что и сейчас любит.

Марина Ладынина, дети

До двадцати пяти лет Марина Ладынина была учительницей, но потом решила все бросить и пойти в актрисы. Она легко поступила в ГИТИС и там встретила свою первую любовь в лице однокурсника Ивана Любезнова. Обаятельный студент был кумиром девушек, но он не обращал внимания ни на кого, кроме Марины, ответившей ему взаимностью, и вскоре они поженились. В этом браке могли бы появиться дети Марины Ладыниной, но союз оказался очень недолговечным, хотя после развода Ладынина и Любезнов смогли сохранить дружеские отношения на всю жизнь.

На фото — Марина Ладынина в молодости

После разрыва с мужем судьба свела Марину с известным режиссером Иваном Пырьевым. Они познакомились благодаря общей подруге и известный режиссер всерьез увлекся молоденькой актрисой. Пырьев почти сразу предложил ей стать его женой, хотя в то время был женат на актрисе Аде Войцик. Его метания между семьей и новой возлюбленной продолжались очень долго, а когда Войцик встретилась с Ладыниной, чтобы предупредить о том, за каждую минуту счастья с Пырьевым ей придется дорого расплачиваться, Марина восприняла это очень серьезно, и после съемок в «Богатой невесте» решила с ним расстаться. Как раз в это же время она поняла, что беременна. Врачи предупредили актрису, что если она сделает аборт, есть опасность, что детей Марина Ладынина больше иметь не сможет, и она решила рожать, но Ивану Пырьеву об этом не сказала.

На фото — актриса с семьей

Марина Алексеевна родила сына Андрея и дала ему свою фамилию, потому что была уверена, что с Пырьевым больше не сойдется. Однако, когда Иван Александрович узнал, что у него родился сын, он вернулся к Ладыниной, однако стать его официальной женой актриса согласилась нескоро. Только когда их сыну исполнилось восемь лет, Пырьеву удалось уговорить Марину пойти в загс. Вместе они прожили восемнадцать лет, пока режиссер не встретил новую любовь – молодую актрису Лионеллу Скирду.

Иван Александрович и до этого не отличался особой верностью – все знали о его романах, в том числе и Марина Алексеевна, но ей приходилось молча терпеть измены своего знаменитого супруга. У них вообще была очень тихая семья – они никогда не ругались, Пырьев ни разу не повышал голоса на свою жену, возможно из-за того, что чувствовал свою вину.

На фото — сын Марины Ладыниной Андрей Ладынин

После развода Марина Ладынина больше не снималась в кино, и не создала новую семью. Ее сын Андрей Иванович Ладынин окончил среднюю художественную школу, а потом – режиссерский факультет ВГИКа. Он пережил свою мать всего на восемь лет.
Возможно, вам также будет интересно узнать: Лариса Вербицкая, дети и Анастасия Заволокина, дети

Актриса Марина Ладынина — биография, личная жизнь, семья, дети: расплата за гордость…


Муж Марины Ладыниной, режиссер Иван Пырьев, сначала боготворил свою любимую, а потом лишил всего, разбив ее личную жизнь на мелкие осколки.
Сколько раз журналисты пытались взять откровенное интервью у легендарной Марины Ладыниной в конце ее жизни! Как хотелось им, чтобы актриса рассказала всю правду о ее личной жизни, о том, почему рухнул ее брак с Пырьевым. Но на эту тему Марина Алексеевна говорить отказывалась категорически. Ни одного дурного слова о бывшем супруге она не проронила даже после его смерти…
Марина Ладынина — биография
Они познакомились весной 1936 года. Иван Пырьев оказался знакомым подруги Марины — Палы. Столкнулись у Дома кино и решили вместе поехать к ней в гости на автобусе. На остановке Иван пропустил дам вперед, и тут двери закрылись. Иван не расстроился: «Видно, не судьба!» — крикнул он девушкам, но автобус неожиданно для всех остановился. Пырьев влетел в открывшуюся дверь: «Нет, судьба!» Он и не подозревал, насколько окажется прав.
Вечером Иван провожал Марину. Они говорили и говорили, и казалось — вот оно, ощущение полного понимания, счастья и любви. Чувства накрыли их с головой. Марина к тому времени была свободна. Ее первый брак с актером Иваном Любезновым продержался недолго. А вот Иван Пырьев был женат и у него подрастал сын Эрик. Но говорить Марине об этом Пырьев не стал.
Вместо этого предложил выйти за него замуж. Роман закрутился с невероятной силой, особенно после съемок Марины в фильме Ивана «Богатая невеста». Картина понравилась Сталину, и Пырьев получил возможность творить дальше. Но если в карьере у режиссера все было чудесно, то в личной жизни надвигалась катастрофа…
Марина Ладынина — личная жизнь актрисы
Гордая Ладынина не хотела делить Пырьева с его женой. А Иван не мог порвать с семьей, потому что обожал маленького сынишку. Ситуация накалилась до предела, когда Марина тоже родила режиссеру сына. Собрав вещи, она взяла в охапку Андрюшу и уехала в Одессу. Пырьев метался между обеими семьями. Он приезжал к Марине, сидел под дверью, но она не пускала его даже в прихожую.

Потом Иван уехал и стал звать любимую на «Мосфильм» телеграммами — сниматься в своем фильме «Трактористы». И Ладынина, сменив гнев на милость, вернулась в Москву. С Иваном начали жить вместе. Фильм тоже оказался успешным, Ладынина и Пырьев стали любимыми и известными в народе, получили Сталинские премии.
Карьера пошла в гору. Вместе они создали девять фильмов. Иван получил шесть Государственных премий, Марина — пять. В кинематографических кругах даже шутили: «Одиннадцать лауреатов в одной постели — угадайте, кто?»
С первой женой Иван в конце концов развелся. Ада в порыве отчаяния пыталась наложить на себя руки, а потом в сердцах сказала разлучнице Ладыниной: «Он вас тоже бросит! На чужом несчастье своего счастья не построишь!»
Слова оказались пророческими. Спустя десять лет отношения, личная жизнь между Мариной и Иваном испортились. Марину не устраивало, что муж предлагает ей однотипные роли «колхозниц и свинарок», что на съемочной площадке ведет себя с ней жестко. Но главное -она видела, что Иван начал увлекаться другими женщинами.
Из-за границы, представляя страну на Каннском фестивале, Ладынина напишет мужу: «Дорогой, даже на поцелуй в телеграмме, который я так ждала, тебя не хватило. Это так на тебя не похоже. Это первая телеграмма за 11 лет без поцелуя, да еще за границу, где, как нигде, чувствуется одиночество. Что с тобой? Или ты устал? Замотался? Или дома неприятности? Или влюбился? Ни на одно «или» я не получу ответа, пока не приеду».
Конфликт разгорался. Сын Андрей оказался невольным участником этих ссор и… все больше принимал сторону отца. «Сын стал для меня чужим!» -горько признавалась Ладынина подругам.
На съемочной площадке Марина начинает провоцировать мужа — дает советы, которых он, диктатор по натуре, слушать не желает. А в 1954 году выходит последний совместный фильм Пырьева и Ладыниной «Испытание верности», где Марина сыграла обманутую мужем женщину. По жестокой иронии судьбы, эта ситуация повторилась и в жизни. Пырьев увлекся актрисой Людмилой Марченко, которая была моложе его на 40 лет. Этого Ладынина простить уже не могла.
Пырьев пытался сохранить брак. «Не принимай этот бред всерьез и не думай дурного. Ничего серьезного не было и не будет», — клялся он ей в письмах. Стоял перед Ладыниной на коленях, целовал руки, звонил прямо с совещаний, подарил дорогой автомобиль. Но она была непреклонна. Их семья испытание верностью не прошла, и Марина подала на развод. В ответ Пырьев отобрал все, что ей было дорого.
С ним остался сын Андрей, которому — тогда уже молодому режиссеру -очень нравилась жизнь «золотой молодежи». К матери он заходил редко — по необходимости. Но главное, Пырьев лишил Марину ролей в кино. В то время он уже был всесильным директором «Мосфильма», и никто не смел пригласить его бывшую жену на роль. Рассуждали так: «Снимешь ее, а он потом картину закроет…» Не могла актриса найти работу и в театре.
Возможно, Пырьев хотел показать жене, что без него она никто, и втайне надеялся, что она вернется. Только гордая Марина не пошла на поклон к влиятельному супругу. От безысходности актриса начала пить коньяк, но вовремя взяла себя в руки…
Марина увидела Пырьева только через четыре года, когда пришла на его похороны. В последние несколько лет Иван, фанатично преданный своей работе, и вовсе перестал себя жалеть. Прежде она следила за его здоровьем, просила меньше курить, больше спать. Теперь же он трудился до обмороков. Перенес на ногах шесть инфарктов, на седьмом сердце не выдержало.
В день его смерти Ладыниной приснился сон, будто Иван, совсем молодой, бежит ей навстречу, падает на колени, протягивает руки, а она их нежно целует… На похоронах кто-то, увидев ее скорбную фигуру, неловко спросил: «Вы его сильно любили?» — «Я его и сейчас люблю…» -тихо ответила она…
Своего бывшего мужа Марина пережила на 35 лет. Замуж она так и не вышла, играла в театре и изредка снималась. Последние годы она жила затворницей, практически ни с кем не общалась, хотя очень страдала от одиночества. Денег постоянно не хватало, жила впроголодь — пенсия была мизерной. В 1998 году, на ее 90-летие, о великой актрисе наконец-то вспомнили.
Ей вручили премию «Ника» в номинации «За честь и достоинство». Актриса горько пошутила: «За честь и достоинство, с которыми я прожила эти годы забвения!» Впрочем, она не раз говорила, что Иван незримо присутствует с ней рядом. Наверное, это он позвал ее…
В то роковое утро Марина Алексеевна упала в ванной и сломала шейку бедра. Несчастная старая женщина лежала на холодном кафеле целый день, пока не пришла домработница. Приехала скорая, пострадавшую отвезли в больницу. Врачи боролись за ее жизнь, но их усилия оказались тщетными: Марина Ладынина умерла. Это произошло 10 марта 2003 года. Ее душа устремилась на небо -туда, где ее ждал любимый, которого она все-таки простила…
Евгений Строков>Марина Ладынина — биография, информация, личная жизнь

Марина Ладынина

Марина Алексеевна Ладынина. Родилась 11 (24) июня 1908 года в селе Скотинино (ныне Смоленская область) — умерла 10 марта 2003 года в Москве. Советская и российская актриса театра и кино, певица. Народная артистка СССР (1950). Лауреат пяти Сталинских премий.

Марина Ладынина родилась 11 (24 по новому стилю) июня 1908 года в селе Скотинино ((ныне — Тёмкинский район Смоленской области).

Сама Ладынина всегда говорила, что родилась в селе Назарово в Красноярском крае: Скотинино казалось ей очень уж неблагозвучным.

Отец — Алексей Дмитриевич Ладынин (1879-1955), имел три класса образования.

Мать — Мария Наумовна (1889-1971), была неграмотной.

Марина в семье была самой старшей среди детей. У нее был брат Анатолий и две сестры — Клавдия и Валентина.

По семейной легенде, в детстве ей предсказали, что она будет богатой и счастливой: будучи маленькой девочкой Марина провалилась в деревенский туалет, откуда ее спас заезжий китаец — он-то и заявил, что подобная примета — на удачу.

Вскоре после ее рождения семья переехала в село Назарово вблизи города Ачинска (ныне это город Назарово). Школу окончила в Ачинске.

Рано стала помогать матери по хозяйству, в частности, пасла коров, убирала в доме, стирала белье.

С ранних лет у нее начал проявляться интерес к книгам и сцене. Уже во втором классе блестяще читала и писала, считалась лучшей рассказчицей в школе. Читала она особенно много, с большим удовольствием пересказывала прочитанное своим друзьям. В школьном самодеятельном театре Марина была суфлёром.

Училась в педагогическом классе, нередко подменяла актёров в Ачинского драматического театра.

После окончания школы, когда ей ещё не было шестнадцати лет, стала работать сельской учительницей — сначала в Сибири, а потом в одном из сёл Смоленской губернии. Там, по счастливому стечению обстоятельств, Марина познакомилась с артистом театра Мейерхольда С. С. Фадеевым, который подарил ей книгу Станиславского и посоветовал поступать в ГИТИС.

Марина Ладынина с братом и сестрами

В 1929 году Марина приехала в Москву и с первой же попытки поступила в театральный институт.

В 1933 году, окончив ГИТИС, была принята в труппу МХАТа — в знаменитый русский театр, где тогда служили Станиславский, Книппер-Чехова, Немирович-Данченко, Андровская. Как впоследствиии рассказывала Ладынина, при зачислении в труппу Станиславский сказал ей: «Недостатки свои знаете? При вашем росте у вас чересчур длинные руки!». Там она прослужила до 1935 года. Среди работ в МХАТе — роль Монашки Таисии в спектакле «Егор Булычёв и другие» по пьесе Максима Горького (1934).

Позже играла на сцене Театра-студии Киноактера: «Варвары» Максима Горького — Богаевская; «Русские люди» К.Симонова — Мария Николаевна.

Марина Ладынина в молодости

Уже в студенческие годы начала сниматься в кино — дебютировала в эпизоде фильма у режиссёра Юрия Желябужского «В город входить нельзя».

Далее были ленты «Просперити», «Вражьи тропы» и «Застава у Чёртова брода».

Первая значимая работа — в фильме «Богатая невеста» режиссера Ивана Пырьева, ее мужа. За роль колхозницы-ударницы Маринки в этой картине она получила Орден Ленина.

Именно благодаря фильмам Ивана Пырьева актриса получила широкую известность и популярность. Иван Пырьев и Марина Ладынина перещеголяли всех своих киношных собратьев по количеству Сталинских премий: целых пять. Кстати, Иван Александрович был лично знаком со Сталиным, но Ладынину так и не представил вождю.

В активе Марины Ладыниной пять Сталинских премий:

Сталинская премия первой степени (1941) — за роль Марьяны Бажан в фильме «Трактористы» (1939).

Сталинская премия второй степени (1942) — за роль Глаши Новиковой в фильме «Свинарка и пастух» (1941).

Сталинская премия второй степени (1946) — за роль Вари Панковой в фильме «В 6 часов вечера после войны» (1944).

Сталинская премия первой степени (1948) — за роль Наташи Малининой в фильме «Сказание о земле Сибирской» (1947).

Сталинская премия второй степени (1951) — за роль Галины Ермолаевны Пересветовой в фильме «Кубанские казаки» (1949).

Марина Ладынина в фильме «Трактористы»

Вспоминая съемки в картине «Свинарка и пастух», Ладынина смеялась: «Никто не верил, что я могу по-настоящему доить коров! А ведь это я умела с детства».

Актер Владимир Зельдин, сыгравший в фильме пастуха Мусаиба, рассказывал: «Помню, посмотрев фильм Ивана Пырьева «Богатая невеста», я был потрясен Мариной Ладыниной. Даже не ее игрой, а какой-то необыкновенной женственностью, исходившей от этой актрисы. Через какое-то время мне прислали сценарий фильма «Свинарка и пастух»… Я встретился с совершенно легендарной, выдающейся, яркой индивидуальностью! Необыкновенно обаятельной и удивительной женщиной. Марина Алексеевна в ту пору была уже безумно популярной!».

Марина Ладынина в фильме «Свинарка и пастух»

Марина Ладынина в фильме «В 6 часов вечера после войны»

Марина Ладынина в фильме «Кубанские казаки»

В 1953 году вышел приказ председателя Госкино, запрещающий режиссерам снимать в главных ролях своих жен. Но все же для фильма «Испытание верности» Пырьев отстоял кандидатуру Ладыниной, но дальше он перестал снимать комедии, перешел на классику и взялся за экранизацию «Идиота» Достоевского. Роли для Ладыниной в фильме не нашлось.

После развода с Пырьевым в середине 1950-х, актриса перестала сниматься. Белокурую женщину с фиалковыми глазами и звонким голоском больше не видели на экране. Ладынина стала ездить с концертами по стране. Этим и зарабатывала.

В середине 1960-х снялась в документальном фильме, а затем в картине «Люди остаются людьми» по роману Юрия Пиляра, которая так и осталась неизданной.

Последние десять лет жила затворницей и практически ни с кем не общалась. Жила в двухкомнатной квартире в высотном доме на Котельнической набережной в Москве. Обстановке в квартире была очень скромной. Никакого антиквариата, дорогих вещей, старая мебель и фотографии на стенах — кадры из девяти фильмов, сделавших Ладынину звездой: «Богатая невеста», «Трактористы», «Любимая девушка», «Свинарка и пастух», «Секретарь райкома», «В шесть часов вечера после войны», «Сказание о земле Сибирской», «Кубанские казаки», «Испытание верности»… Марина Ладынина: «Никто не верил, что я могу доить коров».

В 1998 году Марина Ладынина получила «Нику» — «за честь и достоинство». На сцену, придерживая за локоток, ее вывел пастух Мусаиб — великий актер Владимир Зельдин. «Мой Володенька», — говорила о нем Марина Ладынина. Знаменитый актер в последние годы жизни Ладыниной одним из немногих был вхож в дом великой актрисы. Зельдин вспоминал: «В одну из наших последних встреч Марина вдруг сказала: «Володя, как я устала жить! Как устала…». Она тосковала по творчеству. ОЧЕНЬ! Марина этого не показывала, но для каждого актера роль — лучшее лекарство. И ей не хватало его».

Иногда к Ладыниной приходила Наина Ельцина, которая долгие годы заботилась о Марине Алексеевне. Она несколько раз устраивала актрису в больницы, отправляла в санатории, помогала деньгами, подарила холодильник.

Марина Ладынина была последней актрисой из знаменитой когорты звезд сталинской эпохи. Она ушла из жизни, не дожив до своего 95-летия всего три месяца.

6 марта 2003 года Марина Алексеевна неловко упала и сломала шейку бедра. «Скорую» в дом на Котельническую вызвала ее племянница Ира. Ладынину забрали в отделение травматологии Боткинской больницы. На второй день Марине Алексеевне стало лучше, а на четвертый не выдержало сердце: 10 марта 2003 года актриса скончалась.

Похоронена 13 марта на 5-м участке Новодевичьего кладбища, в одном ряду с могилами Ю. Никулина, Б. Брунова и Г. Улановой. К слову, Ладынину не сразу удалось похоронить на Новодевичьем кладбище — сначала отказали, мол, нет мест. И только когда Наина Ельцина позвонила Владимиру Путину, президентским решением выделили участок под могилу великой актрисы.

могила Марины Ладыниной

С 2011 года в г. Назарово Красноярского края ежегодно проводится кинофорум отечественных фильмов им. М.А. Ладыниной.

В 2012 году был открыт памятник М. А. Ладыниной в г. Назарово, который стал единственным в России.

Марина Ладынина (документальный фильм)

Личная жизнь Марины Ладыниной:

Первый муж — Иван Александрович Любезнов (1909-1988), актёр театра и кино, народный артист СССР.

Марина Ладынина и Иван Любезнов

В начале 1930-х у Ладыниной был бурный роман с фашистом-итальянцем, служащим посольства, который очень негативно относился к Советской власти, но боготворил Марину. Незадолго до смерти она даже просила похоронить вместе с ней подаренное им кольцо с бриллиантом (но родные побоялись, что могилу ограбят). За связь с иностранцем Ладынину вызывали в органы, предложили доносить, а после отказа — запретили уезжать из Москвы и работать в театре (она тогда ушла из МХАТа и подрабатывала стиркой у друзей). Ее спас кинорежиссер Иван Пырьев, который сам несколько раз ездил на Лубянку и добился разрешения снимать Ладынину в «Богатой невесте» в Киеве.

Второй муж — Иван Александрович Пырьев (1901-1968 ), известный кинорежиссёр и сценарист. Они познакомились в 1934 году во время съёмок фильма «Вражьи тропы». С 1936 года стали жить вместе, а расписались официально только в 1952 году.

Жили в большой квартире недалеко от Киевского вокзала. Там жили многие киношные знаменитости. Позже актриса Лариса Кадочникова, ее бывшая соседка, рассказывала: «Тогда все знаменитые киношники жили в доме на Драгомиловской. Мы — на третьем этаже, Ладынина с Пырьевым — на четвертом, прямо над нами. У меня было ощущение, что Марина Алексеевна почти никогда не выходила из дома и в основном занималась пением. С утра до вечера в их квартире звучал рояль. К знаменитой актрисе приходил педагог по вокалу. Помню, Ладынина сначала распевалась — гаммы, упражнения. У нее был тонкий голосок, как колокольчик. А потом звучали песни, которые позже она исполняла в фильмах».

Внешне жизнь Ладыниной и Пырьева казалась идеальной. Они были знамениты, почитаемы и счастливы. Правда, Иван Александрович всегда славился любвеобильностью, был падок на красивых женщин. Марина Алексеевна закрывала на это глаза.

В браке родился сын Андрей Ладынин (1938—2011), кинорежиссёр.

Вместе с Пырьевым прожили 20 лет. Пышно отпраздновав двадцатилетие супружеской жизни в ресторане «Арагви», Ладынина и Пырьев разошлись в 1956 году.

Марина Ладынина и Иван Пырьев

Фильмография Марины Ладыниной:

После развода с Пырьевым Ладынина так и не вышла больше замуж.

1929 — В город входить нельзя — эпизод
1932 — Просперити — слепая цветочница
1935 — Вражьи тропы — Линка (Елена Яновна Дроздова), учительница
1936 — Застава у Чёртова брода — Варенька
1937 — Богатая невеста — Маринка, внучка деда Наума, колхозная ударница
1939 — Трактористы — Марьяна Бажан, трактористка, бригадир-орденоносец
1940 — Любимая девушка — Варя Лугина
1941 — Свинарка и пастух — Глаша Новикова
1942 — Антоша Рыбкин — Лариса Семёновна, актриса
1942 — Секретарь райкома — Наташа, связистка
1944 — В 6 часов вечера после войны — Варя Панкова
1947 — Сказание о земле Сибирской — Наташа Малинина, певица
1949 — Кубанские казаки — Галина Ермолаевна Пересветова
1951 — Тарас Шевченко — графиня Потоцкая
1954 — Испытание верности — Ольга Егоровна Калмыкова
1963 — Мелодии Дунаевского (документальный)
1965 — Люди остаются людьми (неизданный фильм)

Вокал Марины Ладыниной:

1937 — Богатая невеста — лирическая песня (И.Дунаевский — В.Лебедев-Кумач);
1944 — В шесть часов вечера после войны — с Е.Самойловым песня «Казак уходил, уходил на войну, невеста его провожала» (Т.Хренников — В.Гусев);
1949 — Кубанские казаки — песня «Каким ты был, таким остался» (И.Дунаевский — М.Матусовский), песня «Не за теми дальними морями» с Сергеем Лукьяновым (И.Дунаевский — М.Вольпин, М.Матусовский).

Марина Ладынина и Иван Пырьев

Об этой трагической истории любви актрисы и режиссера до сих пор ходят легенды. Многое в этой истории покрыто мраком, о многом еще только предстоит узнать, но я расскажу вам то, о чем не умалчивали ни сама актриса, ни ее подруги, тем более не желали молчать об этом недоброжелатели.

Никто, хоть однажды увидевший на экране эту женщину с сияющими счастьем глазами, не мог ее забыть. О жизни и незабываемом творчестве Марины Ладыниной недавно был снят весьма качественный фильм, однако то, что эта очаровательная, наделенная яркой, броской красотой женщина была несчастлива в личной жизни, многие предпочитают умолчать. В самом деле, зачем портить образ счастливой советской звезды, снявшейся в таких культовых фильмах тех времен, как «Трактористы», «Кубанские казаки», «Свинарка и пастух», «В шесть часов вечера после войны»?

Актриса появилась на свет в российской глубинке, сибирском селе с неблагозвучным названием Скотинино. Сама Марина, существо трепетное и нежное, очень стеснялась названия своей малой родины и в автобиографии предпочитала писать, что родилась в Назарове – месте, куда ее семья переехала вскоре после ее рождения.

Глядя на эту изящную, исполненную шарма женщину, трудно поверить, что она выросла в крестьянской семье, где отец имел всего три класса образования, мать же и вовсе была неграмотной. Однако и сама Марина, и ее родители от природы обладали артистическими талантами, грацией и безудержным оптимизмом. Эта вера – что все в жизни будет хорошо – не раз выручала семью в трудные моменты.

У Марины был потрясающий характер – так вспоминали актрису современники. Да и кроме характера у Ладыниной за душой было многое: несмотря ни на какие трудности, она упорно шла вперед. С успехом окончила школу, запоем читала все книги, которые только можно было достать в сибирском селе, а затем артистично пересказывала их семье и друзьям. Бегала на репетиции в школьный театр, где была не на первых ролях, как могут подумать многие, глядя на колоритную внешность Марины, а… просто суфлером.

Ладынина стала школьной учительницей, но ей всегда хотелось чего-то большего. И двадцатипятилетняя молодая женщина решается ехать поступать в ГИТИС – Государственный институт театрального искусства. Разумеется, она поступила с блеском, потому что приемная комиссия сразу же разглядела в будущей звезде советского экрана все: и потрясающую сценичность, и пластику, и задорный блеск в глазах, и еще ту внутреннюю свободу, без которой невозможен ни один великий артист.

Первым мужем будущей актрисы стал сокурсник Иван Любезнов. Брак вскоре распался, но вот друзьями Марина с Иваном остались на всю жизнь. Марина была красива, одинока, талантлива и словно ждала чего-то… Какого-то главного события в своей жизни. И оно с ней случилось.

Однажды, когда молодая актриса с подругой выходили из Дома кино, к ним подошел приятель подруги. Ожидая автобуса, троица мило болтала, и подруга пригласила Марину и приятеля в гости. Подошел автобус, мужчина галантно пропустил дам вперед, и… перед самым его носом дверь общественного транспорта захлопнулась, растерянные девушки остались внутри, а он – на остановке. «Не судьба», – вздохнул режиссер Иван Пырьев. Однако через несколько метров автобус остановился и вновь распахнул двери. «Судьба!» – воскликнул тот, кто станет для Марины на долгие годы всем: любимым и авторитетом, самым лучшим человеком на свете и тем, в чьих фильмах она станет узнаваемой и имя ее прогремит на всю страну.

В завершение вечера Пырьев пошел провожать Марину до общежития. Всю дорогу к дому, где жила Марина, они говорили и не могли наговориться. Когда же пришло время прощаться, Пырьев признался, что влюбился в девушку с первого взгляда. И тут же, на крыльце, сделал ей предложение. При этом режиссер даже не упомянул о том, что на тот момент уже был женат – на актрисе Аде Войцик, с которой воспитывал сына Эрика! Супруги жили и работали вместе, и Пырьев часто снимал жену в своих фильмах.

Со стороны дело выглядело так, будто Ладынина разбила дружную семью: Пырьев метался между Мариной и Адой, а к семейным неурядицам добавились еще и профессиональные. После выхода фильма «Партийный билет», не понравившегося именно партийным чиновникам, режиссера уволили с «Мосфильма». Жена помогала ему держаться, но и ее душевные силы были на исходе. Пырьев все никак не мог решиться уйти из семьи, на это не повлияло даже то, что Ладынина забеременела.

И если Аде Войцик было тяжело – при том, что Пырьев не спешил разводиться и все-таки жил дома, то что тогда говорить о Марине! В январе 1938 года она родила сына, которого назвала Андреем. Ребенка она, гордая женщина, записала как Ладынина. Позднее, когда она уже выйдет за Пырьева замуж, он предложит дать сыну свою фамилию, но получит отказ. Это как нельзя более наглядно продемонстрирует, как переживала Ладынина свое тогдашнее положение.

Две женщины – и один мужчина. Аде также нелегко давались сложные отношения в создавшемся любовном треугольнике, она даже пыталась покончить с собой. Как-то, не выдержав, она скажет Марине пророческие слова: «Погоди, он еще и тебя бросит ради другой!» Но Марине казалось, что судьба, которая зачем-то свела их тогда, на автобусной остановке, будет к ним благосклонна…

Страшные годы перед войной, когда по ночам за людьми приезжали «черные воронки» и они исчезали бесследно… В столице закрывались театры, работы не хватало. Ладынина также стала безработной, но в ней, такой хрупкой с виду, сильна была родительская крестьянская закваска. Она не боялась даже черной работы и стала брать на дом стирать белье, целыми днями стоя у корыта с мыльной водой, играла в домашних спектаклях в семьях высокопоставленных чиновников. Она работала не покладая рук – и надеялась. На лучшие времена, на то, что Пырьев найдет работу и не бросит ее с маленьким ребенком…

В конце концов Пырьеву предложили снимать в Киеве. Он уехал туда, а вскоре за ним отправилась и Марина. Ради работы в неизвестном фильме она бросила жилье в столице, а также надежду на то, что ее возьмут на роль в «Трех сестрах». Но больше всего, разумеется, ей хотелось быть рядом с любимым.

Фильм «Богатая невеста» с Ладыниной в главной роли был снят – и тут же запрещен к показу! Руководство посчитало, что фильм оскорбляет лучшие чувства украинского народа. Однако весной 1938 года в Кинокомитете сменилось начальство и фильм одобрили. Мало того, от новой комедии был в восторге сам Иосиф Сталин, и после такой лестной рекомендации фильм вышел на большие экраны, а актриса и режиссер приобрели огромную популярность.

После этого Пырьев снимал Марину, с которой наконец оформил официальный брак, во всех своих картинах. Друг за другом быстро следовали такие хиты тех лет, как «Трактористы», «Кубанские казаки», «Свинарка и пастух», «В шесть часов вечера после войны». Все эти фильмы сразу же становились популярны и вошли в золотой фонд советского кинематографа.

Фильмы Пырьева хвалили, даже несмотря на то, что они часто показывали действительность такой, какой она никогда не была: в «Кубанских казаках» царит небывалое изобилие – и это в то время, когда люди буквально голодали! Но стране были нужны свои герои и была просто необходима эта приукрашенная действительность – для того чтобы выжить, чтобы верить если не в светлое, то хоть в какое-то будущее…

Ладынина и Пырьев были в расцвете славы: за вклад в кинематографическое искусство они получили шесть Сталинских премий, им покровительствовал сам всесильный вождь.

Ладынина снималась в «пырьевских фантасмагориях» и потому, что любила, и потому, что бесконечно уважала и боготворила мужа, который все поднимался по карьерной лестнице. Пырьев занял пост директора «Мосфильма», создал Союз кинематографистов. Марина же предпочитала оставаться в тени великого мужа. А ведь эта великолепная актриса могла стать примой во МХАТе, в труппу которого ее звали еще до знакомства с Пырьевым. Она была отмечена самим Станиславским как «чрезвычайно одаренная»!

Сама Ладынина скажет: «Я стала сельскохозяйственной актрисой». Но ведь именно такой ее и запомнили обожающие зрители – простой и женственной, близкой каждому! Казалось, ее героинь можно встретить повсюду: в поле и в цветнике возле дома, на ферме, на степной дороге…

Несмотря на «сельскохозяйственный» репертуар, Ладынина оставалась настоящей леди: остроумной, выдержанной, образованной. К замечательным качествам ее характера можно также прибавить то, что, в отличие от мужа, она никогда не «прогибалась» под властью, всегда сохраняла лицо. В быту была скромной, хотя и жила в элитном доме на Котельнической набережной. Да и наряды звезды кинематографа среди тех, кто причислял себя к элите кино и частенько стремился к показной роскоши, всегда отличались благородной простотой. У нее была бездна вкуса, а появление ее где бы то ни было – на сцене или в обыденной жизни – всегда производило на людей незабываемое, «солнечное» впечатление.

Звездная пара прожила вместе около двадцати лет, а затем сбылось пророчество Войцик – немолодой уже Пырьев снова влюбился как мальчишка. Сюжет повторился: режиссер бросил жену и сына и ушел к молоденькой актрисе Людмиле Марченко. Ладынина бесконечно страдала и, по словам современников, так и не смогла простить бывшего мужа. Однако, несмотря ни на что, энергетическая связь между супругами не обрывалась никогда: однажды во сне Марина увидела, что муж тянет к ней руки и просит о помощи… Тем страшным утром 1968 года она узнала, что Иван Пырьев умер.

Позже она скажет, что из всей своей жизни помнит только те годы, которые они провели вместе, локоть к локтю, бок о бок… Сын Ладыниной также станет режиссером, а сама она лишь немного не дотянет до своего 95-летнего юбилея. И когда на вручении в 1997 году премии «Ника» за честь и достоинство ее прямо в кресле подняли на сцену, весь зал Дома кино встал. Актеры и все пришедшие в тот день сюда чествовали эту маленькую женщину со светлой душой, ту, которую и сегодня можно увидеть на экране, ведь искусство, в отличие от людей, не умирает…

На могиле Марины Ладыниной на Новодевичьем кладбище стоит скромный памятник, но настоящий памятник этой потрясающей актрисе – фильмы, в которых она снималась. Они живут и по сей день.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *