Как ребенка заставить учиться

Содержание

Как помочь ребенку хорошо учиться – советы психолога

Родители являются фигурами, формирующими познавательный интерес ребенка, из которого складывается тяга и способность к обучению. Не усидчивость, интеллект и дисциплина, а именно интерес способен повысить или окончательно снизить успеваемость. Развитие базового интереса к окружающему миру воспитывается в семье, и если у вас не принято интересоваться новым, никто в семье не занимается развитием кругозора и не интересуется происходящим вокруг, то и у ребенка подобные навыки познания будут отсутствовать.

Кроме того, стоит учитывать, что снижение успеваемости может быть связано с психологическими факторами. Если дома часты скандалы или не хватает родительского внимания и заботы, то некоторые дети выбирают заболеть, а некоторые начинают хуже учиться. Это не обозначает умышленности, просто эмоциональная сфера испытывает перегрузки, и внимание уходит на семейные отношения, более важные, чем школа. Так, что прежде чем нанимать очередного репетитора, задумайтесь, возможно, малыш хочет, чтобы эту тему объяснили ему вы, таким образом, хоть немного поконтактировав со своей семьей.

Помимо проблем в собственной семье, плохому усвоению материала может способствовать неблагоприятная атмосфера в самой школе: тираничные и не творческие учителя, травля в классе или несовместимость с соседом по парте, а также обыкновенное снижение зрения могут быть причинами плохой успеваемости. Выбирая способ коррекции успеваемости ребенка, первым делом определитесь в причинах, чтобы не совершать бесполезного.

Как помочь ребенку хорошо учиться в школе и не навредить собственными действиями поможет знание основных и типичных родительских ошибок в попытках улучшить показатели в журнале, многие из них совершаются по незнанию, некоторые переданы нам воспитанием советского прошлого, а какие-то выскакивают из-за собственной несдержанности. Наблюдая, как тяжело ребенку дается предмет, многие не выдерживают и бросаются помогать, объясняя столько раз, сколько потребуется, помогая выполнять домашние задания и выполняя их за ребенка. Подобная тактика не помогает, а лишь развивает безответственность, поскольку вырабатывает привычку к тому, что будет хорошо, сколько бы времени не осталось, и какой бы сложности задача не была. У родителей подобная практика отнимает много времени и нервов, часто подобные совместные учения превращаются в пытку для обоих.

Оптимальным вариантом будет оставить исключительно проверку и контроль выполнения задания для младших классов, и полную самостоятельность для старших. Вы можете объяснить материал, если ребенок сам попросил о помощи, но подобная ситуация не стала привычной. Если же предмет сложен – стоит нанять профессионального репетитора. Умейте разграничивать собственные возможности и не брать больше на себя, чем умеете.

В дополнительных занятиях будьте аккуратны, посоветуйтесь с ведущим педагогом, поскольку ваше видение успеваемости и его оценка нормы могут расходиться. Грех многих родителей – стремление вырастить гения, разбирающегося во всех научных областях к десяти годам. Такие родители набирают преподавателей и дополнительных кружков, расписывая день ребенка поминутно, а результата нет. Возможно, нет результата, который вы себе придумали, и учитель сообщит о достаточно высоких показателях вашего чада. А возможно наступление обратного эффекта, когда перегруженная психика включает процессы торможения и больше не способна воспринимать информацию, при этом наблюдаются различные эмоциональные нарушения.

Чтобы помочь наладить учебу, стоит начать с нормализации всего дня, которая подразумевает контролированное использование планшетов и компьютеров, поддержание режима дня. Многие проблемы уходят, если наладить сон, исключив ночное бодрствование, тогда появляются силы и активность на восприятие информации днем. Еще одна базовая вещь, о которой могут позаботиться родители – рацион, содержащий все необходимые элементы, а также обустройство соответствующего уголка для обучения дома (кухонный стол или диван перед включенным телевизором – не являются удовлетворительными вариантами).

Главная поддержка и помощь от родителей – это общение, а не научение. Развитие самостоятельного интереса рождается при открытом взаимодействии и наличии рядом людей, с интересом обсуждающих различные темы, живо делящихся своим опытом. Чем больше вы разговариваете, тем масштабнее формируется кругозор ребенка, что позволяет ему не уперто заучивать материал, а понимать его, а также выстраивать взаимосвязи между предметами. Замените раздражительность интересом, даже если это сотый вопрос за час, и вы не знаете ответа, лучше предложить поискать ответ вместе или спросить мнение ребенка, чем отмахиваться и кричать, раздражаясь. Вообще больше используйте мотивирующих слов, похвалы и побольше внимания уделяйте ребенку. Данная стратегия поможет и успеваемости, и предотвратить семейные кризисы, и поспособствовать скорейшему формированию целостной и зрелой личности.

Работайте над развитием стремления к познанию вообще в вашей семье, потому что, сколько бы ни бились самые талантливые педагоги, а любовь к чтению не придет к тому, кто не видел своих родителей за книгой. Заведите традиции в совместном посещении музеев и выставок различных направлений, мастер-классов и представлений, встреч с мастерами своего дела, смотрите научно-популярные фильмы и передачи, а после художественных устраивайте небольшие обсуждения. Все это вместе формирует интерес к миру, дает знания автоматически и через интерес, кроме того формирует базовую культуру на автоматическом уровне и развивает вербальный интеллект. Расспрашивайте ребенка о происходящем в школе, не ограничиваясь списком оценок и домашних заданий. Узнавайте об отношениях в классе и с учителями, что интересного происходило на переменах и в столовой. Хвалите и поддерживайте, показывайте искренний интерес и память о прошлых событиях – это позволит ребенку больше вам открыться и тогда, если будет назревать какая-то критичная ситуация вы сможете ее предотвратить или как минимум не будете наседать с новым репетитором, когда ваш малыш поругался с лучшим другом и теперь ему оценки не важны.

Чтобы ребенок ориентировался в происходящем необходимо четкое понимание расписания уроков, заданий, дополнительных секций. Расписание это должно быть составлено вами совместно с ребенком, где он выступает творцом, а вы лишь корректируете это в выполнимую форму. Данный график повесьте на видном месте, что позволит ребенку более эффективно планировать время и понимать к чему приведет задержка в выполнении одного из пунктов. И пусть дизайн у графика будет прикольный и веселый, а не строгий и грустный, как в офисе техника пожарной безопасности. Это же касается предметов, необходимых для учебы, ведь яркие скрепочки, цветные ручки, специальные папки с изображениями любимых локаций помогают поддерживать эмоциональный фон. Все что касается канцелярии – пусть ребенок выбирает самостоятельно, потому что главная ее цель не писать и чертить, а вызывать желание ею пользоваться. Помните об этом правиле, пытаясь экономить и принося с работы серые, обезличенные принадлежности для ребенка (декорируйте их, а если это будет совместное творчество, то вообще прекрасно).

Если вы замечаете, что какой-то предмет вызывает больше интереса, чем остальные, то имеет смысл поддерживать эти увлечения дополнительными наборами, которых масса в детских магазинах или походами в соответствующие учреждения. Не пытайтесь добиться одинаково высоких оценок, ведь у всех различные предрасположенности, а подравнивая показатели можно упустить шанс развития таланта.

Как помочь рассеянному ребенку хорошо учиться

Рассеянность проявляется в нарушениях внимания и памяти, причин для подобного состояния множество и если вы часто слышите в адрес своего ребенка, что он неорганизованный и невнимательный, причем согласны с данными характеристиками, то первоначально нужно установить причину. Именно причину, потому что нарушение внимания не является сознательным актом и это не проявление упрямства или тяжелого характера, бороться с которыми можно методами воспитания. Любые отклонения в сфере внимания свидетельствуют о физиологических нарушениях и неполадках в состоянии здоровья.

Неспособность длительное время сосредоточиться на предмете, что как раз и называют рассеянностью, может быть вызвана рядом физиологических причин, самая простая из которых – усталость. Усталость свойственная всем людям и если внимание вашего ребенка падает к концу дня, то нужно грамотно пересмотреть режим дня, проследить за качеством ночного отдыха, возможно, увеличить перерывы между школой и выполнением домашнего задания. Тяжелые формы расстройств астенического спектра, включающие в себя также и рассеянность, как невозможность длительной концентрации, не убираются простым налаживанием режима, и если помимо внимания, вы замечаете снижение еще нескольких функций (памяти, скорости реакции, настроения и т.д.), то стоит обратиться на консультацию к специалисту и подобрать правильное корректирующее лечение.

Если же на рассеянность жалуются учителя, то проследите за требованиями и ходом процесса обучения – если все построено на системе наказаний и ребенок запуган, то внимание будет уходить на отслеживание реакций учителя, а не на задания, если же под невнимательность вписывается недопустимость ошибок, то необходимо поднять данную тему с педагогом, поскольку ошибки в учебной деятельности являются нормой.

Ваша задача, как родителя, проявлять максимальную чуткость и ставить на первый план интересы и потребности собственного ребенка, и если ему сейчас необходимы более длительные перерывы, лояльное отношение и прочие поблажки, то вы можете договориться об этом с преподавателем или сменить учебное учреждение. Точно также важно вовремя заметить физиологические нарушения, которые иногда обусловлены врожденными особенностями, но проявляются только в школе при столкновении с новым уровнем сложности и незамедлительно воспользоваться помощью специалиста.

13 способов, как заставить ребенка учиться. Практические советы психолога

У Вашего разбойника опять двойки в дневнике? Ребенок не слушается, а засадить его за домашнее задание просто невозможно? У многих родителей возникает ситуация, когда ребенок не хочет учиться, прогуливает школу и не внимателен на уроках.

Часто взрослые делают много ошибок для того, чтобы заставить дочку или сына учиться. Происходит это, потому что нет знаний, как воспитать любовь к учебе у детей. Некоторые начинают воспитывать так же, как их воспитывали в детстве. Получается, что ошибки воспитания переходят из поколения в поколение. Сначала наши родители мучаются сами и заставляют нас учиться, потом и мы применяем такие же пытки к нашим детям.

Когда ребенок плохо учиться, сами по себе рисуются нерадостные картины в голове, каким может быть его будущее. Вместо престижного университета и ученой степени, третьесортный техникум. Вместо блестящей карьеры и хорошей зарплаты работа, о которой стыдно рассказать знакомым. А вместо зарплаты гроши, на которые непонятно как прожить. Никто не хочет такого будущего своим детям.

Выяснить причину – 50% успеха

Чтобы понять почему наши дети не испытывают желания учиться, нужно найти причину этого. Их существует очень много. Рассмотрим основные.

1) Нет желания и стимула к учебе

Многие взрослые привыкли заставлять ребенка делать что-то против его воли, навязывать свое мнение. Если же школьник сопротивляется делать то, что ему не хочется – это означает что его личность не сломлена. И это нормально.

Есть только один способ вовлечь чадо в учебу – заинтересовать его. Конечно, думать об этом должны в первую очередь учителя. Неинтересно составленная программа, скучные преподаватели, ведущие урок, не учитывая возраст детей – это все способствует тому, что ребенок будет избегать обучения и лениться в выполнении заданий.

2) Стрессы в школе

Люди устроены следующим образом: сначала удовлетворяются простые потребности в еде, сне, безопасности. А вот потребность в новых знаниях и развитии уже на втором плане. Школа для детей иногда становится настоящим источником стресса. Где малыши каждый день испытывают различные негативные эмоции, такие как: страх, напряжение, стыд, унижение.

На самом деле 70% причин нежелания детей заниматься и ходить в школу как раз из-за стресса. (Плохие отношения со сверстниками, учителями, оскорбления от старших товарищей)

Родители могут думать: ведь было всего 4 урока, ребенок говорит, что устал, значит он ленится. На самом деле стрессовые ситуации забирают у него кучу энергии. Да еще и вызывает негатив к этой среде. Поэтому он начинает плохо соображать, хуже работает память, выглядит заторможенным. Прежде чем нападать на чадо и заставлять его силой, лучше спросите, как его дела в школе. Было ли ему трудно? Как у него отношения с другими детьми и с учителями?

Случай из практики:
У нас на консультации был мальчик 8 лет. По словам матери мальчика, в последние несколько месяцев он начал прогуливать уроки, часто не выполнял домашние задания. А до этого хоть и не был отличником, но учился старательно и особых проблем с ним не было.

Оказалось к ним в класс перевели нового ученика, который всячески издевался над ребенком. Высмеивал его перед товарищами и даже применял физическую силу, вымогал деньги. Ребенок же в силу своей неопытности не знал что с этим делать. Жаловаться родителям или учителям он не стал, так как не хотел прослыть ябедой. А самому решить эту проблему не получалось. Вот явный пример, как стрессовые условия мешают грызть гранит науки.

3) Сопротивление давлению

Так уж работает психика, что когда на нас давят, мы сопротивляемся изо всех сил. Чем больше мать с отцом заставляют школьника насильно делать уроки, тем больше он начинает избегать этого. Это еще раз подтверждает тот факт, что насильно эту ситуацию не исправишь.

4) Заниженная самооценка, неверие в себя

Излишняя критика родителей в сторону ребенка приводит к его низкой самооценке. Если что бы школьник ни делал, Вам все равно не угодить, то это как раз такой случай. Мотивация чада совсем пропадает. Какая разница, что поставят 2 или 5, все равно никто не похвалит, не оценит по заслугам, не скажет доброго слова.

5) Слишком много контроля и помощи

Есть родители, которые буквально сами учатся вместо своего ребенка. Собирают за него портфель, делают с ним домашнее задание, командуют что, как и когда делать. В таком случае обучающийся занимает пассивную позицию. Ему становится незачем думать своей головой и отвечать за себя он сам не способен. Мотивация также пропадает, так как он выполняет роль марионетки.

Нужно отметить, что это достаточно часто встречается в современных семьях и является большой проблемой. Родители сами портят свое дитя, пытаясь ему помочь. Тотальный контроль убивает самостоятельность и ответственность. И эта модель поведения переходит во взрослую жизнь.

Случай из практики:

К нам обратилась за помощью Ирина. У неё были проблемы с успеваемостью дочери 9 лет. Если мать задерживалась на работе или уезжала в командировку девочка не выполняла домашние задания. На уроках также вела себя пассивно и если учитель не присматривал за ней, то отвлекалась и занималась другими делами.

Выяснилось, что Ирина с первого класса сильно вмешивалась в процесс обучения. Чрезмерно контролировала свою дочь, буквально шагу ей самостоятельно не давала ступить. Вот и плачевный результат. Дочка совсем не стремилась к учебе, считала, что это нужно только матери, а не ей. И занималась только из-под палки.

Лечение здесь только одно: перестать опекать ребенка и объяснить для чего нужно вообще учиться. Сначала, конечно, он расслабится и не будет ничего делать. Но со временем он поймет, что учиться все-таки как-то надо и начнет себя потихоньку организовывать сам. Конечно сразу все не получится. Но через некоторое время у него будет выходить все лучше и лучше.

6) Нужно давать отдых

Когда школьник приходит из школы ему необходимо 1,5-2 часа на отдых. В это время он может заниматься своими любимыми делами. Есть же категория матерей и отцов, которая начинает наседать на чадо сразу как только он зайдет домой.

Сыплются вопросы об оценках, просьбы показать дневник и указания садиться за домашнее задание. Если не дать малышу отдохнуть, концентрация его будет заметно снижена. И в уставшем состоянии он станет еще больше не любить школу и все что с ней связано.

7) Ссоры в семье

Неблагоприятная атмосфера дома – это серьезное препятствие на пути к хорошим оценкам. Когда в семье частые ссоры и скандалы, ребенок начинает переживать, становиться нервозным и замкнутым. Иногда даже начинает винить во всем себя. В результате все его мысли заняты сложившейся ситуацией, а не стремлением к учебе.

8) Комплексы

Есть дети с нестандартной внешностью или с не очень хорошо выработанной речью. Часто они получают в свой адрес много насмешек. Поэтому испытывают много страданий и стараются быть незаметными, избегают ответов у доски.

9) Плохая компания

Даже в первом классе некоторые школьники умудряются связаться с неблагополучными друзьями. Если приятели не желают учиться, то и Ваш ребенок поддержит их в этом.

10) Зависимости

Дети, как и взрослые с раннего возраста могут иметь свои зависимости. В начальной школе – это игры, развлечения с друзьями. В 9-12 лет – увлечение компьютерными играми. В переходном возрасте – вредные привычки и уличная компания.

11) Гиперактивность

Есть дети с избыточной энергией. Им свойственны плохая усидчивость и концентрация. В связи с этим им трудно сидеть на уроках и слушать не отвлекаясь. А отсюда – плохое поведение и даже сорванные уроки. Таким детям необходимо посещать дополнительно спортивные секции. Подробные советы для гиперактивного ребенка можно прочитать в этой статье.

Если правильно понять причину плохого обучения в школе, то можно считать что 50% проблемы уже решены. В дальнейшем нужно разработать план действий, благодаря которому можно будет побудить школьника к учебе. Крики, скандалы, ругань – это никогда не действовало. Понять свое чадо и помочь ему с возникшими трудностями – вот что создаст правильную мотивацию.

13 практических советов, как мотивировать школьника получать пятерки

  1. Первое, что должен знать каждый родитель – это то, что ребенка нужно хвалить за любые его успехи.
    Тогда у него естественно выработается желание учиться. Даже если он, что-то делает пока еще недостаточно хорошо, все равно его нужно похвалить. Ведь он почти справился с новой задачей и приложил для этого много усилий. Это очень важное условие, без выполнения которого заставить ребенка учиться невозможно.
  2. Ни в коем случае не ругать за ошибки, ведь на ошибках учатся.
    Если дитя ругать за то, что у него не получается, то у него навсегда пропадет желание этим заниматься. Делать ошибки – это естественный процесс даже для взрослых. Дети же не имеют такого жизненного опыта и только познают новые для себя задачи, поэтому нужно проявить терпение, и если у вашего чада что-то не получается, лучше будет помочь ему с этим разобраться.
  3. Не дарите подарки за учебу
    Некоторые взрослые в целях мотивации обещают за хорошую учебу различные подарки своим детям или денежное вознаграждение. Так делать не надо. Конечно, поначалу малыш обретет стимул и начнет стараться в учебе, но со временем он начнет требовать все больше и больше. И небольшие подарки перестанут его удовлетворять. К тому же учеба – это его ежедневные обязательные действия и ребенок должен это понимать. Поэтому вопрос мотивации так и не будет решен подобным образов в долгосрочной перспективе.
  4. Нужно показать сыну или дочке всю степень ответственности, которая лежит на этом занятии – учебе
    Для этого объясните, зачем вообще надо учиться. Часто дети, которые не испытывают особого интереса к учебе не понимают зачем это нужно. У них есть масса других интересных дел, а занятия в школе этому мешают.
  5. Бывает, родители требуют слишком многого от своих детей
    Сейчас и так программа обучения в несколько раз сложнее, чем раньше. Да еще если ребенок помимо этого ходит на развивающие кружки, то естественно может наступить переутомление. Не требуйте от ребенка, чтобы он был идеальным. Вполне естественно, что какие-то предметы даются ему сложнее, и требуется больше времени, чтобы понять их.
  6. Если какой-то из предметов дается вашему сыну или дочке особенно тяжело, то хорошим решением будет нанять репетитора
  7. Лучше прививать привычку к учебе с 1-го класса
    Если чадо в первом классе научиться достигать своих целей, выполнять поставленные задачи и за что будет получать похвалу и уважение взрослых, то он уже не сойдет с этого пути.
  8. Помогите увидеть позитивные изменения
    Когда вашему чаду что-то удается очень сложно, поддерживайте его всякий раз. Чаще произносите фразы типа: “Ну вот, теперь ты делаешь это гораздо лучше! А если будешь продолжать в том же духе, то и совсем отлично сделаешь!” Но никогда не используйте: “Еще немного постараться и тогда будет хорошо.” Таким образом, Вы не признаете маленькие победы ребенка. Очень важно поддерживать его и замечать малейшие изменения.
  9. Подавайте пример
    Не пытайтесь приучить ребенка делать уроки, пока вы смотрите телевизор и расслабляетесь другими способами. Дети любят копировать родителей. Если хотите, чтобы чадо развивалось, например, читало книги, вместо того чтобы бездельничать, делайте сами так.
  10. Поддерживайте
    Если школьнику предстоит сложная контрольная, поддержите его. Скажите что верите в него, что у него все получится. Тем более если он будет усердно стараться, то успех неизбежен. Поддерживать нужно и когда он что-либо завалил совсем. Многие же матери и отцы предпочитаю сделать выговор в таком случае. Лучше успокоить ребенка и сказать, что в следующий раз он обязательно справиться. Только нужно приложить чуть больше усилий.
  11. Разделите переживания
    Объясните малышу, что не всегда можешь делать только то, что хочется. Да я понимаю, ты так не любишь математику, но ее нужно изучать. Ты сможешь легче это перенести, если поделишься с близкими.
  12. Укажите на хорошие качества ребенка
    Даже если это такие далекие от хорошей учебы в школе, но положительные качества малыша, как умение помогать другим, обаяние, способность договариваться. Это поможет в создании адекватной самооценки и найти опору внутри себя. А нормальная самооценка в свою очередь создаст уверенность в своих силах.
  13. Учитывайте желания и стремления самого ребенка
    Если Ваш малыш интересуется музыкой или рисованием, не нужно навязывать ему посещение класса с математическим уклоном. Не нужно ломать ребенка говорить, что вы лучше знаете. Все дети разные и у каждого свои таланты и способности. Даже если вы заставите обучающегося заниматься не любимым предметом, он не достигнет большого успеха в нем. Потому что успех только там, где есть любовь к делу и заинтересованность процессом.

Стоит ли заставлять чадо учиться?

Как Вам уже, наверное, стало понятно из этой статьи, заставлять ребенка учиться силой – это бесполезное занятие. Так Вы сделаете только хуже. Лучше создать правильную мотивацию. Чтобы создать мотивацию нужно понимать зачем это ему нужно. Что он получит благодаря учебе. Например, сможет в будущем получить профессию, о которой мечтает. А без образования у него не будет никакой профессии вообще и не сможет зарабатывать себе на жизнь.

Когда у школьника есть цель и понятие зачем он должен учиться, то появляется желание и амбиции.

Ну и конечно же нужно разобраться с проблемами, которые мешают Вашему чаду стать успешным учеником. Для этого нет других способов, как поговорить с ним и выяснить их.

Я, надеюсь эти практические советы помогут Вам улучшить успеваемость Ваших детей. Если у Вас все же останутся вопросы, Вы всегда можете обратиться к нам за помощью на консультацию психолога онлайн “воспитание ребенка”. Опытный детский психолог поможет в максимально короткие сроки выяснить все причины, из-за которых ребенок испытывает трудности и нежелание учиться. Вместе с Вами разработает план работы, который поможет вашему ребенку почувствовать вкус к учебе.

Советы психолога для родителей, которые думают, что у них ленивый ребенок

  • Ленивый ребенок: в чем причина?
  • Советы родителям, считающим что у них ленивый ребенок

Дело в том, что некоторые родители просто не в состоянии воспитать в своих малышах силу воли, необходимую для того, чтобы выполнять даже простейшие обязанности. Далее вы найдете советы психолога о том, как можно решить эту проблему.

Ленивый ребенок: в чем причина?

Словарное определение прилагательного «ленивый» — праздный, не желающий работать. Так мы называем людей, которые не хотят выполнять свои обязанности. Ведь это подразумевает некие усилия и жертвы с их стороны. Вместо этого они предпочитают заниматься чем-то приятным и увлекательным.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

К сожалению, часто родители ведут себя непоследовательно. Если вы не можете добиться от ребенка выполнения элементарных обязанностей, но при этом разрешаете, например, смотреть телевизор — не удивляйтесь, почему у вас растет ленивый ребенок.

Перед тем как вешать ярлык на ребенка, подумайте, всегда ли вы действуете правильно как родитель. Здесь существует 2 крайности:

  • Первый тип родителей позволяет детям делать что угодно.
  • Второй, напротив, отличается повышенной требовательностью.

Как вы наверняка знаете, любые крайности вредны, следует держаться золотой середины. Наши советы вам в этом помогут.

Советы родителям, считающим что у них ленивый ребенок

Понять в чем причина такого поведения

Если вы заметили, что ваш малыш стал лениться больше чем обычно и вас это беспокоит, необходимо установить причину. Запомните, что лень и вялость вовсе не являются синонимами низкого интеллекта. Эти вещи вообще никак не связаны.

Итак, прежде всего необходимо понять причины лени. Они могут быть медицинского характера, а могут быть связаны с семьей или социумом. Только тогда можно приступать непосредственно к исправлению ситуации.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

Например, если причина кроется в низкой мотивации, важно говорить ободряющие слова каждый раз, как ребенок доведет хоть какое-то дело до конца. Причем совершенно не важно, порадует ли вас результат. Такой положительный стимул необходим для того, чтобы он с энтузиазмом брался за новые задания и выполнял их.

Коррекция поведения

Если спокойно поразмыслить о причинах появления лени, то скорее всего вы придете к выводу, что сами это позволили. Такой тип поведения является прямым следствием гиперопеки.

Поэтому стоит сменить тактику воспитания. Иначе лень прочно укоренится и ребенок вырастет ленивым взрослым. В идеале стоит поискать соратников в этом нелегком деле, чтобы совместными усилиями найти решение проблемы.

Например, будет полезно обратиться к успешному опыту других семей, почитать литературу на эту тему. В конце концов, обратиться за помощью к семейному психологу.

Стать примером для ребенка

Любой психолог вам скажет, что родители — основная ролевая модель поведения для своих детей. Так что на вас лежит огромная ответственность служить им живым примером правильного поведения. Ведь если вы сами не можете показать, как важна обязательность и дисциплина, то что уж говорить о детях.

Подписывайтесь на наш канал VIBER!

Сперва малыши просто будут повторять за вами, а потом у них пробудится собственный интерес к самым разным занятиям и преодолению трудностей. Так, потихоньку, для лени в их жизни просто не останется места.

Поощрять

Если ребенок заслужил награду, он должен ее получить. Небольшой совет: старайтесь, чтобы это были полезные и действительно нужные ему вещи. Иначе ребенок начнет воспринимать вас как источник «легких денег».

В психологии это называется «положительное подкрепление». Если вы будете последовательны, то рано или поздно даже самый ленивый ребенок четко уяснит: для того чтобы что-то получить, сперва нужно потрудиться.

Установить четкие правила и сроки исполнения заданий

Это действительно очень важно. Если вы хаотично раздаете задания и сами не помните, что поручили сделать, ребенку будет очень легко «отвертеться» от ответственности. Ведь, как мы уже говорили, ленивый ребенок — не значит глупый. Напротив, он пойдет на всевозможные ухищрения, лишь бы заморочить голову родителям и в итоге продолжать ничего не делать.

С другой стороны, часто такие дети начинают пытаться разжалобить родителей, чтобы они все сделали за них. Поэтому важно контролировать сроки выполнения заданий. Другими словами, если вы сказали убрать игрушки до обеда, то никаких оправданий просто не может быть.

И, напоследок, стоит еще раз напомнить, что родители полностью ответственны за поведение своих детей. Не существует ленивых детей, есть лишь бесхарактерные непоследовательные родители. Так что, если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос целеустремленным и трудолюбивым, следует начать с себя!опубликовано econet.ru.

Замечательно, если ваш ребенок – хороший помощник, который без напоминания наводит порядок в комнате, выносит мусор, убирает игрушки, гуляет с собакой. Однако не всем мамам и папам так повезло. Некоторые родители ежедневно борются с маленькими «лентяями», раздражаясь и порой срываясь на крик. Откуда берется детская лень? Как приучить ленивого ребенка к труду?

Что может скрываться за ленью ребенка?

Психологи уверяют, что лень у детей не появляется на пустом месте. Возможно, вы увидите истинные причины такого раздражающего поведения, если внимательно присмотритесь к своему малышу.

1. Недостаток мотивации

Вспомните, с какими горящими глазами дети занимаются тем, что им нравится. Но как только взрослые превращают домашнюю работу в нудную обязанность, скучные и монотонные хлопоты, у ребенка пропадает интерес, а любое занятие становится в тягость.

2. Темперамент

Психологические особенности и индивидуальные особенности личности – это то, с чем дети появляются на свет. Маленький флегматик медлителен, а со стороны кажется, что он ничего не хочет делать. Однако его бесполезно подгонять, он будет работать в собственном темпе. Ленивыми иногда считают и малышей-холериков, которые любят играть, но считают уборку игрушек скучным занятием.

3. Неуверенность в собственных силах

Иногда за ленью скрывается нежелание осваивать что-то новое, боязнь неудачи. Если ребенок не уверен в собственных силах, застенчив, психологически зависим от родителей, он зачастую пугается новых обязанностей и занятий. Даже взрослые не хотят заниматься теми делами, в которых чувствуют себя неуспешными. Однако себя они оправдывают, а на малыша приклеивают ярлык лентяя.

4. Переутомление

Если дневной распорядок детей чересчур плотный и насыщенный (садик, центр развития, бассейн, танцевальный кружок), лень появляется из-за элементарного переутомления.

Кроме того, ленивость может стать ответной реакцией на дефицит игровой деятельности и двигательной активности, когда родители хотят воспитать вундеркинда. В этом случае дошкольные годы ребенка проходят в непрерывной учебе, а его потребности в играх и постоянных движениях не удовлетворяются. Возникает банальная психологическая усталость, которая плавно перетекает в нежелание действовать.

5. Чрезмерная опека

Иногда сами взрослые приучают малышей лениться, ограничивая их самостоятельность еще в раннем возрасте. «Почему ты так долго копаешься? Давай помогу», – постоянно говорят мамы и бабушки и начинают убирать за крохой игрушки, кормить, одевать его. Конечно, старшие делают это намного быстрее и аккуратнее. Однако таким образом они вырабатывают у ребенка привычку ждать, что другие люди сделают за него всю работу.

Итак, детская лень не появляется ниоткуда, чаще всего ее формируют, взращивают и подпитывают родители и другие родственники. Создавая «тепличные» условия, которые мешают детям совершать и исправлять ошибки, проявлять инициативу, выбирать интересные занятия, взрослые тем самым воспитывают лежебок. И все же, отчаиваться не следует – выход есть. В ситуации с детской ленью, как и при решении прочих педагогических и психологических проблем, профилактика намного лучше, чем лечение.

Как приучить детей к труду – советы психологов

1. Личный пример

Малыши учатся новому, подражая своим родителям. Если кроха с раннего детства видит, что мама и папа не в восторге от домашних обязанностей, он станет копировать их поведение, так же пренебрежительно реагируя на родительские поручения. Поэтому не стоит при детях демонстрировать недовольство своей работой, иначе у вас не получится привить у ребенка любовь к труду.

2. Поощрение инициативы

Не стремитесь выполнять все обязанности за своих детей, дайте им возможность насладиться самостоятельностью. Особенно это касается трех-четырехлетних малышей, которым особенно интересно делать то же самое, что и родители. Поэтому забудьте слова «не мешай», «ты еще маленькая». Если ребенок хочет вымыть тарелку, полить грядку на даче, не мешайте ему. Причем, выполнить работу он должен сам, пусть даже на нее уйдет полчаса вместо ваших пяти минут. Зато у крохи появится повод гордиться собой.

Читаем также: как правильно поощрять ребенка

3. Творческий подход

Иногда детям не хватает вдохновения, чтобы действовать. Чтобы убедить малыша разложить игрушки по местам, некоторые родители прибегают к «прянику» (мультфильм, лакомство) или грозят «кнутом» (наказание). Психологи считают, что подобный подход убивает желание трудиться. Вместо это они советуют превратить такое неинтересное занятие, как уборка, в увлекательную игру. Например, собирайте машинки и куклы наперегонки. Или спрячьте посреди игрушек какой-нибудь маленький «секретик» и попробуйте вместе отыскать его.

4. Разумная критика

Чтобы не отбить у ребенка всяческое желание трудиться, откажитесь от неконструктивной критики. Лучше разберитесь, почему ваше чадо не справляется со школьными уроками, не может выучить стихотворение для утренника. Дайте малышу совет – что ему нужно сделать, чтобы в следующий раз у него все получилось. И еще, не называйте детей лентяями и неумехами, этим не вы только не приучите их к труду, но и понизите их самооценку.

5. Домашние обязанности

Постарайтесь закрепить за подрастающим поколением определенные поручения, причем, они должны быть конкретными и действительно нужными, а не выдуманными с воспитательной целью.

Так, дети 3-4 лет могут:

  • убирать игрушки за собой;
  • помогать с сервировкой стола;
  • вытирать пыль;
  • одеваться, умываться и чистить зубы.

Ребенок 5-6 лет уже умеет:

  • наводить порядок в собственной комнате;
  • складывать свою одежду на место;
  • ухаживать за любимым питомцем;
  • застилать и расстилать кровать;
  • присматривать за младшим братиком или сестрой.

В 7-9 лет дети способны:

  • пылесосить;
  • самостоятельно собираться в школу (конечно, с маминым контролем);
  • мыть посуду;
  • помогать бабушке на даче;
  • готовить бутерброды.

Читаем также:

  • 6 способов, как правильно мотивировать ребенка
  • 9 простых советов как приучить ребенка помогать по дому
  • Как приучить ребенка к порядку

Мнения родителей с форумов

mashkin29 мне кажется, ленивых детей не бывает …. бывают ленивые родители которые не сумели заинтересовать своего ребенка, найти с ним диалог, донести нужность того, что от него хотят … и все это начиная так с 6и месячного возраста примерно, а после 3-х лет так и вообще поздно. сколько вашему лет, и с каких пор он ленив? по каким направлениям?

alenkin92 Дети часто быстро загораются и тут же потухают. они не любят делать однообразную, скучную, неинтересную работу.

Полина Сейчас много таких детей, которые ничего не хотят делать. И виноваты в этом мы, родители. Мы не ограничиваем их сидение за компьютером, мы не проводим с детьми достаточно времени. А дети просто копируют родителей… Надо самим меньше лениться, делать всё вместе с детьми. А вот что говорит психолог про современных детей и их проблемы с безынициативностью и ленью.

Домашние обязанности и поручения ни в коем случае не должны становиться наказанием за плохое поведение и проступки. Наоборот, поощряйте детей за выполнение работы по дому. Например, задержитесь подольше в зоопарке или сходите в кино.

И, конечно, не забудьте похвалить малыша, когда он в первый раз поможет вам в каком-либо деле или получит хорошую оценку. Зачастую именно похвала родителей становится главным стимулом для приучения ребенка к труду.

Читаем также: Так ли ленивы «ленивые» дети: что скрывается за детской ленью? Что скрывается за детской ленью, в чем ее причины. Как помочь ребенку найти интересное занятие, способное справиться с апатией. Советы родителям, как бороться с детской ленью — http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/tak-li-lenivyi-lenivyie-deti-chto-skryivaetsya-za-detskoy-lenyu.html

Учебная мотивация

Учебная мотивация выходит из системы мотивов, которая опирается на познавательные потребности, цели, интересы, стремления, идеалы, установки личности. Учебная мотивация одновременно является устойчивой, раскрывая содержательные аспекты (осознанность деятельности, самостоятельность, обобщенность, доминирование, действенность), и динамической системой. Динамика системы мотивов зависит от индивидуальных особенностей ребенка: устойчивости, силы, переключаемости, эмоциональности – в общем врожденных особенностей психики. Оговорюсь, что в статье речь идет о здоровых детях с проблемами в мотивации, а не о детях с врожденно обусловленными трудностями, например, при СДВГ.

Учебная мотивация:

  • определяет направление учебной деятельности;
  • позволяет найти способы реализации деятельности и достижения целей;
  • задействует эмоционально-волевую сферу личности.

Учебные мотивы бывают внутренними, внешними и личными. Внутренние – интерес к содержанию деятельности и самореализации, внешние – интерес к другим атрибутам деятельности, например, общению и играм на переменах, личные – личностные убеждения и потребности, самоуважение, авторитет.

Успех деятельности зависит от мотивации, а она:

  • от индивидуально-личностных особенностей ученика;
  • личности учителя;
  • специфики предмета;
  • организации деятельности.

Работать нужно над формированием внутренней и личной мотивации. А вот требованиями и принуждением можно добиться в лучшем случае внешней, формальной мотивации. Именно она служит ответом на социальные нормы, обязательства, принуждения, ожидания родителей. Но внешняя мотивация губительна для личности и крайне неустойчива.

Как сформировать мотивацию

Сформировать личную мотивацию позволит учет индивидуально-личностных особенностей и возможностей ребенка. Уже в начальной школе заметны отличия детей: особенности склада ума, темперамент, задатки и способности. Не нужно требовать от всех детей одинаково хорошего усвоения всей школьной программы. Как и не нужно думать, что всем детям подходит единый набор методов и средств обучения.

Нужно выявить задатки ребенка и развивать их, не пытаться делать из математика литератора, а из спортсмена музыканта. Забудьте об оценках, это не показатель успешности ребенка. Оценки – часть внешней мотивации. Ваша цель – развить в ребенке интерес, направив его по адекватному его возможностям и способностям пути. Если ребенок учится в своем направлении, то проблем с мотивацией не возникнет.

Познавательные мотивы (интерес к усвоению знаний) формируются через специфику подачи материала. Даже если деятельность интересна сама по себе, нужно уметь корректно организовать процесс обучения. Оптимальный вариант – проблемное обучение. В каждой задаче должна быть проблема, вопрос, противоречие, которое ребенок захочет и сможет сам или с помощью родителей решить. Материал должен быть чуть дальше и сложнее возможностей ребенка: не прост (уже не интересно и понятно), но и не очень сложен (еще не интересно и не понятно).

Младшие классы

Забудьте о тотальном контроле и принуждениях, замените это доверием и взаимоуважением. Младшим школьникам ставьте маленькие задачи (в силу особенностей психики дети в начальных классах пока не могут думать о далеком будущем и больших целях). Обязательно хвалите за успех и разбирайте неудачи.

Средние и старшие классы

В подростковом возрасте (средние и старшие классы) важно дифференцировать процесс обучения. Похвала уже не поможет. Нужно заинтересовать ребенка. Целесообразно нанимать репетиторов по тем предметам, к которым у ребенка выявлены способности, а не наоборот. Помогите подростку определиться и выстроить личный путь, позвольте ему идти по этому пути, помогайте. Важно разговаривать с подростком и помогать решать второстепенные проблемы (любовь, профессиональное определение, дружба), чтобы они не мешали учиться.

Общие рекомендации родителям

  1. Посетите школьного психолога и выясните особенности своего ребенка: склонности, задатки, темперамент, свойства психики. Попросите составить программу развития.
  2. Примите своего ребенка таким, какой он есть. Не требуйте от него своих желаний, не пытайтесь прожить новую жизнь в его лице, не заставляйте реализовывать ваши несбывшиеся мечты и амбиции.
  3. Познакомьтесь с учителем и особенностями школьной программы. Родительское право и обязанность – дать ребенку хорошее и адекватное его возможностям образование. От личности учителя, особенно в начальной школе, зависит многое, в том числе мотивация учеников. Компетентен ли педагог, интересен, состоятелен как личность? Вы имеете полное право изменить место образования, если считаете, что в данном учреждении вашему ребенку не могут дать соответствующих знаний, умений и навыков.
  4. Поговорите с ребенком, спросите, что ему интересно, есть ли какие-то проблемы в школе, чем он хочет заниматься. Подберите вместе программу дополнительного образования, свяжите ее со школьной программой.
  5. Личный пример. Ценность обучения должна происходить из семьи, как и уважение к профессии учителя и вообще труду. Детям свойственно перенимать привычки родителей. Если вы сами относитесь к школе как к вселенскому злу и мучению, радуетесь, что у вас это позади, а ребенку еще мучиться и мучиться, говорите это ему напрямую, то хорошего ждать не стоит. Важно объяснить значимость образования для дальнейшего обучения и работы, саморазвития.
  6. Не пытайтесь расставлять акценты на предметы, связанные с будущей профессией. В начальной школе можно понаблюдать за ребенком, выявить его склонности. В средней школе – ставить акцент на то, к чему есть способности. И уже в 9-11 классах определиться с профессией (сам ребенок решит) и, возможно, перефокусировать внимание. Хотя обычно, если акценты расставлены правильно, по способностям и интересам, то и профессия дальше находится сама собой именно по этому направлению. Расставляя акценты, не забывайте, что остальные предметы тоже нужно усваивать, раз они есть в программе, просто не стоит гнаться за высокими баллами и «насиловать» ребенка.
  7. Творчество. Оптимальный вариант, чтобы скрасить любую деятельность и сделать интересным даже самый скучный, но нужный материал – творчество. Младшим школьникам поможет наглядность и красочность, подросткам – ориентация на жизнь, причем актуальные в их среде веяния.
  8. Не бросайте ребенка в трудной ситуации, помогайте решать задачи, выполнять домашние задания, общайтесь. Не исключено, что пропажа интереса к деятельности – последствие непонимания получаемых знаний.
  9. Предоставляйте ребенку выбор из нескольких приемлемых для вас и подходящих для него вариантов. Во-первых, это создаст у него чувство хозяина жизни и пробудит ответственность, во-вторых, не вызовет подростковых реакций отрицания и оппозиции.
  10. Старайтесь избегать наград и наказаний за обучение вообще (это внешняя мотивация). Мотивировать школьника, например, деньгами – ошибочный путь, хотя любим многими родителями. В малых количествах критику использовать, конечно, нужно, но оценивать словами и только поступки ребенка, а не его личность. Притом порицаний все же лучше избегать, неудача сама по себе губительна для психики, лучше вместе разобрать причины и план действий, чтобы ситуация не повторилась. В начальных классах похвала обязательно должна присутствовать, так как взрослый и его оценка остается ведущей, хотя и вытесняется понемногу оценкой сверстников.
  11. Сотрудничество, взаимоуважение и доверие – основа успешного обучения. Эти компоненты должны присутствовать как в отношениях учителя с учеником, так и учеников с учеником, родителей с ребенком.
  12. Оценка – самый сложный элемент обучения. Как в школе, так и дома сравнивать нужно новые успехи ребенка с его прежними, а не одного ребенка с другим. Например, за прошлую работу ученик получил тройку и сделал десять ошибок, а за новое задание получил ту же тройку, но с тремя ошибками. Оценка та же, но успех налицо. И об этом успехе нужно говорить, нужно подчеркивать личный прогресс. Один родитель заругает: «Опять тройка! Что ты за бездарь!», чем окончательно убьет в ребенке интерес, мотивацию и веру в собственные силы. А другой скажет: «Ух ты, всего три ошибки. Это гораздо меньше, чем в прошлый раз. Ну и что, что тройка, мы с тобой еще чуть-чуть позанимаемся, и будет четыре. А если и не будет – ничего страшного, я горжусь тобой». И мотивация снова оживет, самооценка сохранится.
  13. Проанализируйте основные когнитивные способности ребенка: мышление, внимание, память. Если отмечена слабость в какой-то сфере, то подберите упражнения для тренировок.
  14. Важно качество обучения, а не количество. Нужно объяснить ребенку, что это необходимо прежде всего ему для саморазвития и дальнейшей жизни.
  15. Основная проблема школьного обучения – сухость знаний, их оторванность от реальной жизни. С этой проблемой активно борются, но повсеместного распространения новой политики обучения пока не наблюдается. Если учитель вашего ребенка не может преодолеть барьер между наукой и жизнью, то сделайте это сами. «Переведите» ребенку информацию, найдите ассоциации и связи с реальной жизнью и скорым будущим.
  16. Купите дополнительную литературу, справочники, словари, фильмы. Проведите связующую нить от знаний к кумирам ребенка. Да, для этого и самим придется покопаться в источниках, расширить собственный кругозор. Дайте ребенку максимальное количество средств для самореализации.
  17. Помогите ребенку составить распорядок дня, спланируйте время выполнения уроков и отдыха.

Послесловие

Учебная деятельность – ведущая деятельность младших школьников; социально-значимая деятельность – ведущая деятельность подросткового возраста. У подростков риск потери мотивации выше, так как конкуренцию деятельности составляет межличностное общение со сверстниками. А вот в младшем школьном возрасте ребенок испытывает потребность в обучении и с удовольствием будет усваивать новые знания, если они соответствуют его особенностям и интересам.

Без учебной мотивации будет неизбежно снижаться успеваемость, возникнут поведенческие нарушения, деструктивные проявления личностного потенциала и способностей. Пустоту непременно займут другие девиантные виды активности или пассивность, что тоже является отклонением.

Не бывает глупых или ленивых детей, бывают незамотивированные. Более того, каждый человек от рождения гениален и талантлив, но раскрыть гениальность, к сожалению, удается не каждому. Губится она чаще всего именно в момент принудительно обучения, погони за оценками, чужими комплиментами и титулами, желаниями родителей, а не ребенка.

>Как заставить ребенка учиться — советы психолога

Как мотивировать школьника

Чтобы школьник начал хорошо учиться, у него должен пробудиться интерес. А интерес могут вызвать только сами родители и преподаватели в школе. Если классный руководитель подает материал в неинтересной форме, то у ребенка не будет никакого стимула учиться. Первостепенная задача родителей — показать, что учеба — это интересно.

1. Отдых после школы

Категорически запрещено заставлять ребенка садиться за уроки сразу после школы. По возвращении домой у малыша должно быть 2 часа свободного времени на любимые дела и игры. Однако при этом необходимо четко дать ему понять, что после этих двух часов ему следует делать домашнее задание.

Не стоит в эти два часа вообще говорить о школе. Родители не должны заводить разговор об оценках, занятиях или о том, что было в школе. Но если ученик сам поднимет эту тему, беседу необходимо поддержать. В результате школьник морально отдохнет, поймет, что родители на его стороне и поддерживают его во всех начинаниях.

2. Похвала

Один из самых важных элементов. Больше это касается учеников начальной школы, так как в переходном возрасте у детей уже другие представления о жизни, похвала им требуется меньше.

Но до 4 класса малыш должен слышать похвалу ежедневно, даже если принес тройку за работу. Задача родителей — успокоить школьника, сказать, что такое случается, но ведь он старался.

Только так можно сохранить мотивацию к учебе. Ругать малыша нельзя, ведь ошибки — это естественно. Взрослые тоже часто совершают ошибки, но их за это не ругают. Стоит поставить себя на место школьника, и вспомнить свои ощущения, когда в дневнике появлялась плохая оценка.

3. Никаких подарков

Процесс обучения — это обязательное ежедневное действие, и ребенок должен это хорошо усвоить. Он учится для себя, чтобы в дальнейшем поступить в хороший университет и получить профессию.

Ошибка родителей — дарить подарки за хорошие оценки. При этом такой способ любит подавляющее большинство взрослых. Первые месяцы у малыша будет стимул хорошо учиться, но в дальнейшем это войдет в привычку. Ученикам начальной школы нужно не так много, но ведь дети растут.

С возрастом их потребности увеличиваются, и незначительными презентами отделаться будет сложно. А между тем, у ребенка сформируется четкая цепочка «пятерка-подарок». Таким способом можно мотивировать малыша, но лишь на небольшой срок. Вполне подойдет разовая мера. Например, обещание купить новую компьютерную игру, если в конце четверти не будет троек.

4. Личный пример

Детям свойственно подражать родителям. Если мама или папа работает и смотрит телевизор одновременно, у ребенка возникает стойкая ассоциация. Если нужно мотивировать школьника на учебу, нельзя подавать дурной пример. Родители должны помнить об этом всегда, ведь дети искренне не понимают, почему мама может целый день копаться в телефоне, а ему это запрещено.

5. Поддержка

Поддерживать своего ребенка — обязанность каждого ответственного родителя. Если намечается сложная проверочная работа, нужно сказать правильные слова, чтобы школьник поверил в себя.

Для каждого родителя их ребенок — самый лучший, об этом ему и нужно сообщить. Важно также поддержать ученика, если он получил двойку за ту же контрольную.

Ругать и упрекать за глупость не рекомендуется — мотивации исправить оценку не будет. Лучше сказать, что в следующий раз все обязательно получится.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *