Как правильно воспитать сына?

Недоношенность — риск психопатологии

— Иван Иванович, часто ли к вам за помощью и советом обращаются мужчины, которые страдают от того, что в себе не уверены, постоянно слышат упреки вроде «Ты не мужик!» от своих жен?

— Гораздо чаще, чем вы думаете. Но я бы хотел начать разговор о мужчинах с такого аспекта, как характер. Не зря психологи говорят: характер — это судьба. А мы, психиатры, еще каждую личность рассматриваем с позиции биопсихосоциальной модели. Когда ко мне на консультацию приходит пациент, я обязательно должен выяснить о нем все — начиная от того, как у его мамы проходили беременность и роды…

— А при чем тут мамины роды?

— Притом что процентов семьдесят наших пациентов — это изначально дети с так называемым органическим фоном. В декабре я выступал на совещании в детской областной больнице. Предполагая, что мои слова могут вызвать непонимание в медицинском сообществе, я сослался на доводы главного психиатра России Зураба Кикелидзе, подтвержденные психиатрической практикой. А доводы такие: дети, которые рождаются глубоко недоношенными, с экстремально низкой массой тела — до килограмма или чуть больше килограмма, их выхаживают, — в дальнейшем рискуют получить задержку психического развития или другие диагнозы по линии психиатрии. Это, конечно, не обязательно, но, к сожалению, очень часто. Это, что касается «био». Второе — это «психо», то есть характер. И третье — это «социум». Имеет значение, в какой семье ребенок родился и растет. Полная ли это семья: сегодня часто бывает, что у мальчика нет папы. Вот три аспекта, от которых во многом зависит, станет мальчик настоящим мужчиной или нет.

О воинах и пастухах

— Считается, что любой мальчик уже рождается мужчиной, с мужскими качествами характера — нужно просто помочь их вытащить наружу, не заглушить.

— Чей тип характера мальчик унаследует — папин или мамин, не известно. Это уже как даст природа. Вот Чингисхан — умнейший был человек. Он все мужское население делил по большому счету на две категории: есть воины — быстрые, дерзкие, смелые, а есть пастухи — спокойные размеренные трудяги. И в наше время это тоже актуально. Но что я хочу сказать как психиатр: если подросток осознает, что он по характеру — не воин, то не надо думать, что это плохо. Каждый из нас должен жить по своей биологической конституции. Допустим, ты психастеник, то есть робкий, застенчивый, мнительный, ранимый, чувствительный, эмоциональный, но зато — аккуратный, педантичный и очень ответственный. Когда я читал лекции в медицинской академии, то говорил студентам: «Если вы нашли у себя психастенические черты характера, то вам нечего делать в хирургии, анестезиологии и реаниматологии, вам нечего делать в оперативном акушерстве. Вы будете разрушать себя каждый день. Это специальности не для вас.

— И что же — им надо бросать академию и уходить из медицины?

— Зачем? Можно выбрать другое направление в медицине. К примеру, психиатрию, где психастеник просто незаменим. Потому что они интуитивные, тонко чувствуют людей, фальшь, ложь. Как говорил Зигмунд Фрейд, чтобы быть счастливым человеком, нужно сделать правильно два выбора в жизни. Нужно близко к своей биологической конституции выбрать профессию, специальность, и нужно правильно выбрать мужа или жену — вторую половину. Если какой-то из выборов будет сделан неправильно, ты будешь разрушать себя либо на работе, либо в семье. А что значит правильно? Это с учетом характера. Поэтому работа должна быть у всех разная и жена или муж тоже у всех — разные.

В семье должно быть правило: каждый день нужно делать три дела, которые очень не хочется делать.

Когда ко мне приходит на консультацию молодой человек, студент какого-нибудь вуза — скромный, застенчивый, весь зажатый, я объясняю: да, вы такой, вы не будете летчиком или десантником, но ваша сила — в вашей слабости. И этим нужно пользоваться. Вы по-другому видите, чувствуете — вот в чем ваша сила. И не нужно ориентироваться на других мальчишек или одногруппников, которые смелее, играют на гитаре, вокруг которых девчонки вьются. А вы — другой, и свою индивидуальность нужно беречь. Конечно, волю воспитывать нужно любому человеку. Но, по большому счету, стержень останется на всю жизнь психастенический. Жизнь вас немного подравняет, но ломать, деформировать себя не надо.

Нужно формировать самооценку

— У моих друзей два сына: один бойкий, другой тихий, застенчивый. И все родственники — отец, брат даже мама с бабушкой — ребенка затюкали. Только и слышишь: «Ты слюнтяй, ты нюня, мальчики не плачут!»

— Вот у таких ребят, как правило, потом будет занижена самооценка. Еще раз повторюсь, характеры у всех разные. Не надо стыдить мальчика, если он проявляет свои эмоции. Мальчики тоже могут плакать. Но и бежать, каждый раз целовать, если он упал и ударился, тоже не надо. Все нормально: дети падают, больно бывает, любая царапина — не повод для жалости. Но ребенку надо дать понять: если случится что-то серьезное, родители всегда придут на помощь.

И обязательно мальчика надо хвалить. Отмечайте какие-то его достижения, небольшие успехи — это основа его будущей уверенности в своих силах и умения не бояться экспериментировать. Это поднимет его самооценку. Иногда ко мне приводят мальчика лет 10—12 — зажатый, не уверенный в себе. Мама спрашивает: «Вот что с ним делать?» Я объясняю, а потом говорю: несмотря на то что мальчик робкий, все равно волевые качества формировать нужно. У психотерапевтов есть такое понятие — «вооруженность». Чем больше ребенок вооружен, тем более он адаптирован к социуму, к жизни.

— И чем застенчивого мальчишку «вооружать»?

— Задаю маме вопрос: «Сын умеет в шахматы играть?» — «Нет». — «Научите!» Смотришь, самооценка у ребенка возросла. «Плавать умеет?» — «Не умеет». Родители научили, самооценка возросла. «На велосипеде умеет ездить?» — «Не умеет». Купили, научили. Еще самооценка возросла. Вот она — вооруженность! Овладев этими навыками, мальчик становится увереннее в себе: я могу!

Не разговаривайте с мальчиком в приказном тоне

— Вы согласны с утверждением, что в неполных семьях вырастают неполноценные мальчики?

— Это утверждение неверно, и, более того, оно опасно тем, что действует как самореализующийся прогноз. Многие женщины растят детей самостоятельно, и у них вырастают прекрасные сыновья, не испытывающие проблем в личной жизни. Хотя не буду отрицать, рассказывая о себе, мужчины с проблемами часто вспоминают: «Папа оставил маму сразу после моего рождения…» или «Отец ушел из семьи, когда мне было года три (пять-семь)»… Воспитывал мальчика кто? Мама, бабушка, хорошо, если дедушка включался.

Одной материнской любви для формирования мужских черт недостаточно. Мальчик вырастает мужчиной, когда он видит рядом с собой образец мужского поведения, когда его воспитывают по «мужским лекалам». Папа позволяет, отпускает, провоцирует и общается на равных, тем самым прокладывая сыну дорогу к самостоятельности и зрелости. А многие мальчишки в детстве не получают должного мужского влияния, этот волевой стержень: «Нужно вот так!» Либо папа есть, но он злоупотребляет алкоголем.

— Но если отца нет, как из сына вырастить настоящего мужчину?

— Наглядный пример модели мужского поведения мальчику просто необходим. Если нет папы, то надо позаботиться о том, чтобы ребенок хотя бы периодически общался со взрослым мужчиной. Это может быть и дедушка, и дядя, и какой-то достойный друг семьи или тренер в спортивной секции.

Еще очень важно, как сама мама строит отношение с сыном. Допустим, она может сказать подростку: «Сынок, я так устала, помоги мне. Ты же мужчина, ты у меня сильный». А может в этой же ситуации сказать жестко: «Я сказала — пошел и быстро сделал!» Тем самым мама свое женское «я» ставила выше мужского. А дети ведь, как губка, все впитывают. Вообще женщины, воспитывающие сыновей самостоятельно, часто впадают в одну из крайностей: они или отдают всю себя ребенку без остатка, или стараются держаться с сыном подчеркнуто строго и сухо, стараясь восполнить пробел сурового мужского воспитания. И та и другая позиция формируют искаженную картину мира. В первом случае мальчик, скорее всего, вырастет нерешительным и безвольным. Излишняя строгость тоже не поможет воспитать в нем мужественность. Эту же ошибку совершают и некоторые папы. Завышенные требования, тем более в сочетании со страхом наказания, — это прямой путь к тому, что мальчик вырастет не уверенным в себе.

Каждый день минимум три дела

— Обязательно ли сыну с детских лет читать книжки о рыцарях, героях, выбирать фильмы, где мужчины ведут себя героически?

— Обязательно. Это настолько важно, что в психотерапии есть даже целый раздел, он называется библиотерапия. Я всегда рекомендую мамам читать мальчикам таких авторов, как Джек Лондон. Его книги воспитывают волю к жизни.

— А если мальчик не хочет заниматься спортом, надо ли заставлять?

— Надо. Пусть не силовыми видами спорта, не боксом, не хоккеем, но шахматами или плаванием, айкидо. Человек должен формироваться гармонично. А в жизни очень часто наблюдаю перекосы. Отдали мальчишку в спорт, он такой накачанный-перекачанный, а в голове пусто. Или наоборот: заумный ботаник, начитанный, интеллект развит, но в физическом плане он никакой. Приходят молодые люди, а у некоторых даже кисть от мышки компьютерной деформирована. Потому что сидит целыми днями за компьютером и с другими гаджетами. Должна быть золотая середина. Ребенку без спорта, без двигательной активности нельзя. Особенно мальчику.

Еще совет, как воспитывать волю с детства. В семье должно быть правило: каждый день нужно делать три дела, которые очень не хочется делать. Как я иногда шучу над собой, пациентам рассказываю: сегодня профессор Дудин будет работать сантехником. У меня раз в полгода на кухне забивается труба. Я купил трос, мне показали, как надо трубу прочищать, и раз в полгода я делаю это сам. Хочу не хочу, а делаю, потому что надо. И у ребенка тоже должны быть домашние обязанности. Устал, не успеваешь, не хочешь, а сделать надо!

Как правильно воспитать сына?

Каждая мама делает все, чтобы ее ребенок рос здоровым и счастливым, а если в семье сын — старается воспитать его сильным и смелым. Однако порой эти усилия приводят к прямо противоположному результату — мальчик растет не уверенным в себе, замкнутым, у него не складываются отношения с друзьями, он пасует перед трудностями. Как избежать ошибок в воспитании сыновей? На самые распространенные вопросы родителей отвечают психолог Ольга Воронова и педагог Вита Викторова.

1. Мало кто из родителей хочет, чтобы их сын шел служить в армию. В то же время считается, что именно в армии мальчик становится настоящим мужчиной, поскольку служба закаляет характер. Как быть?

Если у ребенка возникает постоянное желание утвердить себя, настоять на своем и дать сдачи, значит, в глубине души он чувствует себя уязвимым и защищается таким образом. В причинах этой уязвимости прежде всего и нужно разбираться.

Армия приучает к дисциплине, организованности, умению справляться с трудностями. С другой стороны, безобразия, которые творятся в нашей армии, несут угрозу для здоровья молодого человека. И вряд ли кто вас осудит, если вы найдете иные способы научить сына самодисциплине и патриотизму. Занятия спортом помогут ему почувствовать себя сильным, отсутствие повышенной родительской опеки сделает самостоятельным, а патриотизм прививается прежде всего в семье. Но если уж так случилось, что вашего мальчика забирают в армию, настройте его на то, что в течение двух лет он будет жить по совершенно другим законам и лучше к этим законам адаптироваться, чем протестовать против них. Объясните ему, что дедовщина (с которой армейское начальство не особенно борется) присутствует не только в России, но и в других гораздо более цивилизованных странах и направлена на то, чтобы «выбить» из солдата индивидуальность, потому что основа армии — беспрекословное подчинение приказам. Юноши с сильно развитым «я» страдают больше остальных. Чтобы эти 2 года не превратились в кошмар, ребенок должен обладать хорошей физической подготовкой, быть достаточно коммуникабельным и лояльным к тем, кто его окружает.

2. Что делать, если мальчик ведет себя агрессивно — дерется, обижает других детей?

Агрессия присуща и девочкам, и мальчикам, но мальчики могут проявлять ее более открыто — это испокон веков считалось нормальным и поощрялось, в то время как мягкость и уступчивость считались недостатком. Мальчики агрессивно отстаивают свое место в коллективе, борются за лидерство. Но слишком высокий уровень агрессии может говорить о неуверенности в себе. Установка «весь мир против меня» говорит об отсутствии чувства безопасности, а чувство это формируется в семье. Если родители (мама в первую очередь) относятся к сыну с любовью, не отталкивают малыша, когда ему страшно, не кричат на него, не подавляют — чувство безопасности у сына присутствует. В противном случае возникают тревожность, страх перед миром. А далее в зависимости от индивидуальных особенностей ребенок может сражаться с этим враждебным миром или прятаться от него, заискивать перед ним. Иногда повышенная агрессия — следствие избытка энергии, которую подавляют разными нормами и этикетом. «Не бегай, не шуми, сиди спокойно!» — в результате ребенок выходит на улицу и дерется с первым, кто на него косо посмотрел. Если ваш сын растет большим забиякой, нужно действовать сразу по двум направлениям. Первое — дать выход энергии, то есть записать сына в спортивную секцию. Тогда агрессия будет направлена в нормальное русло и принесет ребенку пользу — он станет увереннее в себе, почувствует силу. Второе направление — психологическое. Нужно уважать и любить ребенка, чтобы он испытывал покой и душевный комфорт, тогда ему не нужно будет отслеживать окружающую обстановку, чтобы пресекать любые враждебные выпады. Словом, если родители понимающие и доброжелательные, если в семье царят согласие и взаимоуважение, мир кажется ребенку дружественным и он с ним не сражается.

3. Как распознать у сына склонность к гомосексуализму и как с ней бороться?

До сих пор ведутся споры, является склонность к гомосексуализму врожденной или приобретенной. Склонность эта может выражаться в том, что у мальчика нарушается по-лоролевое поведение — он не хочет активно утверждать себя в коллективе, проявляет чувствительность, комфортнее чувствует себя в обществе девочек, с удовольствием играет в их типичные игры — укладывает игрушки спать, кормит их, шьет им одежду, а от машинок категорически отказывается и т.д. По характеру такие мальчики более ласковые, ранимые и чувствительные, нежели их сверстники. Они не любят драться, пасуют перед явной агрессией, но при этом любят быть в центре внимания. К гомосексуализму склонны и дети, в которых много нарциссизма, то есть самолюбования. Однако для беспокойства есть основания только если все эти странности проявляются в комплексе. Кроме того, нужно помнить, что четкое осознание своего пола наступает у ребенка годам к 4-5, а до этого возраста дети только сравнивают себя с ровесниками и взрослыми, пытаясь найти сходства и различия. При этом малыши проявляют огромное любопытство, что иногда настораживает и пугает взрослых. Однако повода для переживаний, как правило, нет. Если же явные нарушения сохраняются и в 8- 9 лет, можно уже обращаться за консультацией к специалисту, который определит, есть ли проблема и как с ней быть. На нарушение сексуальной ориентации у мальчиков влияют следующие факторы: нелюбовь со стороны отца или его отсутствие в жизни ребенка (нереализованная потребность в этой любви сохранится, и мальчик будет искать ее у других взрослых мужчин), желание родителей иметь девочку и неосознанное навязывание сыну женской модели поведения, жестокое обращение со стороны матери (в этом случае мальчик воспринимает женщин как потенциальный источник унижения и избегает их).

Если вы поняли, что у вашего сына нетрадиционная ориентация, или заметили склонность к ней, не кричите на него, не наказывайте, а разберитесь в причинах (возможно, нужно изменить свое собственное поведение) и деликатно корректируйте поведение сына. Но в любом случае помните, что это ваш ребенок и вы не должны отвергать его ни при каких обстоятельствах.

Самые распространенные ошибки, которые допускают родители при воспитании сына.

  • Слишком суровое отношение ради воспитания мужественности. Мальчикам, точно так же как и девочкам, нужны любовь, ласка, забота, внимание.
  • Желание воспитать ребенка по своему образу и подобию, игнорируя индивидуальные особенности.
  • Ссоры между родителями на глазах у сына.
  • Предъявление ребенку слишком высоких требований («Ты же мальчик!»), которым он не может соответствовать.
  • Потакание любому капризу, баловство(особенно, если мальчик- младший ребенок в семье).
  • Отсутствие последовательности в воспитании (за одно и то же поведение или поступок то наказывают, то хвалят).
  • Несогласованность в воспитании между родителями — один разрешает, другой запрещает.
  • Сравнение с другими детьми и приведение их в пример, критика.
  • Постоянное навязывание отрицательных установок («Не бегай быстро, а то упадешь», «Плохо будешь учиться — станешь дворником»).
  • Обучение наукам в ущерб физическому воспитанию (мальчик должен быть физически сильным и выносливым).
  • Отсутствие личного позитивного примера.

4. Сын целыми днями просиживает за компьютером. Как отучить его от этого?

Зависимость от компьютера появляется у тех детей, которые вообще склонны к зависимости. Кто-то попадает в зависимость от наркотиков, кто-то — от алкоголя, другие — от интернета. Важно понимать, что все вышеперечисленное — это уход от реальной жизни в мир вымышленный. А жертвами этих пристрастий, как правило, становятся дети, не чувствующие любви родителей. Это вовсе не означает, что родители о них не заботятся. Но забота эта выражается не в том, что нужно ребенку. Покупка вещей, оплата образования не связаны в понимании детей с любовью. Любить — значит уделять внимание, уважать, прислушиваться к проблемам. Если ничего этого ваш сын не получает, у него рождается чувство собственной ненужности, одиночества, потерянности. Отсюда стремление уйти в мир, «где все легко».

5. Как должен вести себя отец, чтобы воспитать нормального сына?

Поведение отца имеет огромное значение в воспитании мальчика, потому что своим примером он показывает, как должен вести себя мужчина в тех или иных ситуациях. Если папа — глава семьи, сын будет ориентироваться на эту модель и, скорее всего, захочет играть лидерскую роль в семье, которую сам создаст. Но если при этом отец груб и тиранит близких, ребенок почувствует дефицит любви, что может подорвать его уверенность в себе — среди представителей своего пола он будет чувствовать себя слабым и уязвимым. Слишком мягкий папа при властной маме может сформировать характер, при котором мальчик будет подсознательно бояться женщин, станет подкаблучником или у него разовьется синдром Дон Жуана. Прежде всего идеальный папа должен быть любящим, но в то же время приучать к дисциплине. Папа должен держать слово и идти в зоопарк, если пообещал. Вообще, принцип здесь прост — все, что вы хотите привить своему сыну, демонстрируйте на своем примере и вовлекайте ребенка в этот процесс. И помните о принципе золотой середины — слишком суровое воспитание (ребенок воспринимает это как тиранию) или предоставление полной свободы действий (сын сочтет, что вы равнодушны) нежелательны. Что касается чувства мужской полноценности, то, чтобы у мальчика не появилось комплексов, отец должен быть уважительным, любящим и любимым мужем, поскольку гармоничные отношения между родителями — залог счастливой семейной жизни сына.

6. У моего сына переходный возраст. Он стал раздражительным, скрытным. Как правильно вести себя с ним?

Переходный возраст — это очень важный период, когда меняется психологическое самоощущение подростка. Он активно ищет свое «я», пытается найти свое место среди сверстников, сравнивает себя с ними, задумывается о смысле жизни. Одновременно происходит перестройка организма, наступает пора первой любви. Все это несет огромную психологическую нагрузку. Отсюда — раздражительность, изменение поведения, депрессивные состояния. Очень важно в этот период не потерять контакт с сыном. Не нужно лезть к нему в душу или отслеживать, чем он занимается, куда ходит, с кем дружит, он сам будет делиться подробностями своей жизни, если доверяет вам. Конечно, о доверии с его стороны нужно задумываться гораздо раньше, но в этот момент проявите мудрость и не пытайтесь усмирить разбушевавшийся характер. Будьте с мальчиком деликатны, не высмеивайте его страхи, сомнения («Что за ерунду ты несешь?», «Какая любовь в 15 лет?»). Если он будет знать, что вы всегда готовы его выслушать и прийти на помощь, он не закроется и вы сможете контролировать ситуацию.

7. Настоящий мужчина ассоциируется с войном, защитником, благородным рыцарем. Как в сыне воспитать мужественность?

Времена, когда мужчина с оружием в руках защищал семью и дом, миновали. Мужественность по-прежнему в цене, но современные условия жизни предъявляют сильному полу несколько иные требования — защищать приходится не столько кулаками, сколько умом и гибкостью. Сегодня успешный мужчина должен обладать качествами традиционно числящимися за женщинами: общительностью, способностью уловить настроение собеседника, умением посочувствовать. Поэтому воспитание сына ориентированное на классическую мужественность скорее осложнит ему жизнь, чем облегчит. Мальчик должен чувствовать себя уверенно и знать, что он способен защитить себя и своих близких, но современные девушки больше не терпят «хозяина» в доме — они хотят быть независимыми, самостоятельными, требуют душевной чуткости и не готовы играть роль классической домохозяйки. Да и продвижение по работе часто зависит не от прямого давления и принципиальности, а от умения маневрировать и поддерживать контакты с людьми. Так что от современного молодого человека ждут не брутальности, а лидерских качеств в сочетании с гибкостью и чуткостью.

8. Как воспитать победителя-сына, который будет успешным?

Все, что вы прививаете сыну, демонстрируйте на собственном примере

Безусловно, в наше время огромное значение имеет хорошее образование, поэтому родители копят деньги на хорошую школу, институт, курсы. Но, к сожалению, только образования недостаточно, чтобы, получив диплом, сын устроился на хорошую работу и стал бы-

стро продвигаться по карьерной лестнице. Недостаточно и таланта. Есть выражение, что судьба — это характер. Именно характер делает человека успешным. Мальчик обязательно должен быть уверенным в себе, знать, что решение трудной задачи ему по силам. Также воспитывайте в сыне трудолюбие. Но при воспитании этих качеств необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка. К примеру, если он живой, подвижный, неусидчивый, то нет смысла заставлять его часами корпеть над учебниками — так вы только отобьете охоту к труду.

Всегда говорите сыну, что верите в него, что у него все получится, хвалите его не только за блестящие результаты, но и за усилия, даже если пока они не увенчались успехом. Не ставьте ему в пример других детей — этим вы даете понять, что он в глазах даже самых близких людей хуже остальных. Любите его за то, что он есть, а не за то, что он получил пятерку. И внимательно присматривайтесь к его увлечениям — важно помочь ребенку определиться с будущей профессией или хотя бы наметить сферу будущей деятельности. Не повторяйте распространенной ошибки, когда родители навязывают детям то, чем когда-то хотели заниматься сами. Человек не может быть успешен в нелюбимом деле, но может достичь огромных высот, если будет увлечен профессией. Правда, возникает вопрос: как быть, если сыну нравится дело, которым сложно заработать на жизнь? В такой ситуации вы можете скорректировать специальность, предложив будущему художнику освоить профессию дизайнера.

9. Как правило, после развода ребенок остается жить с мамой. Как мама может заменить ему отца, хотя бы частично?

Гармоничные отношения между родителями — залог успешной и счастливой будущей семейной жизни вашего сына!

Очень важно, чтобы сын знал, что у него есть отец и что его папа — хороший человек с множеством достоинств. Нужно всячески подчеркивать, что папа любит сына, просто в силу определенных обстоятельств не может жить вместе с ним. В детстве от самых близких людей мы усваиваем модели поведения. И ваш сын, глядя на происходящее вокруг, учится, как надо вести себя с друзьями, детьми, родственниками. В этом плане отсутствие отца плохо влияет на «сценарий» будущей жизни -фактически мальчик не знает, что в семье должен делать муж, как положено относиться к женщине в целом и к жене в частности. Понимая эту проблему, некоторые женщины пытаются вести себя и как мать, и как отец одновременно, чем окончательно «смазывают» картину. В такой ситуации лучше оставаться просто мамой, а чтобы у сына сложилась мужская модель поведения, поощряйте его общение с родным отцом — забудьте о своих обидах на бывшего мужа и думайте исключительно о благополучии сына. Полезно также общаться с семейными парами, дабы ребенок видел, как ведут себя муж и жена.

Гармоничные отношения между родителями — залог успешной и счастливой будущей семейной жизни вашего сына!

10. Несмотря на то, что сын и дочь учатся у одних и тех же учителей, отношение к школе и предметам совершенно разное. С чем это связано?

Экспериментально доказано, что даже у новорожденных девочек и мальчиков по-разному функционирует мозг. К школьному возрасту различий, как утверждают специалисты, больше, чем сходств. И хотя в каждом возрасте девочки и мальчики проходят одинаковые этапы развития, они, естественно, по-разному относятся к учебному процессу. Если девочки более устойчивы, приспособляемы к предлагаемым условиям, в среднем они, как правило, лучше учатся в школе, то мальчики более уязвимы, им труднее придерживаться установленных правил и модели поведения. Общепризнанным является факт, что у мальчиков и девочек есть ряд психологических различий. У подавляющего большинства первых, например, лучше развиты зрительно-пространственные и математические способности, у вторых — речевые. Конечно, восприятие учебных предметов и школы в целом тоже разное. Мальчикам в отличие от девочек всегда нужно четко сформулировать конечную цель того, что вы объясняете, иначе говоря, сказать, зачем это нужно знать и уметь. Если девочки, как правило, более прилежны и готовы выполнять работу только потому, что «так нужно», то мальчики более рациональны и практичны в затратах на учебу и, если нет ответа на вопрос «зачем», выкладываться не будут. Более того, нельзя забывать, что в школе работают в основном женщины, это тоже сказывается на результатах обучения. Есть такая шутка (а в ней доля истины), что педагогическую науку создали мужчины и содержание образования у нас мужское, а потом мужчины из школы ушли и организация образования стала женской, отсюда и все беды для мальчиков. Если серьезно, то именно этим некоторые зарубежные исследователи объясняют большее количество хороших учениц по сравнению с количеством хороших учеников. Как ни банально звучит, но мальчики-ученики ничуть не хуже, чем девочки-ученицы, они просто другие, и никогда не надо об этом забывать!

Ольга Воронова, психолог
Вита Викторова, педагог
Как правильно воспитывать ребенка сложно ответить однозначно, ведь не существует идеальной стратегии воспитания будущего поколения. Все малыши обладают индивидуальностью с рождения. Юные принцессы и маленькие джентльмены все разные. Одни крохи задумчивые и спокойные, другие – забавные любопытные, третьи непослушные непоседы, четвертые – замкнутые молчуны. Поэтому и тактика воспитательного процесса одинаковой быть не может. Характер малыша знает лишь мать. А посему именно она должна выбирать методики, которые идеально подойдут ее крохе. Психологи могут лишь наметить общую стратегию и порекомендовать, каким образом действовать не нужно, дабы огородить от травмирующих факторов неокрепшую юную психику.

Как правильно воспитывать детей – психология

Дабы кроха росла и формировалась правильно, родителям необходимо организовать для этого подходящие условия. Прежде всего, малышу для всестороннего гармоничного развития необходима родительская любовь и неравнодушное отношение. Когда кроха ощущает равнодушие со стороны значимого взрослого, создается благодатная почва для зарождения огромного числа проблем. Речь не идет исключительно о поведенческих отклонениях. Реально также и возникновение нарушения здоровья.

Порой случается, что значимые взрослые любят чадо, но малыш не ощущает этого. Поэтому необходимо демонстрировать любовь крохам любыми доступными способами, обнимать их, говорить о собственных чувствах, целовать. Дите должно ощущать безусловность родительской любви, понимать, что родители любить его будут вопреки всему и всегда помогут.

Большинство родителей интересуется, как воспитать ребенка правильно, ибо от этого зависит будущее существование их чада.

В первый черед, своего карапуза следует принимать полностью, невзирая на кажущиеся недостатки. Многие родители совершают практически непоправимую ошибку, стараясь подогнать малыша под собственный идеал человеческого субъекта. А когда не получается это сделать, то ощущают разочарование. Ребенок всегда чувствует родительское неодобрение, понимает, что не верят в него, что родительских ожиданий он оправдать не смог. Вследствие этого страдает самооценка крохи, что порождает множество проблем.

Своему ребенку, будь то трехлетнее дитятко или подросток, необходимо оказывать поддержку, когда он нуждается в ней. Дети должны понимать, что во всякой трудной ситуации, они всегда могут положиться на родителей. Именно родители вселяют в собственных чад чувство безопасности.

Не рекомендуется пугать детей различными популярными страшилками. Например, когда в воспитательных целях значимые взрослые пугают кроху, что при его плохом поведении придет бабайка и заберет его, ребенок понимает сказанное буквально. Он думает, что какой-то страшный человек проникнет в жилище, и родители позволят бабайке забрать его. Отсюда возникает ощущение незащищенности, авторитет родителей падает. Малыш перестает чувствовать себя в безопасности.

Следует больше интересоваться жизнью чада, беседовать на различные темы с ним, особенно на те, которые интересуют самого малыша, чаще проводить совместно досуг, занимаясь приятными занятиями для обоих. Совместное времяпровождение, наполненное яркими положительными эмоциями, способствует зарождению дружеского взаимодействия между взрослыми и малышами.

Собственного ребенка нужно уважать, не следует отмахиваться от слов крохи, от его мнения. Недопустимы фразы по типу: «не умничай», «мал еще советы раздавать». Необходимо хвалить отпрыска даже за малейшие успехи.

Дабы обучить чему-либо чадо необходимо учесть одну детскую особенность – малыши блестяще запоминают все их интересующее. Поэтому нет резона вдалбливать знания в ребенка, лучше сделать занятия интересными для него, а также, чтобы они включали игровые моменты.

Не следует злоупотреблять нотациями. Ведь они скучны и совершенно неинтересны крохе. Лучше продемонстрировать собственными поступками желаемое поведение. Дети за образец всегда берут действия родителей.

Как правильно воспитывать ребенка с рождения

Воспитательный процесс лучше начинать с первых декад жизни малыша. Активное развитие крох происходит как раз на первом году их бытия. На описываемом этапе они адаптируются к среде и приобретают первый ценный опыт. Ведь всего за 12 месяцев малышу необходимо научиться агукать, улыбаться, реагировать на родительские голоса, настроение, различать интонации.

Часто родители младенцев больше уделяют внимание следованию распорядка дня и режиму питания, полноценному уходу, а не воспитательному процессу. Именно до годовалого возраста закладываются на подсознательном ярусе основные привычки отпрыска, формируются склонности, особенности личности. Дальнейшее созревание крохи, главным образом, обусловлено воспитательным процессом в младенчестве.

Условно годовой этап воспитательной работы обычно подразделяют на 4 ступени в соответствии с триместрами.

Ниже представлены рекомендации, как воспитать ребенка правильно в первом триместре его жизни.

Рассматриваемый этап подразумевает формирование у малышей «верных» привычек и предотвращение зарождения вредных. Помимо того, здесь родителям следует грамотно организовать питание крохи. Это весьма важно для адекватной прибавки в весе, выработки привыкания к режиму.

В этом триместре у крохи должны сформироваться такие привычки, как:

– без пустышки погружаться в Морфеево царство на улице;

– проводить некоторый отрезок времени в кроватке, самостоятельно развлекаясь;

– держать головку;

– выказывать неудовольствие при замене подгузника;

– без укачивания засыпать.

Рекомендуется также серьезное внимание уделять гигиене крохи. Утро у карапузов должно начинаться с маминой приветливой улыбки, проведения гигиенических манипуляций, которые включают умывание ручек младенца и личика, подмывания, смены подгузника. Эти ежедневные действия у отпрысков будут вырабатывать привычку содержать в чистоте себя.

Чтобы выработать у крохи привычку удерживать головку необходимо его укладывать на животик. Постепенно малыш привыкнет к описываемому действу, окрепнут мускулы шеи и спины.

Дабы чадо начало агукать, следует чаще играть с ним. Также хорошо, если кроха будет слышать потешки и детские песенки. Всякое действие, непосредственно связанное с дитем, нужно комментировать, рассказывать, например, как надеваются ползунки, меняется подгузник. Беседуя с крохой, рекомендуется улыбаться, поскольку именно таким способом закладывается культура коммуникативного взаимодействия.

В следующем триместре развивается зрительное, сенсорное и слуховое мировосприятие. Рассматриваемый этап включает подготовку отпрыска к речи. Здесь рекомендуется включать музыкальные мелодии разнообразных жанров. При этом лучше чтобы они были благозвучными и легкими: классика, детские напевы, современные мотивы. Дабы ребятенок гулил, начал лепетать его внимание надобно направлять и на иные звуки. Его следует знакомить с окружающей действительностью, привлекая его интерес к птичьему чириканью, шуму льющейся воды, тарахтению трактора.

Умственное формирование крохи на описываемой стадии должно дебютировать с коммуникативного взаимодействия. Родителям нужно играть с чадом, формируя его восприятие. Начинать заниматься рекомендуется при бодрствовании, когда отпрыска ничто не беспокоит и он весел. Малышу должны приносить удовольствия такие занятия, поэтому не следует играть с малюткой, когда он хочет кушать либо капризничает. На рассматриваемом этапе происходит закладка нравственно-эстетических основ воспитания, которые чадо получает вследствие общения с родней.

Любовь и радостные эмоции, подаренные младенцу, станут отправной опорой для выковывания нравственно-эстетической поведенческой модели. Помимо перечисленного в распорядке также должны присутствовать ежедневная зарядка и массаж. На рассматриваемом этапе упражнения должны быть уже более разнообразными, поскольку цель их подготовить кроху к ползанию.

Этап третьего триместра знаменуется непоседливостью отпрыска и его любознательностью. Активность у малышей на описываемой стадии увеличивается в разы. Так как чадо уже научилось ползать и садиться, а некоторые малыши пробуют вставать, то настало время физической подготовки.

Прежде всего, младенцу необходимо предоставить свободу перемещения по жилищу. Потому следует максимально обезопасить возможный маршрут его путешествия. В данном триместре малышей все больше интересует содержимое ящичков и шкафчиков, поэтому рекомендуется убрать любые предметы, которые могут принести вред крохе.

На рассматриваемом этапе уже можно совершать первые попытки приучения чада к горшку. Необходимо садить кроху на горшок после кормления, прогулки, сна. По прошествии некоторого времени малышу станет понятным, с какой целью его сажают на горшок. Приблизительно в семимесячном возрасте можно начинать обучать кроху мытью ручек. Таким образом, формируется понятие чистоплотности.

Одевая перед кормлением крохи нагрудничек, меняя испачканную одежду непосредственно после того, как она испачкалась, мамы прививают чадам аккуратность. При этом взрослым необходимо комментировать каждое действие и пояснять его.

Для детей игровая деятельность важна, не зависимо от возрастного этапа. Посредством нее они познают мир. В семи-восьмимесячном возрасте можно демонстрировать крохе простые игрушки и манипуляции с ними, например, показывать, как катится мячик, крутятся колесики у машинки. Также на описываемом этапе можно уже показывать отдельные части головы: нос, глаза, уши. Заниматься с младенцами в третьем триместре необходимо ежедневно. Здесь также следует ознакомить отпрыска со словами-запретами: «нельзя». Например, когда кроха дерется при игровой деятельности, необходимо произнести «нельзя», объяснив причины (мне неприятно, больно).

В четвертом триместре воспитание дитятки охватывает абсолютно все сферы его деятельности. Здесь кроха активно взаимодействует с взрослым окружением и пытается самостоятельно ходить. Когда малыш самостоятельно встает на ножи, его следует поощрять. Вначале карапузу нужно помогать, водить его, держа за две ручки, потом за одну. Через время малыш сможет задерживаться, стоя на ножках, на несколько секунд.

Умственное формирование младенца основывается на привитии ему навыка манипулировать с предметами. Полноценный воспитательный процесс включает тесное коммуникативное взаимодействие с отпрыском. Беседовать с карапузом следует постоянно, но не рекомендуется копировать детскую речь либо сюсюкаться. Это может породить формирование речевого дефекта.

Как правильно воспитывать ребенка в 1 год

Человеческая личность, согласно психологическим исследованиям, формируется на раннем этапе существования. Поэтому очень значимо в ходе воспитательного процесса, чтобы однолетний кроха приобрел необходимый для будущего бытия опыт, который станет фундаментом отношения к среде и окружению.

На рассматриваемом этапе игровой процесс является превалирующим типом деятельности. Однако пока в силу возраста кроха самостоятельно организовать собственный досуг не может. Поэтому это ложится на родительские плечи. Необходимо отпрыску показывать возможные манипуляции с игрушками, например, как ходит кукла, лягушка прыгает, машина перевозит. Также важны ролевые игры, можно совместно с карапузом полечить больного мишку либо приготовить ужин зайчику. Однако сюжеты игр должны быть примитивными, чтобы чадо хорошо их понимало.

При этом в процессе игрового досуга необходимо внимательно следить за отпрыском. В игре отразится детское представление о существующих семейных отношениях, мире, людях. Наблюдение позволит родителям своевременно откорректировать негативные представления или разрушающие установки.

Однолетка понимает исключительно наглядно-образное обращение. Поэтому дабы донести крохе какую-нибудь информацию, надобно моделировать ситуацию, основываясь на сказках и беря за примеры любимых героев.

Также нужно постоянно объяснять карапузу, как следует вести себя, что хорошо, какие поступки плохие. Помимо того, родителям следует всегда оставаться положительным примером, поскольку малыши всегда подражают взрослому окружению. На рассматриваемом этапе воспитания родителям следует регулярно убирать, раскладывать вещи по предназначенным им местам, показывайте собственными действиями соблюдение дневного режима, правил гигиены.

Как правильно воспитывать ребенка в 2 года

В рассматриваемом периоде воспитательный процесс должен разниться в отношении мальчишек и юных леди.

Воспитание мальчика должно включать, прежде всего, выражение любви в различной форме: объятьях, поцелуях, беседах, совместных играх. Запрещается бить кроху и обижать, поскольку он может вырасти неуверенным, агрессивным, обозленным или недоверчивым. Мальчика необходимо воспитывать в строгих границах, без чрезмерных сюсюканий, однако и без властных замашек.

Не следует ограничивать физические возможности мальчугана и его активность. Это нормально, если кроха частенько будет ходить с разбитыми коленками, ведь растет будущий защитник семьи и Отечества.

В обращении к крохе лучше использовать его имя, либо называть «сынок», а такие уменьшительно-ласкательные формы, как «лапочка», «зайчик» лучше не применять. Малыш должен осознавать с ранних лет, что он растет мужчиной и в будущем станет кормильцем и защитником семьи.

Воспитание юных леди необходимо направлять на выработку творческого потенциала. Девчонки в сравнении с их «антиподами» более уравновешенные, усидчивые, спокойные. Монотонные манипуляции им даются легче. У них развита фантазия и чувство прекрасного.

Нужно поощрять желание дочерей проявлять собственные чувства, делать юным принцессам комплименты, одаривать ее похвалами, нежностью. Девочки должны вырасти уверенными, самодостаточными, уметь распознавать фальшивые чувства.

Малышкам следует предоставлять возможность самостоятельно выбирать игру. С детства маленьким леди нужно объяснять, что они могут в жизни достичь многого. Можно показывать им фотографии успешных леди – врачей, политиков, актрис, объясняя им попутно, что когда они подрастут, могут стать такими же успешными и уважаемыми тетями.

Как правильно воспитывать ребенка в 3 года

Трехлетка является довольно серьезным испытанием на прочность для родителей. Ведь кроха уже заметно подросла, начала разговаривать. Малыш уже имеет активную позицию в выражении собственных стремлений. В определенный момент поведенческое реагирование крохи и его поступки начали резко меняться. Ранее послушный карапуз превращается несносного «бандита». Так проявляется трехлетний кризис.

Здесь самым главным является запас терпения со стороны значимых взрослых. Любую возникшую ситуацию непослушания отпрыска следует оценивать предельно трезво. Необходимо понимать чувства малышей и умело использовать детские капризы против них. Например, когда карапуз отказывается складывать игрушки, а наоборот разбрасывает их, то следует попросить ребенка никогда их не собирать.

В описываемом периоде различные требования, запреты неэффективны. Лучше стараться переключать внимание чада на действия, более захватывающие для него.

На истеричные припадки не рекомендуется реагировать излишне бурно. Однако и потакать всяким детским прихотям тоже не нужно. Трехлетка проверяет границы дозволенного. Сколько ему могут позволить родители. Если при малейшей истерике давать карапузу желаемое, то у него закрепится привычка начинать истерить по малейшему поводу. Нужно стараться отвлечь отпрыска от провоцирующего фактора, на иную интересную вещь.

Воспитательный процесс в 3 года должен основываться на последовательности. Если мама что-либо запретила малышу, то папе не следует ему разрешать это делать. Данное правило особенно четко следует донести до сердобольных бабушек и добрейших дедушек.

И главное, воспитывать карапузов следует в любви. Необходимо заботиться об отпрысках, обучать их, показывать собственным положительным примером желаемое поведение.

Как воспитывать ребенка холерика

Малыш с темпераментом холерика по своей натуре неутомим. Природа наделила такую кроху энергетическим мощным потенциалом. Уже с раннего возраста малыш проявляет свой несносный темперамент, и близкие с недоумением произносят: «ну, и характер!» Задача взрослого окружения в конкретном случае помогать крохе расти в меру гибким, сдержанным и компромиссным.

Маленький обладатель данного темперамента бесконечно в движениях, для которых характерна порывистость, резкость, как будто за ним кто-то гонится. Такой малыш не выносит долгих ожиданий, поэтому и не способен долго сидеть без дела на одном месте. Разговор ребенка эмоционален, слова звучат отрывисто и быстро. Он не говорит, а тараторит, глотая слова и слоги. Иногда так увлекается монологами, что оказывается не способным кого-либо услышать.

Нередко утрачивает над собой контроль, начиная громко кричать и спорить. Воспитывать ребенка холерика 3-4-х лет непросто. Такой малыш обожает приключения и риск. При этом подверженность малыша к резким переменам настроения ввергает близкое окружение в недоумение.

Малыш холерик с легкостью может в последнюю минуту изменить своё решение. От него никогда не знаешь, чего можно ждать. Он может себя повести нестандартно в любой ситуации. Малыш и сам зачастую не понимает, что с ним происходит в силу своей импульсивности. Ребенок с темпераментом холерика мгновенно принимает решения, его идеи спонтанны, но зачастую интересны. Всё новое малыша стремительно увлекает, но также легко он об этом и забывает в короткий срок. Во время обучения проявляет способности, если ребенку интересно в данный момент.

Засыпает маленький холерик с трудом и очень долго. Сон беспокойный, зависящий от впечатлений дня.

У холерика имеется масса положительных качеств: бесстрашие, рискованность, смелость, целеустремленность, уверенность в себе, настойчивость. Одновременно с тем склонность к упрямству, неугомонность, задиристость, конфликтность, нетерпеливость, шаловливость, что доставляет родителям определенные трудности в воспитании ребенка холерика.

Учитывая, что дети холерики эмоционально нестабильны, то их родителям требуется овладеть умением контролировать собственные эмоции. Прежде чем говорить ребенку в порыве гнева или досады, необходимо остановиться, сделать несколько глубоких вдохов или сосчитать до десяти и просто подумать о том, а помогут ли в вашей ситуации нотации и крики, направленные на кроху.

Энергичного ребенка холерика необходимо привлекать к выполнению полезных дел, например, домашних. Малыш должен видеть конечную цель и результат своей работы. Учите ребенка проговаривать этапы работы вслух, затем про себя, и неуклонно придерживаться своего плана.

Для холериков очень важно заниматься подвижными видами спорта. Это позволит давать выход своей энергии, а тренировки научат рассчитывать свои силы. Такому малышу просто необходимо жизненное пространство, поэтому как можно чаще следует бывать с ним на прогулках.

Помочь развить внимание и усидчивость могут конструирование, рукоделие, рисование, ручной труд. Родителям важно не проявлять раздражительность на кроху, если он отвлекается, и каждый раз поощрять проявление терпения и старательности. Важно научить малыша предварительно обдумывать свои решения, оценивая резервы своих сил, и только потом приступать к действиям. Следует учить вежливости в каких-либо ситуациях, поскольку непосредственность холерика зачастую задевает самолюбие людей.

Особенно требуется обратить внимание на умение налаживать отношения в детском коллективе, поскольку родители не смогут быть все время рядом. У холерика проблема заключается в навязывании лидерства другим детям. Вторая проблема малыша холерика это стремление к разнообразию, поэтому постоянные друзья рядом не задерживаются. В данном случае требуется побуждать малыша анализировать свое поведение, разбирать с ним конфликтные ситуации, обсуждать фильмы и книги. Необходимо научить малыша контролировать свои эмоции, учитывая интересы других людей.

В борьбе с плохим настроением ребёнка-холерика поможет юмор. Покажите малышу способ выхода накопившихся эмоций: можно колотить игрушку, бросать и бить подушку. Это будет лучше, чем срывать свой гнев на родителях и детях в детском саду. Самоконтролю может помочь и дыхательная гимнастика. При нарастании эмоционального напряжения малыша можно применить отвлекающие приёмы, например, заинтересовать чем-либо другим и переключить на это занятие. Иногда достаточно просто обнять и успокоить. Взрослым нужно как можно больше наблюдать за поведенческими проявлениями своей крохи и воздействовать ещё до того, как он разозлится или расплачется. Запрещается категорически дразнить маленького холерика.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *