Как подростка научить ответственности?

Статья по теме: КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Подготовила

Петрушева Е.М.

педагог-психолог

г. Новошахтинск, 2015 г.

Что это значит – учить вашего ребенка ответственности? У каждого родителя свои ответы и свои ожидания того, когда и как их ребенок станет ответственной личностью. Единственное, что является верным, так это то, что ответственности нужно учить. Это не естественный навык, но ему можно научить в любом возрасте. Вы не становитесь ответственным, когда становитесь взрослым, скорее наоборот.
Четыре переменные в этом начинании:

1. Ваш ребенок (стиль обучения, возраст, двигательные навыки, интересы, стимулы);

2. Ваши ожидания (превосходство или постоянное обучение, наказываете ли вы за правду?);
3. Ваш пример (используйте «признание, раскаяние, восстановление и решение» для исправления ошибок);
4. Постоянство и доведение до конца (естественные и логические последствия).
Внешняя ответственность связана с ежедневной деятельностью (жизненными навыками) и мелочами, например такими, как чистка зубов, возвращение кассет во время и т.д. Все эти привычки заставляют нас быть производительными и надежными.
Внутренняя ответственность связана с отношениями, убеждениями и ценностями. Это то, что идет от нашего сердца. Она означает способность замечать ошибки, быть неэгоистичным, заботиться о здоровье других людей, их собственности и чувствах.
Двухступенчатый процесс:

1. Учите детей этому навыку до тех пор, пока он не станет привычкой и, в конце концов, станет автоматическим. Автоматическое действие – это действие, которое происходит на подсознательном уровне без планирования. Оно отличается от предварительных решений и ситуационной этики. К примеру, нужно убирать после себя тарелку со стола, чистить зубы, убирать велосипед. Вам не нужно каждый раз решать, что делать.
2. Хвалите их отношения, успехи и попытки. Используйте естественные и логические последствия для усиления занятий. «Спасибо, что ты убрал свои игрушки без напоминания. Так нам всем проще передвигаться по квартире, если твои игрушки не разбросаны по полу».
Вы не можете ожидать действий от шестилетнего человека также, как от тридцатипятилетнего. Вы также не можете ожидать от них действий тогда, когда они не понимают, что от них ожидается. Вам нужно помочь ребенку со сложным заданием, но не делать его за ребенка.

Голос и выбор:
Чем больше у ребенка будет возможностей «обладать» правом решения проблемы, тем большему он сможет научиться. Позволяя происходить естественным последствиям, вы можете помочь ребенку делать ответственные выборы, а не наказывать их. Такой метод позволяет ребенку выбирать, а затем быть оцененным за принятое решение, вне зависимости от результатов. Большинство детей, не обладающих возможностью принимать собственные решения, учатся на последствиях.

Лучшим способом обучения станет такое обучение, при котором вы будете основываться на фактах и не будете ругать. То есть, вам нужно отделять поступок от исполнителя. Если вы пытаетесь научить ребенка новым навыкам, например, игре на пианино или теннису, возможно, вам придется быть терпеливыми. Вам нужно ожидать и принимать определенные ошибки.
Таким же способом нужно учить и ответственности. Ребенок должен учиться на ошибках и неправильных решениях, нежели на публичных порицаниях с вашей стороны или со стороны воспитателей.

Используемая литература:

  1. Л.С. Выгодский «Вопросы детской психологии»
  2. О.М. Дьяченко «Психологические особенности развития дошкольников»
  3. А.И. Захаров «Как предупредить отклонения в поведении ребенка»
  4. Е.В. Коробицына «Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет»

Как приучить ребенка к порядку, организованности и ответственности

На прошлой неделе я рассказала про свои мысли и выводы, связанные с окончанием моей дочкой Аней в этом месяце 2 класса. Если об этом еще не читали — перейдите сюда

В комментариях к этой статье я увидела один из важных вопросов, который волнует многих мам. Они и меня волновали и сейчас волнуют, если быть точной. Это вопрос об организации ребенка и приучение его к порядку и ответственности.

Вот что пишет мама Инна:

«Спасибо! Рада узнать, что я не одна такая мамочка))) Статья и полезная, и поддерживающая одновременно. Единственно, может, что посоветуете. Дочь
заканчивает 1 класс, а готовить с вечера портфель и форму ну просто никак не хочет. Я работаю 2/2, пока дома, конечно, помогаю собираться, а когда меня нет, то она и не вспоминает об этом))) Перерастет?..»

Как это у меня было, я коротко рассказала:

Насчет портфеля, это процесс, который детям не всегда дается просто, т.к. нужно учесть много вещей сразу, предвидеть. Поэтому многие не любят и стараются увильнуть)). Но она у вас еще научится. Я упрощала и делала поэтапно:

1) Сначала приучала дочку перед домашкой отбирать все нужное (тетрадки и учебники) для выполнения — получалась попредметная стопка.
2) После каждой домашки — откладывать в другую стопку (выполненные),
3) Затем после всех домашек помогала ей сверяться с расписанием на завтра и класть всю готовую стопку + пенал, линейку и т.д. в портфель. Этот навык нужно повторять вместе с ребенком, потом отдавать ему 1 и 2 этап на самостоятельное выполнение, чуть позже 3 этап будет уже органическим продолжением.

И момент: когда ребенок забывает что-то положить — не ругать и не возмущаться и не «спасать» — это будут его естественные последствия, они помогают быть собраннее, когда ребенок понимает, что надеяться в плане портфеля нужно на себя. И конечно, хвалить за то, что пытается

А вот с чем поделилась мама Елена:

«Мы 4-ый класс заканчиваем, но проблемы до сих пор по всем пунктам. До сих пор сама не может организоваться, что ей надо делать и когда, все только под контролем. Вещь еще ни одну ни разу на место не положила, жутко рассеянная, в голове одни игры(( И чем дальше, тем не лучше, а только хуже. У меня руки опускаются. Перепробовала уже массу всего в плане организации(( Помогает очень краткосрочно».

На самом деле по моим наблюдениям тема организации ребенком самого себя и своего пространства — одна из непростых. Потому что это тот самый процесс, в который входит несколько составляющих, в том числе и привычка.

Коротко перечислю, что влияет на организованность ребенка:

  • врожденное чувство гармонии и прекрасного;
  • тип темперамента и свойство личности;
  • личный пример близких и окружения, в котором растет ребенок;
  • воспитание и укоренение привычки с раннего детства;
  • эмоциональная удовлетворенность своими действиями

Как видите, там не только привычка.

Врожденное чувство гармонии и прекрасного

Фактор внутренней регуляции — это врожденное чувство прекрасного, чутье гармонии. Это не у всех деток, но хорошая новость в том, что эти чувства можно и нужно развивать.

Благодаря этому фактору дети чувствуют, как приятно им наводить порядок в своей комнате, как хорошо становится, когда все вещи лежат по местам и разложены красиво. Как удобно сразу найти нужное и не волноваться, что не найдешь что-то важное.
Это касается как порядка в комнате, так и (чуть позже) порядка с учебниками, тетрадками и домашками.

У меня это было чувство, развитое с раннего детства — любовь к аккуратности.

Помню такой эпизод: однажды в мои 6 лет мы с родителями пошли в гости к маминым друзьям. Это семейная пара, в которой было двое деток: старшая почти ровесница мне, а младшей — годик.
Само собой понятно, что с такими маленькими детьми особого порядка не будет. Но тот бедлам в их квартире меня просто поразил… Современная новая трехкомнатная квартира и в каждой комнате на полу валяются детские колготки, слюнявчики, застиранные ползунки, пеленки, погремушки, мячики, сломанные части от кукол, машинок и т.д. Были даже ремни от папиных брюк (можно догадаться, для чего они — папа этих девочек отличался крутым нравом). Что на родительской кровати, что на детской — нигде не заправлена постель. Про кухню я молчу.

Старшая ничего не замечала (понятно, если это в семье привычное явление), но для меня было довольно дискомфортно. Я не могла играть, так как постоянно наступала на что-то. Помню, пока взрослые отмечали какой-то праздник, я придумала игру — кто быстрее соберет вещи по местам Сейчас пишу и удивляюсь, неужели у меня были такие мысли. Мы быстро навели шикарный лоск в детской настолько, насколько было в наших силах: застелили детские кроватки, собрали все-все игрушки в каждой комнате и свалили в одну большую корзинку, так как только она одна и была. Комнаты сильно преобразились.

К чему это пишу. В нашей семье не принято бросать вещи, где придется. Когда мне было 1,5 годика, я с родителями переехала в другую страну. Сначала жили в общежитии, потом дали квартиру. И сколько себя помню, мама всегда приучала меня, тогда еще маленькую, собирать игрушки в коробочки, вещи — на низенькую полочку. И сама она тоже поддерживала порядок. И все это воспринималось естественно.
Помню, когда пошла в свой первый класс, меня поставили перед значимым фактом, что я уже большая. Я это приняла с большим удовольствием, так как старшие девчонки во дворе не хотели водиться с детсадовцами ))). Вопроса с небрежно сделанными уроками не возникало, аккуратность с детства не давала сделать работу небрежно.

Тип темперамента и свойство личности

По темпераменту я больше интроверт, поэтому он органично совпал со внутренним чувством к порядку. Я предпочитаю работать в тишине и порядок вокруг помогает собраться с мыслями.

Но в случае с моей дочерью все обстоит по-другому. Для нее, как оказалось, естественен творческий беспорядок. Она типичный экстраверт, общительный и активный ребенок )). Для нее было нормальным вытащить огромную коробку, к примеру,»Веселые горки» (если помните, там можно строить захватывающие дорожки для шариков и наблюдать, как они проходят через препятствия и туннели) и, поиграв 10 мин, переключиться на куклы, оставив все детальки на полу. А потом, бросив кукол, начать рисовать. И никакого бедлама в своей детской она не ощущала.

Скажу честно, мне стоило достаточно больших усилий, чтобы помочь дочери организовывать свое пространство. Я понимала, что в ее 3 — 4 годика это можно делать лишь в форме игры и у нас среди прочих была любимая для нее игра «робот» — я за спиной дочки, обхватываю ее ручки своими руками и начинаю весело топать и наклоняться с проговариванием действий («а теперь возьмем эту куклу, она так хочет к своей подружке на полочку, просит, поставь меня-я-я… вот так, она говорит „спасибо!!!“… теперь что у нас тут… ой!!! видишь, потерялся мишка, не может попасть домой! Давай ему поможем…») и ее руками собирать игрушки по местам.

Потом у нас было правило, оставлять за собой порядок, уходя на прогулку. И я помогала ей, подсказывая, что куда поставить. Когда Анечка начинала уговаривать: «а давай мы уберем, когда вернемся!», я рассказывала, что после активной прогулки приятно отдохнуть в убранной комнате, а не ползать по полу и собирать детали от пазлов. И настаивала на порядке. Не сразу, но правило прижилось.
Потом для меня было отрадой слышать от нее веселое восклицание: «Мама, я все убрала! Идем, покажу!» как раз в тот момент, когда я собиралась ей об этом напомнить)). Я ахала и восторгалась сюрпризом, хвалила ее, а дочка прыгала от радости. )))

Личный пример близких и окружения, в котором растет ребенок

Что от этой ситуации я вынесла: даже если ребенок внутренне не имеет установок к наведению порядка, в силу темперамента или других причин — все это можно привить на личном примере, закрепить на многократно повторяемых действий сначала с помощью родителей (причем единодушие родителей и их собственный пример играет ключевую роль), затем постепенно передавать эту ответственность ребенку по мере подрастания.

Еще я поняла, что дети бывают как с сильным, так и мягким характером. Если в последнем случае бывает достаточно просто сказать ребенку и он бежит с готовностью исполнить поручение, то с сильными необходимо время, терпение, последовательность и твердая настойчивость.

У нас сначала была игра «робот». Потом мы делили зоны в детской, кто за какую зону порядка отвечает. Потом эти зоны расширились на всю квартиру.
Постоянно использовали принцип последовательности и постепенности. Они оба важны. И вот почему.

С нами живет бабушка и дедушка, которым проще самим сделать, чем ждать от внучки. Они очень любят ее и порой пытаются за нее сделать то, что она сама уже умеет делать. Если, я говорю, что, к примеру, застелить постельку — это зона ответственности Ани, она ее заправляет успешно, а бабушка
пытается помочь ей и заправляет сама — Аня в следующий раз не будет рассчитывать на себя и ответственность окажется на бабушке. Возникнет непоследовательность, навык не привьется.

Воспитание и укоренение привычки с раннего детства

Это тонкие моменты, но именно они и формируют позицию ребенка по многим вопросам. Действительно, если есть надежда, что мама, папа или кто другой что-то сделают за него, то зачем стараться? Можно заняться более приятным. И ребенок все это усваивает с раннего детства.

Но рост и развитие, переход к зрелости невозможны без внутреннего преодоления и работы над собой. И ответственность за что-то должна быть у каждого ребенка, по его возрасту, силам и возможностям. И еще момент — хорошо, когда она дается как привилегия, которую получить приятно )). Это поддерживает силы и инициативу продолжать дальше. Если ответственность преподносится как тяжелая обязаловка без радости — для детей это будет серьезным испытанием и не каждый ребенок выстоит.

Инфантильность — это отсутствие ответственности. И чем старше ребенок, тем труднее бывает его приучить к чему-то, будь это порядок в комнате или организованность в школе. Из литературы мы знаем много примеров, сейчас, пока писала, мне на ум пришел яркий персонаж Илюша Обломов (почитайте фрагмент «Сон Обломова» у Гончарова). Там очень метко и красочно описано формирование инфантильного ребенка.

Эмоциональная удовлетворенность своими действиями

Любая сфера, за которую может быть ответственен ребенок может приносить радость. Удовлетворение от чистоты и порядка, от того, что накормил кота и он благодарно урчит, от радостных взглядов родителей на собранный портфель или на сложенные вещи в шкафу, от убранных игрушек в ящички… Можно перечислять много. Ребенку важно почувствовать свои положительные эмоции и восхищение родителей от результатов своих усилий. И тогда он будет стремиться повторить этот опыт снова и снова. Такая привычка очень сильна и не разрушится спустя годы.

Статья получилась длинная )) Как все-таки быть маме Елене с дочкой четвероклассницей? Не все потеряно, еще есть возможность нормализовать ситуацию.

1) Сначала нужно определить, кто по характеру и темпераменту дочка. Учесть сильные и слабые стороны — без этого будет непонятно, какой подход к ребенку лучше выбрать. Если дочка с сильным характером — тактика одна, если с мягким, податливым — другая.
2) Понаблюдать, что у нее уже получается в ее зоне ответственности, пусть даже самый маленький навык, например, повесить после школы одежду в шкаф. Порадоваться за это.
3) Расширить эту зону введением новых правил (правила обсуждаются всей семьей, принимаются и поддерживаются вместе).
4) Поддерживать эти правила + поощрение, положительные эмоции и закреплять на практике (принцип последовательности и повторяемости) — так они встроятся в привычку.
5) После этого по мере подрастания дочки расширять ответственность новыми зонами и т.д.

На этом я завершаю статью-лекцию Буду рада увидеть ваши комментарии.

И важная новость! На следующей неделе у нас начнется Майская Распродажа курсов и тренингов в честь окончания дочкой 2 класса Если вы что-то планировали у меня приобрести, сейчас хороший шанс попасть на эту акцию. Для этого запишитесь в предварительный список, чтобы не пропустить и успеть на бонусы:

Когда ваш ребенок делает что-то неправильно, вы можете заметить, что при этом он пытается переложить свою вину на других людей. Он говорит: «Я поступил так под влиянием таких-то обстоятельств» или «Это не мои отпечатки здесь на стене». Маленькие дети должны понимать, что ошибки являются нормальной частью жизни, и им никого не нужно в них винить.

Принятие на себя ответственности за свои поступки – это часть процесса становления здорового взрослого человека. Поэтому родителям очень важно знать, как правильно научить детей быть ответственными. Советы, описанные в данной статье, помогут вашему ребенку научиться нести ответственность за собственные слова и поступки.

Как научить детей ответственности

Родители должны понимать, что обучение ребенка ответственности потребует от них большого количества времени и усилий. Это не произойдет в одночасье. Вы должны будете подкреплять зарождающееся чувство ответственности, беседовать о нем с ребенком в течение долгого периода времени (по мере его взросления) и использовать свой жизненный опыт в качестве примера.

1. Четко объясняйте ребенку позитивные и негативные последствия

Когда в вашей жизни что-то происходит, используйте это в качестве примера. Подкрепляйте положительные моменты, например, «Ты получил хорошую оценку за контрольную работу, потому что усердно готовился к ней» и объясняйте негативные: «Ты весь промок, потому что бегал по лужам».

Попросите ребенка подумать о различных ситуациях и сказать вам, что может произойти, если он поступит определенным образом. Например, что произойдет, если он забудет включить будильник, чтобы не опоздать в школу? Вы можете также использовать себя в качестве примера. Спросите у ребенка: «Что случиться, если мама забудет поставить будильник, чтобы вовремя пойти на работу?». Пусть малыш выскажет свое мнение. Так он научится рассуждать о связи причин и следствий в тех или иных ситуациях.

2. Не отклоняйтесь, не отступайте от правил

Это основа обучения детей ответственности. Иногда родителям проще настоять на своем, но если вы не опишете последствия сейчас, позже вам будет гораздо труднее добиться от ребенка соблюдения правил. Плюс ваш ребенок не будет принимать вас всерьез тогда, когда в следующий раз что-то случится. Возлагайте на малыша ответственность за его поступки и будьте последовательными в своих правилах.

3. Наглядно демонстрируйте прогресс и достижения ребенка

Дети любят наглядность. Прикрепите на дверь или холодильник диаграмму, на которой отображаются успехи и ошибки ребенка. Каждый раз, когда ребенок делает что-то хорошее, награждайте его определенным количеством баллов, которые затем отобразите на графике. Если малыш делает что-то неправильно и обвиняет в этом кого-то или что-то, вычитайте баллы из общего количества. Посоветуйте ребенку копить свои баллы, чтобы их можно было обменять на приз в конце недели. Потеря баллов будет означать для него необходимость лучше стараться, чтобы получить желаемое вознаграждение.

4. Помогайте ребенку понять, что он уже большой

Подкрепляйте чувство ответственности ребенка, возлагая на него обязанности по дому по мере взросления. Назначайте ему домашнюю работу, и если при этом он задает вопрос, почему должен делать то или это, отвечайте: «Ты уже большой, и я надеюсь, что ты станешь хорошим помощником нам с папой (нам с мамой)».

5. Давайте малышу возможность для ответственных поступков

Дайте ребенку список хозяйственных работ по дому. Так он сможет выбрать для себя обязанности и подумает над тем, как их правильно выполнить. Это позволит ребенку ощутить ответственность и повысит его самооценку. Объясните, как нужно выполнять ту или иную работу и то, какую работу вы приготовили для ребенка, дайте ему время на выполнение и расскажите о последствиях за невыполнение или недобросовестное выполнение своей работы. Затем позвольте малышу приступить к работе и по окончании дайте свою деликатную оценку проделанному.

6. Не спешите помогать ребенку

Старайтесь не «склеивать осколки», когда ваши дети переживают последствия собственного плохого решения. Если ребенок отказывается есть то, что вы приготовили на ужин, и хочет чего-то другого, скажите, что это все, что у вас есть. Если он не ест, поставьте тарелку в холодильник. Затем, когда в 11 часов вечера в своей комнате ребенок начнет жаловаться вам на то, что голоден, скажите, что он может съесть свой ужин, который вы оставили в холодильнике. После того как ребенок пару раз заснет голодным, он поймет, что лучше есть то, что приготовила мама.

7. Позволяйте ребенку помогать вам

Как научить ребенка быть ответственным? Объясните ему, что он может сделать очень многое, чтобы помочь вам. Если работа по дому приводит вас в уныние, не показывайте свои эмоции малышу. Лучше улыбнитесь и попросите его помочь. Превращая ответственность в веселую командную работу, вы помогаете ребенку быстрее освоить ее. Вы также учите его заботиться о себе и брать на себя ответственность за собственную жизнь.

8. Будьте образцом для подражания

Лучший способ побудить детей принимать на себя ответственность заключается в том, чтобы самим нести ответственность и демонстрировать это на собственном примере. Покажите им, как вы складываете свои вещи, когда приходите домой, убираете за собой и признаете свои ошибки.

9. Давайте ребенку задания, подходящие для его возраста

Давайте малышу соответствующие возрасту задания, с которыми он может справиться. Шестилетний ребенок может самостоятельно заправлять свою постель, ополаскивать посуду и даже пылесосить. Поговорите с подростком о том, что ему нужно для школы, помогите ему распланировать домашнюю работу или попросите вести календарь с учетом своего расписания.

10. Помогите ребенку осознать такое понятие, как «приоритет»

Ваш ребенок хочет играть весь день и ночь, но он должен понимать, что ответственность стоит в жизни на первом месте. Если малыш спрашивает: «Могу я поиграть с друзьями?», вы должны объяснить ему, что сначала он должен убрать за собой. Когда вы это произносите, будьте дружелюбными, но твердыми. Вы можете сказать малышу, что вам хочется смотреть телевизор, но сначала вы должны вымыть посуду. Так вы продемонстрируете ребенку, что умеете расставлять приоритеты.

11. Старайтесь не критиковать ребенка

Будьте терпеливыми, когда ваш ребенок забывает делать что-то правильно. Слишком много нотаций и наказаний все равно не поможет. Когда что-то идет не так, относитесь к этому с юмором. Можно даже добавить нотку дурашливости, чтобы сделать процесс обучения ответственности забавным. Если ребенок что-то забывает или упускает, спросите у него в смешной манере: «Разве мы храним носки в банке?». Затем спросите у малыша, куда он на самом деле должен отнести свои носки, позвольте ему ответить, но поддерживайте при этом непринужденную атмосферу.

12. Поощряйте позитивную манеру речи

Превращайте все, что происходит, в позитив. Вместо того чтобы говорить ребенку о том, что он не получит и чего не произойдет, сделайте наоборот. Скажите малышу, что если он сделает что-то правильно, то получит что-то хорошее. Если ваш ребенок просит вас о чем-то, скажите ему, что вы дадите то, что он просит, когда он выполнит свою работу по дому.

Предостережение: избегайте использовать этот метод в качестве взятки. Например, не говорите малышу, что если он выполнит свою работу по дому, вы отведете его в кафе. Слишком большое вознаграждение со временем обесценивается.

13. Вооружите ребенка инструментами необходимыми для ответственности

Облегчайте ребенку задачу нести ответственность, предоставляя ему инструменты, необходимые для самодисциплины. Если вы хотите, чтобы малыш вовремя просыпался, обеспечьте его исправным будильником. Если вы хотите видеть порядок на его рабочем столе, убедитесь, что у ребенка есть вещи для канцелярских принадлежностей и папки. Обеспечьте его блокнотами, держателями и скоросшивателями. Дайте ребенку еженедельник, чтобы он записывал туда даты выполнения школьных заданий и домашних дел.

Купите необходимые материалы и позвольте ребенку самому решить, как их использовать в своих интересах. Просто предоставьте ему инструменты, и пусть он сам организовывает свою работу. Можно также рассмотреть вариант покупки часов. Скажите ребенку, когда он должен прийти домой, и дайте часы в качестве инструмента, который поможет ему не опаздывать.

Оцените публикацию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *