Известные люди которые плохо учились в школе

Эти знаменитости в школе никогда особыми успехами не отличались, да и поведение многих из них, было далеко не примерным.Но время показало,что их академические успехи никак не повлияли на их достижения в жизни.

Александр Збруев

В чем-то Александр Збруев очень похож на своего героя из фильма «Большая перемена» — Ганжу. В школе Збруев слыл настоящим хулиганом. Учился он плохо и дважды педагоги оставляли его на второй год. А после окончания школы Александр планировал стать водителем грузовика. Но подруга его мамы, разглядев в парне актерские способности, посоветовала ему поступить в Щукинское училище.

В школу родители Федора ходили регулярно — как на работу. Их отпрыск постоянно прогуливал уроки, курил, дерзил учителям, спорил и получал двойки. А когда Федор решил поступать в МГИМО, то за сочинение ему поставили самый низкий балл и с мечтой стать дипломатом, пришлось распрощаться. Позже он поступил во ВГИК, потому что так хотел его отец. И оказался прав, ведь сейчас Федор Бондарчук — успешный актер, кинорежиссер и продюсер.

В школу Екатерина Климова ходила как на каторгу. Точные науки ей давались с большим трудом, особенно она ненавидела алгебру и геометрию. Но вот в школьной самодеятельности Климова участвовала с большим удовольствием, потому что актрисой мечтала стать с детства. А после окончания школы Екатерина без труда поступила на актерский факультет Щепкинского училища при Малом театре.

До 9-го класса Ольга училась с двойки на тройку и пропускала занятия. Родители были в шоке, узнав о таких “успехах” своей дочери. И чтобы родители не расстраивались, Бузова пообещала им исправиться и взяться за ум. 10-й класс будущая телезвезда закончила уже с отличием, а 11-й — с серебряной медалью. Легче всего Бузовой давались языки. Она говорит на английском, немецком, итальянском и литовском языках.

Из-за того,что Наталья рано повзрослела, начала работать чтобы помочь своей семье, школу ей пришлось бросить. У нее до сих пор нет аттестата об ее окончании и никаких других дипломов тоже нет. Но это не помешало девушке сделать головокружительную карьеру супермодели. А западные журналисты прозвали Водянову «современной золушкой».

Владимир Кристовский

В школу Владимир ходить не любил и видели его там нечасто. А это не могло не отразиться на его успеваемости. После окончания школы он получил специальность электромонтера, а затем стал учеником газоэлектросварщика. Ну а чуть позже, даже освоил профессию парикмахера.

За высокими оценками Нюша никогда не гналась. Поэтому в ее аттестате были преимущественно тройки. А за предметы, которые она любила, такие как физкультура, изо и пение, девушка получала пятерки. Но учителя относились к ней снисходительно, видимо понимая, что Нюше уже уготована карьера певицы.

Как учились в школе великие люди

Вечный страх всех родителей заключается в том, что они не смогут дать своим детям достойное образование. Именно диплом престижного ВУЗа считается путёвкой в мир богатых и успешных людей, поэтому никто не скупится на оплату приличной школы, а после — престижного университета. Но как показывают биографии успешных, известных и обеспеченных людей, прекрасные оценки и статус отличника далеко не всегда является залогом сытой и счастливой жизни. Стоит только поинтересоваться, как учились великие люди в школе, и сделать соответствующие выводы. Многие из них отнюдь не блистали безупречной успеваемостью, а некоторые считались совсем безнадёжными.

Психологи давно рассматривают вопрос о том, как связаны хорошие оценки и школьные знания с последующими успехами великих людей. Некоторые из них считают, что целеустремлённые личности ещё в детские годы понимают, какая сфера их интересует больше всего, и именно этой отрасли посвящают своё время, тогда как другие просто не нашли себя и не видят смысла отдавать столько сил учёбе, а третьи действительно тяжело осваивают школьный материал, что не мешает им в будущем искать свой путь к успеху и преодолевать различные сложности.

Томас Эдисон

Эдисон был седьмым ребёнком в семье среднего достатка. Мать великого учёного имела прекрасное образование и до замужества работала учителем, и по этой причине с одобрением встретила закон об обязательном обучении детей в школе. Она самостоятельно выучила сына чтению и письму и смогла устроить мальчика в начальные классы.

К тому времени у будущего гения стал пропадать слух, поэтому учёба давалась ему с трудом, да и особого рвения к ней он не проявлял. Эдисона неоднократно наказывали ремнём за отсутствие стараний, что заставило Томаса ещё больше охладеть к процессу образования. Семье стало понятно, что ничего хорошего из этой затеи не получится, поскольку мальчик ненавидел школу, а школа отвечала ему взаимностью как в лице одноклассников, так и в лице учителей.

Существует известная история о том, как через два месяца школьных мучений Томас принёс матери записку от преподавателя, которую она зачитала сыну вслух. В записке было сказано, что такого гениального ученика они не могут обучать по общей программе, поэтому рекомендуют продолжать образование вундеркинда на дому.

Будучи великим изобретателем, уже через несколько лет после смерти матери, Эдисон обнаружил это письмо, и прочёл в нём, что учителя признали Томаса умственно отсталым, поэтому исключают мальчика из класса, где учатся нормальные ученики. Учёный был очень благодарен своей матери, которая поступила так, как смог бы далеко не всякий родитель в подобной ситуации. Она наняла ему репетиторов, позволяя не заниматься теми предметами, которые сын считал неинтересными, углубляясь вместо этого в экспериментальную науку.

Итог такого подхода к учёбе всем известен: Томас Эдисон по праву считается человеком, изменившим наш мир и повлиявшим на цивилизацию и ход прогресса. Он был прогрессивным изобретателем, опередившим свою эпоху, а имя великого учёного ещё долгое время будет известно любому человеку, даже очень далёкому от науки.

Сергей Королёв

Человек, открывший для людей путь к звёздам, великий конструктор и гений своего времени Сергей Королёв является ещё одним подтверждением того, что путь к успеху не всегда пролегает через отличную успеваемость.

Когда имя великого Сергея Королёва прогремело не только на весь Союз, но и по всему миру, об этом учёном стали снимать передачи и писать статьи. Журналисты активно встречались с родственниками и учителями Сергея Павловича, в надежде описать путь отличника в назидание потомкам, но сталкивались совсем с другими отзывами о мальчике. Главный организатор производства космической техники в СССР был очень слабым учеником, от которого никто не мог ожидать выдающихся результатов. В табеле об успеваемости средней оценкой была тройка, иногда проскакивал и низший бал.

Родители Королёва разошлись, когда ему было всего три года, и воспитывали мальчика бабушка с дедушкой, которые не требовали от внука хороших отметок. Освободившееся время он тратил на появившуюся в то время авиационную технику: посещал кружки, экспериментировал, проектировал новые модели и занимался этим с полной отдачей и страстью. Благодаря настойчивой и упорной работе великого конструктора люди смогли осуществить запуск спутника, а после – вывести ракеты на орбиту Земли. При этом он был любящим отцом, который никогда не требовал от дочери исключительных оценок.

Камерон Диас

Успешная актриса, чьи гонорары с каждым годом становятся всё выше, а популярность постоянно растёт, в детстве имела репутацию взбалмошной девчонки, которую побаивались даже соседские хулиганы. Может быть, причиной тому была смесь кровей матери-англичанки и отца-кубинца, которые даже не пытались воспитывать детей в строгости.

Камерон вместе с сестрой были фанатками рок-групп и больше времени уделяли прослушиванию тяжёлых композиций, чем домашним заданиям. Всё свободное время они проводили в ватаге дворовых парней, с которыми периодически случались столкновения и драки.

Родителей такое поведение совсем не волновало. Более того, они разделяли интересы дочерей и ходили с ними на концерты Озборна, Ван Халена и других рок-музыкантов. Громом с ясного неба не стало и заявление Камерон о том, что во время учёбы будущая актриса покупала травку у Снупп Дога, который учился с ней в одной школе.

Когда молодой девушке предложили довольно прибыльную работу модели и встал вопрос о том, что ради съёмок необходимо бросать учёбу, родители поддержали такое решение. Как показала жизнь, это было правильно, поскольку такие решение открыло Диас путь на голливудский Олимп, где она прочно заняла своё место, несмотря на неоконченное среднее образование.

Дональд Трамп

Мультимиллионер, выдающийся политик, Мистер Президент – всё это можно сказать о Дональде Трампе. Но к этому «послужному списку» никогда нельзя будет добавить звания «отличник».

Воспитываясь в небедной семье, он мог позволить себе занятия с репетиторами и учёбу в хорошей школе, но с самого детства стал очень плохо учиться. Кроме того, он вёл себя вызывающе, часто дерзил преподавателям и не реагировал на их призывы к порядку. Он никогда не подавал больших надежд в обучении, но любовь к деньгам была заметна ещё в школьное время, на что и были направлены все усилия будущего мультимиллионера.

К 13 годам ситуация с учёбой настолько обострилась, что родители приняли решение поменять школу на школу-интернат частного типа «Нью-Йоркская военная академия», которая славилась суровой дисциплиной. Расчёт на то, что самоуверенность молодого человека направится в другое русло, оправдался, и Дональд стал заниматься спортом, параллельно увлёкшись идеей о создании корпорации, которая принесёт огромные дивиденды.

После окончания школы будущий олигарх и политик смог воплотить свою мечту в реальность, став одним из самых богатых и великих людей мира.

Вайнона Райдер

Семья Вайноны жила в коммуне вместе с другими хиппи. В одном жилище проживало восемь семейств, и занимались они тем, что выпасали стадо лошадей. В поселении не было электричества, поэтому там никто не смотрел телевизор, зато дети очень много читали.

Через несколько лет такой жизни семья Райдер переезжает в Петалуму, но остаётся верна принципам хиппи. Когда девочка пошла в школу чтобы учиться, её оригинальный внешний вид и мальчишескую стрижку не восприняли одноклассники и стали избивать девочку в первые же дни посещения. Это сказалось на учёбе не лучшим образом, и поскольку отношения с одноклассниками так и не складывались, после седьмого класса она бросила учёбу. Вместо этого девушка начала обучаться на дому. Уже в 12 лет, параллельно с общеобразовательной программой Вайнона начинает посещение курсов актёрского мастерства в Сан-Франциско.

Карьера актрисы начала складываться ещё до получения аттестата об образовании, она уверенно сделала первые шаги в кино, и преподаватели, заочно оценивавшие её успехи, шли навстречу Вайноне Райдер и не были очень придирчивы во время оценки её знаний. Во время выпуска она получила аттестат с неплохими показателями.

Владимир Маяковский

Борец, поэт Страны Советов, идейный вдохновитель коммунистов по определению должен был быть примером для учеников всей страны, и долгое время биографы скромно умалчивали о школьных годах великого писателя.

В начальных классах Владимир учился прилежно, за что получал высокие отметки. Его отмечали как очень общительного и бойкого мальчика, преуспевающего по всем предметам. Но в то время, когда будущему поэту исполнилось одиннадцать лет, в город пришли революционные времена. Политическое бурление и активная социальная жизнь отразились на судьбе Владимира.

Дело в том, что старшие сёстры будущего поэта были уже старшеклассницами, поэтому находились в эпицентре политического движения. Через них одиннадцатилетний мальчик стал членом революционного кружка. Со всем рвением отдавшись мотивационным докладам и ораторскому мастерству, необходимому во время сборов, Владимир совершенно забросил учёбу. Время было смутное, поэтому преподавательский состав побаивался ставить плохие оценки детям большевиков. На этой позиции ученик продержался целый год. Из его личных воспоминаний следует, что из третьего в четвёртый класс он был переведён из жалости, поскольку учился слабо, но в конце учебного года во время драки ему в голову угодил камень, ставший причиной заметной раны.

После того, как отец Владимира скоропостижно скончался от заражения крови, семье пришлось переехать в Москву, где молодой человек уже должен был думать о пропитании, поэтому образование окончательно осталась в прошлом. «Светочем науки» он так никогда и не стал, более того, презирал весь образовательный процесс. Но может быть, именно потому, великий поэт Владимир Маяковский смог сохранить свою оригинальную манеру сочинительства и дух бунтарства.

Том Круз

Человек, у которого были настоящие проблемы с учёбой – Том Круз. Количество проблем было огромным, и все они имели свои причины. Отношения с отцом Том до сих пор вспоминает с горечью, поскольку тот был личностью деспотичной и часто бил детей. Он мастерски усыплял бдительность, прикидываясь добрым, и как только видел, что от него не ждут ничего плохого, унижал детей морально и физически.

На почве этого у Тома развивалась дислексия – болезнь, при которой ребёнок не может научиться читать, поскольку путает порядок букв. Кроме того, он комплексовал по поводу низкого роста и чувствовал себя неполноценным из-за неправильного зубного ряда.

Отметив своё 14-тилетие, Том сменил уже 15 школ, поскольку у отца возникали постоянные проблемы с местом работы. В это время родители развелись, и через некоторое время мать встретила приличного человека, который стал относиться к детям так, как родной отец никогда не относился. Именно поддержка матери и отчима помогли Тому Крузу увлечься актёрским мастерством и поверить в свои силы.

Параллельно с тем, как к молодому человеку приходила вера в успех и свой собственный талант, проблемы с дислексией начали отступать. На данный момент неумение нормально воспринимать напечатанный текст ушло в прошлое.

Иосиф Бродский

Гений, нобелевский лауреат, виднейший из поэтов современности Иосиф Бродский безобразно учился в школе. Он был не просто двоечником, но и глубоко презирал всю школьную систему. Вёл себя при этом еврейский мальчик нахально и вызывающе, за что имел постоянные проблемы в виде вызовов родителей в школу. Учителя жаловались на леность, неряшливость, нежелание выполнять домашние задания и дерзкое поведение.

В шестом классе Иосиф стал повально прогуливать уроки, за что был ругаем отцом. Но отец не был авторитетной фигурой в жизни будущего известного поэта, и действия это не имело. По итогам седьмого класса ученик получил двойки по основным предметам – химии, физике, математике и английскому языку, поэтому Бродского оставили на второй год. Вскоре он принял решение навсегда бросить школу, с чего началось его восхождение на Олимп богемы и интеллигентной элиты Советского Союза.

Примеры этих великих людей призваны успокоить миллионы родителей, переживающих за то, что их чада не приносят домой хороших оценок. Как показывает жизнь, на пути к успеху искренняя вера и поддержка близких значат гораздо больше, чем прилежная учёба или признание учителей.

Как учились в школе великие люди 5 (100%) 1 проголосовавших >10 великих двоечников

Уинстон Черчилль

Открывает нашу галерею случай классический и закоренелый. Шалопай Уинстон, старший сын аристократических родителей, испытывал неприязнь к процессу образования с самого юного возраста.

В своих мемуарах он вспоминал: «Впервые образование предстало передо мной в виде зловещей фигуры гувернантки, появление которой было анонсировано заранее. К этому дню надлежало тщательно подготовиться посредством изучения книги «Чтение без слез» (в моем случае название явно не сработало). Каждый день мы с моей няней в муках продирались сквозь книгу, причем я находил этот процесс не только ужасно утомительным, но и абсолютно бесполезным.

Мы так и не добрались до конца, когда роковой час пробил и гувернантка появилась на пороге детской. Помнится, я сделал то, что до меня в схожих обстоятельствах делали сотни угнетенных страдальцев: ушел в бега».

В девять лет образование окончательно настигло нашего героя: он был определен в частную школу св. Георга в Аскоте. Вот там упрямый мальчишка по-настоящему понял (причем не столько умом, сколько иными, менее благородными частями тела) почем фунт лиха в системе английского образования.

Двоечников в Аскоте били регулярно и от души, а Уинстон стабильно находился в хвосте класса. Не то чтобы он был безнадежно туп: учителя регулярно находили его в каком-нибудь укромном уголке с книжкой не по возрасту. Однако учить уроки, работать на занятиях и вообще хоть как-то стараться Черчилль категорически отказывался.

Спустя два года с начала занятий лорд Уинстон продемонстрировал практически нулевой прогресс на экзаменах, и родители забрали его домой. Впрочем, ненадолго. В тринадцать лет страдальца снова отдали в частную среднюю школу Хэрроу. К этому времени он уже кое-как научился имитировать процесс сдачи экзаменов, так что двойки сменились тройками.

Однако Черчилля по-прежнему считали одним из самых слабых учеников: его вместе с остальными «тупицами» в классе даже отстранили от изучения латыни и древнегреческого, назначив вместо этого дополнительные занятия по родному языку. Учитывая, что двоечник Уинстон впоследствии получил Нобелевку по литературе, они, кажется, пошли на пользу.

Андрей Тарковский

Андрею не слишком повезло со школьными годами: он пошел в первый класс московской школы № 554 в 1939 году. Не успел Тарковский втянуться, как началась вой­на, эвакуация к родственникам в захолустный Юрьевец, голод и прочие ужасы. В общем, начальную школу мы смело можем вычеркнуть из биографии Андрея Арсеньевича и начать сразу с трудностей переходного возраста. Собственно, они были не столько у будущего классика мирового кинематографа, сколько у его матери, которая растила сына в одиночку (отец ушел, когда Андрею было пять лет) и явно не справлялась по дисциплинарной части.

В старших классах Тарковский вместе с элитой школьных двоечников стал стилягой. Со всеми положенными приключениями он доставал модную одежду и американскую музыку в послевоенной Москве. Занудная школа с кондовой идеологией в каждой фразе и каждом поступке учителей рассматривалась как временное недоразумение, настоящая жизнь начиналась за ее стенами. «У меня была удивительная тяга к улице — со всем ее «разлагающим», по выражению матери, влиянием, со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами, — вспоминал мэтр. — Улица уравновешивала меня по отношению к рафинированному наследию родительской культуры».

В целом, если посмотреть аттестат героя, «родительской культуры» хватало только на четверку по литературе. По истории, а также по большинству точных наук Андрей натянул на трояк, а по химии и черчению в документе красуются двойки. В 1951 году будущий режиссер исключительно по инерции поступил в Московский институт востоковедения (видимо, пользуясь пониженным интересом к востоковедению у сверстников), однако уже через год бросил это безнадежное дело и занялся обогащением своего жизненного опыта, который всегда считал основным университетом.

Советское литературоведение, чтобы не смущать пионерию, замалчивало неуспеваемость Владимира Владимировича или списывало ее на революционный пыл… Пыл действительно был. Однако и двойки тоже остаются фактом. Впрочем, они начались не сразу.

Как известно из автобиографии «Я сам», первые три класса Володя провел «весь в пятерках». Он был любознательным и бойким мальчиком, его любили родители и учителя — в общем, причин для асоциального поведения абсолютно никаких не было. А потом наступил 1905 год, и город Кутаис, где учился Маяковский, оказался в эпицентре революционных событий. Особенно это касалось студентов местной гимназии, которые поголовно рвались ломать несправедливый строй.

Дело в общем-то обычное для молодых, бурлящих энергией подростков, которым дай только что-нибудь поломать.

Одиннадцатилетний Володя благодаря своей бойкости и старшим сестрам попал в революционный кружок старшеклассников, и учеба немедленно пошла прахом. Горлопанить на сходках было гораздо интереснее, чем зубрить уроки. Напуганные учителя делали «большакам» всякие поблажки и даже перевели двоечника Маяковского в следующий класс. «Перешел в четвертый только потому, что мне расшибли голову камнем (на Рионе подрался), — на переэкзаменовках пожалели», — вспоминает он. В общем-то драка камнями в достаточной степени характеризует революционную деятельность будущего поэта. В 1906 году на семью Маяковских свалилось огромное горе: от заражения крови неожиданно умер отец.

Дальше последовал переезд в Москву, где Володя пошел в 5-ю классическую гимназию (сейчас школа № 91). По большому счету для Маяковского с переездом ничего не изменилось: мать сдавала комнаты студентам, которые тогда почти все вели подпольную работу. Об уроках не было речи. В пятом классе Володя окончательно забросил всю эту канитель и ушел из школы. На всю жизнь он сохранит неподдельное презрение к «сокровищам человеческой культуры», что, впрочем, придавало своеобразную подростковую категоричность и свежесть российскому футуризму.

Оноре де Бальзак

Согласно биографам и собственным воспоминаниям писателя, главной проблемой в детстве маленького Оноре была нелюбовь матери. Мадам Бальзак (юная парижанка, которая вышла замуж за богатого старика по расчету) бодро взялась выхаживать первого ребенка сама — и он прожил чуть больше месяца. Так что второго, которого назвали Оноре, без разговоров тут же отдали кормилице.

С тех пор малыш фактически не видел матери, особенно после того, как у нее родилось еще двое любимых детей, принадлежавших, по слухам, вовсе не старику Бальзаку. Из уютного деревенского домика кормилицы мальчик сразу же перекочевал в Вандомский колледж-интернат, где заправляли святые отцы. Это была помесь тюрьмы и монастыря, откуда воспитанников не забирали даже на каникулы, что считалось чрезвычайно душеспасительным и полезным для юношества.

Обиженный на весь мир Оноре решил, что хуже уже не будет, и с головой погрузился в свой внутренний мир, начисто игнорируя внешние раздражители. На уроках он с отсутствующим видом сидел и смотрел в окно, мыча что-то невразумительное, если его спрашивали. Раздражители, естественно, раздражались все больше и регулярно отправляли «лентяя и тупицу» в «альков», попросту — в холодный чулан под лестницей, где воспитанникам надлежало отбывать наказание. В карцере маленький Бальзак преспокойно доставал из-за пазухи книжку и усаживался читать. Вскоре он даже полюбил «альков» за возможность посидеть в тишине и спокойствии.

Незаметно пролетело семь лет, в течение которых Бальзак перебивался с двоек на тройки, получал грозные письма отца и читал запоем в чулане. В конце концов продолжительное сидение на холодном полу довольно серьезно подорвало здоровье мальчика: он сильно похудел, стал совсем вялым и однажды после долгой болезни чуть не «впал в кому», как написали его родителям монахи. Пришлось Бальзакам все-таки забрать юного наследника домой.

Впоследствии он посетил еще два учебных заведения, нигде не выделяясь особенными успехами. В какой-то момент отец махнул на сына рукой и предоставил ему самостоятельно устраивать свою судьбу, что, как мы знаем, было на редкость прозорливым шагом.

Константин Циолковский

Чтобы уж одним махом разделаться с издевательствами над физически ущербными людьми, соберем их на одной странице.

Будем откровенны: основной причиной, по которой отец космонавтики попал в наш скорбный список, является его тугоухость — последствие скарлатины, перенесенной в десятилетнем возрасте. Мальчик, воспринимавший только обрывки фраз учителя, был обречен на хроническую неуспеваемость. Впрочем, это не отменяет тот факт, что Костя был совсем не прочь похулиганить абсолютно на равных с остальными учащимися Вятской мужской гимназии, за что даже попадал в карцер.

Во втором классе 13-летний гимназист остался на второй год. Из третьего был исключен за неуспеваемость. Он больше нигде и никогда не учился, однако система образования не смогла отделаться от Циолковского так легко: через шесть лет он успешно сдал экзамены на звание учителя и получил официальное направление от Министерства просвещения.

Детство Тома можно назвать вполне счастливым: он был младшим и любимым сыном разнорабочего и бывшей школьной учительницы, обладавшей безмерным профессиональным терпением. Поэтому мальчику разрешали ворошить шмелиные гнезда и воровать птичьи яйца в свое удовольствие вплоть до 1854 года, когда ему исполнилось семь лет и его решено было отдать в школу.

Однажды с утра мальчика нарядили в чистенький костюмчик, взяли за руку и отвели в заведение некоего Реверенда Дж. Б. Ингла, которое значилось единственной школой города. Дж. Б. Ингл практиковал весьма простой способ обучения юношества: он заставлял своих воспитанников заучивать наизусть длинные куски текста и нещадно бил их по пальцам линейкой за ошибки и просто так, для профилактики. Томас почуял подвох с самого начала: уже на второй день он сказал, что в школе ему не нравится. Отец в ответ на это произвел убедительное внушение (эффект которого, впрочем, был несколько нарушен вмешательством сердобольной матери), однако оно не помогло. К концу первого месяца Томас стал круглым двоечником.

А через три месяца, как раз под Рождество, мальчик пришел из школы в слезах: «Мистер Ингл назвал меня дебилом, — сказал он матери, — и вызывает родителей в школу». Тут следует воздать хвалу профессиональному чутью миссис Эдисон, которая ничего не сказала отцу, а отправилась разбираться сама. Мистер Ингл с порога объявил, что ее сын «совершенно неспособен к обучению по причине умственной отсталости». «Лучшее, что вы можете сделать, — это забрать его домой», — резюмировал он. Миссис Эдисон так и поступила. Больше ее сын никогда не переступал порога общеобразовательных заведений.

Все свои знания основатель General Electric получил дома. Мать научила его читать (правда, не писать — с этим у Томаса были проблемы всю жизнь), и вскоре образование пошло вперед семимильными шагами. В конечном итоге «дебил» стал миллионером и одним из самых плодовитых изобретателей в американской истории.

Вот уж кто был двоечником заядлым и, можно сказать, матерым, так это Иосиф Александрович. В нем будто бы вспыхнул тайный протест тысяч несчастных еврейских мальчиков, безмолвно корпевших над сольфеджио. Иосиф учение в советской школе презирал. Причем активно. Он не был заторможенным мечтателем, скрывавшимся на последней парте, — он был задирой и хулиганом, который отказывался отвечать на уроках с таким явно выраженным снисхождением к учителям, что те его терпеть не могли.

«По своему характеру — упрямый, настойчивый, ленивый. Грубый. Мешает проведению уроков, шалит. Домашние задания письменные выполняет очень плохо, а то и совсем не выполняет. Тетради имеет неряшливые, грязные, с надписями и рисунками», — писал классный руководитель Иосифа при переводе его в пятый класс. И это было только начало.

В шестом классе Бродский начал просто уходить с уроков. Он бродил по улицам, и «фасады ленинградских домов рассказывали о египтянах, греках и римлянах больше, чем любые учебники». Дома его ругали, особенно отец. Однако человек, который вернулся с фронта, только когда сыну исполнилось восемь лет, имел на него очень мало влияния. За годы безотцовщины маленький Иосиф привык нести ответственность за свои поступки. В седьмом классе (1954 год) Иосиф получил четыре годовые двойки — по физике, химии, математике и английскому. Он остался на второй год, а в ноябре 1955-го и вовсе бросил школу.

Формально Иосиф поступил учеником фрезеровщика на завод «Арсенал». На практике — начал бурную, восхитительную жизнь тунеядца и антисоветчика, которая сделала его циником, космополитом и великим поэтом. Кстати, нобелевским лауреатом по литературе.

Антон Чехов

Антон Чехов с актерами читает пьесу «Чайка», 1899 г.

Да, интеллигентнейший из русских писателей тоже начинал, откровенно говоря, не ахти. Тут вроде бы виноват был отец. Чехов-старший держал в Таганроге мелкую лавчонку колониальных товаров, где вперемешку на полках лежали чай, конфеты, мыло, селедка, керосин и даже невероятные лекарственные средства — вроде смеси ртути, азотной кислоты, нефти, стрихнина и трудноопределимого мусора, называвшейся почему-то «гнездом» (доктор Чехов впоследствии отдавал дань восхищения крепости русских желудков в связи с этим самым «гнездом»).

Также в лавке процветала распивочная. И вот большую часть своего детства Антоша обязан был проводить за конторкой в этом аду и следить, чтобы продавцы чего-нибудь не украли. Подразумевалось, что в это время юный гимназист будет делать уроки. Однако в жутком холоде, от которого коченели пальцы, среди селедки и матерных шуточек завсегдатаев ему об уроках, конечно, думалось в последнюю очередь.

Маленький Чехов просто сидел в полусне (лавка открывалась в пять утра) и ждал, когда же отец соблаговолит вернуться и прекратится унылая вахта. Конечно, когда ребенка все-таки отпускали, он бежал не заниматься, а купаться либо кататься на санках — смотря по сезону.

В итоге в школе Антоша отнюдь не блистал. Его даже дважды оставляли на второй год: в третьем классе из-за двоек по географии и арифметике, а в пятом — из-за греческого языка. По русской словесности, что самое удивительное, будущий писатель тоже никогда не получал больше четверки, а чаще всего в его тетрадях красовался снисходительный трояк. И только в старших классах страдальцу повезло: отец окончательно разорился и семья переехала в Москву, где Чехов поступил в медицинский институт, стал писать рассказы и прямо-таки начал новую жизнь.

Лев Толстой

Начало биографии гиганта русской мысли было довольно сумбурным. Мать умерла, когда ему не было и двух лет, в девять лет за ней последовал отец. Все это время дети кочевали по разным родственникам, которые не смели обижать несчастных сироток и спускали им с рук больше, чем следовало бы. Обучение вплоть до 16 лет было исключительно домашним.

Автобиографическое «Отрочество» (в котором, между прочим, есть глава под названием «Единица») дает довольно полное представление об успехах юного графа на этом поприще. Он был слишком горд, чтобы воспринимать недалеких приживалов-учителей всерьез, а потому учился без малейшего старания. В конце концов дети переехали к очередной опекунше в Казань, и мальчиков одного за другим устроили в Императорский Казанский университет. В случае со Львом это было благородное, однако вполне бесполезное начинание. Новая опекунша Толстых, графиня П. И. Юшкова, женщина вздорная и глупая, в качестве воспитательной меры для своего племянника-подростка не желала «ничего лучше, как аристократической связи со взрослой, достойной женщиной». В ее доме был заведен веселый салон, где у юного Толстого (не будь он таким неуклюжим) были все шансы последовать совету тетушки. В общем, тут было не до учебы.

На первом курсе Льва Николаевича оставили на второй год из-за неудовлетворительных оценок по российской истории и немецкому. На втором курсе он стал известен всему городу как блестящий исполнитель водевильных постановок и живых картин в институте благородных девиц Е. Д. Загоскиной, что, впрочем, только усугубило проблемы в университете. До третьего курса дело не дошло: во время летнего перерыва студент уехал в родовое поместье, где, по его собственным воспоминаниям, «стал читать Монтескье»: «…это чтение открыло мне бесконечные горизонты; я стал читать Руссо и бросил университет — именно потому, что захотел заниматься».

Граф решил углубиться в книги и сдать экзамены на кандидата прав экстерном. Впрочем, чтение Монтескье щедро перемежалось охотой и веселыми кутежами с товарищами. В итоге Толстому так и не удалось получить хоть какой-то формальный дип­лом, зато в тот период жизни он наделал долгов, с которыми смог расплатиться лишь в зрелом возрасте.

Не оправдали!

Высокая успеваемость — тоже не гарантия больших достижений в будущем. А иногда даже совсем наоборот. Вот тебе три примера вундеркиндов, из которых ничего не вышло.

Ника Турбина

Украинская девочка, которая начала писать стихи в четыре года. К девяти годам в Москве вышел ее первый сборник с предисловием Евгения Евтушенко. Потом был главный приз на венецианском фестивале, поездка к Бродскому, выступления на телевидении. К 16 годам слава стала угасать. Ника так и не закончила литературный институт и не нашла работу, постоянно лечилась от алкоголизма. В 27 лет никому не нужная поэтесса покончила с собой.

Кристофер Ланган

Человек с самым высоким IQ в США. В шесть месяцев начал говорить, в четыре года сам научился читать. В школе был отличником, университет бросил, поскольку считал, что может «дать своим профессорам больше, чем они ему». Однако научной карьеры не сделал. В 1999 году «самого умного американца» откопали журналисты и устроили шумиху. Впрочем, она быстро утихла. Кристофер до сих пор живет в провинции и работает лесничим.

Зера Колберн

Математический вундеркинд XIX века. Когда мальчик пошел в первый класс, отец обнаружил, что тот с легкостью производит в уме вычисления невероятной сложности. Вскоре выяснилось, что Зера еще и полиглот. Родитель начал возить сына по городам и весям, демонстрируя его суперспособности и безуспешно подыскивая спонсора для дальнейшего образования. В итоге Зера даже толком не закончил школу. Таланты его со временем угасли, он умер в 35 лет. Фото: Getty Images

Знаменитые двоечники и хулиганы.

“Если вы оцените рыбу по ее способности взобраться на дерево, она всю жизнь проживет с верой в свою глупость”.
(Альберт Эйнштейн)

Продолжение статьи «Как относиться к неудачам ребенка».
Ваш ребенок слишком активен? Он регулярно приносит домой плохие отметки? Ваши нервы на пределе и воображение рисует унылые картины будущего? Отбросьте негативные мысли, прочтите ещё раз эпиграф и перестаньте требовать от малыша невозможного. Лучший выход из ситуации – вооружиться терпением, любовью и верить в его успехи. А мы вам в этом всегда рады помочь. Сегодня, как и обещали, мы расскажем о двоечниках и хулиганах, которые покорили мир. Лично меня этот список не только успокоил, но даже вдохновил: прямо таки самой захотелось вволю похулиганить за все «бесцельно прожитые годы».

Могли ли вы себе представить, что:

  • Композитор Людвиг ван Бетховен всю жизнь писал с ошибками и даже не смог осилить умножение и деление?!
  • Альберт Эйнштейн так и не получил аттестата зрелости: процесс обучения в гимназиях он считал устаревшим, убивающим творческое мышление и постоянно спорил в учителями. Последние же считали, что Альберт болен аутизмом. В институт он тоже поступил не с первой попытки, поскольку был силен лишь в математике, а гуманитарные науки ему давались с большим трудом. «Я был третируем моими профессорами, которые не любили меня из-за моей независимости и закрывали мне путь в науку» — вспоминал сам ученый. Однако Нобелевскую премию получил именно он, а не его учителя!
  • Сальвадора Дали в 15 лет выгнали из монашеской школы за непристойное поведение!
  • Английская танцовщица и хореограф мюзиклов «Кошки» и «Призрак оперы» Джиллиан Линн очень плохо училась в школе и была ужасной непоседой. Мама, по настоянию учителей, повела девочку к психологу. После непродолжительной беседы психолог вынес свой вердикт: «Ваша дочь не больна. Она танцовщица!» Мудрая женщина приняла совет и отдала Джиллиан в танцевальную школу. Так мир обрел гениальную актрису и балерину.
  • Успеваемость нашей примадонны Аллы Борисовны Пугачевой всегда прихрамывала с тройки на четверку.
  • Уолт Дисней всегда учился очень посредственно и скучал на уроках. Пятерка у него была только… по рисованию!
  • Канадская певица Аврил Лавин трижды меняла школу по причине прогулов и драк. Она всегда предпочитала учебе музыку и спорт.
  • Жуткой бунтаркой была в свое время и голливудская дива Анджелина Джоли. А жизнерадостная Оскароносная Вупи Голдберг страдала дислексией, забросила школу и прошла через наркозависимость, путешествуя по стране с коммуной хиппи.
  • Голливудский актер Харрисон Форд так заигрался в школьном театре, что его выгнали из школы за неуспеваемость.
  • Первый канцлер Германии Отто фон Бисмарк не только из рук вон плохо учился, но ещё и поменял десятки мест работы, прежде чем нашел свое призвание: его отовсюду выгоняли за профнепригодность, либо он уходил сам, считая работу рутинной.
  • Греческий миллиардер Аристотель Онассис прогуливал уроки, а однажды в сердцах даже ущипнул свою учительницу! За это его, естественно, выгнали из школы.
  • Российская актриса Елизавета Боярская была в детстве настоявшей хулиганкой и драчуньей: ни дать ни взять – дочь мушкетера! Училась она посредственно, зато обожала устраивать школьные вечеринки.
  • Голливудскому актеру Сильвестру Сталлоне пришлось сменить десяток школ по причине плохого поведения. В конечном итоге он учился в школе для трудных подростков.
  • Томас Эдисон – знаменитый американский изобретатель и предприниматель – в начальных классах школы был круглым двоечником. «Ваш сын совершенно неспособен к обучению по причине умственной отсталости» — резюмировал его учитель. Отец Томаса был в шоке, но мать приняла решение обучать сына на дому. Почти всему она научила его сама. В результате «умственно отсталый ребенок» вырос в плодовитого изобретателя, основал «General Electric» и стал миллионером.
  • «По своему характеру – упрямый, настойчивый, ленивый. Грубый. Мешает проведению уроков, шалит. Домашние задания письменные выполняет очень плохо, а то и совсем не выполняет. Тетради имеет неряшливые, грязные, с надписями и рисунками», – писал классный руководитель Иосифа Бродского при переводе его в пятый класс. В седьмом классе Иосиф остался на второй год, а потом и вовсе бросил школу. Зато получил Нобелевскую премию по литературе!
  • Советский конструктор Сергей Королев — создатель космических кораблей «Восток» и «Восход», усердно приносил домой из школы твердые… тройки! А после неожиданного закрытия гимназии и вовсе обучался на дому.
  • “Весьма не искусен в слове и не отличается ни прилежанием, ни знаниями, особенно философскими” – написали в аттестате величайшему философу Гегелю.
  • Не отличались успехами в учебе многие русские писатели и поэты. Антошу Чехова оставляли в гимназии на второй год 2 раза, Василия Жуковского в 9 лет выгнали из школы за «неспособность», Сашу Островского оставили на второй год в университете, а Виссариона Белинского и вовсе исключили «по ограниченности способностей». Маленький Саша Пушкин плакал на уроках арифметики и при вручении аттестатов оказался вторым с конца. И это ещё что: образование Максима Горького и Константина Циолковского вообще ограничивалось 2-мя классами гимназии.
  • В свое время были отчислены из университетов самые знаменитые современные миллионеры: Марк Цукерберг (основатель “Facebook”), Стив Джобс (основатель “Pixar” и “Apple”) и Билл Гейтс (основатель «Micro-Soft»).
  • Преподаватели считали неспособными учениками: Луи Пастера, Пьера Кюри, Карла Линнея, Сэмюэла Морзе, Александра Герцена, Джорджа Байрона, Эдгара По, Николая Гоголя, Николая Лобачевского, Чарльза Дарвина, Оноре де Бальзака, Роберта Бернса, Вальтера Скотта, Уинстона Черчилля.
  • Бросили школу или никогда не учились в университетах: Бенджамин Франклин, Андрей Тарковский, Джером К. Джером, Марк Твен, Теодор Драйзер, Уильям Шекспир, Джордж Вашингтон, Федор Достоевский, Бернард Шоу, Чарли Чаплин, Рассел Кроу, Марлон Брандо, Аль Пачино и многие другие.

Список этот можно продолжать бесконечно, если покопаться, как следует, в биографиях знаменитостей. Закончить статью я хотела бы ещё одной цитатой: “Истинный успех приходит тогда, когда вы отворачиваетесь от того чего не хотите, и сосредотачиваете внимание на том, что хотите” – сказал известный американский писатель Джеймс Рей. Отпустите то, что у вашего ребенка получается не слишком хорошо и сосредоточьтесь на том, к чему он стремится, чем он увлечен. Не сравнивайте его с отличниками и вундеркиндами. В жизни много примеров того, когда примерные ученики оказывались за бортом корабля удачи, отправившись в самостоятельное плавание во взрослую жизнь. Любите своих маленьких капризуль и хулигашек, поддерживайте их и тогда, вполне вероятно, мир обретет ещё много сияющих звездочек!

Другие статьи блога «Воспитание»:

Скоро в школу.
Первый учитель и первый урок.
Бережем здоровье начинающего школьника.
Первый раз в первый класс: в 6,5 или 7,5?
В треугольнике конфликта: педагог, дети и их родители.>Звезды, над которыми издевались в школе (и как они с этим справились)

Кристиан Бэйл

Кристиан Бэйл

Кристиану доставалось не только от одноклассников, но и от соседских парнишек. «Они били меня ногами и палками, а я все никак не мог собраться с духом и дать им сдачи. Интересно, понимают ли они теперь, что обижали самого Бэтмена?» – делился актер шокирующими подробностями в интервью.

Учеба в школе всегда была неким испытанием. Вы получали знания, пытались вжиться в среду, сдружится с одноклассниками, получить хорошую репутацию у учителей и хорошо продемонстрировать полученные знания на различных контрольных и экзаменах.

Но далеко не все это все удавалось. Но если человек двоечник — это еще не значит, что он дурак.

Многие великие люди плохо учились в школе.

Альберт Эйнштейн

Самый известный «двоечник» в мире — Альберт Эйнштейн (справедливости ради, стоит сказать, что учился он всё-таки на тройки). Знакомые семьи вспоминают, что родители будущего лауреата Нобелевской премии надеялись, что его возьмут хотя бы на самую низкооплачиваемую работу.

Исаак Ньютон

Не можешь дать сдачи? Задави противника интеллектом! Именно после того, как его поколотил одноклассник, Исаак Ньютон решил одолеть того знаниями. В итоге Ньютон очень быстро стал лучшим учеником класса, а позднее открыл фундаментальные законы физики, на которые опирался Эйнштейн в своих изысканиях.

Сергей Павлович Королев

Продолжая тему физиков: Сергей Королев, советский конструктор ракет, в школе также не блистал, учась на одни тройки. Тем не менее, он стал ключевой фигурой космического ракетостроения прошлого века. Именно Королев создал пилотируемый корабль «Восток», на котором в 1961 году в космос отправился Юрий Гагарин.

Владимир Владимирович Маяковский

От физиков к лирикам: Владимир Маяковский. Гениальный поэт в школе был еще тем сорванцом. Это позже стало своего рода литературным приемом Маяковского: дерганные, резкие стихи с энергичной ритмикой являются визитной карточкой поэта.

Антон Павлович Чехов

А вот Антон Павлович Чехов так вообще дважды оставался на второй год в гимназии. Зато теперь его труды входят в обязательную школьную программу по всему миру.

ЧТОБЫ ПРОЧИТАТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ПЕРЕЙДИТЕ НА СЛЕДУЮЩУЮ СТРАНИЦУ, НАЖАВ ЕЁ НОМЕР НИЖЕ

В школе учителя настаивают на том, что хорошая успеваемость является залогом успеха во взрослой жизни. Однако история знает много примеров того, как отстающие ученики не только добиваются успеха, но и становятся великими писателями политиками и даже учёными. Не демонстрируя способностей к освоению элементарной школьной программы, двоечники совершают научные открытия и влияют на мировую политику.

Билл Гейтс

Основатель компании Microsoft в школьные годы вовсе не радовал родителей и учителей хорошей успеваемостью. Попытки матери и отца стимулировать сына материально, оплачивая каждую хорошую отметку, тоже не привели к положительному результату. Ни один гуманитарный предмет не интересовал юного Билла настолько, чтобы тратить время на его изучение. Впрочем, неуспеваемость Билла Гейтса объяснялась просто: он был увлечён компьютерами. Ему просто жаль было тратить время на незначимые для него науки в ущерб математике и программированию. При этом на экзамене по математике он показал в 8 классе результат поистине выдающийся: 800 баллов, при том что 750 уже считались результатом почти недостижимым.

Один из величайших русских писателей Антон Павлович Чехов был дважды второгодником из-за неуспеваемости по географии, арифметике и греческому языку. Впрочем у него были явные способности к обучению, однако необходимость помогать отцу в лавке отнимала у мальчика слишком много времени и не позволяла добросовестно готовиться к занятиям. Когда же семья переехала в Москву, ситуация кардинально изменилась. Антон Павлович смог поступить в медицинский институт, а после начал писать.

Великий учёный, основоположник теоретической космонавтики, в детстве похвастаться успехами в учёбе не мог. Виной тому была глухота, которая развилась в 10-летнем возрасте. Объяснения учителей он почти не слышал. После того, как умер его старший брат и скоропостижно скончалась мама, он стал учиться ещё хуже, а из третьего класса и вовсе был отчислен. Он больше никогда не посещал учебных заведений, что не помешало Константину Эдуардовичу заниматься самообразованием и научно-техническим творчеством. Впоследствии он смог сдать экзамены, получив право заниматься преподавательской деятельностью и стать поистине выдающимся изобретателем и автором множества научных трудов.

В детстве Томас Эдисон посещал школу всего три месяца, после чего учителя попросили родителей забрать мальчика из учебного заведения. Учителя сочли Эдисона слишком ограниченным, а некоторые и вовсе не стеснялись в выражениях, оценивая умственные способности будущего изобретателя. Фактически начальные знания ему дала мама, работавшая ранее учительницей. Юный Томас Эдисон, тем не менее, был весьма любознателен, стал самостоятельно изучать те науки, которые интересовали его больше всего. В 10 лет он уже ставил первые опыты и до конца жизни считал: он не смог бы ничего изобрести, если бы учился в школе.

Будущий Нобелевский лауреат по литературе учёбу словно презирал. Ему не нравилась сама система обучения, да и к знаниям особой тяги он не испытывал. На уроках он демонстративно смотрел в окно, да ещё мешал учителям, постоянно придумывая какие-то шалости. При этом отвечать на вопросы педагогов он попросту отказывался, домашние задания делал крайне редко и очень неряшливо, а в средней школе и вовсе стал занятия прогуливать. В седьмом классе был оставлен на второй год за неуспеваемость, а вместо того, чтобы пойти в восьмой, устроился учеником на завод, закрыв для себя вопрос образования навсегда

Известный британский политик и обладатель Нобелевской премии по литературе в школе был последним учеником в классе по успеваемости. Весьма посредственные успехи в обучении и слабое здоровье не позволили будущему государственному деятелю претендовать на поступление в престижный Итонский колледж, однако в Хэрроу, где учился впоследствии Уинстон Черчилль, он стал одним из 12 выпускников, сумевших выдержать испытания по всем предметам. А в Королевском военном училище в Сандхерсте он стал одним из лучших.

Знаменитый режиссёр, снявший множество потрясающих фильмов, часть из которых по праву можно отнести к шедеврам мирового кинематографа, особыми успехами в школе не блистал. Его аттестат о среднем образовании пестрит практически одними тройками. Точные науки давались будущему режиссёру особенно тяжело, поэтому в школьном журнале часто фигурировали двойки, особенно по химии и черчению. Но зато дополнительное образование всерьёз увлекало Тарковского. Он окончил музыкальную школу и учился в художественной. Перед поступлением во ВГИК Андрей Тарковский год проучился в институте востоковедения, а решение о поступлении на режиссёрский факультет он принял после работы с геологической партией в Сибири.

Великий русский писатель получил домашнее образование, а вот после поступления в Императорский Казанский университет у Льва Толстого возникли определенные проблемы. На факультете восточной словесности, где он учился за собственные средства, по итогам года ему было рекомендовано пройти обучение заново. Лев Николаевич, дабы не возвращаться к началу обучения, перевёлся на юридический, однако и там особого рвения к учёбе не проявил, однако на второй курс был переведён. Правда, до конца он не доучился, отдав предпочтение самообразованию, позволившему ему изучать те науки, к которым он испытывал тягу.

Рачинский, Сергей Александрович

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Рачинский; Рачинский, Сергей.

Сергей Александрович Рачинский


Портрет С. А. Рачинского
работы Н. П. Богданова-Бельского

Дата рождения

2 (14) мая 1833

Место рождения

  • Татево, Бельский уезд, Смоленская губерния, Российская империя

Дата смерти

2 (15) мая 1902 (69 лет)

Место смерти

  • Татево, Бельский уезд, Смоленская губерния, Российская империя

Страна

Российская империя Российская империя

Научная сфера

биология, математика, педагогика

Место работы

Московский университет,
Татевская сельская школа для крестьянских детей

Альма-матер

Московский университет

Учёная степень

доктор ботаники

Учёное звание

член-корреспондент СПбАН

Известные ученики

Н. П. Богданов-Бельский

Известен как

педагог-энтузиаст, деятель в области народного образования, сторонник народной трезвости

Произведения в Викитеке

Сергей Александрович Рачинский (2 (14) мая 1833, с. Татево, Смоленская губерния — 2 (15) мая 1902, там же) — российский учёный, педагог, просветитель, профессор Московского университета, ботаник и математик. Член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук. Надворный советник.

Биография

Родился 15 мая 1833 года в селе Татево в семье Александра Антоновича Рачинского (27.9.1799 — 1866), капитана Муромского пехотного полка (свойственника декабриста В. К. Кюхельбекера).

В возрасте 15 лет Сергей Рачинский поступил на медицинский факультет Московского университета. Проучившись здесь два года, перевёлся на естественное отделение физико-математического факультета, который окончил в 1853 году.

После окончания университета он недолго служил в Архиве иностранных дел, затем в 1856 году уехал в Европу, продолжая учиться в известных университетах Германии. Возвратившись из-за границы, защитил диссертацию по теме «О движении высших растений», получил звание магистра и стал руководителем кафедры физиологии растений в Московском университете. В 24 года за крупное сочинение «О некоторых химических превращениях растительных тканей» ему была присуждена учёная степень доктора ботаники.

В 1861 году С. А. Рачинский и Я. А. Борзёнков перевели и издали «Физиологию обыденной жизни» Г. Г. Льюиса. В 1864 году в переводе С. А. Рачинского впервые появилось на русском языке «Происхождение видов» Чарльза Дарвина.

В университете Рачинского любили и студенты и преподаватели за обширную и бескорыстную общественную деятельность. Он был членом попечительского комитета о бедных студентах, его избирали судьёй университетского суда, он оказывал материальную помощь бедным особо одарённым студентам. Начиная с 1861 года адъюнкты Сергей Александрович и его брат Константин Александрович (1838—1909?) Рачинские «изъявили желание жертвовать ежегодно из своего жалованья каждый по 500 руб. серебром на отправление за границу для усовершенствования в математических и естественных науках молодых людей по назначению физико-математического факультета». На эти средства в 1862 году был командирован за границу будущий известный физик Александр Григорьевич Столетов (1839—1896).

В 1867 году из-за конфликта прогрессивных профессоров с администрацией вышел в отставку, жил без места. В Москве в доме С. А. Рачинского на Малой Дмитровке, а потом в одном из переулков близ Остоженки собирались учёные, литераторы, художники. Здесь хозяин дома познакомился с Л. Н. Толстым, П. И. Чайковским, сблизился с братьями Аксаковыми, семьёй В. Ф. Одоевского, историком В. И. Герье и др. Беседы с Л. Н. Толстым вновь направили его внимание к проблемам народного просвещения. С. А. Рачинский стал помогать сестре Варваре Александровне проводить занятия с детьми в крестьянской школе.

В 1872 году вернулся в родовое село Татево. Строитель и учитель первой в России сельской школы с общежитием для крестьянских детей.

В первый период учительской деятельности Рачинский вёл поиски в русле идей немецкого педагога Карла Фолькмара Стоя (1815—1885) и Л. Толстого, с которыми вёл переписку. В 1880-х годах он стал главным в России идеологом церковно-приходской школы, начавшей соперничать со земской школой. «Заметки о сельских школах», публикуемые им в «Русском вестнике», «Руси», «Церковных ведомостях» способствовали развитию национальной педагогики. В то время Рачинский пришёл к выводу, что «первая из практических потребностей русского народа… есть общение с Божеством»; «не к театру тянется крестьянин в поисках искусства, а к церкви, не к газете, а к Божественной книге». Рачинский считал, что если человек научится читать по-церковнославянски, ему будут понятны и Данте, и Шекспир, а кто освоит древние церковные «роспевы», тот без труда поймёт Бетховена и Баха.

С. А. Рачинский также успешно практиковал лечение заикания с помощью чтения старо-славянских текстов и церковного пения. Им написана работа «Заикание и церковно-славянское чтение», вошедшая в знаменитую книгу «Сельская школа».

Константин Победоносцев писал о нём императору Александру III в 1883 году:

«Вы изволите припомнить, как несколько лет тому назад я докладывал Вам о Сергее Рачинском, почтенном человеке, который, оставив профессорство в Московском университете, уехал на житьё в своё имение, в самой отдалённой лесной глуши Бельского уезда Смоленской губернии, и живёт там безвыездно вот уже более 14 лет, работая с утра до ночи для пользы народной. Он вдохнул совсем новую жизнь в целое поколение крестьян… Стал поистине благодетелем местности, основав и ведёт, с помощью 4 священников, 5 народных школ, которые представляют теперь образец для всей земли. Это человек замечательный. Всё, что у него есть, и все средства своего имения он отдаёт до копейки на это дело, ограничив свои потребности до последней степени»

Важно отметить, что первые сельские школы для крестьянских детей в имениях Боратынских и Рачинских были основаны женскими представительницами этих родов. Сергей Рачинский присоединился к уже существовавшему явлению и поднял его на более высокий уровень.

Самая первая школа была открыта отцом — Александром Антоновичем, майором в отставке. Во время службы в Петербурге он был дружен с А. А. Дельвигом, общался с поэтами пушкинского круга и будущими декабристами. Александр Антонович положил начало богатейшему татевскому архиву и библиотеке. В 1861 году он построил школу для крестьянских детей, сделав её попечителями старшего сына Владимира и дочь Варвару, которые и стали в ней первыми учителями. В ней позднее начал учительствовать Сергей Александрович. В 1871 году открылось народное училище в селе Сергиевка Вяжлинской волости Кирсановского уезда Тамбовской губернии, учредительницей и попечительницей которого стала двоюродная сестра Сергея Александровича — Софья Сергеевна Чичерина (урождённая Боратынская). К 1891 году в училище насчитывался 91 ученик, среди которых был будущий архиепископ, православный подвижник, миссионер, духовный писатель Вениамин (Федченков), выходец из семьи бывших крепостных крестьян Боратынских.

Сергей Александрович Рачинский был человеком разносторонних знаний и интересов, занимался литературным творчеством. Вместе с сестрой Варварой Александровной издал «Татевский сборник» с ценнейшими материалами: письмами, рисунками, стихами, которые хранились в имении, Е. Баратынского, В. Жуковского, А. Фета, П. Вяземского. Написал талантливые статьи о литературе, живописи, музыке. Сотрудничал с журналом «Сельская школа» и сочинил два сюжета для опер Чайковского, которые остались невоплощёнными.

В школьной художественной мастерской Рачинский сам проводил занятия по живописи, черчению и рисованию. Здесь же давал уроки его родственник, художник Э. А. Дмитриев-Мамонов. Во время посещений Татева со школьным хором занимался С. В. Смоленский, музыкант, известный руководитель Придворной певческой капеллы. Он же вёл отбор лучших певцов из школы для учёбы в хоре Синодального училища.

14 мая 1899 году Николай II писал в Высочайшем рескрипте на имя Сергея Рачинского:

«Школы, вами основанные и руководимые, состоя в числе церковно-приходских, стали питомником в том же духе воспитанных деятелей, училищем труда, трезвости и добрых нравов и живым образцом для всех подобных учреждений. Близкая сердцу Моему забота о народном образовании, коему вы достойно служите, побуждает Меня изъявить вам искреннюю Мою признательность. Пребываю к вам благосклонный Николай»

В 1891 году Академия наук избрала С. А. Рачинского своим член-корреспондентом.

Многие выпускники университетов приезжали в Татево, чтобы поработать под его руководством. Прошли «школу Рачинского» известные педагоги-учёные Н. М. Горбов, В. А. Лебедев, учителя А. Д. Воскресенский, А. Голицын.

С 1878 года школа имела статус церковно-приходской. В 1870—1880-е годах — четырёхгодичная, а в 1898 году — шестилетняя. До 1924 года носила имя своего основателя Сергея Александровича Рачинского, затем его имя, как и заслуги были забыты на десятилетия. После Великой Отечественной войны школа получила статус средней общеобразовательной. В 1998 году школе было возвращено имя С. А. Рачинского. С 1974 года при школе действует краеведческий музей. Благодаря работе местных жителей под руководством директора Татевской школы Л. А. Али-Заде в 2000 году музей получил статус муниципального краеведческого музея имени Н. П. Богданова-Бельского.

Умер Сергей Александрович 15 мая 1902 года, в день своего рождения, на руках Аркадия Аверьяновича Серякова (он изображён на картине Богданова-Бельского «У больного учителя»), одного из учеников и преемников, которому завещал продолжать дело его жизни. Позже А. А. Серяков (1870—1929) стал руководителем Татевской народной школы, его внучка и правнучка также преподавали в Татевской школе.

Похоронен С. А. Рачинский в Татево в семейном склепе.

Память и история

  • В Татево до сих пор существует школа, основанная С. А. Рачинским и теперь носящая его имя. Кирпичное здание школы построено в 1907 году, но уже после смерти учителя.
  • По свидетельству Л. Ю. Стрелковой, воспитанницы школы и автора историко-педагогического описания деятельности школы в Татево, в конце 1920-х годов усадьба была разграблена, останки были выброшены из фамильного склепа, на мраморных надгробиях ковали железо, были разорены пруды и садово-парковый ансамбль усадьбы.
  • Советские историографы утверждали, что при отступлении в марте 1943 года немцы выломали и вывезли паркет из дворянского дома Рачинских, а сам дом взорвали. Вывезли также могильные плиты из фамильной усыпальницы. Почти полностью был вырублен парк с редчайшими растениями, выращенными здесь С. А. Рачинским.
  • В Татево был устроен немецкий военный госпиталь и немецкое военное кладбище (не сохранилось).
  • По некоторым данным, в школе Рачинского до монашества работала матушка Екатерина (графиня Евгения Борисовна Ефимовская), первая настоятельница Леснинского Свято-Богородицкого монастыря (женская обитель во Франции). Школа Леснинского монастыря во многом была продолжением дела Рачинского.
  • В школе 15 лет учительствовал Филипп Никитич Никитин. Умер в 1907 в возрасте 46 лет. Похоронен в с. Татево.
  • Струнный квартет № 1 Чайковского (Квартет № 1, ре мажор), в четырёх частях (сочинён и инструментован в феврале 1871 года в Москве) посвящён С. А. Рачинскому, с которым Чайковский познакомился в Артистическом кружке.

Знаменитые ученики школы Рачинского

  • Николай Петрович Богданов-Бельский (1868—1945) — выдающийся русский художник, ученик до весны 1882 года, один из трёх юношей, устроенных в иконописную мастерскую при Троице-Сергиевой лавре.
  • Тит Никонов — русский художник, портретист, ученик до весны 1882 года, затем был устроен в иконописную мастерскую при Троице-Сергиевой лавре. Окончил школу художеств. Т. Никонов был из зажиточной крестьянской семьи; художественные способности у него проявились рано. Особенно легко ему давались изображения лиц, фигур людей, но похвалы от учителей ему доставались редко, потому что С. А. Рачинский заметил в нём нетерпение, желание достигнуть быстрого результата без кропотливого труда. Однако благодаря воспитанному в нём трудолюбию Т. Никонов окончил школу художеств и стал портретистом. Известен гипсовый медальон с профилем Рачинского его работы. Василий Ян сообщает, что «Другой — оказался неудачником». Другой источник сообщает, что Т. Никонов после женитьбы не стал продолжать обучение. Сведений о его дальнейшей судьбе нет.
  • Иван Петерсон — русский художник, обрусевший латыш, ученик до весны 1882 года, затем был устроен в иконописную мастерскую при Троице-Сергиевой лавре. И. Петерсон стал хорошим иконописцем, писал также и портреты. После её окончания И. Петерсон работал учителем рисования в Ново-Александровской школе Новиковых в Козловском уезде Тамбовской губернии, но умер очень молодым.
  • И. Л. Богданов — инфекционист, доктор медицинских наук, член-корреспондент АМН СССР.
  • Александр Петрович Васильев (1868—1918) — протоиерей, духовник царской семьи, пастырь-трезвенник, патриот-монархист.
  • Николай Михайлович Синёв (1906—1991) — доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, в 1961—1991 — заместитель председателя государственного комитета СССР по использованию атомной энергии, лауреат Сталинских и Государственных премий (1943, 1951, 1953, 1967).
  • Николай Степанович Третьяков (1873—1942) — преподаватель в московской школе, Малаховской гимназии, университете им. А. Л. Шанявского; ставил постановки в детском народном театре; создал музей детского творчества, занимался педагогической работой и детским художественным воспитанием совместно с В. Д. Поленовым, С. А. Рачинским, Н. В. Гиляровской.

Литература

  • Рачинский, Сергей Александрович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • В. Н. Лясковский. Сельские школы С. А. Рачинского // Русь. — М., 1884. — № 6. — С. 14–21.; Мир божий. — СПб., 1894. — № 11.
  • В. Н. Лясковский. Памяти С. А. Рачинского (ум. 2 мая 1902 г.) // Русский Вестник. — СПб., 1902. — Т. 282, № 11. — С. 35-1.42 (паг. 1-я). То же, отд. изд.: . — СПб.: Об-во ревнителей русского исторического просвещения в память Императора Александра III, 1903. — 15 с.
  • Горбов Н. М. С. А. Рачинский / — СПб.: О-во ревнителей рус. просвещения в память имп. Александра III, 1903. — 43 с.
  • Танаевский С. Памяти Сергея Александровича Рачинского. — Казань, 1904.
  • Фаермарк Д. С. Задача пришла с картины: (О картине Н. П. Богданова-Бельского «Устный счёт» и педагоге-просветителе С. А. Рачинском). — М.: Наука, 1974. — 160, с. — (Из истории мировой культуры). — 90 000 экз.
  • Смоленский С. С. А. Рачинский и Татево / Воспоминания: Казань. Москва. Петербург. — М.:Языки славянской культуры. 2002. — 688 с. — С. 401—423.
  • Соловьёв И. С. А. Рачинский. Татевская школа: Док. очерки / Худож. В. М. Веселов; Фот. В. Н. Крылова. — Тверь: Твер. обл. кн.-журн. изд-во: Твер. обл. тип., 2002. — 160 с.: ил. — (Имена в истории края)
  • Волков В. А., Куликова М. В. Московские профессора XVIII — начала XX веков. Естественные и технические науки. — М.: Янус-К; Московские учебники и картолитография, 2003. — С. 197. — 294 с. — 2 000 экз. — ISBN 5—8037—0164—5.
  • Латышина Д. И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2005. — 603 с. ISBN 5-8297-0104-9.
  • Императорский Московский университет: 1755-1917 : энциклопедический словарь / А. Ю. Андреев, Д. А. Цыганков. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — С. 607—608. — 894 с. — 2 000 экз. — ISBN 978-5-8243-1429-8.
  • Ушакова И. В. «Из доброго сокровища сердца своего…». — Нижний Новгород: Родное пепелище, 2013. — 224 с. (статьи и письма С. А. Рачинского)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *