Игра гори гори ясно

«Ярмарка подвижных игр». Сценарий открытого мероприятия

Анна Зайченкова
«Ярмарка подвижных игр». Сценарий открытого мероприятия

Задачи:

Образовательные:

— Обогащать знания детей о русских народных играх, считалках, формировать представления о традициях, подвижных играх, национальном фольклоре русского народа, закреплять навыки в русских народных играх «Растяпа», «Медведь и зайцы», «Солнце и Луна», «Гори-гори ясно!»

— Приобщать детей к народному творчеству, русской культуре, развивать чувство юмора, воображение, смекалку.

Развивающие:

— Развивать ловкость, быстроту, выносливость; умение перевоплощаться, увертливость в беге, умение действовать по сигналу;

— Развивать способность к самоконтролю, самооценке при выполнении правил игры, умение быть отзывчивыми и доброжелательными в общении;

— Упражнять в выполнении различных видов движений через игровые задания.

— Способствовать сохранению и укреплению здоровья.

Воспитательные:

— Воспитывать интерес и любовь к русским народным играм, уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим;

— Закрепить знания детей о традициях народа;

— Воспитывать патриотизм и любовь к своему народу;

— Вызвать эмоциональное проявление радости;

— Воспитывать выдержку, умение соблюдать правила игры;

— Формировать дружеские взаимоотношения

— Способствовать внедрению физической культуры в быт семьи.

Оборудование:

костюм скомороха, мешочек для скомороха, маленький платок, шапочка медведя, карусель-зонт с лентами, полотно-парашют, 2 дуги, угощение для детей.

Ход:

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю поиграть в русские народные игры, в которые играли взрослые и дети на ярмарочной площади.

Вы любите играть, веселиться?

Значит, не против на нашей карусели прокатиться!

Карусель, карусель

Всех катает целый день:

Барышень, зверюшек,

Матрёшек и Петрушек.

Встаньте по кругу в карусель и возьмите край ленты правой рукой. Под веселую музыку отправляемся на зимнюю ярмарку.

Игра малой подвижности «Карусель»

(Дети бегут по кругу в одну сторону, затем по сигналу свистка выполняют поворот в другую сторону, меняя руку с лентой).

Детей встречает Скоморох.

Скоморох: Здравствуйте, дети!

Веселей меня нет на свете!

Я, ребята, Скоморох!

Не люблю я охи-вздохи!

Солнце яркое встаёт,

Спешит на ярмарку народ.

Отворяют ворота,

Проходите, господа!

Глядите, не зевайте,

Рты не разевайте!

Не хотите ль поиграть?

Свою удаль показать?

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Растяпа».

Раз-два, раз-два, начинается игра!

Русская народная малоподвижная игра «Растяпа»

Дети идут под веселую русскую народную музыку врассыпную, руки на поясе. Музыка замолкает, все дети стараются встать в пары (тройки, четверки). Ребенок, оставшийся один, выходит в центр круга. Дети говорят: «Раз, два, три растяпа — ты!» Игра повторяется.

Скоморох: — Хоть сума моя проста,

С виду, вроде бы, пуста.

(Скоморох достает из мешочка платочек).

Подвижная игра «Гори-гори ясно!»

Выходи, честной народ, становись в хоровод!

(Дети становятся в круг, водящий стоит с платочком в кругу и под музыку бежит по кругу. Когда музыка перестает играть, водящий останавливается между двумя детьми и считает:

«Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят.

Раз, два, три – беги!»

Пара после этих слов бежит по краям вперёд, кто быстрее возьмется за платок – встаёт с водящим. Оставшийся без платка становится следующим ведущим).

Скоморох: Ну-ка, Саша, подойди,

В сумку руку опусти!

(Ребенок достает из сумы шапочку медведя)

Играть продолжаем,

Игру новую начинаем.

Игра интересная,

Прямо скажу — расчудесная.

Медведя выбираем,

Игру «Медведь и зайцы» начинаем.

— Прежде, чем начать играть,

Будем дружно все считать!

Все: За морями, за горами,

За железными столбами,

На пригорке – теремок!

На двери висит замок.

Ты за ключиком иди

И замочек отопри!

Подвижная игра «Медведь и зайцы»

Из парашюта надо сделать «берлогу», набросив его на стулья или другие предметы высотой 1метр. Ребенок-«медведь» сидит и дремлет в своей «берлоге»(под парашютом). Дети-«зайцы» прыгают вокруг и дразнят его:

Мишка бурый, мишка бурый,

Отчего такой ты хмурый?

«Медведь», вылезая из «берлоги», отвечает:

Я медком не угостился,

Вот на всех и рассердился.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаю всех гонять!

На последнем слове «медведь» ловит «зайцев» и отводит их в «берлогу».

Скоморох: Хороша была игра

А теперь пришла пора

Всем по кругу становиться

И дальше веселиться.

На ярмарке люди покупали не только сладости, но и разные украшения, одежду, товары для дома.

Массаж «Ай тари, тари, тари… .»

Ай, тари, тари, тари,

Куплю Маше янтари.

Останутся деньги —

Куплю Маше серьги.

Останутся пятаки —

Куплю Маше башмаки.

Останутся грошки –

Куплю Маше ложки.

Останутся полушки –

Куплю Маше подушки. (растирают ладони)

(нажимают на каждый палец)

(показывают «денежки»)

(нажимают на мочки ушей)

(показывают «денежки»)

(гладят по ногам)

(показывают «денежки»)

(постукивают кулачками)

(показывают «денежки»)

(разводят руками в воздухе)

Скоморох: А ну, честной народ, становись в хоровод!

Сейчас мы поиграем в игру «Солнце и Луна».

— Раз, два, три, четыре, пять –

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

-Я куплю себе дуду

И по улице пойду.

Громче, дудочка, дуди:

Мы играем, ты води.

Подвижная игра «Солнце и Луна»

(Выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Остальные игроки встают цепочкой и проходят под воротами. Игроки-ворота напевают:

Золотые ворота пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй – запрещается.

А на третий раз не пропустим вас!

В какой-то момент «ворота» резко опускаются и ловят игрока, оказавшегося под ними.

Игрока отводят в сторонку и тихонько спрашивают, на чью сторону он хотел бы встать — «Солнца» или «Луны». Когда тот выбрал, ему указывают соответствующего игрока и он встает позади «Солнца» или «Луны». Далее игра продолжается пока все участники цепочки не будут пойманы и распределены по командам «Солнца» и «Луны».

Скоморох: Расставаться нам пора!

Вспоминайте меня всегда!

За смех, за веселье

Всем вам угощение.

(Скоморох раздает детям угощение).

Инцы-брынцы, балалайка,

Инцы-брынцы, поиграй-ка!

Инцы-брынцы, не хочу,

Инцы-брынцы в круг пойду!

Скоморох: Закончилась наша праздничная ярмарка, пора отправляться в путь домой. А перенесет Вас обратно в детский сад наша волшебная карусель.

(Дети «садятся на карусель», держась за ленты)

Воспитатель: Раз, два, подхватили!

Три, четыре, раскрутили!

Пять, шесть, семь, восемь,

С карусели слезть просим!

Молодцы у нас ребята!

Сильные, умелые, дружные и смелые!

Гори-гори ясно

Игроки выбирают одного ведущего. Все остальные становятся парами друг к другу. Ведущий стоит перед колонной лицом к игрокам. Он говорит:

Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло,
Птички летят,
Колокольчики звенят!

После этих слов последняя пара отпускает руки, игроки бегут один по правой, другой по левой стороне колонны, а ведущий старается поймать кого-то из них до того, как игроки схватятся за руки. Беглецы должны убежать от ведущего, схватиться за руки и стать в начале колонны перед первой парой. Если же ведущий словит одного из них, то становится с ним перед всеми парами. А тот, кого не поймали, становится ведущим и игра продолжается. Опять бежит последняя пара, а ведущий догоняет одного из них. Если пара смогла сомкнуть руки, ведущий остается тот же и игра продолжается.

Гори-гори ясно с платочком

Все участники становятся парами один за другим, держась за руки. А ведущий стоит перед колонной и держит в руке над головой платочек. Потом вместе говорят:

Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло,
Птички летят,
Колокольчики звенят!

После этих слов игроки последней пары бегут вперед и тот, кто первым возьмет платочек, становится ведущим перед колонной, а тот, кто не такой ловкий «горит».

Ручеек

Игроки становятся один за другим парами, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Тот игрок, что остался без пары, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет к началу ручейка. И, проходя под сцепленными руками, ведет с собой того, кого он выбрал. Так «ручеек» двигается долго и беспрерывно.

Колечко

Выбирается ведущий. Все игроки садятся на скамейку, берут колечко (вместо него может быть и пуговица). Дети держат руки «петушком» на коленках. Ведущий стоит перед игроками, в руках у него колечко. Потом он подходит к каждому, дотрагивается к ладоням участников и кому-то одному кладет колечко. Дальше говорит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». В это время каждый участник игры пытается удержать того, у кого колечко, но ведь никто не знает, у кого оно. Если игрок с колечком вырывается, то он становится ведущим.

Третий лишний

Все игроки, создав круг, делятся на первый-второй, после чего вторые номера становятся за первыми, лицом к центру. Для игры выбирают двое ведущих. Они находятся за кругом на расстоянии 5-6 шагов друг от друга. Ведущие начинают игру – первый убегает, а другой его ловит. Спасаясь от преследования, первый ведущий может стать впереди любой пары, и тогда игрок, который стоит сзади, оказывается лишним и ему нужно будет убегать от другого ведущего. Если же другой игрок догнал первого и коснулся его, то они меняются ролями. Ведущим не разрешается пересекать круг.

Корзинки

Перед игрой выбираются двое ведущих – ловец и беглец. Игроки делятся на пары и расходятся в разные стороны. Каждая пара берется за руки, образовывая круг-корзинку. Ведущие становятся на небольшом расстоянии друг от друга, ловец гонится за другим игроком. Беглец бегает между парами и, чтобы его не поймали, быстро называет имя игрока любой пары. Тот игрок, чье имя было названо, убегает, на его место становится игрок ведущей пары. А если ловцу удается дотронуться до беглеца, тот становится ловцом.

Бездомный заяц

Из числа игроков выбирается охотник и бездомный заяц. Другие игроки-зайцы чертят себе круги, и каждый становится в свой. Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, если забежит в какой-либо круг. Тогда заяц, что стоял в кругу должен сразу же убегать, потому что теперь он становится бездомным и охотник будет теперь охотится на него. Как только охотник поймал зайца, он сам становится зайцем, а бывший заяц – охотником.

Успей занять

Каждый из игроков чертит вокруг себя круг – это его домик, и становится в центре. Один из игроков (без круга) становится в середину площадки и говорит: «Раз, два, три – беги!» Когда сказано последнее слово, все игроки меняются местами, а ведущий пытается занять чье-либо место. Кто не успел занять круг, становится ведущим, и игра продолжается.

Игра в номера

Игроков шестеро, но может быть и больше. Для игры все участники становятся в круг. Каждому игроку присваивается номер. Ведущий бросает мяч вверх и одновременно выкрикивает какой-либо номер. Игрок, чей номер был назван, должен успеть поймать мяч, пока он не коснулся земли. Если он поймал мяч, то ведущий опять выкрикивает номер. А если игрок не сделал этого, то сам становится ведущим. Выигрывает тот, кто пропустил меньше мячей.

Штандер

Все игроки создают большой круг, а в центре – ведущий с мячом. Он подбрасывает вверх мяч и произносит имя одного из участников. Последний ловит мяч на лету или поднимает его с земли и пытается попасть им в тех, кто убегает. Поймав мяч на лету, игрок имеет право крикнуть: «Штандер!» — и тогда все замрут и можно будет спокойно прицелиться и заквачить ближайшего. При этом тот, кто бросает мяч, не должен сходить с места. Закваченный выбывает из игры. Пойманный в воздухе мяч дает и другое право – тот, кто поймал, может не испытывать судьбу, а сразу подбросить мяч вверх и произнести имя кого-нибудь из игроков. Весь интерес в том, что нужно и мячика побаиваться – то есть убежать подальше, — и быть настороже: успеть повернуть к мячу, если вдруг произнесут твое имя. Если тот, кого пытались заквачить, приловчился поймать мяч, что летит в него, — он может сразу квачить другого игрока.

Квинта

Игра в квинту требует необыкновенной ловкости, реакции, прыгучести и быстроты. Играют в квинту впятером. На асфальте чертят прямоугольник со стороной 10 метров, а в центре его – круг диаметром 1.5 метра. Четверо игроков становятся по углам нарисованного прямоугольника, а в центр становится пятый игрок, его и называют квинтой. Именно от квинты требуются все перечисленные выше качества: четверка бросает в него мяч, а квинта в центре должен уклоняться от ударов. Игрок может прыгать, наклоняться, отскакивать в сторону (но не выходить за пределы маленького круга, в котором он стоит) и даже ложиться. Если мяч догонит квинту, то в центр квадрата становится тот, кому удалось попасть, кто был самый ловкий.

Картошка

Перед началом игры нужно нарисовать круг диаметром 5-6 метров. Участники становятся за линией и передают мяч один другому, как в баскетболе. Если мяч падает на землю, игрок, виновный в этом, садится на корточки в середине круга, а другие продолжают играть. Игроки могут бить по мячу одной рукой, пытаясь попасть в того, кто сидит в круге, но нельзя «выбивать» с первой подачи. Если тот, кто «выбивает», не попал мячом в сидящего, то он тоже садится в середину круга. Игра длится до тех пор, пока в круге не останется один человек или пока игроки, которые сидят в круге, не поймают, подпрыгнув, мячик на лету. В этом случае последний игрок, что допустил ошибку, садится в середину круга, а все остальные становятся за линией круга и продолжают играть.

Стихи к 8 марта
Стихотворение Геннадия Шпаликова

С. А. Швейцер с нежностью и уважением Г. Шпаликов 8 марта 65-го В Керчи — как ни кричи, Бывали неудачи. Среди других причин Был мой приезд — тем паче, Что мой приезд совпал С делами — не хотелось! Я невпопад попал, Не пилось мне, не елось. И мы не собрались В кругу, хотя бы узком, По рынкам разбрелись, По площадям и спускам. От пропасти забот Куда бы нам укрыться? Скользнуть от дел за борт — Пусть щелкают нас блицем. Пусть выставляют нас Лентяями — валяйте! На зависть, напоказ Пороками марайте. Представим: мы встаем За полдень. Небо ясно. И руку подаем Всему, что в мире праздно. Среди забот и тьмы, Сквозь горе и разлуку Протягиваем мы Веселью только руку. Берем такой почин И лучшую из истин: Есть дружба без причин, Без меры и корысти. Иное все — тщета, Иное — распростерто, Иного — до черта От ведьмы и до чёрта. И жить с иным — не жить, Хотя живем и можем И пробуем служить, Но что мы подытожим? От главка до премьер Большое расстоянье, И есть тому пример, Примеры и сказанья О том, что мы тогда И были молодцами, Но жаль, но вот беда — Запутались с отцами. А наш отец — простор, Дороги — наши сестры, Над озером костер — Все это очень просто. И рядышком лежит — Рукою не достанешь, А тронешь — убежит, И трогать перестанешь. И тоненький ледок, И беленький снежок — Назад к тому дорогу Не захотел — а сжег. Гори, гори ясно, Чтобы не погасло, Чтобы не напрасно — Высоко и красно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *