Гормоны у подростков

Содержание

Анализы на гормоны: норма показателей, расшифровка

  1. Анализ на половые гормоны представляет собой исследование на содержание в крови таких веществ, как тестостерон, эстрадиол и прогестерон. Тестостерон отвечает за рост мышц, костей и развитие половых органов. Его норма в крови должна быть в районе 4,95-32,02 нм/л у мужчин и 0,39-1,98 нм/л у женщин. Нормальное значение главных эстрогенов зависит от фазы женского цикла. Так, на первой фазе эстрадиол должен быть в размере 199-285 пМ/л, а прогестерон 1,1-2,3 нМ/л.
  2. Анализы на гормоны щитовидной железы зависят от выбранного активного вещества, норма для каждого из которых своя: тироксин (0,6-1,49 нг/дл), Т3 — (2,5 — 5,8 пм/л), АТ-ТГ — (0-4,12 Ед/мл).
  3. При беременности назначаются анализы на гормон ХГЧ, который вырабатывается оболочкой зародыша уже на 6-10 день после оплодотворения, что позволяет оперативно выявить патологическое развитие плода, если такое имеется. Показатель данного гормона увеличивается до 7 месяца беременности, а потом резко идет на спад, по этой причине гормональный анализ крови производится очень часто.
  4. Анализ крови на гормоны надпочечников опирается на три гормона кортизол, ДЭА-с и альдостерон. У первого — норма 3-22 мкг/дл для детей и 3,8-19,5 мгк/дл для взрослых, у второго — 3592 – 11908 нм/л, у третьего — 36 — 351 пг/мл.

Когда назначается?

Обычно анализ крови на гормоны применяется при подозрениях на нестабильную работу внутренних органов и увеличение желез внутренней секреции. Среди причин для назначения сдачи крови на мужские гормоны можно выделить проблемы с кожей, избыточный вес, нарушение работы мочевыводящих путей, риск онкозаболеваний, бесплодие.

В то же время анализы на женские гормоны назначаются в случае заболеваний молочной железы, при нарушениях цикла, избыточном весе, бесплодии, проблем с кожей.

Таким образом, анализ крови на гормоны, норма которого указана выше, служит лучшим диагностическим инструментом в условиях, когда каждая минута имеет огромное влияние на будущее выздоровление.

Для женщин важнее всего показатели четырех основных половых гормонов:

  • эстрогена;
  • фолликулостимулирующего;
  • лютеинизирующего;
  • прогестерона.

Скачки гормонального фона неизбежны даже в том случае, если женщина абсолютно здорова. Они могут быть обусловлены целым рядом разных факторов. Изменение уровня гормонов зависит от фазы менструального цикла, влияния стрессовых ситуаций, внутренних болезней. Чтобы установить истинную причину, пациентка должна сдать ряд специфических анализов, только их результаты являются диагностически ценными для любого профильного специалиста. С их помощью он в полном объеме получит информацию о состоянии здоровья женщины.

Если врач посчитает, что отклонения от нормы значительны, то может поставить диагноз, спряженный с расстройствами эндокринной или репродуктивной систем.

Адекватный уровень эстрадиола и эстрогена

Эстроген и его производные являются основными женскими гормонами, от соответствия их уровня норме – зависит общее самочувствие, способность зачать и внешний вид женщины. При недостатке эстрогена выявляются следующие патологии:

  • Нарушения менструального цикла.
  • Психоэмоциональная нестабильность.
  • Функциональное угнетение либидо.
  • Дерматологические проблемы, иссушение и шелушение кожи.

Однако и избыточная продукция эстрогенов не менее опасна и оказывает негативное действие на женский организм. Это чревато, например, появлением лишнего веса, дисфункциональностью репродуктивных органов, развитием кистозных и иных доброкачественных опухолей. Повышенный уровень говорит врачу о проблемах с яичниками, провоцирующими нестабильность менструального цикла.

Нормативные значения прогестерона

При прохождении планового гинекологического осмотра пациенткам часто назначается анализ крови на гормоны прогестерона. Норма этого гормона у женщин – диагностически важный критерий при планировании зачатия, а также важна для полноценного вынашивания ребенка. Если на протяжении всего цикла менструации показатели прогестерона остаются без изменений, то доктор предположит отсутствие овуляции. Низкий уровень прогестерона у беременных – повод для приема лекарственных препаратов, облегчающих и защищающих процесс вынашивания.

Гормоны: нормы половых гормонов у женщин, таблица значений прогестерона

Пациентки Фазы менструального цикла Уровень прогестерона нмоль/л
Девочки от 0 до 9 лет Меньше 1,1
От 9 до 18 лет, находящиеся в пубертате. Стадийность по Таннеру:
I стадия Меньше 1,1
II стадия Меньше 1,8
III стадия 0,3-14,4
IV стадия 0,3-41,6
V стадия 0,3-30,4
Женщины от 18 до 90 лет
После пубертата и до периода постменопаузы
В фолликулярной фазе 0,3-2,2
В овуляторной фазе 0,5-9,4
Лютеиновая фаза 7,0-56,6
Постменопауза Меньше 0,6
Беременность
I триместр 8,9-468,4
II триместр 71,5-303,1
III триместр 88,7-771,5

Типичные женские гормоны, таблица нормы: лютеинизирующий (ЛГ) и фолликулостимулирующий (ФСГ)

ФСГ ответственен за фолликулярный рост и вызревание яйцеклеток, а ЛГ необходим для стимуляции овуляторных процессов. Показатели уровня этих гормонов сравниваю с таблицей нормы и на основании выявленных отклонений делают предположение о способности женщины к зачатию. Высокие количественные показатели ФСГ и ЛГ говорят о приобретенном бесплодии.

Гормоны: норма – таблица показателей ЛГ, ФСГ и др.

Гормон Показатель нормы
Адренокортикотропный (АКТГ) 0-50 нг/мл
Соматотропный (СТГ) 0-10 нг/мл
Пролактин 130-540 мкг/л у женщин в детородном возрасте. 107
107-290 мкг/л у женщин в период менопаузы
Тиреотропный (ТТГ) 0,6-3,8 мк МЕ/мл по методу РИА
0,24-2,9 мк МЕ/мл по методу ИФ
Фоллитропин (ФСГ) 2,7-6,7 мЕД/мл в период овуляции
2,1-4,1 мЕД/мл в лютеиновой фазе
29,6-54,9 мЕД/мл в фазе менопаузы
Лютеинизирующий (ЛГ) 18,2-52,9 мЕД/мл в период овуляции
3,3-4,66 мЕД/мл в фолликулярной фазе
1,54-2,57 мЕД/мл в лютеиновой фазе
29,7-43,9 мЕД/мл в фазе менопаузы

Нет никакого смысла в попытке самостоятельно расшифровать результаты анализов и в сравнении их с нормативными значениями. Отклонения уровня женских гормонов должны трактоваться только соответствующим специалистом, поскольку свое мнение он основывает не только на полученных данных, но и на их корреляции. При диагностике учитывается множество факторов, например, отношение показателей ФСГ к уровню ЛГ. А это значит, что только врач, проведя полную оценку и собрав анамнез пациентки – может предположить поликистоз яичников или заподозрить наличие опухоли. В любом случае, пациентке назначают дальнейшие инструментальные обследования.

Нужно понимать, что любое отклонение от норм, приведенных в таблицах, может быть скорректировано только под наблюдением узкого специалиста, а следовательно – самолечение категорически недопустимо.

Норма гормонов у мужчин; таблица 1.

Дигидротестостерон 250 — 990 пг/мл
Тестостерон 345 — 950 нг/дл
Секс-связывающий глобулин 13-70 нмоль/л
ФСГ 1,37 — 13,58 мЕдл
ЛГ 2 — 9 мЕд/л
Эстрадиол 16 — 73 пг/мл
Пролактин 2,5 — 15 нг/мл
Прогестерон 0,35 – 0,63 нмоль/л

Норма анализа гормонов у мужчин может различаться в разных лабораториях, поэтому данные, приведенные в таблице, не всегда могут совпадать с показателями нормы в различных лабораториях. Желательно, чтобы оценку гормонограммы проводил опытный специалист, который учтет все нюансы каждого конкретного пациента и определит, на каком уровне выявлена патология и как с ней бороться. Как правило, назначаются гормональные препараты для коррекции уровня гормонов.

Норма мужских гормонов у женщин, разумеется, очень отлична от показателей нормы у мужчин. Определение уровня андрогенов у женщины показано в случае признаков вирилизации, избыточного оволосения, нарушениях цикла, поликистозе, бесплодии.

Собственные гормоны начинают появляться в крови плода уже к 10-ой неделе внутриутробного развития, а к моменту рождения их уровень даже выше, чем у взрослого человека. В период родов происходит их резкое уменьшение, но все недостающие гормоны младенец получает с материнским молоком. Отсутствие поступления пролактина в первые дни в дальнейшем отражается на половом развитии, содержании дофамина в мозге, способности к зачатию.

В первые годы жизни продукция гормонов обеспечивает нормальный рост тела и набор веса, развитие головного мозга, укрепление мышечной и костной ткани. В период полового созревания гормональный фон определяет скорость появления вторичных половых признаков, уровень возбудимости нервной системы, способность к обучению, мышлению.

Гормоны у детей выполняют такие функции:

  • тироксин и трийодтиронин щитовидной железы отвечают за образование энергии, синтез белков, рост тела, созревание нервной системы, интеллект, синтез витамина А, обмен кальция;
  • кальцитонин щитовидной железы снижает уровень кальция при его избытке;
  • паратгормон паращитовидных желёз регулирует кальциевый обмен и плотность костной ткани;
  • инсулин поджелудочной железы обеспечивает проникновение углеводов внутрь клеток для питания тканей, отложение жира, образование белков, участвует в росте и приобретении тканями функциональных свойств;
  • гормоны надпочечников (кортизол, альдостерон) регулируют артериальное давление, водно-солевой обмен, отвечают за реакцию на стрессовые воздействия;
  • гипоталамо-гипофизарные гормоны контролируют работу всех желёз внутренней секреции, особенно важен гормон роста для нормального физического развития;
  • тестостерон, эстрогены и прогестерон половых желез формируют строение тела и вторичные признаки в соответствии с половой принадлежностью.

Часто ранние симптомы гормональных сбоев бывают стёртыми, а болезнь обнаруживают у подростков в период бурного роста организма и повышенной потребности в гормонах.

При низкой функции щитовидной железы (гипотиреозе) вес ребенка выше нормы, длительно сохраняется желтуха, нарушено пищеварение, медленно прибавляется вес. Младенец обычно заторможенный, редко плачет, у него обнаруживают большой язык, холодные и отёчные конечности, увеличенный родничок. Дети отстают в физическом и умственном развитии.

При гипертиреозе отмечается повышенная раздражительность, плаксивость, увеличенная двигательная активность, температура тела около 37,1-37,3 °C, ускоренный пульс, склонность к повышению артериального давления, приступы голода, понос, потеря веса.

При недостаточности коры надпочечников (адренолейкодистрофии):

  • снижается масса тела;
  • падает давление крови, могут быть обморочные состояния, головокружение;
  • из-за низкого сахара возникают приступы дрожания рук, потливости, голода, судороги;
  • мышцы теряют тонус;
  • кожа становится бронзового цвета;
  • имеется повышенная склонность к аллергическим реакциям в виде высыпаний на коже или спазма бронхов (кашель, приступ удушья);
  • ускоряется рост миндалин, аденоидов;
  • нарушается работа головного мозга.

При гиперфункции коры у детей обнаруживают ожирение, высокое давление, задержку роста, нарушение полового развития, растяжки на коже. У девочек возможно при рождении обнаружить мужские половые признаки (увеличенный клитор, недоразвитие матки и влагалища).

Сахарный диабет у детей возникает из-за аутоиммунного разрушения клеток, продуцирующих инсулин. Проявляется повышенной жаждой, исхуданием, обильным выделением мочи, приступами голода. Второй тип болезни обычно обнаруживают у подростков или детей младшего школьного возраста совместно с ожирением.

При недостаточной функции яичек мальчики рождаются с женоподобными половыми органонами. Если это нарушение возникает в подростковом периоде, то тормозится появление вторичных признаков:

  • отсутствуют волосы на лице, в паховой области;
  • не увеличивается половой член и мошонка;
  • голос остается высоким.

При избыточной секреции тестостерона эти симптомы обнаруживают у ребенка до 8-11-ти лет. У девочек недостаток половых гормонов проявляется ближе к 12-ти годам. При повышенном образовании эстрогенов и прогестерона появление таких признаков происходит ранее 10-ти лет.

При нарушении выработки гормонов в гипофизе наиболее частой патологией является несахарный диабет, который связан с дефицитом вазопрессина. Этот гормон отвечает за обратное всасывание жидкости в канальцах почек. При нарушении у ребенка появляется сильная жажда, обильное выделение мочи, происходит сильное обезвоживание организма. При дефиците соматотропина развивается гипофизарный нанизм (карликовость), а при избытке – гигантизм.

Из-за высокой опасности для дальнейшего развития младенца на 4-ый день после рождения у него берут кровь для выявления ряда болезней. Гормональными патологиями из них является врожденный гипотиреоз (недостаточная функция щитовидной железы) и адреногенитальный синдром (гиперплазия коры надпочечников), при котором нарушается функция половой системы и водно-солевой обмен.

Все остальные исследования крови назначают либо при высокой наследственной предрасположенности (у родителей есть эндокринные болезни), либо при появлении типичной симптоматики. К наиболее распространённым обследованиям в детском возрасте относится:

  • инсулин и С-пептид для исключения сахарного диабета 1 типа;
  • кортизол крови и кетостероиды мочи для определения функции надпочечников;
  • лютеинизирующий, фолликулостимулирующий гормоны, тестостерон, эстрогены при признаках половой дисфункции;
  • тиреотропный гормон и тироксин свободный для выявления болезней щитовидной железы;
  • анализ соматотропина назначают детям с отклонениями роста тела от возрастной нормы.

Подготовка к анализу:

  • в большинстве случаев анализ проводится утром до 10-ти часов;
  • в день обследования можно пить только чистую воду, ужин накануне должен быть лёгким;
  • у младенцев сдают кровь непосредственно перед очередным кормлением;
  • детям особенно младшего возраста важно обеспечить спокойное состояние, рекомендуется отвлечь ребенка просмотром мультфильма или игрушкой;
  • за неделю с врачом нужно обсудить возможность применения медикаментов, которые могут влиять на показатели обследования.

Данные о содержании гормонов в крови анализирует исключительно специалист – эндокринолог. Результаты в лабораториях могут отличаться. Для примера, нормой для ребенка 3-6-ти лет будут значения концентрации гормонов, указанные в таблице.

Наименование показателя Норма девочки Норма мальчики
Гормон роста мМЕ/л 0,3-5,7 0,2-6,5
Фолликулостимулирующий мМЕ/л 0,6-6,1 до 1,45
Лютеинизирующий мМЕ/л до 0,27 до 0,92
Пролактин мМЕ/л 74-405 109-555
Тиреотропин мМЕ/л 0,4-5 0,4-5
Тироксин нмоль/л 68-139 68-139
Кортизол нмоль/л 28-726 28-726
Эстрадиол пмоль/л до 98 до 83
Прогестерон нмоль/л до 4,1 до 4,1
Тестостерон нмоль/л 0-1,22 0-1,51
Инсулин мкЕд/мл до 29,1 до 29,1

Высокое содержание гормонов в крови бывает при таких заболеваниях:

  • гигантизм,
  • аденома гипофиза,
  • опухоль эндокринных органов,
  • диффузный токсический зоб,
  • гиперплазия коркового слоя надпочечника,
  • инсулинома поджелудочной железы,
  • заболевания гипоталамуса,
  • врождённые хромосомные нарушения.

Уменьшение гормональной активности чаще всего происходит при аутоиммунных или инфекционных воспалительных процессах: тиреоидите, панкреатите, туберкулёзе, сифилисе. К недостаточности гипофизарно-гипоталамической области может привести кровоизлияние в головной мозг из-за разрыва врождённой аневризмы, сосудистой мальформации.

Врожденная аневризма головного мозга

Ряд доброкачественных и злокачественных новообразований приводит к разрушению функционирующей ткани, вследствие этого продукция гормонов снижается. Гормональная недостаточность нередко является результатом длительного применения препаратов для лечения эндокринных патологий или болезней внутренних органов.

Читайте подробнее в нашей статье о гормонах у детей.

Как влияют гормоны на ребенка

Собственные гормоны начинают появляться в крови плода уже к 10-ой неделе внутриутробного развития, а к моменту рождения их уровень даже выше, чем у взрослого человека. В период родов происходит их резкое уменьшение, но все недостающие гормоны младенец получает с материнским молоком. Это является ещё одним преимуществом грудного вскармливания.

Отсутствие поступления пролактина в первые дни жизни в дальнейшем отражается на половом развитии, содержании дофамина в головном мозге, способности к зачатию.

В первые годы жизни продукция гормонов обеспечивает нормальный рост тела и набор веса, развитие головного мозга, укрепление мышечной и костной ткани. В период полового созревания гормональный фон определяет скорость появления вторичных половых признаков, уровень возбудимости нервной системы, способность к обучению, мышлению.

Гормоны у детей выполняют такие функции:

  • тироксин и трийодтиронин щитовидной железы отвечают за образование энергии, синтез белков, рост тела, созревание нервной системы, интеллект, синтез витамина А, обмен кальция;
  • кальцитонин щитовидной железы максимально активен в первый год жизни, снижает уровень кальция при его избытке;
  • паратгормон паращитовидных желёз регулирует кальциевый обмен (повышает содержание) и плотность костной ткани;
  • инсулин поджелудочной железы обеспечивает проникновение углеводов внутрь клеток для питания тканей, отложение жира, образование белков, участвует в росте и приобретении тканями функциональных свойств;
  • гормоны надпочечников (кортизол, альдостерон) регулируют артериальное давление, водно-солевой обмен, отвечают за реакцию на стрессовые воздействия;
  • гипоталамо-гипофизарные гормоны контролируют работу всех желёз внутренней секреции, особенно важен гормон роста для нормального физического развития;
  • тестостерон, эстрогены и прогестерон половых желёз формируют строение тела и вторичные признаки в соответствии с половой принадлежностью.

Рекомендуем прочитать статью о щитовидной железе у детей. Из нее вы узнаете о нормах в размере и функционировании щитовидной железы, какие гормоны продуцирует у детей, симптомах проблем, увеличения, гипофункции, а также о лечении щитовидной железы.

А подробнее о недостаточности гипофиза.

Признаки гормональных сбоев

При врождённой патологии симптоматика может проявиться в первые дни жизни. Часто ранние симптомы бывают стёртыми, а болезнь обнаруживают у подростков в период бурного роста организма и повышенной потребности в образовании гормонов.

Щитовидной железы

При низкой функции (гипотиреозе) вес рёбенка выше нормы, длительно сохраняется желтуха, нарушено пищеварение, медленно прибавляется вес. Младенец обычно заторможенный, редко плачет, у него обнаруживают большой язык, холодные и отёчные конечности, увеличенный родничок. Дети отстают в физическом и умственном развитии.

Гипотиреоз способствует развитию кретинизма у ребенка

При гипертиреозе отмечается повышенная раздражительность, плаксивость, увеличенная двигательная активность, температура тела около 37,1-37,3 °C, ускоренный пульс, склонность к повышению артериального давления, приступы голода, понос, потерю веса.

Надпочечников

При недостаточности коры (адренолейкодистрофии):

  • снижается масса тела;
  • падает давление крови, могут быть обморочные состояния, головокружение;
  • из-за низкого сахара крови возникают приступы дрожания рук, потливости, сильного голода, судороги;
  • мышцы теряют тонус;
  • кожа становится бронзового цвета;
  • имеется повышенная склонность к аллергическим реакциям в виде высыпаний на коже или спазма бронхов (кашель, приступ удушья);
  • ускоряется рост миндалин, аденоидов;
  • нарушается работа головного мозга.

При гиперфункции коры у детей обнаруживают ожирение на лице и туловище, высокое давление, задержку роста, нарушение полового развития, растяжки на коже. У девочек возможно при рождении обнаружить мужские половые признаки (увеличенный клитор, недоразвитие матки и влагалища).

Поджелудочной железы

Сахарный диабет у детей возникает из-за аутоиммунного разрушения клеток, продуцирующих инсулин. Проявляется повышенной жаждой, исхуданием, обильным выделением мочи, приступами голода. Второй тип болезни обычно обнаруживают у подростков или детей младшего школьного возраста совместно с ожирением. Для его развития имеет значение наследственный фактор и злоупотребление сладостями, жирной, высококалорийной пищей, недостаток физической активности.

Половых желёз

При недостаточной функции яичек мальчики рождаются с женоподобными половыми органами. Если это нарушение возникает в подростковом периоде, то тормозится появление вторичных признаков:

  • отсутствуют волосы на лице, в паховой области;
  • не увеличивается половой член и мошонка;
  • голос остаётся высоким.

При избыточной секреции тестостерона эти симптомы обнаруживают у ребенка до 8-11-ти лет. У девочек недостаток половых гормонов проявляется ближе к 12-ти годам, когда должны начинаться первые менструации, увеличиваться в размерах молочные железы, формироваться типичное строение тела. При повышенном образовании эстрогенов и прогестерона появление таких признаков происходит ранее-ти 10 лет.

Гипофиза

Наиболее частой патологией является несахарный диабет, который связан с дефицитом вазопрессина. Этот гормон отвечает за обратное всасывание жидкости в канальцах почек. При нарушении этого процесса у ребёнка появляется сильная жажда, обильное выделение мочи, происходит сильное обезвоживание организма. Также от работы передней доли гипофиза зависит рост ребёнка.

При дефиците соматотропина развивается гипофизарный нанизм (карликовость), а при избытке – гигантизм.

Какие стоит сдавать анализы и когда

Из-за высокой опасности для дальнейшего развития младенца на 4-ый день после рождения у него берут кровь для выявления ряда болезней. Гормональными патологиями из них является врожденный гипотиреоз (недостаточная функция щитовидной железы) и адреногенитальный синдром (гиперплазия коры надпочечников), при котором нарушается функция половой системы и водно-солевой обмен.

Все остальные исследования крови назначают либо при высокой наследственной предрасположенности (у родителей есть эндокринные болезни), либо при появлении типичной симптоматики. Врач-эндокринолог или педиатр может рекомендовать исследование любого гормонального профиля. К наиболее распространённым в детском возрасте относится:

  • инсулин и С-пептид для исключения сахарного диабета 1 типа;
  • кортизол крови и кетостероиды мочи для определения функции надпочечников (гипертензия, ожирение);
  • лютеинизирующий, фолликулостимулирующий гормоны, тестостерон, эстрогены при признаках половой дисфункции;
  • тиреотропный гормон и тироксин свободный для выявления болезней щитовидной железы;
  • соматотропин для детей с отклонениями роста тела от возрастной нормы.

Забор крови на анализ

Для того, чтобы исследование крови было достоверным, необходимо соблюдать правила сдачи крови:

  • в большинстве случаев анализ проводится утром до 10-ти часов;
  • в день обследования можно пить только чистую воду, а ужин накануне должен быть лёгким;
  • у младенцев сдают кровь непосредственно перед очередным кормлением;
  • детям, особенно младшего возраста, важно обеспечить спокойное состояние, так как возбуждение, плач могут существенно нарушать результаты диагностики, поэтому рекомендуется отвлечь ребенка просмотром мультфильма или игрушкой;
  • за неделю с врачом нужно обсудить возможность применения медикаментов, которые могут влиять на показатели обследования.

Перед сдачей анализа рекомендуется отвлечь ребенка просмотром мультфильма или игрушкой

Расшифровка результатов

Данные о содержании гормонов в крови анализирует исключительно специалист – эндокринолог. Любые полученные итоги не дают основания для постановки диагноза, так как в обязательном порядке учитывается клиническая картина. Нередко ребенку нужно пройти и инструментальную или другую дополнительную диагностику.

Норма у детей

Каждый показатель гормонального обмена имеет возрастные критерии нормы. Их определяют по средним (референсным) значениям. При этом важно учесть, что разные лаборатории применяют для определения гормонов крови неодинаковые методы и реактивы, поэтому для контроля за течением болезни нужно сдавать кровь в одном и том же учреждении.

Для примера, нормой для ребенка 3-6-ти лет будут значения концентрации гормонов, указанные в таблице.

Наименование показателя Норма девочки Норма мальчики
Гормон роста мМЕ/л 0,3-5,7 0,2-6,5
Фолликулостимулирующий мМЕ/л 0,6-6,1 до 1,45
Лютеинизирующий мМЕ/л до 0,27 до 0,92
Пролактин мМЕ/л 74-405 109-555
Тиреотропин мМЕ/л 0,4-5 0,4-5
Тироксин нмоль/л 68-139 68-139
Кортизол нмоль/л 28-726 28-726
Эстрадиол пмоль/л до 98 до 83
Прогестерон нмоль/л до 4,1 до 4,1
Тестостерон нмоль/л 0-1,22 0-1,51
Инсулин мкЕд/мл до 29,1 мкЕд/мл до 29,1

Причины низкого уровня

Уменьшение гормональной активности чаще всего происходит при аутоиммунных или инфекционных воспалительных процессах: тиреоидите, панкреатите, туберкулёзе, сифилисе. К недостаточности гипофизарно-гипоталамической области может привести кровоизлияние в головной мозг из-за разрыва врожденной аневризмы, сосудистой мальформации (аномалии строения).

Ряд доброкачественных и злокачественных новообразований приводит к разрушению функционирующей ткани, вследствие этого продукция гормонов снижается. Гормональная недостаточность нередко является результатом длительного применения препаратов для лечения эндокринных патологий или болезней внутренних органов.

Рекомендуем прочитать статью о гипотиреозе у детей. Из нее вы узнаете о классификации, причинах появления гипотиреоза до года, симптомах гипотиреоза, диагностике состояния, а также о лечении и профилактике гипотиреоза.

А подробнее о гормоне роста человека.

Гормоны у детей обеспечивают рост и развитие организма. Нарушение гормонального фона проявляются патологическим обменом жиров, углеводов, белков, повышением или снижением веса, гигантизмом, карликовостью, преждевременным половым созреванием или запоздалым появлением вторичных половых признаков.

Для исследования гормонального статуса проводится скрининг новорожденных, анализы крови при подозрении на наследственные болезни или при симптоматике эндокринных заболеваний.

>Полезное видео

Смотрите на видео о влиянии питания на гормональный фон детей:

Наука объясняет…

На фоне гормонального взрыва, который у девочек бывает в 11–12 лет, а у мальчиков – в 12–13, процессы возбуждения в коре головного мозга идут очень быстро, а процессы торможения – медленно. А это значит, что подростков любая мелочь отвлекает, заводит и раздражает, а вот остановиться, затормозить им не просто. Они цепляются к словам и людям, хотя давно пора сказать: «Проехали!».

Конечно, в таком состоянии трудно сосредоточиться на уроках, сконцентрировать внимание, не отвлекаться. Да и память их подводит нередко из-за того же: когда интересно – все запоминается легко, а стало скучно – ну ничего не задерживается в голове!

Кости и мышцы в это время растут неравномерно, все движения становятся нескоординированными, неуклюжими. Как ни сядешь – все неудобно, а взрослые говорят: «Не крутись, не разваливайся на стуле». Особенно тяжело мальчикам, они вытягиваются больше девочек. Поэтому у них и хрупкость костей в этом возрасте выше. Они чаще ломают руки и ноги. И потребность растянуться на диване, просто полежать, придя домой, у них больше. А мы кричим: «Что валяешься, садись делать уроки!».

Сердце растет и… болит, временами часто бьется, кровь не доносит нужного количества кислорода в мозг. Голова хуже соображает и быстрее устает. Болит. Недостаток кислорода может довести до обморока. Особенно обморокам подвержены девочки. Они же чаще страдают повышением артериального давления. Пик такой юношеской гипертонии приходится у них на 13–14 лет. А мы, взрослые, как назло не даем им в полной мере двигаться и дышать. В школе подростки слышат: «На уроках не крутись! Нечего на перемене во двор выбегать, грязь в школу таскать!» Дома мы говорим: «Куда пошел гулять? Уроки еще не сделаны!»

Гормональные бури заставляют эмоции у подростка сменяться так часто, как стеклышки в калейдоскопе. То все ему интересно и подросток работает с радостью, а то вдруг раздражается ни с того ни с сего, готов заплакать или просто впадает в апатию. Особенно эмоционально неустойчивы девочки, у них настроение связано с установлением менструального цикла.

Игра гормонов заставляет барышень погружаться в мир женских интересов. Теперь каждую девочку больше всего волнует, как она выглядит, не слишком мала или не слишком велика у нее грудь и обращают ли на нее внимание мальчики? Все мысли о науках, кроме «науки страсти нежной», отходят на второй план. Мальчики менее заняты своей внешностью, но их «больная тема» – рост. Кто из них выше? Что можно сделать, чтобы еще подрасти?
Пищеварительная система в это время очень болезненно реагирует на длительные эмоциональные и физические нагрузки. Усталость и стрессы вызывают у подростков гастроэнтерологические заболевания не реже, чем еда всухомятку.

… и советует

Как же помочь этим внешне почти взрослым, часто агрессивным и таким ранимым детям?

Психологи и педагоги советуют:

● Не надо возбуждать лишний раз и раздражать подростков приказным тоном, старайтесь общаться на равных. Они уже не смотрят на нас снизу вверх, они воспринимают нас сейчас критически и хотят стоять рядом с нами на одной доске.

● Дайте подросткам возможность больше двигаться – в движении они должны проводить не менее трех часов в день. Им сейчас просто необходимы занятия физкультурой и спортом. Именно сейчас оттачивается гибкость, ловкость, хорошая координация, пластичность движений. От того, как пройдут подростковые годы, зависит, станут ли наши дети грациозными или корявость в движении останется у них на всю жизнь. Поймите, что подросткам их тело сейчас неудобно, не смейтесь над их неуклюжестью, не ругайте, когда они крутятся во время занятий и все время норовят прилечь на диван.

● Сейчас они должны потреблять кальция с пищей больше, чем взрослые, особенно мальчики, им нужны белки, фосфор, витамин D…

● Физиологическая нагрузка на организм у подростка выше, чем у младшего школьника! А спит он гораздо меньше, считая себя уже взрослым. Спать подросток должен минимум 9 часов! И хорошо бы еще час прихватывать днем.

● Гулять надо каждый день обязательно. Организму просто необходим кислород! И учить уроки надо в проветренном помещении.

● Побольше уделяйте вашему трудному чаду внимания, не ограничивайтесь в общении только вопросами: «Ты поел? А какие отметки в школе?» Подростки только делают вид, что мы им уже не нужны. На самом деле наше внимание, наша дружба, наше мнение, высказанное доброжелательно и тактично, им очень важны. В своем кругу они нас цитируют!

Мы все хотим, чтобы наши дети усвоили в юности как можно больше знаний. Хотим, чтобы они ответственно и хорошо учились. Но нагрузка у них в школе такова, что выучить все, что задают, невозможно. Московский педагогический государственный университет провел исследование и выяснил: чтобы в 7-м классе ученик ежедневно выполнял все, что задают ему по всем предметам, ему надо каждый день в среднем усваивать информацию, изложенную на 26 страницах учебника, и, заметьте, не только усваивать, но и быть готовым на следующий день ее воспроизвести.

Эксперимент с добровольцами-отличниками, детьми интеллектуально хорошо развитыми, показал, что выполнить такой объем заданий можно, только если, придя из школы, сразу сесть за уроки и делать их до часу ночи.

Неразумная школьная нагрузка вынуждает ребенка относиться к урокам избирательно: какие-то сделать, какие-то пропустить, какие-то просмотреть вскользь…

Все науки не изучишь. А нам ведь надо своих детей вырастить не только умными, но и здоровыми, и счастливыми. Очень бы хотелось!

Почему подростку так нелегко с самим собой?

  • начало функционирования половых желез, появление вторичных половых признаков;
  • у девочек половое созревание начинается на два года раньше и длится 3-4 года, у мальчиков 4-5 лет;
  • период роста сексуальности и гиперсексуальности у мальчиков;
  • гормональная перестройка: у девочек рост количества эстрогенов, у мальчиков — тестостерона. У представителей обоих полов наблюдается рост уровня надпочечниковых андрогенов, вызывающий развитие вторичных половых признаков;
  • новая «химическая среда» организма вызывает резкие перепады настроения (эмоциональные качели);
  • высокие темпы роста, сравнимые только с фетальным (внутриутробным) периодом и возрастом от 0 до2-х лет;
  • рост скелета идет быстрее, чем развитие мышечной ткани, отсюда нескладность, непропорциональность, угловатость фигуры;
  • у девочек увеличивается масса жировой ткани на 10-20%, что субъективно переживается очень тяжело;
  • у мальчиков увеличивается количество мышечной ткани: число мышечных клеток у мальчиков превышает соответствующее число у девочек в 4 раза;
  • увеличение объема легких и глубины дыхания с целью обеспечения растущего организма кислородом;
  • увеличение объема сердца в 2 раза за пубертатный период;
  • значительные колебания артериального давления, нередко в сторону повышения, частые головные боли, вегетососудистая дистония.
  • гиперфункция гипотоламо-гипофизарной и эндокринной системы.
  • нестабильность эмоций.
  • поллюции у мальчиков и месячные у девочек подчас вызывают реакцию физиологического отторжения собственного тела;
  • темпы развития сальных желез (прыщи на лице, повышенная потливость, сальные волосы);

Каковы психологические особенности подросткового возраста?

  1. Подросток — уже не ребенок, но еще и не взрослый. Эта промежуточная позиция доставляет массу неприятностей. Иногда дверь в мир взрослых захлопывается перед носом самими же значимыми взрослыми, с мотивировкой «ты еще слишком мал», «нос не дорос». Они, чаще всего родители, оказываются не готовыми к новому статусу ребенка в семье и социуме.
  2. Внутренний кризис самооценки подростка возникает в связи с расширением и ростом возможностей и сохранением детско-школьного статуса.
  3. Кризис 13 лет очень часто сравнивают с кризисом 3-х лет, только направлен он не на освоение пространства и предметные действия, а на освоение социального пространства, пространства человеческих взаимоотношений.
  4. В психологической литературе этот этап называют этапом «второй перерезки пуповины». Ребенок отделяется от родителей и уходит в свой мир — мир сверстников.
  5. Противоречие подросткового возраста заключается в том, что ребенок стремится получить статус взрослых и взрослые возможности, но в сочетании с избеганием взрослой ответственности.
  6. Подросток зачастую отказывается принимать оценки и жизненный опыт родителей, даже если понимает их правоту. Ему хочется получить свой собственный уникальный и неповторимый опыт, сделать свои ошибки и учиться именно на них.
  7. Для данного возраста характерно стремление к признанию собственных заслуг в своей значимой подростковой среде.
  8. Подросток испытывает внутренний конфликт: желанное прощание с детством и его безмятежностью и тяжесть расставания с отсутствием ответственности. Возникающие взрослые экзистенциальные и мировоззренческие вопросы создают ощущение глобальной неразрешимости. Подросток свято верит в уникальность собственных проблем и переживаний, что порождает чувство одиночества и подавленности;
  9. Борясь с собственным одиночеством, и осознавая сложность проблем, подросток начинает искать себе подобных. Так образуются молодежные тусовки и формируется подростковая субкультура в противовес миру взрослых.
  10. В молодежной среде у подростка формируется «мы-концепция». С одной стороны, это именно то, что сплачивает группу: общие цели, интересы, задачи. С другой стороны, мир вокруг распадается на «своих» и «чужих», причем взаимоотношения между этими группами порой резко антагонистичны.
  11. Формирование «Мы-концепции» у подростка является мостиком к возникновению в жизни подростка референтной группы или групп. (Группа, ценности которой подросток принимает и разделяет, мнение которой является для него значимым, называется референтной группой)
  12. Учебная деятельность и школа перестает быть главной и самой важной задачей. Ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение со сверстниками.
  13. В подростковом возрасте происходит снижение продуктивности умственной деятельности в связи с тем, что конкретное мышление сменяется логическим.
  14. Именно новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется рост критичности. Он уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований.
  15. Рост критичности подчас ведет к полному негативизму. Чаще же всего этот негативизм распространяется только на конфликтные, стрессовые и эмоционально напряженные для подростка ситуации. Лишь у 20% подростков полностью отсутствуют кризисные проявления негативизма. (Подробнее об этой группе детей можно прочитать в разделе «жизнестойкие дети»).
  16. Для подросткового возраста характерна направленность поиска на собственную личность, самоисследование и самоанализ. Подросток пытается высказаться, пусть даже самому себе (дневники).
  17. В этот период происходит рост самосознания, как внутренне освоенный опыт социальных отношений, позволяющий глубже понять других и себя.
  18. Начало взрослости осуществляется по внешнему механизму (механизму подражания). Я буду КАК взрослый — игра — копирование внешних качеств, стиля, привычек, манеры поведения, то есть внешней атрибутики взрослости. В этом смысле особенную значимость приобретает та личность, которая будет являться этим идеалом. Хочу успокоить родителей: это почти всегда будут НЕ они, а другой значимый взрослый.
  19. Подросток стремится следовать за модой и идеалами, принятыми в молодежной субкультуре: вес, рост, гора мышц и т. д. Огромное влияние на их формирование оказывают средства массовой информации.
  20. Ребенок подражает взрослым стереотипам сексуальности по форме, а не по сути, поэтому так популярна среди девочек литература, типа «Искусство соблазнять» или «Как стать роковой женщиной». Образец для подражания связан для девочек с системой ценностей, сформировавшейся в семье. Это не обязательно «роковая красотка», это может быть и стиль «бизнес вумэн», максимально приближающийся к мужскому стереотипу. Она всегда выглядит О. К., сногсшибательна, ей нет дела до «этих глупостей».
  21. Мужским идеалом чаще всего становится супергерой проповедующий культ силы, выносливости, смелости, ценности настоящей дружбы, то есть герой современного боевика.
  22. Неверно было бы полагать, что «Я-идеальное» формируется ТОЛЬКО по внешнему механизму. Это — лишь начальная точка отсчета. Дальше следует овладение взрослыми умениями и навыками, заботой о ближних, а, самое главное, мерой своей посильной ОТВЕТСТВЕННОСТИ за происходящее в семье и вокруг, за себя и свои поступки.
  23. Если значимый взрослый расценивает подростка, как своего главного помощника, это неизбежно повышает уровень самооценки.
  24. Уровень знаний для многих подростков становится фактором жизненной успешности. Происходит специализация знаний с целью построения дальнейшей, непременно успешной» карьеры. Учеба впервые превращается не в учебу для оценки, а в учебу, как самообразование и стимул к саморазвитию, т. е. приобретает личностный смысл и личностную ценность.
  25. Если такой путь постижения новых знаний, умений и навыков поддерживается значимыми взрослыми, иногда с помощью конкурентной борьбы, то перспектива роста «Я-идеального» многократно усиливается.

Ирина Данилина, по материалам сайта Наркотики.ру.

Как ребенок превращается в юношу или девушку

Половое созревание – это очень важное и волнительное время в жизни вчерашнего ребенка. Помните, что вы чувствовали в этом возрасте? Например, я постоянно задавалась вопросами: «Все ли со мной в порядке?», «Почему это происходит с моим организмом?», «Это происходит со всеми, но они молчат? Или я особенная?»

Светлана Анатольевна ФЕКЛИСТОВА

На вопросы «Эксперта здоровья» ответила врач-эндокринолог Светлана Анатольевна ФЕКЛИСТОВА. Эта статья – подсказка для родителей, которые, наблюдая за своими детьми переходного возраста, могут понять, где норма, а где требуется обращение к специалисту. В первой части материала специалист подробно рассказала о пубертате и гормональной перестройке, результат которой – превращение ребенка в юношу или девушку.

– Светлана Анатольевна, в каком возрасте сегодня дети вступают в пубертат? В каких случаях есть повод для беспокойства?

– Для начала давайте дадим определение пубертату. Пубертатный период – возрастной промежуток, для которого характерна перестройка организма, изменения физиологического, гормонального и психологического характера. Завершается период наступлением половой зрелости и готовности организма к репродукции. Половое созревание у девочек начинается примерно в возрасте 10–11 лет, но сдвиг на 1–2 года считается вариантом нормы. Половое созревание у мальчиков начинается несколько позже, чем у девочек: примерно в 12–13 лет, иногда позже.

В некоторых случаях половое созревание может наступать раньше или позже положенного срока. Если у девочки начинается половое созревание до 8 лет, а у мальчиков до 9 лет, то это состояние называется преждевременное половое развитие. Если половое созревание не наступает у девушек позже 15–16 лет, а у юношей позже 16–17 лет, то это состояние носит название задержка полового развития. Оба состояния требуют обязательного обращения к врачу-эндокринологу, так как имеет место гормональный дисбаланс, который вовремя не инициировал пубертат. Врач оценит половое созревание ребенка или его отсутствие, назначит определенные анализы и диагностические процедуры.

– Какие исследования назначит врач?

– Как правило, эндокринолог обязательно направляет на гормональное исследование крови для определения уровня половых гормонов, гормонов надпочечников, гормонов щитовидной железы. Возможно, понадобится УЗИ эндокринных органов. Необходимые виды диагностики доктор назначит после осмотра пациента. Очень многое зависит от предполагаемого диагноза и мониторинга состояния подростка.

– Что происходит с организмом ребенка при наступлении пубертата?

– Это уникальнейший процесс, результатом которого станет превращение ребенка в юношу или девушку. Говоря простым языком, у нас в гормональной системе есть определенная иерархия, где главными являются гормональные структуры головного мозга – гипоталамус и гипофиз. Они выделяют гормоны – гонадолиберин, ЛГ, ФСГ. В организме ребенка эти гормоны секретируются в ничтожно малом количестве, а с 10–12 лет начинается их усиленная импульсная секреция, сначала в ночное время, затем и днем. Эти гормоны оказывают влияние на яичники/яички и стимулирует выработку половых гормонов – эстрогенов у девочек, тестостерона у мальчиков. Те в свою очередь начинают оказывать влияние на органы-мишени – опорно-двигательный аппарат, волосы, кожу и т. д.

От девочки к девушке

– Что происходит в организме девочки?

– В женском организме происходит множество фенотипических изменений – в определенной последовательности появляются вторичные половые признаки.

Первая стадия – телархе: рост молочных желез. Обычно начинается к 10–11 годам. Телархе возникает из-за роста уровня циркулирующих эстрогенов в крови, которые стимулируют железистую ткань молочной железы. Одновременно с телархе происходят эстрогенизация слизистой оболочки влагалища и развитие влагалища и матки. Дальнейшее развитие молочных желез происходит в течение пубертатного и подросткового периода.

Третья стадия – пубертатный скачок роста. Увеличение эстрогенов стимулирует продукцию гормона роста, который в свою очередь стимулирует увеличение соматического роста. Пубертатный скачок роста начинается в 9–10 лет и достигает максимальной скорости между 12–13 годами. Однако чрезмерный уровень эстрогенов приводит к угнетению выделения гормона роста. В дальнейшем за быстрым скачком может произойти прекращение роста. Эстрогены также способствуют закрытию зон роста трубчатых костей. Итак, пациенты с преждевременным половым развитием имеют раннее начало роста, но окончательно имеют невысокий рост вследствие преждевременного закрытия эпифизарных зон роста, если своевременно не было проведено лечение.

Четвертая стадия – менархе: появление менструаций. Средний возраст первой менструации колеблется между 12–13 годами, обычно через 2 года после развития молочных желез. Менструальный цикл у подростков обычно является нерегулярным в течение первых 6–12 месяцев после менархе. Установление регулярных овуляторных циклов происходит примерно через 2 года после начала месячных. Гипоталамус, гипофиз, яичники и матка – это компоненты репродуктивной системы женщины, которые принимают участие в установлении и регуляции менструального цикла.

После овуляции начинается вторая – лютеиновая фаза менструального цикла. Доминантный фолликул, в котором состоялась овуляция, накапливает лютеиновый пигмент и развивается в желтое тело. Желтое тело продуцирует прогестерон, способствующий секреторным изменениям эндометрия для обеспечения имплантации оплодотворенной яйцеклетки. Если оплодотворение не происходит, желтое тело дегенерирует и уровень прогестерона (и эстрогенов) снижается. При резком уменьшении уровня прогестерона и эстрогенов в эндометрии развиваются ишемия и отслойка эпителия функционального слоя – идут менструации.

Менструации завершают половое созревание. То есть организм девочки-подростка с началом месячных достиг всех гормональных изменений и пришел во взрослое состояние.

– Что происходит с весом и кожей девочки? Как регулируется процесс потоотделения?

– В пубертатном периоде при нерациональном питании и отсутствии физической активности могут быть резкие прибавки массы тела. Это связано с развитием физиологической инсулинорезистентности, когда инсулин длительный период допускает циркуляцию глюкозы в крови, что приводит к активации глюконеогенеза и накоплению жировых запасов.

Если говорить о потоотделении, то гормоны имеют активное влияние на этот процесс, так как потовые, сальные железы находятся под контролем таких гормонов, как ДГЭА-сульфат, тестостерон, ТТГ, ДГТ и 5-альфа-редуктаза. Все перечисленные гормоны оказывают стимулирующее влияние на потовые железы, которые ранее были неактивными и начинают функционировать. В результате подростки начинают усилено потеть, и пот может приобретать неприятный запах. Это временное явление, которое в здоровом организме проходит само собой, требуется более тщательно соблюдать гигиену в этот период. Как правило, потливость с неприятным запахом может быть около года, затем самостоятельно проходит. При выраженной потливости и

>Стресс и депрессия: как отличить, и что делать в таких

Основные причины дисбаланса

Подростковый гормональный дисбаланс возникает в период, когда в организме девочки зарождается детородная функция. Чаще всего организм самостоятельно справляется с этой проблемой и через определенный период баланс между гормонами восстанавливается. Но иногда требуется помощь специалиста.
Основными причинами дисбаланса у девочки подростка есть:

  • плохая экология;
  • большие стрессы;
  • заболевание щитовидной железы;
  • неправильный рацион питания;
  • генетические заболевания;
  • употребление лекарств в больших объемах;
  • заболевание половыми инфекциями.

Симптомы наличия проблемы

Гормональный дисбаланс сопровождается рядом симптомов, среди которых есть:

  • чрезмерная потливость;
  • угревая сыпь;
  • стабильная раздражительность и агрессия;
  • резкий набор в весе или же его стремительное понижение;
  • нарушение в росте.

Также очень явным симптомом является нарушения в менструальном цикле. Когда месячные начинаются очень рано до 10 лет, или же наоборот очень поздно после 15 лет, то девочку следует показать специалистам. Это говорит о возможных нарушениях в организме ребенка.
Следует обратить внимание, как они протекают. Когда сопровождаются очень сильной болью, то это также свидетельствует о наличии проблемы.

Лечение дисбаланса

Для того чтобы нормализовать гормональный дисбаланс у девочки подростка, следует обратиться к доктору. Первым делом он выяснит причину сбоя, назначит сдать необходимые анализы крови и анализы крови на гормоны.
Последний анализ поможет выяснить, какой из гормонов дал сбой.
Затем назначит необходимый курс лечения, который может включать гормональные препараты из натуральных или синтетических веществ.
В период лечения следует обратить внимание на правильный режим дня. Следует сбалансировать учебу и отдых, сильно себя напрягать не следует.
Также питаться здоровой пищей. Физические нагрузки должны быть в меру.
Ни в коем случае не курить и не употреблять алкоголь!
Все это поможет восстановить гормональный баланс у подростка. Ребенок дальше будет расти и развиваться в правильном русле.

Видео: «Гормональный Дисбаланс | akelberg»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *