Домашнее образование в России

0.00 avg. rating (0% score) — 0 votes

Предисловие от ведущей блога.

Вальдорфская система постепенно выходит в нашу жизнь – не так резко, как в нее когда-то ворвались Гленн Доман или Мария Монтессори, но тем не менее все чаще встречаются вальдорфские детские сады и школы, и интерес и к самой системе, и к тому, что она может дать детям и родителям постепенно растет. На первый взгляд, у вальдорфской системы и раннего развития нет ничего общего – раннее развитие предполагает некоторое количество спланированных и предложенных взрослым ребенку занятий. Причем, многие из них не всегда соответствуют традиционным занятиям маленьких детей. Система вальдорфского воспитания подходит к этому вопросу совсем иначе – она как можно дольше оберегает ребенка от интеллектуальной нагрузки, считая ее неестественной и зачастую избыточной. Однако, даже тем родителям, которые являются сторонниками раннего развития детей, есть чему поучится у вальдорфской системы: в первую очередь – терпению и доверию к ребенку и его природным силам, которые в естественной среде будут развиваться в том ритме, который необходим и естественнен для каждого малыша. Во вторую – уважение к ребенку и его занятиям, вовлечение ребенка во взрослый труд, когда участвуя в родительских делах, ребенок учится всему, что ему необходимо в естественной среде, внутри семьи и от тех людей, которые на самом деле – лучшие учителя для маленьких детей. В третью – трепетное и аккуратное отношение к внутреннему миру ребенка, бережное отношение к удивлению, к собственным открытиям ребенка, к его воле и любопытству. И еще много чему другому. Именно поэтому мы сегодня хотим предложить вам познакомиться с переводом небольшой статьи Сары Болдвин (Sarah Baldwin), мамы двух мальчиков и вальдорфского педагога, специализирующегося на раннем детстве, автора блога «Moon Child».

Домашнее обучение дошкольников: жизнь и есть учебный план.

Когда родители, заинтересованные в домашнем вальдорфском обучении просят меня помочь им в составлении учебного плана для их детей в возрасте от 3 до 6 лет, я отвечаю им: «Расслабьтесь! Жизнь и есть учебный план для ваших маленьких детей».

Маленькие дети научаться всему, что им необходимо знать и подготовятся к дальнейшему формальному обучению через участие в семейной жизни, домашние дела и воспитание.

Понимание, что дети нуждаются в физическом, умственном и духовном росте, позволит вам, через обычные ежедневные дела обеспечить их всем, что им необходимо на протяжении этих ранних лет жизни.

Домашний труд как искусство

Мамы, обучающие своих детей дома, знают, как порой сложно сделать так, чтобы и посуда была помыта, и белье выстирано, и еда приготовлена, и дома был порядок. Разумеется, эти обязанности должны быть выполнены в добавок к домашнему обучению, которое может восприниматься как избыточное и создающее суету.
Дети любят имитировать работу, которую выполняют взрослые вокруг них. Через сознавание потребности в имитации, которую испытывают маленькие дети, мы можем включить их в наши ежедневные дела.

Позвольте вашему дошкольнику помогать готовить еду, мыть посуду, развешивать белье, мыть полы и пр. Многие родители не понимают, как хорошо могут маленькие дети делать реальную работу с реальными целями.

Обеспечьте их настоящей, но подходящего детского размера посудой и хозяйственными принадлежностями, и они смогут помогать по-настоящему, а не только претендовать на помощь.

Готовьте натуральную, цельную и здоровую еду. Делая это, у вас есть шанс научить детей правильному питанию и показать им откуда берется еда.

В процессе такой деятельности дети не только обучаются навыкам практической жизни, но и через помощь приобретают уважение к себе. И конечно, дела, вроде нарезки овощей, развивают мелкую моторику, а большие работы, вроде подметания пола – крупную моторику.

Дети изучают математику, выполняя практические измерения и подсчитывая ингредиенты. И знакомятся с научными идеями, такими, как к примеру, изменения веществ и химией через выпечку.

Игра воображения

Вы, конечно, слышали выражение, что «игра это и есть работа для маленьких детей». В вальдорфской системе верят, что активные игры с использованием воображения в раннем детстве помогают в развитии творческого мышления в более поздней жизни.

В вальдорфском детском саду ежедневно много времени уделяется свободной игре детей, которая считается «сердцем утра».

Исследования показали, что те дети, которые в дошкольном возрасте активно и много играли (игры в дом, игры с переодеваниями, ролевые игры), в дальнейшем, когда приходит время для начала школьного обучения, демонстрируют лучшие результаты как в академической, так и в социальной сферах, в сравнении с теми детьми, которые посещали такие детские сады, где больше внимания уделялось чтению и математике.
Натуральные игрушки безгранично воодушевляют детей на разнообразные фантазийные игры. Например, корзина ракушек или деревянные кругляшки могут стать деньгами, посудой, едой, и т.д.

Музыка

Пение не только доставляет много радости и делает наши дни светлее и ярче, оно также помогает расширять словарный запас и совершенствовать речь.
Пение на протяжении всего дня – прекрасный способ облегчить переходы от дела к делу, а также скрасить время работы.
Для пения во время приготовления пищи, уборки и т.п. я очень рекомендую прекрасную коллекцию песен This is the Way We Wash a Day составленную Mary Thienes Schunemann.

Движения

Photo by Phil Romans

Важность движений для маленьких детей не может быть переоценена. Исследования мозга доказали, что существует прямая связь между развитием моторики – и крупной, и мелкой – и умственным развитием малышей.

Ежедневно выделяйте достаточно времени для активных игр на свежем воздухе. Такие занятия как прыжки, карабканье, раскачивание, катание с горки, лазанье по деревьям и строительство снежных крепостей выглядят как игра, но важно знать, что эти занятия на самом деле укрепляют и развивают мозг вашего ребенка и подготавливают его к обучению на протяжении всей его жизни.

Мир вокруг

Photo by nicoleta gramada

Наблюдения за природой во время прогулок на протяжении всех сезонов помогут вам обеспечить «учебный план» в области научных знаний. При этом нет нужды давать ребенку научные разъяснения природных процессов, которые абстрактны и с трудом понятны вашему малышу.

Поощряйте чувство прекрасного в вашем малыше, его благоговение и почтение к природе. Позвольте ему удивляться тем изменениям, которые он увидит в природе на протяжении всех времен года.

Собирайте найденные на прогулке дары окружающего вас мира и дома создавайте из них выставки на «столике природы».

Это ощущение чуда будет развивать в ребенке любопытство и интерес к миру природы, а также будет поощрять малыша, по мере того, как он будет становиться старше, узнавать больше.

Игры

Игры это развлечение, но как же много может быть изучено и получено ребенком через игры!

Классические физические игры, вроде прыжков через скакалку не только помогают развивать тело и мозг, но и через осознание ритмичности скакалки, ребенок также развивает память и свои речевые навыки.

Традиционные игры в кругу, такие как “Ring Around the Rosey,” или “Duck Duck Goose” помогают детям с развитием социальных навыков, например с пониманием идеи очередности.

Существует масса совместных настольных игр, помогающих детям развивать логику, речь, последовательности и т.п.

Конкурентные игры, где есть победители и проигравшие, очень сложны для детей младше 5 лет, т.к. часто заканчиваются либо слезами, либо попытками обмана, т.к. малыши на самом деле очень сильно хотят выиграть. С другой стороны, есть игры направленные на кооперацию, игры, позволяющие каждому участнику внести свой вклад в достижение общей цели.

Творческие занятия

Рисование карандашами и красками, ручной труд и изготовление поделок развивают тонкую моторику малышей.

Повторяясь мы напомним, что исследования нейрологов показали, что нервные окончания в пальцах напрямую соединены с мозгом, и через развитие мелкой моторики путем творческих занятий, формируются и укрепляются нейрологические связки, которые приводят к росту интеллектуального потенциала.

Живя сознательно и с целью, включая наших детей в ежедневные дела, «Жизнь» может преподать нашим детям гораздо больше уроков, чем смогут обеспечить самые престижные и насыщенные учебные предметы.

Не забудьте подписаться на обновления блога:

Домашнее обучение (хоумскулинг, от англ. homeschooling – домашнее обучение) популярно в США и Канаде, имеет там многолетнюю практику. В России домашнее обучение, хотя и закреплено законодательно, вызывает пока скепсис со стороны образовательных учреждений. И родителям приходится быть в буквальном смысле первопроходцами. Педагог-психолог и мама обучающегося дома ребенка Анна Девятка рассказывает о плюсах, минусах и нюансах домашнего обучения.

Зачем?

Мы начнем с того, что каждому родителю, который заинтересовался домашним обучением, важно четко понимать свои мотивы – какие задачи в семье хотят решить при помощи домашнего образования. Кто-то хочет дать своему ребенку лучшее образование, чем в школе, сократив часы общеобразовательных предметов, таких как музыка и рисование, и увеличив часы профильных предметов – например, физики, истории, биологии. Для кого-то из родителей остро стоит вопрос сохранения здоровья ребенка. И обучая его дома, они надеются избежать перегрузки. Кто-то с помощью семейного образования совмещает начало спортивной карьеры ребенка и обучение.

Какие виды домашнего обучения бывают

Учить ребенка дома решаются далеко не все хоумскулеры. В настоящее время можно выбрать государственную или частную школу, которая поможет вам придерживаться плана обучения по предметам.
Существуют очно-заочный вид обучения, когда ребенок один-два раза в неделю учится в школе целый день, а остальное время занимается дома. За один-два дня дети изучают новый материал и отрабатывают его с родителями дома. При этом процесс обучения четко отслеживается и родителями и преподавателями.

Также можно перевести ребенка в обычной школе на заочное образование. В этом случае порядок обучения, предоставление домашнего задания и проверка выполненного, консультации с учителями – все эти нюансы проговариваются с администрацией выбранного учебного заведения, и в разных школах могут различаться.

Очная форма обучения в семейных школах подойдет для тех родителей, которые заинтересованы в более частом посещении школы детьми. Дети ходят в школу 3-4 раза в неделю. Такие школы позволяют получать образование в маленьких классах с тщательно сбалансированной учебной нагрузкой.

Правовая сторона


Домашнее обучение регламентируется законами. Закон «Об образовании» от 10 июля 1992 г. предоставил родителям право на выбор формы обучения — учить ребенка в школе или в семье. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» это право также подтвердил.

Чем привлекательно домашнее обучение
Индивидуальным подходом. Семейное образование позволяет выстроить такой график и систему обучения, которая подходит именно вашему ребенка. Также позволяет подойти к процессу обучения креативно, через игру, что особенно важно в начальной школе.

Учиться можно из любой точки мира. Так как основные участники образовательного процесса – родители и ребенок, это позволяет учиться из любой страны и совмещать путешествия, жизнь в других странах с образованием в России.

Можно выбирать окружение ребенка. Дети на домашнем обучении сдруживаются «по интересам». И если говорить про компанию «хоумскулят», среди них престижно много знать и соревноваться между собой на тему «кто больше знает» и «кто больше интересного расскажет». Для ребенка такое окружение – дополнительная мотивация учиться. Впрочем, этот плюс легко отнести и к минусам – ведь детям можно позволить и самим выбирать окружение, а не подбирать только «хороших мальчиков и девочек».

У вас появится круг единомышленников. Когда вы приступите к домашнему обучению ребенка, то встретите таких же заинтересованных в обучении родителей, которые готовы общаться, дружить семьями и помогать друг другу.

Ребенок учится выстраивать отношения с разными людьми и уважать непохожесть людей. С преподавателями, друзьями, родителями друзей – хоумскулята лучше понимают, что все люди разные, у каждого есть своя точка зрения, они лучше ориентируются в новых правилах и общении с новыми людьми и искренне не понимают, как это – быть «как все».

Что непривлекательно в домашнем обучении

Ребенку может стать скучно и одиноко. Как бы здорово ни был организован график жизни ребенка, бывают моменты когда компания не помешает – например, когда родители заняты работой, а ребенку тоскливо в соседней комнате. Родители-хоумскулеры нас поддержат – чтобы ребенок не скучал, можно позаботиться о дополнительных встречах с друзьями, например пригласить кого-то в гости.

Опасность гаджетов. Если ребенок остается дома один, важно поставить временные ограничители на компьютеры, планшеты и телефоны. Работаем на предупреждение компьютерной зависимости.

Один дома. Важно продумать, сколько времени ребенок может оставаться дома один, и может ли помочь кто-то из родственников и присмотреть за ним.

Платность образовательных услуг. Обычно в процессе домашнего образования родители привлекают репетиторов, а их работа стоит денег. Также прикрепление к школе может быть как платным, так и бесплатным. Если вы не хотите оставлять ребенка одного, придется платить за услуги няни.


К чему нужно быть готовыми родителям

Вообще, выбирая семейное образование, родители должны четко понимать свою мотивацию. Исходя из нее, важно прописать цели на год, и на все то время, когда ребенок будет учиться в семье. Кроме целей, важно обозначить критерии контроля качества образования – будут ли это сделанные задания для школы, или оценка преподавателя, или ЕГЭ.

Родители должны уделить внимание и воспитанию самомотивации ребенка. Это важно в любом обучении, но так как в школе ребенка дополнительно контролирует учитель, а дома ребенок иногда может делать уроки сам, пока мама рядом работает на компьютере – важно, чтобы ребенок сам хотел делать уроки качественно и самостоятельно. Самомотивация и самоконтроль — то чему могут научить родители. Спешить в этом вопросе не надо, на воспитание этих качеств следует потратить не меньше полугода и дальше поддерживать эти качества.

Ответственность за результат обучения делится на несколько частей. Первая и основная часть ответственности лежит на родителях – на том, как они организуют процесс обучения, пригласят ли репетиторов по профильным предметам, объяснят ли ребенку важность занятий и хорошего образования. Одним словом, сумеют ли родители создать у ребенка внешнюю мотивацию.
Ответственность ребенка – в том, что он искренне заинтересован в обучении и старается выполнять задания в срок и по возможности самостоятельно.

Будьте готовы, что на домашнем образовании ребенок станет чаще находиться рядом с вами, так что ваш график работы, занятий спортом, встреч с друзьями будет находиться в постоянной зависимости от графика жизни ребенка. Поймите для себя — готовы ли вы к этому.

Да и сам процесс домашнего обучения требует пристального внимания родителей. Например, ребенок может усиленно делать уроки всю неделю, а в субботу окажется, что он делал только английский, причем на полгода вперед. А в субботу пришел к родителям за помощью с математикой. То есть родителям придется постоянно держать руку на пульсе, выполнять в каком-то смысле роль завуча.

Важно выбрать адекватный для ребенка и его возраста темп изучения предметов. Так вы избежите перегрузки и сохраните интерес ребенка к обучению. А если ребенок сам захочет что-то дополнительно почитать, изучить более глубоко – у него всегда есть возможность сделать это самостоятельно или попросить родителей помочь.

***

>3 вида домашнего обучения: надомное, дистанционное и семейное

Надомное обучение

Это способ организации учебного процесса для детей, которые серьёзно больны. По закону, надомное обучение не является формой получения образования.

При сохранности интеллекта ребёнок может учиться по общеобразовательным программам, но на дому или в больнице. Например, если необходимо по часам ставить инъекции или школа не приспособлена для инвалидной коляски.

Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях.

Статья 66 Федерального закона «Об образовании».

Ребёнок на надомном обучении остаётся в контингенте школы. Ему выдаются учебники, он, как все, пишет контрольные и сдаёт экзамены. При желании он может посещать некоторые уроки в школе, а если есть возможность — учиться с применением дистанционных образовательных технологий (об этом чуть позже).

Перечень заболеваний, дающих право на надомное обучение утверждён Министерством здравоохранения в 2016 году. Для перевода ребёнка на такое обучение необходимо заключение медико-социальной экспертизы и заявление родителей.

На основании медицинских документов и нормативных актов субъекта Федерации школа издаёт приказ об организации обучения на дому. Утверждается индивидуальный учебный план, расписание, определяются учителя, которые будут посещать ребёнка.

Дистанционное обучение

Это способ взаимодействия преподавателей с учениками на расстоянии. Когда ребёнок общается с учителем по видеосвязи, делает задания онлайн или просто отправляет в электронном виде какие-нибудь работы. При этом аттестации, как правило, сдаются очно.

Юридически дистанционная учёба не является формой получения образования. Дети, обучающиеся таким образом, обычно находятся на заочной форме и осваивают программу с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Статья 16 Федерального закона «Об образовании»

Порядок применения ДОТ регламентирован приказом Минобрнауки от 9 января 2014 года. В обычных школах их используют чаще всего как подспорье в обучении детей с инвалидностью, а также для проведения уроков в отдалённых населённых пунктах.

Семейное обучение

Это форма получения образования вне образовательной организации. Подразумевается осознанный добровольный уход из школы и обучение ребёнка силами семьи. При этом он так же, как все школьники, получает аттестат, поскольку обязан сдать государственную итоговую аттестацию.

В Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Статья 17 Федерального закона «Об образовании»

Причины ухода на семейное обучение разнообразны:

  • Родители и дети недовольны школой. Когда учат кое-чему и кое-как или происходят постоянные конфликты.
  • Способности ребёнка выше среднего и ему скучно на обычных уроках. Возможно и обратное, когда необходим свой темп занятий.
  • Ребёнок профессиональный спортсмен или музыкант и не успевает посещать занятия.
  • Семья часто переезжает или живёт в другой стране.

Переход на семейное обучение осуществляется так: уведомление органов местного самоуправления, подобр школы для сдачи промежуточных (итоговых) аттестаций и организация учебного процесса.

Путаница между семейным и надомным обучением возникает потому, что в обоих случаях ребёнок находится в домашней обстановке. Но надомная учёба — не форма обучения, а вынужденная мера для детей с инвалидностью. Надомнику назначаются учителя, которые получают зарплату в школе. Семейное обучение, напротив, является проявлением свободы, и оно доступно абсолютно всем. Организация учебного процесса лежит на родителях, компенсация за семейное образование предусмотрена не во всех регионах.

Семейное и дистанционное обучение путают из-за того, что родители часто подключают для детей онлайн-школы. Это действительно очень удобно, так как мамам и папам не нужно самим заниматься с ребятами. Например, в Домашней школе Фоксфорда уроки проходят в формате вебинаров, а проводят их профессиональные педагоги.

Как учиться изволите: плюсы и минусы домашнего образования

Водить ребенка в школу или доверить учебную программу приходящим педагогам? А может быть, стать учителем для собственного чада?

Давайте рассмотрим положительные и отрицательные стороны хоумскулинга (от англ. homeschooling — «обучение дома»), чтобы понять, насколько такая тактика подходит вашей семье.

Почему родители делают выбор в пользу домашнего образования

В нашей стране формат домашнего обучения становится все более популярным. «Почему?» — спросите вы. Причин этому может быть немало:

— состояние здоровья ребенка;

— недовольство качеством школьного образования;

— недоверие к образовательным структурам;

— проблемы с социализацией ребенка;

— опережение одноклассников по умственным способностям;

— интересы в другой сфере деятельности (спорт, актерство и т. д.);

— постоянные переезды.

Виды домашнего обучения

• Надомное образование — индивидуальное образование, осуществляемое школой (доступно детям с инвалидностью и тем, кто по медицинским показаниям не может посещать образовательное учреждение).

• Семейное обучение — изучение общеобразовательной программы в домашних условиях, где в роли преподавателей выступают родители.

• Дистанционное образование — процесс обучения, который полностью или частично совершается на расстоянии при помощи компьютерных технологий.

Я уверена, что мне повезло в жизни – я училась в советской школе. Последние несколько лет школы, правда, были уже в другом государстве, но на тот момент система образования еще не претерпела серьезных изменений. В мое время среднее школьное образование было обязательным для всех, никаких домашних обучений и в помине не было.

Начиная с пятого класса, мы сдавали переходящие экзамены, учили билеты, кто-то писал шпаргалки, но было здорово, кто бы там, что не говорил о советском периоде. Прошу заметить, что мы сдавали настоящие нормальные экзамены, а не тестирование, рассчитанное на умственно отсталых детей. Говорю так жестко, потому что именно так думаю.

В 11 классе, когда мы собирались сдавать выпускные экзамены, нам сообщили, что четыре экзамена будут проходить в виде тестов: алгебра, геометрия, русский язык и литература, история. А два с билетами – физика и английский язык. Так вот, к четырем экзаменам, по которым были тесты, у нас не готовился ни один человек в классе! И сдали все! Даже те, кто учился слабо, тесты сдали на 4 (по пятибалльной системе). Вот так вот.

Советское образование признавалось лучшим во всем мире, нет же, надо было перенять американскую систему тестирования. Где экзамен не сдаст только полный идиот. Потому что если ты хоть что-то в школе читал и учил, то по предложенным вариантам ответов, просто обязан сдать такой экзамен.

Кроме хорошего багажа знаний, мы выходили из школы во взрослую жизнь с нормальными представлениями о дисциплине, субординации и со способностью социализироваться в обществе.

Но в 1992 году законодательно было введено такое понятие, как «образование на дому» или «семейное образование» (хоумскулинг). И родители встали перед выбором: отдавать ребенка в массовую школу или оставить получать образование дома?

Разговоров и споров по поводу домашнего образования ведется очень много, начиная с того самого 1992 года. И родители, и учителя так и не пришли к единому мнению в этом вопросе. Давайте попробуем разобраться в преимуществах и недостатках такого образования. Но сначала пару слов о том, какие формы домашнего обучения существуют.

Формы домашнего обучения

Анскулинг – абсолютный отказ от посещения школы и вообще школьной программы. Сторонники анскулинга уверены, что вполне самостоятельно могут определить как, сколько и чему учить своего ребенка. Уверены в том, что общепринятое среднее образование никому не нужно, а также государственное тестирование и прочие экзамены. Самое печальное последствие анскулинга, что к 16 годам ребенок уже никак не сможет наверстать упущенное и изучить необходимый минимум знаний, требующийся для поступления в ВУЗ, а значит, не сможет приобрести никакую профессию. К моей огромной радости, анскулинг в России категорически запрещен.

Домашнее обучение – персональные занятия со школьными преподавателями на дому, написание контрольных, сдача экзаменов и пр. Оформляется при отсутствии возможности ребенку самостоятельно посещать школу, основанием служит заключение врача о наличии медицинских противопоказаний.

Частичное домашнее обучение – посещение школы на несколько занятий в день или в неделю. Часть инклюзивного образования для детей с особыми потребностями. Также можно оформить только по заключению медицинских работников.

Экстернат – автономное обучение на дому со сдачей экзаменов и контрольных, без посещения школы. Можно оформить у руководства школы, исключительно по договоренности с администрацией учебного заведения. Надо сказать, что не многие школы на это соглашаются.

Дистанционное образование – обучение через интернет, общение с преподавателями по скайпу или на форуме, выполнение домашних заданий, контрольных и экзаменов в режиме онлайн. Также согласовывается и оформляется у администрации учебного заведения.

Плюсы домашнего обучения

У домашнего обучения, как и у любого другого мероприятия, есть свои плюсы и минусы. Для начала разберемся с плюсами.

Плюсы называли родители-сторонники домашнего обучения, итак:

  • Ребенок занимается, когда хочет и как ему удобно.
  • Отсутствует давление со стороны сверстников, старшеклассников и учителей.
  • Отсутствует необходимость соблюдать ненужные (???) школьные правила.
  • Контроль развития моральных и этических норм у ребенка.
  • Ребенок может жить по естественным биологическим часам.
  • Выбор в изучении особых предметов: искусство, иностранные языки (какие хочется, а ни какие предоставлены в школе), архитектуру и пр. с детства.
  • Обучение в домашней обстановке существенно снижает риск получения школьных трав, проблем с осанкой и зрением.
  • Индивидуальный подход к обучению помогает воспитать личность.
  • Сохранение тесного контакта ребенка с родителями, исключено чужое влияние.
  • Возможность освоить школьную программу меньше, чем за 10 лет.
  • Отсутствие обязательных прививок.

Большинство плюсов достаточно спорные. Например, о снижении риска проблем с осанкой и зрением. Можно подумать, что в домашней обстановке ребенок не может их испортить. Или что касается чужого влияния. Дети сейчас так много времени проводят в соц.сетях, что попасть под чужое влияние еще проще, чем в школе.

Кто сказал, что школьные правила ненужные? Что плохого в их соблюдении? Я лично не понимаю. У ребенка отвалятся ноги, если он будет вставать, когда входит учитель? Или на ребенка негативно повлияет участие в новогоднем утреннике? Мне кажется, эти плюсы – полная ерунда. Что касается прививок – это вообще отдельная тема, но я ей все-таки уделю пару слов.

Я сторонник другой точки зрения и уверена, что прививки важны и нужны. Аргументирую. Те, кто считают, что прививки не нужны, утверждают, что они наносят вред здоровью ребенка, а обязательная вакцинация вообще нарушает его права. Одна моя знакомая – противник прививок – сказала: «Где ты видела оспу или краснуху? Я вот своему ребенку прививки не делаю и все нормально». Отчасти да, пока все нормально. А теперь давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны – с научной.

Когда таких вот «грамотных» мамочек станет много, эпидемиологическая ситуация начнет меняться и «побежденные» болезни, такие как оспа или та же краснуха, снова вернуться. Только вакцинация населения более 70% сможет гарантировать здоровье основной массе людей, и особенно детей. Но эти мамочки об этом не знают, а точнее не хотят знать, им проще отказаться и «спасти» своего ребенка от вредной прививки, а о последствиях пусть думает кто-то другой.

Согласно заключению специалистов Всемирной организации здравоохранения, основная масса доводов тех, кто отказывается от прививания своих детей, не подтверждены научно и характеризуются как «опасное и тревожное заблуждение».

Поэтому говорить об отсутствии прививок, как об одном из плюсов домашнего обучения, считаю крайне неправильным.

Минусы домашнего обучения

Минусов, надо сказать, немало и, на мой взгляд, они существенные, судите сами:

  • Ребенок не получает опыта социализации и взаимодействия с коллективом.
  • Требуется постоянный контроль со стороны родителей за процессом обучения.
  • Отсутствие дисциплины и необходимости работать в определенный период времени «от звонка до звонка».
  • Отсутствие опыта конфликтов и выхода из них со сверстниками и старшеклассниками.
  • Родители не всегда могут правильно обучить точным предметам, системному мышлению.
  • Гиперопека родителей в конечном итоге приведет к инфантилизму или эгоизму ребенка.
  • Ребенок привыкнет к образу «не такого как все», ему будет гораздо труднее во взрослой жизни.
  • Житейская неопытность и недостаток общения в школе скажется при начале самостоятельной жизни.
  • Навязывание родителями нетрадиционных взглядов и жизненных ценностей ограничивают развитие ребенка.
  • Трудности при поступлении в ВУЗ и при обучении в нем.

Мне кажется, что вопрос домашнего обучения должен подниматься в том случае, если ребенок по состоянию здоровья действительно не может посещать школу. Либо если семья часто переезжает из города в город (уж не знаю, по какой причине), в последнем случае оптимальным будет, конечно, дистанционное образование. Либо семья проживает в небольшом поселке, а до приличной школы слишком далеко и нет возможности ежедневно возить туда ребенка.

Персональные занятия или частичное посещение школы необходимы тяжелобольному ребенку, при некоторых особенностях развития (аутизм, СДВГ) или ограниченных возможностях, усыновленному ребенку с тяжелой педагогической запущенностью.

Временное домашнее обучение (на один учебный год) – на период восстановления и реабилитации после перенесенных тяжелых травм, серьезных заболеваний и т.д. В отдельных случаях на экстернат имеет смысл перевести одаренного ребенка с аутичными чертами личности. Индивидуальное обучение точно не подойдет общительному и активному ребенку, а также ленивому и неспособному к самодисциплине.

Необходимость домашнего обучения должна обуславливаться несколькими факторами – образом жизни родителей и особенностями развития (здоровья) ребенка. Если, например, семья проживает в городе, а мама с папой ходят ежедневно на работу, то какой смысл переводить ребенка на такую форму обучения? Нанимать педагогов по всем предметам – вопрос: зачем тогда маме работать, если все деньги будут уходить на оплату таких услуг? Для самостоятельной формы обучения все равно нужен кто-то взрослый, кто будет проводить по несколько часов с ребенком, заниматься с ним, контролировать ход выполнения самостоятельных заданий. Сомневаюсь, что этим будут в состоянии заниматься родители, отработавшие весь день в офисе.

На домашнее обучение, на мой взгляд, можно перевести ребенка, который подает серьезные надежды в спорте, например. То есть ребенок будет заниматься спортом и параллельно получать среднее образование, больше тратить времени на тренировки и подготовку к соревнованиям. Отлично, если в такой семье мама не работает, и может тратить свое время на развитие своего ребенка в полной мере.

Подведем итог

Убеждена, что домашнее обучение подходит не всем детям и родителям. Неоднократно посещала форумы и читала аргументы сторонников такого образования. То, что пишут эти взрослые мамы и папы, у меня лично в голове не укладывается. Приведу несколько особо ярких примеров: «Хочу спасти своего сына от перемалывающей личность школьной системы», «Как вспомню школьные экскурсии, сразу плохо становится. Кому это вообще нужно?», «Кому нужны эти таблицы умножения и Менделеева, они, что в жизни пригодились?». Читала, и плакать хотелось. Чему могут научить такие родители своего ребенка на домашнем обучении? Мне искренне жаль детей этих родителей.

А еще вспомнила слова из биографии Ломоносова: «Движимый стремлением к знаниям, он пешком приходит в Москву (1731 г.), где поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Благодаря упорству ему удается за 5 лет пройти весь 12-летний курс обучения». В голове только одна мысль: «Хорошо, что у Ломоносова не было таких родителей, как участники форумов за домашнее обучение».

Я была шокирована такими аргументами, ну не те это доводы, чтобы ребенка переводить на такую форму образования. Мне кажется, разумные взрослые люди в принципе не могут оперировать такими «доводами». А ведь родители, переведшие своего ребенка на домашнее обучение должны быть мудрыми, образованными и ответственными, умеющими правильно организовать не только свое время, но и время, и обучение своего ребенка. А много ли среди нас таких, а среди таких вот сторонников?

И еще. Школа дает не только знания, школа воспитывает, приобщает детей к культуре, дисциплинирует, приучает к регулярным усилиям по самоорганизации. Вы уверены, что прочитав дома гору книг, ваш ребенок научиться тому же, чему его ровесники в школе? А также задумайтесь, как ваш ребенок будет проходить социализацию, сидя на диване с пряником в одной руке и хорошо, если с книгой в другой, а может и с планшетом, или смартфоном. Хорошее, качественное домашнее образование — это большой труд и большая ответственность родителей. Если вы можете это сделать – дерзайте! Если нет – не мучайте собственного ребенка, и не усложняйте ему и без того не простую жизнь.

Елена Белоконова

Оцените автора —

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *