Девочка с коляской

Почему мой сын играет в куклы

Понаблюдайте за игрой мальчика, обращайте внимание на детали.

Ухаживает за пупсом: переодевает, убаюкивает, кормит.

  • У вас есть маленький ребенок? Возможно сын копирует поведение отца. Мальчик наблюдательный и смотрит, как папа должен ухаживать за детьми. Образ родителя для него авторитет. Такие сыновья вырастают примерными семьянинами.
  • Маленький мальчик до 4-х лет, может представлять, что пупс — это он сам. Причин для беспокойства нет. Даже если малыш одевает его, вытирает рот, чистит зубы, всячески ухаживает. Это ассоциации и ребенок воспитывает сам себя, через куклу.

Рассматривает куклы

Все в порядке. Просто появился интерес: как устроен человек, в чем отличие мужчины и женщины, одного человека от другого. Чтобы ребенок не зацикливался на этой теме, объясните сами как все устроено. Ответив на вопросы сына, любопытство к куклам пропадет.

Одевает, раздевает, придумывает одежду

Может быть, так себя вели кутюрье в детстве? Маленьким модным дизайнерам интересно, как меняется человек в зависимости от образа. Придумывая новые наряды, он проявляет творческие способности. В будущем у него будет развит вкус и стиль.

Во время игры общается с куклами, придумывает роли

  • В диалогах «пластиковых копий» кроются ответы на насущные вопросы. Прислушайтесь к словам малыша. Если что-то беспокоит, но он не в силах высказаться или исправить ситуацию, то он пытается сделать это в игре. Это некий способ психологической защиты и успокоения. Здесь реализуются мечты: кукла-мама играет со своим малышом, не ссорится с куклой-папой, они вместе гуляют.
  • Некоторые куклы просто необходимы для игры, даже мальчику. Пилоты, врачи, солдаты, строители — часть игровой реальности. Если подходящих «моделей» не оказалось дома, то детей выручает богатое воображение. Барби сестры или соседской девчонки превращается в настоящего гонщика, спасателя, охотника за сокровищами.

Мальчик активно играет куклами

  • Психо-физическая слабость. Чадо не чувствует себя частью мужской компании, возможно его обижают мальчики, дразнят. Сын может уйти в компанию к девочкам. Подсознательно, он ищет защиту у того, кто напоминает маму, хоть в образе куклы.
  • Игра в фей и принцесс становится обычным делом, когда круг общения состоит из девочек. Ребенок замечает: большинство детей с которыми он общается, интересуются куклами. Они восхищаются ими, соревнуются у кого лучше, веселятся. Постепенно это захватывает воображение мальчика.
  • Дефицит общения. Ребенок может испытывать одиночество в любом возрасте. У него есть мысли, переживания, идеи, которыми хочется поделиться. Если слушателей нет — их заменяют куклы. Они больше похожи на людей, чем другие игрушки.
  • Мальчик боится мужчин. Встречается при домашнем насилии, грубом обращении с матерью и остальными женщинам в семье. Психологически чадо ограждается от агрессора и напоминаний о нем, даже в виде мальчиковых игрушек. Они ассоциируются с мужской жестокостью.

Рекомендации:

  • Больше времени проводите с ребенком, особенно важны игры с папой, его участие в воспитании;
  • оградите чадо от взрослых проблем. Разногласия, споры, агрессия не для детских глаз;
  • не стесняйтесь обнимать сыночка, говорить о любви, хвалить;
  • если у вас растет будущий дизайнер — подарите деревянную куклу-манекен или смастерите ее вместе. Ребенку будет легче сосредоточиться на одежде, а не зацикливаться на «модели»;
  • помогите найти хороших друзей мальчишек. Они могут далеко жить и редко видится (раз в неделю), но это лучше, чем ничего;
  • разнообразьте коллекцию игрушек куклами, но правильными, например разных профессий;
  • не покупайте куклы выражающие эмоции: смех, слезы, крик. Детская фантазия должна работать. Если выбора нет, подойдут лица с позитивными эмоциями;
  • узнайте какую сын хочет игрушку. Девчачьи игры могут интересовать, потому что куклы сестры новые, а у него игрушки старые и надоели. Вдруг, чадо мечтает о динозаврах, ферме или стройке.

Настоящие поводы для беспокойства

Тревоги оправданы, если сын говорит о себе в женском роде, представляется женским именем, рисует себя в виде девочки. Бывают случаи, когда виноваты гормоны. Их неправильная работа приводит к ощущению, что «попал» не в то тело, будто природа ошиблась с полом. В таких случаях, эффективна гормональная терапия. На ее этапах понадобиться поддержка психологов.

Почему мальчик выбирает кукол

Помимо элементарного любопытства, есть еще несколько причин, которые могут вызывать интерес к кукольным играм:

  • Отсутствие маминого внимания. Если малышу не хватает женского внимания, то неосознанно он будет искать его в сюжетах игр, используя кукол как прототип мамы или бабушки.
  • Протест против «мужского воспитания». Если в семье приняты жесткие методы воспитания, мальчика стыдят за слезы, постоянно напоминают, что он мужчина и должен быть сильным, подавляют истинные интересы ребенка, заменив их на традиционные «мужские» инструменты. Совершенно не назло, а интуитивно ребенок будет выбирать девчачьи игрушки, чтобы сбалансировать накал «мужественности».
  • В семье используют физическое наказание, отец груб с матерью или демонстрируются иные формы агрессии. Кроха ищет успокоения, удовлетворяет свою потребность в уюте и комфорте в кукле как в живом человеке.

  • Отсутствие мужского воспитания. Если у мальчика нет примера мужского поведения, а вокруг мама-одиночка и бабушка, то априори игрушками становятся женские предметы – кухонные принадлежности, мамины мягкие игрушки, бабушкины клубки и спицы. Если авторитет той же бабушки достаточно силен, то она может целенаправленно приучать ребенка к женскому труду в целях воспитания усидчивости и трудолюбия.
  • У всех мальчиков в возрасте до семи лет наступает период восхищения женщинами – они боготворят маму, искренне завидуют женской красоте, обращают внимание на внешность. Вероятно именно этот период сейчас у вашего мальчугана. Посмотрите на его игры с куклой – он может расчесывать их, переодевать, а также целовать и обнимать. Это также вполне естественно.
  • Если у мальчика в кругу общения больше девочек или есть сестры, то игры с куклами для него также естественны и логичны, как и игры с мальчишескими игрушками.

Чему может научить мальчика кукла

  1. Малыш отождествляет себя и любимой игрушкой. В играх он называет ее своим или очень похожим именем, наделяет своими чертами характера. Малыш неосознанно будет проигрывать ситуации, которые его тревожат – ссоры родителей, визиты в больницу, боязнь темноты. С помощью куклы ребенок старается найти выход эмоциям, а также преодолеть свои страхи.
  2. Игры в куклы шикарно развивают воображение. Любая ролевая игра – игрушка может быть водителем автобуса, пациентом на приеме у доктора, пожарным или воспитателем в детском саду – это все положительно влияет на развитие мышления и речи. Мальчик может сочинять сказки с куклой в главной роли, а это прямое развитие творческого полета мысли.
  3. Играя в дочки-матери, мальчики чаще всего бывают в роли папы. Они прекрасно учатся укачивать куклу, кормить, одевать, катать на коляске. Это отличный тренажер, особенно если в доме ожидается пополнение. Кроме того, ребенок неосознанно повторяет действия папы или увиденное на детской площадке или в гостях.
  4. Когда мальчик играет с куклой с позиции родителя, он осознает свое поведение, понимает почему он был наказан и принимает родительскую сторону.

Какой должна быть кукла для мальчика

Психологи сходятся во мнениях, что кукла мальчику необходима. Купить ее можно и совсем маленькому крохе, в этом случае предпочтение стоит отдать тряпочным игрушкам с ясными чертами лица. Пусть она улыбается, малыш будет чувствовать доброжелательный настрой игрушки.

Мальчишкам после полутора—двух лет можно купить куклу как из текстиля, так и из резины, пластика или даже дерева. Также приветствуются яркие черты лица, максимально похожие на настоящее человеческие очертания. Пусть на лице игрушки не будет ярких эмоций – грусти, смеха или удивления. Чем нейтральнее выражение лица, тем больше игр может малыш с ней выдумать.

Игрушка должна быть без гендерных признаков (грудь, половые органы), пока это лишние детали в игре.

Ошибки родителей

Чего категорически нельзя делать родителям, когда они замечают, что мальчик играет в куклы:

  • стыдить ребенка. Сравнение мальчика с девочкой только из-за проявленного интереса к игрушке достаточно сильный удар по самолюбию ребенка. Стыд провоцирует развитие комплексов, которые могут повлиять на общение с девушками в дальнейшем.
  • отбирать куклу. Если родитель испытывает раздражение из-за игрушки ребенка, отбирает или выкидывает ее, то ребенок чувствует свою вину. Не разобравшись в причинах, он начинает опасаться выбирать и другие игрушки, пытаясь угодить родителю. Из этого могут сформироваться слабоволие и боязливость, неумение принять решение.

Как можно видеть, игры в куклы у мальчиков вовсе не являются поводом для переживаний или паники.

Это один из инструментов, который помогает мальчику проиграть жизненные ситуации, примерить на себя роль папы или профессию. Помимо этого, игрушка помогает выплеснуть эмоции и развивает воображение ребенка. Купите своему сыну одну или две куклы, пусть он выберет ее сам.

Не высмеивайте и не стыдите мальчика за игру в куклы. Лучше прислушаться и присмотреться, как играет ваш сын. Нет ли в этих играх агрессии, не проигрывает ли ребенок конфликты между персонажами? И будьте спокойны, как правило, интерес мальчиков к играм с куклами теряется годам к семи в пользу более активных игр или игр, требующих большей концентрации внимания.

Перепутанные роли: стоит ли бить тревогу, если сын играет в куклы?

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 1-3 года
  • 3-7 лет
  • 7-12 лет
  • дети в семье
  • семейные отношения

Узнав пол ребенка еще до его рождения, родители покупают соответствующие этому полу игрушки, пеленки, одежду определенного цвета. Таким образом, ребенка как бы заранее, в соответствии с общепринятыми культурными нормами, готовят к осознанию того, мальчик он или девочка. Но что делать, если вопреки ожиданиям родителей сын, подрастая, тянется в песочницу, где девочки играют в куклы, а дочь стремится вместе с мальчишками поиграть в «войнушку»? Для начала необходимо разобраться в ситуации.

Во-первых, нужно учитывать возраст ребенка. Считается, что до 3 лет ребенок не осознает свой пол и не связывает выбор определенных видов игрушек с тем, мальчик он или девочка. А далее малыш идет в детский сад, родители берут его в гости, где он впервые встречается с игрушками противоположного пола. И ему становится интересна любая новая игрушка, ведь дома он таких раньше не встречал — родители их попросту не покупали. Возможно, кроху тянет к игрушкам противоположного пола, так как свои наскучили.

Во-вторых, имеет значение не столько сам факт игры с куклами для мальчиков или с машинками для девочек, сколько ее характер. Важно учитывать, насколько долго и часто это происходит, насколько ребенок увлечен игрой, каков сюжет этой игры. Может быть, взяв куклу, мальчик сделает из нее монстра, потому что солдатики по сравнению с ней очень маленькие, а девочка в машинке повезет куколку в магазин за покупками.

Таким образом, прежде чем переживать и запрещать ребенку играть с «неправильными» игрушками, нужно понять причину, по которой ваш сын проявляет интерес к куклам или дочь — к машинкам. Причины могут быть следующими:

  1. Проявление любопытства. Например, если мальчик впервые увидел коляску с пупсом, то вполне нормальным можно считать его желание покатать ее. Или, возможно, малыш воспринял коляску как любую другую «каталку» и даже не заметил, что в ней лежит кукла. То же самое с девочками — они попросту из интереса могут примерять на себя роли, присущие мальчикам, изучая себя с необычной, непривычной стороны. Если в этом случае позволить крохе поиграть и удовлетворить интерес, вскоре он пройдет сам по себе.

  2. Подражание родителям или старшим братьям и сестрам. Когда трехлетний малыш укладывает спать куклу сестренки, это может означать только то, что он проигрывает обычную ситуацию из собственной жизни. Таким образом мальчик может осваивать заботливое поведение, которое показывает по отношению к нему отец, а это станет даже полезным навыком в будущем. Девочка, в окружении которой только братья, может увлеченно бегать и забираться на деревья вместе с ними. Также машинки могут быть интересны девочкам в связи с тем, что многие мамы сами часто возят их на машине.

  3. Физическая и психологическая энергии ребенка. Все дети разные: у них различны и физические показатели силы или слабости нервной системы, и темперамент, и многое другое. Поэтому мальчик, который имеет меланхолический тип темперамента, может чувствовать себя неуютно с другими, более активными мальчишками и начинает играть с девочками, в обществе которых ощущает себя самым сильным. Или, например, энергичной девочке может наскучить играть в куклы, тогда как лазанье по деревьям вместе с мальчишками в большей мере позволит ей выплеснуть свою энергию.

  4. Проживание в процессе игры собственных трудных ситуаций. Ребенка может тянуть к куклам, так как с их помощью дети могут проигрывать затруднительные или болезненные ситуации из своей жизни, чтобы таким образом пережить их, справиться с ними, найти для себя пути их решения. Можно сказать, что игра является для детей инструментом собственной психотерапии. Наблюдая за ребенком в процессе такой игры, но не вмешиваясь, родители могут узнать о нем (или даже о себе) много нового, могут понять, что его тревожит или как он относится к чему-нибудь важному. Например, если мальчик с помощью кукол проигрывает семейные ссоры, важно задаться вопросом: не наши ли сценарии поведения сын воплощает в игре? Возможно, стоит обратить внимание на супружеские отношения или, по крайней мере, перестать ругаться при ребенке.

  5. Рождение ребенка одного пола вопреки родительской мечте о малыше другого пола. Бывают ситуации, когда родители (или один из них) мечтают о дочери, а рождается сын, или наоборот. В этом случае родитель зачастую может не принимать реальный пол своего чада. Чаще всего это происходит неосознанно. Крайним проявлением этого неприятия может стать одевание мальчика в женскую одежду или, наоборот, девочки — в мужскую, а также прямое высказывание своего желания иметь ребенка противоположного пола. Такое поведение действительно может очень сильно травмировать ребенка и стать причиной внутреннего конфликта, неприятия себя и своего пола и, как следствие, низкой самооценки, неуверенности в себе, депрессивных, невротических состояний в будущем. И даже если у родителей нет такой ярко выраженной неприязни к полу ребенка, их изначальное желание может подсознательно влиять на выбор мужской или женской модели поведения малыша, в частности и на выбор игрушек. В связи с этим очень важно реально оценить, насколько вы как родитель принимаете пол собственного ребенка, не тоскуете ли от того, что хотели «другого» ребенка и не стараетесь ли «подогнать» его поведение под свое желание.

  6. Отклонения от нормы. Это происходит чрезвычайно редко и не стоит делать вывод о «ненормальности» ребенка по одному факту использования игрушек противоположного пола, здесь всегда важна оценка общей картины. При этом лучше всего, если эту оценку проводят специалисты. Стоит обратиться к психологу, если ребенок очень длительное время проявляет интерес к «чужим» игрушкам, если он начинает ассоциировать себя с представителями противоположного пола или называет себя именами другого пола.

На что стоит обратить внимание

Немаловажный вопрос состоит в том, чего именно боятся родители, если их ребенок ведет себя нестандартным для его пола образом? Можно предположить, что так проявляется страх выбора ребенком нетрадиционной сексуальной ориентации или его желания сменить пол в будущем. Однако нельзя судить о будущей ориентации ребенка исключительно по одному признаку — игре, характерной для противоположного пола. Тем более эта игра не может стать причиной такого выбора. А вот реакция родителей на поведение дочери или сына вполне может повлиять на самоопределение будущих женщины или мужчины.

Поэтому если вы заметили, что раздражаетесь, когда ребенок берется за игрушки, характерные для противоположного пола, если стремитесь как можно скорее отнять такую игрушку, запретить или даже наказать ребенка за это, то сначала стоит обратить внимание на ваше собственное отношение к вопросам пола. Важно понять, что именно вас в этом задевает, ведь ваши личные ограничения могут сильно влиять на жизнь ребенка сейчас и в будущем. Выявить их и помочь справиться с ними может психолог на личной консультации.

Что делать родителям

Начнем с того, что главное, чего не стоит делать родителям в этой ситуации, — запрещать играть в определенные игрушки, реагировать чересчур эмоционально, ругать и тем более наказывать за такое проявление интереса. Эффект от таких реакций может быть совсем обратным желаемому, и, в лучшем случае, интерес к игрушкам противоположного пола может закрепиться по принципу «запретный плод сладок».

Лучше всего показывать своему чаду мужественное и женственное поведение на собственном примере. Конечно, вы можете подчеркивать женские качества своей дочери: например, наряжать ее в платья, юбки и банты, покупать множество кукол и показывать мультфильмы про принцесс. Но все эти приемы вряд ли сработают, если сама мама считает излишним использовать косметику, следить за собой и носит исключительно брюки. То же самое можно сказать и о мужском поведении: мальчикам необходимо видеть образец мужественности, желательно в собственном отце. Имея такой ориентир, мальчик будет выбирать «мужские» игрушки, и даже если интерес к куклам однажды возникнет, он быстро пройдет сам собой.

Если же вы все-таки видите, что игра вашего ребенка действительно имеет характерные черты моделей поведения другого пола, и это не просто любопытство или подражание, то необходимо разбираться с одной из вышеперечисленных причин. Возможно, вашей чересчур энергичной девочке не хватает нежности и ласки, а меланхоличному мальчику необходима поддержка и понимание, чтобы поверить в себя. В любом случае, ваша чуткость к состоянию ребенка и безусловная любовь помогут ему справиться с трудностями.

Каждый родитель хочет, чтобы детство ребенка было радостным, а будущее — счастливым. Это возможно, если человек будет оставаться собой, сохранит свое детское творческое начало, но при этом научится соответствовать правилам того общества, в котором он живет. Поэтому важно позволять ребенку проявлять себя естественным для него образом, давать возможности испытывать радость от игры и непосредственного общения, принимать и любить его таким, какой он есть, но при этом обучать его социальным и моральным нормам.

То же касается и вопросов пола. В каждом из нас есть и женские, и мужские черты, хотя, конечно, какие-то из них преобладают. Важно принимать в ребенке (да и в себе тоже) и те, и другие, видеть его уникальность и стремиться к тому, чтобы он стал, прежде всего, гармоничной личностью.

Психолог портала «Я — Родитель»
Анастасия Вялых

Данный тест позволит получить представление о преобладающем типе темперамента вашего ребенка. Ведь разница в темпераментах между родителями и детьми может привести к глубоким конфликтам, если вовремя не осознать, в чем проблема. Пройти тест

Гендерные роли

Если малышу два-четыре года, то нет ничего страшного в том, что он играет с куклой. Более того, психологи утверждают, что это идет только на пользу! Это помогает детям, в том числе и мальчикам, социализироваться: проигрывая разные житейские ситуации, малыши учатся взаимодействовать с людьми, строить отношения, общаться. То есть таким образом они готовятся к будущей жизни.

Любопытно, что мальчики играют с куклой совсем не так, как девочки. Будущие женщины, движимые заложенным в них материнским инстинктом, представляют куклу своим ребенком, а сами выступают в роли мамы. А для мальчика пупс — это он сам! Вот такое разделение по половому признаку.

Кстати, вам стоит присмотреться к игре малышей. Но вовсе не для того, чтобы убедиться в правильной ориентации сына. А чтобы оценить собственные методы воспитания. Ведь дети копируют поведение взрослых, прежде всего, своих родителей, а также бабушек-дедушек, няней-воспитателей. Понаблюдайте, как ребенок обращается с куклой: баюкает ее, кормит, целует или ругается, бьет? Если малыш проявляет агрессию, жестокость по отношению к игрушке (то есть к беззащитному созданию) — это повод задуматься.

Странная тяга?

Довольно быстро, за год-два, мальчики теряют интерес к куклам. Если вашему сыну уже больше пяти лет, а он все еще продолжает в них играть, даже в этом случае не стоит паниковать и торопиться навешивать на него ярлыки. Сначала попробуйте понять, почему он так себя ведет. Для этого постарайтесь абстрагироваться от роли матери и взглянуть на своего ребенка со стороны.

Желание «нянчиться» с пупсами может быть связано с разными причинами. Возможно, ваш малыш довольно замкнутый, ранимый, и ему проще выражать свои мысли и чувства, обращаясь к бессловесным куклам, неспособным его обидеть. Так он «проживает» различные ситуации, с которыми сталкивается в реальности. Или в силу своего мягкого характера ребенок предпочитает общество девочек — как менее агрессивных товарищей по играм, чем мальчики. Этим и обусловлен выбор игрушек. А, может, ему не хватает мужского влияния, поскольку отец практически не уделяет ему внимания (такое нередко бывает, когда родители разводятся чуть ли не с рождения малыша), или же мама и вовсе растит его одна.

В том или ином случае ребенку необходимо помочь адаптироваться в обществе, научить его общаться с окружающими, постоять за себя. Если с этой задачей вы не можете справиться самостоятельно, обратитесь к психологу. К тому же специалист быстро развеет ваши сомнения по поводу сексуальной ориентации ребенка.

Но как бы то ни было, главное, чтобы вы принимали, ценили и любили ребенка. И тогда он будет расти счастливым. А что для родителей может быть важнее этого.

Что делать, если нарушают твои границы?

Почему мой сын играет в куклы?

Одна из моих клиенток пожаловалась: ее семилетний сын играет в куклы. И ладно бы это были какие-то зомби или хотя бы куклы-монстры – нет, он играет с феями Винкс! «Я ему уже объясняла, что это игрушки девочек. Говорила, что мальчишки будут смеяться. Отец ругался и выбрасывал… Но нет, он их прячет и играет. В конце концов и я стала с ним заодно – прячем от отца кукол в тайном ящичке, во двор он берет «мальчиковые» игрушки, а дома вытаскивает своих фей и с наслаждением переодевает их, изображает их общение и полеты… Если пытаюсь отговорить или отобрать куклу – плачет навзрыд, мне становится его жалко, и я не могу запретить ему эту игру. Скажите, с ним все нормально? Он не вырастет геем?»

Такие вопросы психологу нередко приносят озабоченные судьбой своих детей родители. А что их, собственно, беспокоит? Давайте попробуем разобраться.

Культурой предопределено, что ребенок игрушки себе не выбирает – ему их покупают родители. Вспомните, как вы готовились к моменту рождения своего ребенка? Наверное, если ждали мальчика, отделывали детскую в голубоватых тонах, покупали синее одеялко, темную (ну или явно не розовую) коляску. Когда ребенок рос – ему покупали соответствующие игрушки: мальчику – машинки и оружие, девочкам – кукол и посудки. Чуть позже ребенок сам уже демонстрирует свою тягу к «мальчиковым» или «девочковым» игрушкам. Однако так ведут себя не все дети. Почему?

Чаще приходится замечать, что с куклами играют, а также вовлекаются в игры с девочками мальчики с мягким, чувствительным характером. Таких детей часто упрекают в слезливости, в «не мужском» поведении. В пример им ставят мужчин – отца, героев фильмов и мультиков, однако это почему-то, если и работает, то плохо. А теперь вспомните, как вы воспитываете мальчика? «Мужчины не плачут», «мальчик себя так вести не должен», «ты что как девчонка?!» А что вы говорите девочке? Ей позволено плакать, быть слабой и капризной, ведь при этом она слышит «ну настоящая девочка!», «девчонки все такие капризные». Вы даже вряд ли будете кричать на девочку, играющую в машинки, в то время как мальчик, заигравшийся в куклы, рискует иногда и получить подзатыльник.

Дети не рождаются со знанием о своем биологическом поле и том, как правильно вести себя «настоящему» мальчику или девочке. И знания о том, что розовое приписывается в России и ряде других стран девочкам, а голубое – мальчикам – они тоже от рождения не получают. Эту информацию дают им родители, воспитатели, окружение, точно так же как они покупают или предлагают мальчикам машинки, а девочкам кукол. Культура учит мальчиков и позволяет им вести себя более агрессивно и напористо, а девочкам – быть капризными, кокетливыми, при этом поощряя их скромность и покорность. Да и родители по-разному реагируют на ребенка женского и мужского пола, что, несомненно, выстраивает реакцию ребенка в дальнейшем и создает определенные паттерны поведения. Гендерные противоречия несколько сглаживаются лишь в семьях, имеющих разнополых близнецов, где родители чаще вырабатывают некоторую «усредненную» стратегию взаимодействия с детьми.

Однако есть кое-что, что заложено в нас от рождения. Это некоторые нейрогуморальные, биологические предпосылки к тому, каким станет наше характер. Разве не встречали вы застенчивых и не умеющих дать отпор мальчиков? Разве не видели хулиганок-девочек, сопротивляющихся маме, пытающейся завязать на ее голове бант? Все это – личностные особенности вашего ребенка, которые никак не отражают его половые или, как корректнее говорить сейчас, — гендерные характеристики. Ведь мы не можем назвать активность и агрессивность исключительно мужским качеством, а мягкость и застенчивость – женским. Эти качества могут в равной степени относиться к представителям обоих полов, но культурально предписываться только одному из них.

Однако на развитие плода влияет целый ряд факторов, которые могут стать предпосылками к тому, как ведет себя ребенок: энергичен он или вяловат; агрессивен или податлив; плаксив или весел и т.п. Часто дети, не похожие на большую массу представителей своего гендера, чуть более замкнуты, одиноки, выбирают несколько другие, «свои» игры. К 4-5 годам они уже отчетливо понимают, что их «странные» или нетипичные игры могут вызвать насмешку и неодобрение, а потому начинают скрывать их или врать, что многими взрослыми трактуется зачастую, как попытка скрыть нечто «опасное» или, того хуже, – «греховное». Но, дорогие родители, постарайтесь в моменты таких сомнений вспомнить, что ребенок еще очень мало знает о мире, гендерных ролях и сексуальности. Он просто играет с тем, что ему нравится, что подходит его характеру и настроению. Он выбирает не то, что «принято», а то, что приятно. И, наверное, в этом вы его можете довольно легко понять.

Что делать, если мальчик играет в куклы? Я рекомендую вам не запрещать ему делать этого. И ни в коем случае не стыдить или ругать: ваша агрессия вряд ли вызовет желание забросить любимую игрушку, но вполне вероятно разовьет у ребенка комплекс вины или собственной неполноценности – ведь он своими играми не устраивает папу или маму, он почему-то плохой, а почему – ему пока еще не понять, даже если вы прочитаете ему целую лекцию о том, как культура сформировала определенное поведение для мужчин и для женщин. К тому же, играя в куклы, ваш малыш может просто быть исследователем. Ведь мальчикам не покупают кукол, а они находятся как раз в таком возрасте, когда интересно человеческое тело и его устройство. И то, что парнишка вдруг раздевает игрушку или снимает с нее белье – совершенно не значит, что он «извращен» или «испорчен». Скорее это ваши на него проекции. А ребенку просто важно знать об этом мире то, что давно знаете вы, чтобы потом, в будущем, стать полноценным членом этого общества, полноценным мужем и партнером. Ведь жизненный опыт не берется ниоткуда.

Желаю вам быть чуть более чуткими по отношению к выбору своих детей, понимать, что ребенок – не маленький взрослый. Он только растет и постигает мир, его личность развивается. А если вдруг у вас будут какие-то вопросы – приходите ко мне на консультацию, я помогу вам разобраться.

Егор Бурцев, клинический психолог

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *