Балерина Галина уланова

Как это часто бывает, после ее смерти долго тянулась тяжба вокруг наследства. Кому все досталось и что с квартирой балерины сейчас, поинтересовалась «Комсомолка».

Кто «право имеет»?

Скандальная история вокруг имущества народной артистки СССР, легендарной балерины разразилась практически сразу же после ее ухода из жизни в 1998 году. 88-летняя Галина Сергеевна не оставила после себя прямых наследников, поэтому вопрос о том, кто «право имеет», оставался открытым вплоть до 2004 года.

Хранители Музея-квартиры Улановой вспоминают: бороться за добро Улановой начали «дальние родственники» примы, на поверку оказавшиеся самозванцами: суд справедливо пришел к выводу, что права на ее имущество лженаследники не имеют.

В 2001 году Московская налоговая инспекция, не дождавшись каких-то телодвижений от Министерства культуры, чуть было не стала распродавать личные вещи, находившиеся в ее квартире (в доме на Котельнической набережной). Многие тогда оценили фразу главного налогового инспектора Анны Рябцевой о том, что вещи балерины «не представляют никакой культурной ценности», что все, кроме одной медали, — ненужные «побрякушки»…

Претензии на наследие тогда предъявил Большой театр, которому Галина Уланова отдала всю жизнь: и после завершения карьеры балерины она преподавала здесь, растила учеников. Комиссия по сохранению наследия балерины даже приняла решение о передаче имущества в собственность театра. Но… Представители Большого подсчитали, во сколько им это обойдется, — и решили, что слишком уж дорого: они уверяли, что на содержание квартиры, оплату сотрудников музея, охрану и прочее им нужно порядка 400 тысяч долларов в год…

Финал у этой истории — не печальный. Потому что в результате наконец решили, что квартира станет мемориальной — под крылом Театрального музея им. Бахрушина.

Галина Сергеевна Уланова.

В четырехкомнатных хоромах

…Мы побывали в доме на Котельнической набережной, где Галина Сергеевна прожила последние 46 лет жизни. Постояли, поговорили у подъезда с прохожими — никто и знать не знает, что тут после всех нескончаемых распрей в 2004 году наконец была открыта мемориальная квартира танцовщицы. Мы-то, разумеется, поднялись туда, на 6-й этаж, в квартиру 185. Хранители уверяют, здесь все — как при жизни Улановой:

— Все до мельчайших деталей, но драгоценности и ценные награды Галины Сергеевны хранятся в фондах Гохрана, так как обеспечить им должную охрану в жилом доме сложно, — рассказывает заведующая музеем Татьяна Каск. — Квартира три года стояла опечатанной, помимо бюрократических моментов, сложно было договориться с жителями дома, недовольными превращением квартиры в музей… С соседями договорились, установив особый порядок посещения музея, — по предварительной договоренности, в определенные часы. Но, несмотря на это, график музея расписан на несколько недель вперед. Только что, перед вами, проводили гостей из Японии… А многие соседи и сейчас не знают о существовании мемориальной квартиры в их доме, несмотря на памятную доску, вывеску перед квартирой. Даже в гости не заходят, хотя мы бы рады…

Статуэтка — уменьшенная копия памятника Улановой (скульптор Елена Янсон-Манизер), установленного в 84-м году в Стокгольме.

После переезда из родного Петербурга Уланова сменила не одну квартиру, прежде чем в 50-х получила в этом доме — самую большую, в главном корпусе со шпилем. Жилая площадь ее хором — 145 квадратных метров. До того как достроили главный корпус, Уланова жила в трехкомнатной квартире на 9-м этаже. Потом они с подругой, Татьяной Агафоновой — корреспондентом «Комсомольской правды», обменяли свои трешку и двушку на эту самую четырехкомнатную… С Агафоновой Уланова познакомилась во время одного из интервью. Они съехались и жили вместе. Татьяна скоропостижно скончалась от рака задолго до ухода из жизни Галины — та очень переживала и бережно хранила память о любимой подруге. Фото ее и сейчас стоит на буфете.

За что боролись

Собственно, ценность того, что хранит Музей Улановой, вряд ли можно выразить в цифрах с множеством нулей. Это ценность другого рода: сколько стоит наша память?

Вот уникальный балетный турник, у которого она танцевала с детства (до конца жизни балерина каждое утро проводила 40-минутные разминки). Фото то тут, то там. Вот четыре ее бывших мужа: Евгений Дубовской, дирижер Кировского театра; Юрий Завадский, худрук Театра им. Моссовета; Иван Берсенев, с которого начинался Театр им. Ленинского комсомола; и Вадим Рындин, когда-то главный художник Большого театра. В этой квартире она уже ни с кем из них не жила.

Мебель, которую она перевезла из Петербурга, родители приобрели еще на эрмитажных распродажах. Только стол со стульями и подзеркальник тут более-менее современные. «Это зеркало было в два раза шире — это половина того зеркала, что было в родительской квартире. Когда Галина Сергеевна поехала в Москву, они с мамой ровно наполовину разделили это зеркало и вторая такая половина осталась в родительском доме», — объясняет мне Татьяна Каск.

1954 год. Уланова — Жизель на сцене Большого. Балерина, кстати, до последних дней оставалась такой хрупкой — не больше 48 кг. Гардероб в квартире балерины. Прямо скажем, тесновато, скромно, но со вкусом.

Небольшая спальня с видом на Кремль и храм Христа Спасителя. Односпальная кровать совсем малюсенькая: в балерине не было и метра шестидесяти, и весила она 48 кг до преклонных лет…

Прекрасно сохранился и гардероб танцовщицы. «Она предпочитала классику — была вне времен и вне моды, — продолжает хранительница музея. — Потому ее платья и сегодня кажутся современными и элегантными. А обувь она всегда носила итальянскую и на каблуке…

За год до смерти (от инсульта) балерина уничтожила дневники, которые вела всю жизнь. Ей не хотелось становиться объектом чьих-то пересудов. Парадокс для современного шоу-мира, но, может, и поэтому ее трудно вот так, р-раз, и стереть из памяти и из истории. Даже если кому-то когда-нибудь (не дай бог, конечно, но мало ли) снова захочется распродать все ее туфельки и «безделушки».

Вы думаете, что балерины носят в сумочках? Вот с этим молоточком Уланова не расставалась, куда бы ни ездила: им удобно было разбивать «носы» пуантов, чтобы мягче были.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Галина Сергеевна Уланова родилась 8 января 1910 года в Петербурге в семье танцовщиков Мариинского театра (отец балетный режиссер, мать — педагог хореографического училища). Училась у выдающейся балерины и педагога Агриппины Вагановой. В 19 лет станцевала Одетту-Одиллию в «Лебедином озере». В 1944 году переехала в Большой театр в Москву. Награждена четырьмя орденами Ленина, множеством международных премий. Была четырежды замужем. Похоронена в марте 1998 года на Новодевичьем кладбище.

Фото любимой подруги балерины, журналистки «Комсомолки» Татьяны Агафоновой, всегда стояло у нее в квартире в рамочке.

Галина Уланова — биография

Галина Уланова – яркая звезда советского балета, народная артистка Советского Союза, обладатель многочисленных госпремий и международных наград, талантливый педагог.

Детство

Родилась будущая звезда балета в Санкт-Петербурге в 1910 году. Любовь к балету малышка впитала с молоком матери. И это не удивительно, ведь и мама, и папа девочки были причастными к балету, так как работали в Мариинском театре. Глава семейства, Сергей Николаевич, был балетным режиссером. Мама, Мария Федоровна, давала в театре уроки хореографии. Послереволюционные годы заставляли родителей девочки много трудиться. А так как оставить малышку было не с кем, приходилось ее часто брать с собой. Девочка с ранних лет влюбилась в театр. Она всегда, когда ее родители приводили на свою работу, спешила снять уличную обувь и поскорее надеть пуанты, чтобы, воображая по-детски, выйти с танцем к зрителям.

Фото: Галина Уланова в детстве

Видя подвижность девочки, родители в 9-летнем возрасте отдали Галину в хореографическое училище. Мама очень переживала, чтобы малышку без проблем приняли, и чтобы учеба ей была интересной. Но Галина разочаровала родителей – заниматься там ей совсем не хотелось. Поэтому она постоянно упрашивала маму забрать ее поскорее с училища. О чем мечтала совсем еще юная будущая звезда? Точно сказать трудно. Но известно, что в ранние свои годы девочка обожала носить матроску и мечтала бороздить таинственные морские просторы.

Нелегкими были годы пребывания Галины в интернате. В тот период девочка замкнулась в себе. Ее угнетали холодные залы, тяжелый труд, к которому приучали учениц, и обмороки девочек-ровесниц, которые в интернате были привычным явлением.

Первый шаг к успеху девочка сделала в 1922 году, сама того не подозревая. Тогда она вместе со Славой Захаровым станцевала неплохо мазурку в «Пахите». Зрители, глядя на совсем юных неопытных танцоров, аплодировали им, но никто тогда и подумать не мог, что девочка с годами превратится в великую приму балета, а мальчик обретет славу известного балетмейстера.

Фото: Галина Уланова в юности

В 1928 году девочка все-таки окончила хореографическое училище. Результатами выпускного спектакля девушка всех порадовала, поэтому ее без раздумий приняли в Театр балета и оперетты Ленинграда (позднее заведение переименовали в Театр имени Кирова). Дебютное выступление юной балерины произошло в родном для нее Мариинском театре. Талант в артистке тогда разглядели многие зрители.

Как «Бахчисарайский фонтан» помог проложить Галине Улановой путь к славе?

Жизнь Северной столицы спектакль «Бахчисарайский фонтан», в котором снова продемонстрировала свой талант Уланова, заметно оживил. Премьера была настолько яркой и бурно обсуждаемой, что ею заинтересовались в столице. Там впервые и обратили пристальное внимание на Уланову.

Знакомство с вождем

Впервые Сталин увидел будущую звезду балета в «Эсмеральде». Тогда юная балерина исполняла роль Дианы. Согласно сценарию спектакля, Галина должна была целиться из лука прямо в сторону ложи, где располагался вождь. Галина, перед тем, как отразить это действо, на мгновение замерла – она ведь прекрасно понимала, что за это НКВД могло обвинить ее в покушении на Сталина. Но, к счастью, все обошлось. Вождь был потрясен выступлением и даже пригласил к себе в Кремль на прием всю труппу.

Фото: Галина Уланова

В Кремле был банкет, после которого юную 25-летнюю Уланову пригласили в кинозал и усадили прямо рядом с вождем. Позднее журналисты у Улановой интересовались, не боялась ли она такого соседства. Балерина ответила, что тревоги не было, а была некоторая неловкость из-за высокого статуса Иосифа Виссарионовича, который сидел рядом.

Вождь высоко ценил талант балерины. Поэтому ей четырежды присуждали Сталинскую премию. Но звания, а также громкие титулы не смогли заставить артистку подчинить свое творчество политическому строю. Хотя известно, что именно Кремль сделал ее советской идеологической иконой.

Личная жизнь

В 1940 году на премьере ожидаемого многими спектакля «Ромео и Джульетта» снова отличилась Уланова. Играла она тогда, разумеется, роль главной героини. Роль Ромео тогда присудили Константину Сергееву. Долго репетируя и вместе переживая сюжет, молодые люди влюбились. Чувства между девушкой и парнем вспыхнули очень серьезные. Константин трепетно относился к своей «Джульетте», поэтому всегда называл ее на «вы».

Фото: Галина Уланова личная жизнь

Но отношения не смогли сохраниться, так как балерину перевели в столицу. В результате дуэт распался.

Коррективы, которые внесла работа в Москве

Послевоенные годы были непростыми. Для девушки переезд в столицу стал ударом. Ведь она должна была не только забыть о любимом для нее театре, но и расстаться с любимым сердцу человеком.

Родственников в Москве у Галины не было, поэтому проживать приходилась будущей звезде балета в гостиницах. Улановой в столице жилось неплохо, ведь ее баловали вниманием, хорошим отношением, наградами и званиями. Галина понимала, что в Москве с нее хотят сделать «столбовую дворянку».

Это ее настораживало, но смущало даже не это, а то, что власть хотела связать ее любовь к балету с политикой. Как-то секретарь парткома Большого Театра попросил начинающую звезду поблагодарить руководство государства от имени артистов за содействие в вопросах творчества. Галина категорически отказалась, напомнив о том, что она занимается балетом, а не политикой.

Новые отношения

О личной жизни балерина не любила ничего рассказывать. Известно только, что все мужья Улановой были солидными людьми. Первый брак артистки был заключен рано. Мужем тогда ее был Исаак Меликовский. Второй брак тоже долго не смог просуществовать. Позднее Галина призналась, что ее болью были не разрушенные браки, а отсутствие детей. В своей бездетности балерина винила родителей, которые убеждали звезду балета сделать ставку не на детей, а на карьеру.

Пресса много говорила об отношениях Галины и Юрия Завадского, который был старше балерины на 16 лет. Он, как и предыдущие мужчины Галины, влюбился без ума в звезду балета. Его чувства были настолько яркими и сильными, что он предложил балерине скрепить отношения штампом в паспорте. В конечном итоге, этот брак тоже закончился разводом. Но Юрий и Галина смогли сохранить теплые дружеские отношения после своего расставания.

Самые яркие чувства

Вспышкой и ярким лучом света, который озарил серые балетные будни Улановой, стал режиссер Иван Берсенев. Этот мужчина подарил Улановой два ярких года совместной жизни. Любил режиссер двух женщин – Уланову и законную супругу. Именно они вдвоем и оплакивали гроб с телом Ивана Берсенева, который умер в сравнительно молодом возрасте.

Позднее сердце Галины очаровал Вадим Рындин. Он, как и предыдущие мужчины Улановой, очень полюбил балерину. Но была у Вадима слабость к алкоголю, смириться с которой Уланова так и не смогла.

Фото: Галина Уланова балет

Однажды балерину, возраст которой приближался к пенсионному, журналисты спросили, жалеет ли она о чем-то в своей личной жизни. Балерина ответила, что мечтала иметь крепкую семью, единственного мужчину на всю жизнь, которому отдала бы всю себя. Также балерина призналась, что совсем не умеет готовить, но мечтает этот недочет исправить после окончания карьеры.

Последний спектакль

Последнее выступление Улановой состоялось в 1960 году. Тогда Галина танцевала «Шопениану». После этого Галина на сцене не появлялась. Но из театра она не ушла. Она после этого еще много лет трудилась в театре в качестве уважаемого педагога-репетитора. Благодаря ее стараниям, театр узнал о таких талантливых ученицах примы балета, как Нина Тимофеева, Людмила Семеняка, Катерина Максимова.

Памятник при жизни

Уланова была уникальным по силе своего таланта человеком. Осознавая это, Президент комиссии танца ЮНЕСКО Бенгдт Хеггер принял решение открыть в Стокгольме монумент Галине. Интересно то, что памятник советской балерине был установлен еще при ее жизни. Такой случай был на Западе первым в истории.

На открытии памятника балерина присутствовала. Но по причине излишней скромности, она постоянно прятала лицо в пышный меховой воротник, повторяя себе, что памятник возвели не ей, а великой силе балетного искусства.

Встреча с Агафоновой

В 70-летнем возрасте Улановой посчастливилось познакомиться с журналисткой Агафоновой. Она была младше примы балета на целых 20 лет. У женщин завязалась дружба. Уланова позволила Агафоновой стать ее секретарем. После этого они съехались и стали жить вместе, что породило множество сплетен. Татьяна помогала Галине во всех бытовых вопросах, но дружбу оборвала внезапная смерть Агафоновой. Ее Уланова очень тяжело переживала. Для нее потеря Агафоновой была подобна потере единственного ребенка, которого она очень любила.

Одиночество и смерть

После смерти Агафоновой, Галина около 12 месяцев провела в больнице. После того, как ее здоровье нормализовалось, она стала привыкать к одиночеству. Все чаще в доме великой примы балета стали появляться ее старые друзья. После долгих лет молчания в 1995 году балерина заговорила о собственной биографии.

Слушавшие жизненные рассказы люди поражались ее искренности и чистоте души. В 1997 году Галина совершила последнюю в своей биографии поездку в родной Санкт-Петербург. Путешествуя по городу и знакомясь с его преобразованием, она решила заехать на кладбище, где были похоронены ее родители. С грустью осматривая могилы близких сердцу людей, она мечтала быть похороненной рядом с ними. Но этому желанию сбыться не удалось.

Фото: Галина Уланова в последние годы

Скончалась талантливая прима советского балета в 1998 году. Галине было полных 88 лет. Похоронили артистку на Новодевичьем московском кладбище. За пару лет до своей кончины великая балерина полностью сожгла дневники, в которых она описывала в красках все перипетии своей судьбы и тонкости личной жизни. Сделала это Галина для того, чтобы после смерти не быть объектом бурного обсуждения. В 2004 году квартиру, в которой жила Уланова, сделали домом-музеем талантливой балерины.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.


«Я никакая не великая, просто так сложилась жизнь и судьба. Я обыкновенный человек и хочу остаться собой».
Галина Уланова
О музее-квартире Галины Улановой я узнала совсем недавно. Не знаю, как так вышло, ведь Уланова была моей самой любимой балериной в балетном детстве. Когда нам показывали записи балетов (почему-то это всегда было на уроках дыхания), я всегда с особенным чувством смотрела именно выступления Галины Сергеевны. Какая-то она была нездешняя, воздушная, настоящая Одетта-Одиллия, настоящая Джульетта, настоящая Жизель. Мы сидели в полутемном кабинете и завороженно смотрели на экран. И я понимала, что мне никогда не стать даже чуточку вот таким же неземным существом и правильно меня ругает педагог по классике, говоря, что я не стараюсь и из меня никогда не выйдет балерина.
После посещения дома Улановой, я села и еще раз перечитала книу Татьяны Кравченко о ней. И если в детстве мне казалось необыкновенным то, что она делает на сцене, то сейчас мне очень близко все, что пишут об Улановой, как о человеке.
Квартира Улановой находится в высотке на Котельнической набережной. Я никогда до этого не была в высотке (не считая МГУ).

Ездить в Москву на гастроли Улановой было интересно. Но стать москвичкой она не собиралась – слишком любила свой родной город, Ленинград.

Несмотря на это, сделав Уланову после войны «национальным достоянием», советское правительство определило ей место в Москве – все самое лучшее должно было быть сосредоточено в столице. Балерине дали маленькую квартиру на Новослободской, где она жила до 1951 года. В высотке на Котельнической Уланова поселилась в 1952 году, изначально в другой, трехкомнатной квартире, на 9 этаже. В эту же четырехкомнатную квартиру на шестом этаже с видом на Кремль, Галина Уланова переехала в 1986 году.

Высотку, говорят, балерина не слишком любила. Как, впрочем, и всю Москву. В столице Улановой не хватало пространства, прямых проспектов, широких улиц Петербурга, строгости и четкости линий, большой воды.

В подъезде все торжественно и помпезно. Сидит строгая тетенька-вахтерша, которая бдит, чтобы никто чужой не смог проникнуть в эти прекрасные, облицованные мрамором, стены. Вообще, вахтерши передают посетителей музея из рук в руки смотрительницам музея, но мы опоздали и могли, как вольные люди, самостоятельно подняться в квартиру на лифте. Который, впрочем, работал так же, как и в домах простых смертных — из рук вон плохо, угрожая застрять где-то между этажами. Обратно мы уже спускались пешком.

Рядом с квартирами расположены кладовки.
Холлы, огромные многоугольники, тихи и пустынны.
Нас встретила милая смотрительница словами «А мы вас уже заждались! Я вас 20 минут ждала внизу». Вход в музей по записи, и, как мы потом узнали — строго по часу. Видимо, смотрителей как-то не хватает, а может быть, это просто железная дисциплина нынешней руководительницы музея, в прошлом — балерины. Экскурсия нам не была положена, т.к. мы пришли в какой-то не очень правильный день, поэтому мы запаслись знаниями из интернета и книг, и ходили сами.
Галина Уланова родилась 8 января 1910 года. Родители Гали оба были артистами Мариинского театра, выступали в антерпризе Анны Павловой, позднее отец стал режиссером балетного театра, а мать — преподавателем.
Групповое фото воспитанниц Императорской балетной школы, 1901. Мать Г.С. Улановой, Мария Федоровна — справа в верхнем ряду. Во втором сверху ряду в центре — Анна Павлова.
Маленькая Галя в детстве не мечтала о балете. Она хотела стать моряком, и непременно – капитаном. До девяти лет ее любимой одеждой была матроска, а любимой игрушкой – кораблик на веревочке.
Но после революции родители твердо решили отдать дочь в балетное училище, несмотря на то, что Галя плакала и умоляла этого не делать. В балетном училище, в отличие от других школ, был интернат, а значит Галя была бы всегда под присмотром, на государственном обеспечении, хоть как-то, но одета, обута и накормлена.
Так, в девять лет Галя начала учиться балету. В первое же интернатское утро она совершила побег, но была поймана швейцаром и водворена на место. Поначалу ей никак не удавалось привыкнуть к интернату и видя мать, которая навещала ее каждый день, она горько плакала, уткнувшись ей в колени.
Но именно с тех пор Галя на всю жизнь запомнила слово «должна». И это слово ее жизнь и определяло. «Я должна… Эта формула в моем сознании появилась куда раньше, чем стремление к творчеству и чем желание играть и танцевать на балетной сцене».
Постепенно балет вошел в ее жизнь и она уже не мыслила себя вне сцены. В школе о ней заговорили. Одни с восторгом – удивительная девочка! А другие пожимали плечами – способная, но сухая и холодная. Вне сцены она терялась на фоне других девушек, была бледная, худенькая, неразговорчивая, всегда с опущенными глазами. И часто казалась грустной. Единственная двойка в аттестате Улановой – по дисциплине «Выразительное движение».
Выпускной спектакль, «Шопениана», был назначен на 16 мая 1928 года.
Сохранились афиша и платье, в котором в тот день танцевала Уланова.
Тогда же, в 1928 году, Уланова впервые оказалась в Крыму, в Коктебеле. Ехала с родителями из Феодосии на «линейке», спина к спине, но по приезду забыли все дорожные невзгоды. Галя была покорена красотой Кара-Дага. Поселились в одной из частных дачек, каждый день ходили с отцом в далекие прогулки, часто навещали Волошиных.
Уланова говорила: природу надо научиться видеть и слышать, как музыку. Но и музыку, и природу невозможно понять до конца. Они завораживают, они неповторимы и загадочны.
После окончания училища Уланова была сразу принята в балетную труппу Ленинградского театра оперы и балета. Причем не в кордебалет, а сразу солисткой.
На первую зарплату, растерявшись от невиданной суммы – 60 рублей!, побежав в кафе «Норд» накупила пирожных. А больше ничего не придумала. Она тогда совсем не увлекалась вещами, естественными и понятными для любой женщины: косметикой, нарядами, безделушками. Но то, что французы называют «шармом» было в ней заложено природой.
Свою первую Одетту-Одиллию в «Лебедином озере» Уланова станцевала в 1929 году, и танцевала ее потом всю жизнь.
С середины 30-х годов слава Улановой распространилась за пределы Ленинграда. В 1935 году Уланова впервые танцевала на сцене Большого театра «Лебединое озеро». Сама того не подозревая, попала в число сталинских любимиц – была четырежды награждена Сталинской премией. После подписания договора с Германией, Риббентропу не могли не показать русский балет – гордость СССР. На следующий день после выступления, Улановой прислали корзину цветов от министра третьего рейха. Уланова была насмерть перепугана этим даром и еще долго не могла прийти в себя.
Она носила значок «Ворошиловский стрелок» за меткую стрельбу, ходила на занятия по противовоздушной и противохимической обороне, ездила на трамвае, не выделяясь ничем в толпе. Гениальность Улановой по словам современников , заключалась в ее полном перевоплощении на сцене. Это была мадонна Рафаэля, Боттичелли – казалось, она была из того времени. Это озарение было присуще только Улановой.
Она спасала близких друзей от ареста, не могла молчать, когда на нее пытались повлиять и навязать что-либо неприемлимое для нее – заранее определить лучших на балетном конкурсе, следовать указаниям кого и как благодарить за награду и др.
Друзьями ее и поклонниками таланта были многие выдающиеся люди: Алексей Толстой, Максим Горький, Сергей Эйзенштейн.
Эйзенштейн хотел снимать балерину в роли царицы Анастасии в «Иване Грозном». Кинопробы Улановой были совершенны, но она отказалась от съемок из-за плотного графика. В результате Эйзенштейн снял в этой роли Людмилу Целиковскую.
Вообще, Уланову отличали некапризность, непретенциозность, в ней не было никогда премьерства. По словам людей, работавших с ней в труппе, никогда от нее не исходило ощущения звезды и ни в чем не давала она почувствовать исключительность своего положения. Ни тени кокетства, жеманства, призыва. Естественность и чистота.
В квартире много сувениров и подарков от поклонников ее таланта.
В 1951 году, во Флоренции, Галину Уланову впервые увидела на сцене американка Эвелина Кунард. Выступление Улановой так потрясло ее, что с тех пор она не пропускала ни одного выступления балерины за границей. Кунард основала балетную труппу, взяла себе псевдоним Анна Галина – в честь двух великих балерин, и выучила в совершенстве русский язык. Все свое состояние она тратила на покупку русского искусства, связанного с балетом, которую в 1983 году она передала в дар Улановой. В коллекции было много картин, в частности – работ Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова, книг по истории балета, а также несколько уникальных вещей.
Вот, например, вылепленная, вероятнее всего – из мякиша, головка Анны Павловой — балерина вылепила сама себя.
Вышитый Марией Тальони бисерный кошелек и портсигар Шаляпина с рисунком Билибина и автографом певца.
Все дарили Улановой фигурки лебедей, и каждый из этих лебедей — от простых до дорогих, занимал место в коллекции.
Фарфор Императорского и Кузнецовского заводов. Этими чашками активно пользовались, на многих из них — сколы и трещинки.
Мне очень понравилась картина Фонвизина с надписью: «В память о спектакле, который я никогда не забуду».
Шагал
Все антикварные вещи и картины — подарки друзей. Мебель в квартиру Уланова перевезла из своего дома в Ленинграде. Тогда существовали «эрмитажные» распродажи, где многие предметы мебели можно приобрести недорого.
Дома Галина Сергеевна просто отдыхала. После спектакля брала чемодан, укладывала на него подушку и клала на него ноги – повыше. Если не очень устала – тогда книгу в руки. А нет – любила гладить кота, считала, что это очень умиротворяет. Но кота у нее в доме на Котельнической набережной не было, кот остался у мамы с папой.
«Я очень люблю природу. Я не оторву листика от куста, я не срезаю цветы. Мы созданы людьми, но Бог создал и цветы – зачем же их резать раньше времени? Это все равно, что взять и убить человека. Дома у меня – только искусственные цветы».
Когда ей дарили букеты, она всегда знала, как сохранить их. Другие балерины вспоминали, что из заграничных поездок она привозила свои букеты в первозданном виде.
В семнадцать лет Уланова впервые вышла замуж. Мужем стал Исаак Милейковский, преподаватель фортепиано в училище. Маленький, лысоватый, ничем не примечательный. Все удивлялись этому браку. Сама она ничего никому не объясняла, уже тогда оберегая свою личную жизнь. На творческой судьбе этот брак почти не отразился.
Через год Галина с ним рассталась и увлеклась дирижером Кировского театра Евгением Дубовским. Но и их гражданский брак тоже оказался недолговечным.
В 1937 году Уланову познакомили с Юрием Завадским — к тому времени уже не только талантливым актером, но и состоявшимся режиссером. Красавец Завадский был старше Улановой на 16 лет, был женат на Вере Марецкой, имел сына. Завадский стал единственным официальным мужем Улановой – правда не сразу, а тогда, когда роман уже подошел к концу. Брак был не совсем обычный – они жили в разных квартирах и никогда не вели совместного хозяйства. Они считали, что только так и могут существовать два творческих человека. Но на всю жизнь осталась дружба, и всю жизнь Завадский преклонялся перед Улановой и считал ее божеством. Официально они оставались мужем и женой до самой смерти Завадского в 1977.
После войны, в Москве Уланова жила с Иваном Берсеневым, артистом и режиссером. Говорили, что он входил в первую десятку самых красивых мужчин Москвы. Иван Николаевич был намного старше Улановой – в 1911 году он был уже артистом Художественного театра. Берсенев был женат на Софье Гиацинтовой, но ради Улановой он оставил семью. Вместе они прожили до смерти Берсенева в 1951 году.
С конца 50-х годов Уланова была вместе с Вадимом Рындиным – главным художником Большого театра, известным не только у нас в стране, но и за рубежом. Он был старше нее всего на восемь лет. Был умен, чрезвычайно начитан, с ним было очень интересно разговаривать. Несмотря на то, что Уланова не любила говорить о личной жизни, как-то она призналась: «Вадим Федорович был ревнивым. Иногда это приводило ко всяким неприятностям. Но что лукавить?! В глубине души я думала: вот тебе уже за сорок, а тебя еще ревнуют…»
Рындин был неравнодушен к алкоголю, и это называют возможной причиной их расставания.
Уланова говорила о своей личной жизни так: «Наверное, я — просто по характеру не домашний человек, вот и семьи не получилось. Но все мои мужья были люди творческие, талантливые, очень интересные. Они многое мне дали, многому научили… Я всех с признательностью вспоминаю».
О своей личной жизни Уланова никогда не рассказывала, пресекая все расспросы фразой: «Это интимное». Уланова жила жизнью внутри себя.
К животным Уланова относилась с нежностью всю жизнь. Причем не только к кошкам и собакам, а даже к таким представителям фауны, как змеи: «Я и змей люблю, как и всех животных, иногда мне даже кажется, что они лучше нас».
Пудель Большик (уменьшительное от «Большой», в честь Большого театра) прожил у Улановой шестнадцать лет.
Уланова могла показаться суховатой, т.к. была крайне сдержанна в проявлении своих чувств, на людях обычно немногословна. Но дома обнаруживала почти детскую непосредственность. Самозабвенно играла с Большиком, со смехом доставая из под шкафа мяч, который он туда закатывал.
Ее всегда страстно тянуло на природу, она страдала от чахлых городских кустов, от шумных, забитых машинами улиц. Дачи у Улановой не было никогда – ни своей, ни государственной. Селигер был для Улановой чем-то вроде волшебной «живой воды», дающей силы и здоровье.
Когда спадал дневной жар, Галя брала свою байдарку, ставила в нее патефон и заводила «Эстерлиту». Байдарка удалялась от берега. Далеко по воде доносились звуки скрипки. Любила она заплыть в камыши, лечь на дно лодки и смотреть на небо. Или читать стихи Блока.
Все закончилось с приходом войны: деревушку, где проводила столько счастливых часов Галина Сергеевна, сожгли. А потом, когда она была заново отстроена, она уже не смогла заставить себя приехать туда еще раз.
По признанию Улановой на летнем отдыхе она чуть не плакала, становясь к ненавистной палке. Ей хотелось плюнуть на упражнения, убежать на озеро, взять байдарку, плыть по сверканию воды под синим небом… Но противный внутренний голос твердил ей, что надо, надо заниматься, иначе она будет никем, будет никчемной балериной. Проходило несколько мгновений и Галина испытывала чувство облегчения, сознавая, что она осталась верна своему долгу. А потом наступал миг, который она очень любила – с утроенным удовольствием она целый день наслаждалась свободой.
Своей славой балериной лирического склада, по словам самой Улановой, она была обязана отчасти своей прозаической болезни: она слишком быстро уставала, ей всегда хотелось двигаться менее порывисто и резко, она редко улыбалась. Кроме того от природы была очень застенчива. Прославленный многими незабываемо-мечтательный взгляд Улановой появился как раз благодаря этой застенчивости: во время спектакля она старалась не смотреть в сторону зала, а танцевала с потупленным взором. Тогда ее педагог посоветовала ей: «Вы, Галюша, смотрите вдаль, поверх публики. Но взор, глаза непременно нужно открыть».
Вообще, со здоровьем у балерины были проблемы с детства, пришедшегося на голодные годы – малокровие, повышенная утомляемость. Желудок у нее болел всю жизнь, ей нельзя было ни соленого, ни острого, ни жареного.
Зимой в качестве отдыха она пробовала ходить на лыжах, летом – играла в теннис, но сама признавалась, что это ее не очень увлекало. Самое любимое времяпровождение – выехать на природу: в Серебряный бор, Барвиху или в Поленово.
Самая притягательная для меня комната в доме — библиотека. В ней хранится 2400 книг.
Как же я люблю разглядывать полки!
В маленьком резном шкафчике на стене справа — миниатюрное собрание Шекспира на английском языке. 39 томов напечатаны на рисовой бумаге в 1902 году.
В 1950-60-е годы Галина Уланова объездила практически весь мир. Четыре года танцевала сама, потом танцевали ее ученики. Везде ее ждал неизменный успех.
Лепешинская была полной противоположностью Улановой. Активная, открытая, партийная активистка. Уланова же – замкнутая, отстраненная от житейской суеты, не представляющая себя членом КПСС. Обе они были кумирами балетоманов.
Еще в пять лет Уланова познакомилась с девочкой, которая потом стала ее подругой на всю жизнь – с Татьяной Вечесловой – будущей знаменитой балериной Мариинки. Татьяна вспоминала, что сначала приняла Галю за мальчика – та была в коротеньких штанишках, с остриженной, круглой, как шарик, головой в белой панамке.
«Я Галя, — сердито сказал мальчик, исподлобья взглянув на меня. – А я – девочка Таня, — с удивлением ответила я». В тот раз девочки не поняли друг друга – Таня хотела лепить из песка пирожные, а Галя – играть в индейцев. Но именно Татьяна стала ее лучшей, близкой подругой.
Оставив сцену, обе балерины стали преподавать. Любимой ученицей Улановой была Екатерина Максимова, а ученицей Вечесловой – Наталья Макарова, та самая «невозвращенка», которую было запрещено упоминать в советской прессе.
Михаил Габович танцевал с Галиной Улановой практически до конца своей карьеры танцовщика. После травмы – порванного сухожилия, ушел со сцены и стал преподавать, а также писать о балете.
Со сцены Уланова ушла в 1960 году; ушла тихо, без торжеств. О том, что это будет ее последнее выступление, знала только она. Танцевала «Шопениану» — тот самый балет, в котором выступала в 1928 году, заканчивая хореографическое училище.
Из интервью Инны Руденко:
— Г.С., а что для вас слава?
— А какое это имеет значение? Слава – не слава… я делала свое дело.
— Но ведь она, слава, была! Как вы к этому относились?
— Да никак. Что она мне, слава? Мешала. Иногда выходишь, а на тебя со всех сторон фотоаппараты, и – чик-чик-чик – начинают снимать. Ну, я старалась закрыться и уйти.
Среди ее учеников — известные всему миру Екатерина Максимова, Людмила Семеняка, Нина Тимофеева, Светлана Адырхаева, Нина Семизорова, Алла Михальченко, Владимир Васильев, Надежда Грачева, Николай Цискаридзе.
На фото — с Васильевым и Андрисом Лиепой.
Татьяна Агафонова работала в «Комсомолке»,в 1969 году пришла брать интервью, да так и осталась с Галиной Улановой на много лет. Была помощницей, другом, дочкой. Сняла двухсерийный телевизионный фильм о жизни Улановой – «Мир Улановой». Дружба продолжалась двадцать с лишним лет и закончилась смертью Татьяны от рака. Уланова очень переживала смерть подруги.
Еще в юности родители сказали ей: «Галя, ты ни в коем случае никогда не должна иметь детей. Или сцена, или дети…».
Когда умерла Татьяна Агафонова, Уланова восприняла ее смерть как потерю старшего ребенка, если бы он у нее когда-нибудь был.
В конце жизни Уланова, на просьбы оставить воспоминания, часто отвечала: «Для кого? У меня никого нет».
В одном из последних интервью, на вопрос, есть ли что-то, о чем она сожалеет, ответила: «Ну, может, я бы хотела, чтоб у меня была семья, дети… Такой дом… Чтоб я умела хорошо готовить. Я попыталась это сделать после того, как кончила танцевать, но из этого ничего не вышло…».
Кухня
Уланова всегда была одета безукоризненно в смысле силуэта, очень скромно и все время в светлые, пастельные тона: кофе с молоком, голубовато-зеленоватый, палевый.
Любимая сумочка.
Когда она входила в комнату, словно светлее становилось. Она могла просто сидеть и молчать, и все равно каждый чувствовал ее присутствие. Люди к ней тянулись.
Годы были не властны над Улановой. Походка ее оставалась легкой и упругой, фигура – безукоризненно подтянутая, движения точны. Она никогда не делала «подтяжек» лица. Всегда, кроме дома, ходила на высоких каблуках. Каждое утро обязательно делала упражнения. Природа создала ее такой, что о фигуре не надо было особенно заботиться. Когда выступала – весила 50 кг, в возрасте – 45. Любила овощные блюда, фрукты. Сама себе готовила, убиралась в квартире, выносила мусор и ходила по магазинам. Не смотрела телевизор, редко читала газеты. Была одинока, хотя и окружена людьми, «девочками», ставших уже бабушками, для которых Уланова была кумиром. Умерла Галина Сергеевна в 21 марта 1998 года от инсульта.
Уланова получила Ленинскую премию, премию Президента Российской Федерации и множество международных премий и гран-при в области балета. Но среди самых громких наград Уланова всегда выделяла медаль «За оборону Ленинграда», полученную за свои выступления в 1941 году под бомбами в осажденном городе…
Когда узнала, что есть проект поместить ее на портрет на денежных купюрах, рассердилась: «Какая связь – я и деньги?».
И все-таки памятные монеты с ее портретом были выпущены.
«Я не умный человек – я очень доверчива», — говорила Уланова. «Я хочу верить людям, я хочу им добра, я не хочу быть какой-то особенной».
На вопрос об идеале гармоничности Уланова отвечала так: «Пожалуй, сначала гармония города, в котором я родилась и жила. Ансамбли ленинградских улиц, мостов, площадей, плавность линий, красота собранности… Очень любила природу, в ней все гармонично. Мне думается, что созвучность с красотой внешней тоже рождает красоту внутреннюю, духовную».

Уланова, Галина Сергеевна

Запрос «Уланова» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Награды других государств

Почётные звания

Государственные премии

Галина Уланова

Галина Уланова в 1968 году
Имя при рождении Галина Сергеевна Уланова
Дата рождения 26 декабря 1909 (8 января 1910)
Место рождения
  • Санкт-Петербург, Российская империя
Дата смерти 21 марта 1998 (88 лет)
Место смерти
  • Москва, Россия
Гражданство Российская империя Российская империя
СССР СССР
Россия Россия
Профессия
Амплуа лирико-драматическое
Театр Мариинский театр, Большой театр
Награды

Ордена и медали СССР и РФ

IMDb ID 0880363
Галина Уланова на Викискладе

Г.Уланова (Джульетта) и Ю.Жданов (Ромео) в балете «Ромео и Джульетта», 1.10.1954

Гали́на Серге́евна Ула́нова (26 декабря 1909 , Санкт-Петербург — 21 марта 1998, Москва) — советская артистка балета, балетмейстер и педагог. Прима-балерина Ленинградского академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова (1928—1944) и Государственного академического Большого театра СССР (1944—1960). Балетмейстер-репетитор Большого театра России (1960—1998). Дважды Герой Социалистического Труда (1974, 1980). Народная артистка СССР (1951). Лауреат Ленинской премии (1957). Четырехкратный лауреат Сталинской премии I степени (1941, 1946, 1947, 1950). Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1997). Лауреат премии Президента Российской Федерации (1997). Самая титулованная балерина за всю историю отечественного балета. Одна из величайших балерин XX столетия.

Биография

Уланова родилась в семье артистов балета Мариинского театра. Отец, Сергей Николаевич Уланов, впоследствии стал балетным режиссёром; мать, Мария Фёдоровна Романова, была балетным педагогом в театральном училище.

В возрасте 9 лет Галина Уланова была принята в Петроградское театральное училище (позднее — хореографический техникум), где основными её педагогами стали её мать — Мария Романова (у неё дочь училась первые шесть лет), а затем Агриппина Ваганова. Окончила техникум по классу Вагановой в 1928 году (выпускной спектакль состоялся 16 мая 1928 года), после чего была принята в балетную труппу Ленинградского театра оперы и балета.

Уже первые выступления Улановой на сцене театра привлекли к ней внимание критиков. В 1929 году, в возрасте 19 лет, она станцевала свою первую балеринскую партию — роль Одетты в «Лебедином озере». В 1930—1940 годах выступала вместе с Константином Сергеевым, их дуэт в истории русского балета считается образцовым.

В Ленинградском театре им. Кирова среди лучших ролей Улановой были Жизель в одноимённом балете А. Адана (1932) и Маша в «Щелкунчике» П. Чайковского (1934). Сцена сумасшествия Жизели стала вершиной трагедийного танца Улановой. Крупным артистическим успехом было создание ею образов Марии в «Бахчисарайском фонтане» Б. Асафьева (1934, балетмейстер Р. Захаров) и Джульетты в «Ромео и Джульетте» С. Прокофьева (1940, балетмейстер Л. Лавровский).

Во время блокады была эвакуирована в Алма-Ату, куда прибыла в 1942 году. Работала в труппе Казахского государственного академического театра оперы и балета, где танцевала партии Марии и Жизели, а также выступала в концертных номерах. В 1943 году ей было присвоено почётное звание «Народный артист Казахской ССР».

Ближе к окончанию войны, в 1944 году, Уланова была переведена работать в Большой театр. Сама она позднее говорила: «В Москву я никогда бы не переехала, да так власти распорядились, чуть ли не решение ЦК по этому поводу приняли». Уланова была ведущей балериной Большого театра до 1960 года. Здесь она также исполняла главные партии в балетах «Жизель», «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан» (1944), «Золушка» (1945), «Ромео и Джульетта» (1947), «Красный мак» (1949).

После окончания войны, в июле 1945 года, Галина Уланова впервые выступала в Вене, исполнив миниатюру «Лебедь», «Вальс» Рубинштейна и Седьмой вальс из «Шопенианы» (партнёр — В. Преображенский).

Уланова участвовала в первых зарубежных гастролях Большого театра в 1956 году в Лондоне. Она танцевала Жизель и Джульетту и имела триумфальный успех, равного которому, по свидетельству зарубежных специалистов, они не видели со времён Анны Павловой.

В 1960 году Уланова завершила свою артистическую карьеру. Её последним спектаклем стала «Шопениана». Свою сценическую деятельность балерина официально прекратила в 1962 году.

В 1960—1997 годах, вплоть до конца своей жизни, Уланова работала педагогом-репетитором в Большом театре. Среди её учеников — такие артисты, как Екатерина Максимова, Владимир Васильев (несмотря на то, что Уланова была «женским» педагогом, танцовщик подготовил под её руководством несколько партий), Светлана Адырхаева, Нина Тимофеева, Людмила Семеняка, Нина Семизорова, Малика Сабирова, Марина Колпакчи, Ирина Прокофьева, Алла Михальченко, Надежда Грачёва. Уланова работала также с солистами Парижской оперы, Гамбургского балета, Шведского королевского балета, Австралийского балета, артистами балетных трупп Японии.

В 1964 году была председателем жюри I Международного конкурса артистов балета в Варне (Болгария), а в 1969 году — I Международного конкурса артистов балета в Москве.

Умерла 21 марта 1998 года в Москве на 89-м году жизни и похоронена на Новодевичьем кладбище (участок № 5).

Личная жизнь

Все избранники Улановой были людьми искусства: концертмейстер Исаак Меликовский, режиссёр Юрий Завадский, актёр и режиссёр Иван Берсенев, художник Вадим Рындин. Все браки Улановой, кроме одного — с Юрием Завадским, были фактическими. Детей у неё не было.

Последние годы проживала вместе с журналисткой «Комсомольской правды» Татьяной Агафоновой, которую называла своей «приёмной дочерью».

У неё не было какого-либо хобби, побочных от профессии занятий. Но, конечно же, были пристрастия: «Природа для меня то же, что и музыка. Так же загадочна», — говорила балерина. «Раньше в Петербурге ходили конки. На лошадей одевали шторы, чтобы ничто их не отвлекало. Вот в таких „шторах“ я и проходила почти всю свою жизнь. Чтобы ничто не мешало ей работать, (думать о своей профессии). Самое комфортное для меня состояние — одиночество. Обычно я не подхожу ни к кому. Если подходят ко мне, начинают говорить о театре». Она любила животных.

Была строга к себе. Ранним утром — целый час своя зарядка, в которую были включены и балетные па. И на склоне лет её вес оставался тем же, что в артистические годы — 49 кг. Она всегда была элегантна, отличалась легкой изящной походкой.

Адреса

В Санкт-Петербурге

Жила на Гороховой в доме № 4. С 1926 по 1935 год жила в доходном доме Гиллерме по адресу Гороховая улица № 8 / Малая Морская улица № 13. В память об этом 21 июля 2011 года на фасаде здания была установлена мемориальная доска.

В Алма-Ате

В период эвакуации жила по адресу улица Кирова, дом № 140. В память об этом 12 июня 2003 года на фасаде здания была установлена мемориальная доска.ввиде памятника

В Москве

Жила с октября 1952 года в доме на Котельнической набережной № 1/15, корп. Б, кв. 316. В 1986 году переехала в кв. 185. В 2004 году здесь открылась её музей-квартира. 26 марта 2008 года на фасаде здания была установлена памятная доска.

О Г. С. Улановой

«Она — гений русского балета, его неуловимая душа, его вдохновенная поэзия».

«„Ты, Моцарт, — Бог, и сам того не знаешь“. Моя дорогая, прекрасная Галина Сергеевна, мне всегда хочется это Вам говорить. Мне хочется, чтобы Вы знали, что видеть Вас, Ваше искусство — это счастье высшее!»

«Галя, милая, чудная, богиня! Целую и обнимаю Вас».

«Дорогая Галина Сергеевна! Я со всё время мокрым лицом смотрел Вас вчера в „Золушке“ — так действует на меня присутствие всего истинно большого рядом в пространстве… Как удалось Вам извлечь пластическую и душевную непрерывность из отрывистого, условного и распадающегося на кусочки искусства балета. Я не собирался сказать Вам ничего, что было бы неизвестно Вам. Вам, естественно и заслуженно привыкшей к более сильным эпитетам и похвалам и более пространным признаниям. Старое сердце моё с Вами. Ваш

— Борис Пастернак».

«Дорогая Галя! Ты всегда кажешься даже мне замкнутой, словно прислушиваешься к чему-то, но ничто, я уверен, не ускользает от твоего внимания, от твоих глаз и души. Твой

— Юрий Завадский».

«Дорогая Галина Сергеевна! Когда Вы перестали танцевать, мы перестали ходить в балет. Случайно Вы об этом узнали, помните? И произнесли только одно: „напрасно!“ Сегодня мы снова ходим на балетные спектакли и радуемся успехам улановских учеников. Это редкий дар — суметь щедро, не оставляя секретов, передать накопленное… Но для нас Вы по-прежнему как живой идеал, который и сегодня, непостижимый, манит!»

«Искусство Улановой сочетает в себе чистоту стиля, совершенство классического танца с его глубокой психологической насыщенностью. Оно вырастает из чуткого и верного слушания музыки и органически раскрывает идейно-эмоциональное содержание партитуры, переведённое на язык пластических образов. В танце Уланова пытливо ищет и находит средства тончайшей выразительности в пределах специфики своего искусства и при всём богатстве и подвижности своей мимики никогда не прибегает к приёмам, заимствованным из драматического театра, что неизбежно разрушило бы целостность хореографического образа».

«Весь облик Улановой на сцене создаёт впечатление необычайной хрупкости, какой-то незащищённости, трогательной женственной слабости. Поэтому-то столько писалось и говорилось об элегичности, меланхоличности, „бестелесности“ искусства Улановой. Но если вглядеться внимательнее, то по мере развития её образов в этом хрупком и, казалось бы, таком беспомощном существе начинает ощущаться несгибаемая сила, героическое напряжение духа».

«Дорогая Галина Сергеевна! Никто никогда не спрашивал, как Вы танцевали. Спрашивали: „Уланову видел?“ Когда мы говорим по прошествии времени о малом поэте, мы говорим: „Он писал“, но о Пушкине „Пишет“. Искусство высокое не проходит. Вам никогда не быть в прошлом, но всегда — в настоящем и будущем».

«Уланова — это огромно, это душа искусства, сама поэзия, сама музыка».

«Я благоговею перед Улановой-художником и восхищаюсь Улановой-женщиной, обаятельной, изысканной, элегантной. Не всегда, и далеко не всем, удаётся это сочетать. Вы же остаётесь такой и в пылу работы, и после репетиций, изнуривших всех. Хорошо, что у нас есть Уланова, хорошо, что она у нас в театре. Одно её присутствие облагораживает. Думаешь о Вас, и согревается душа».

«Ещё когда я учился балету в Америке , Вы были для меня олицетворением русского балета. Больше, чем что бы то ни было другое, меня завораживала откровенная и искренняя человечность, которая сияла в Ваших глазах. Вы никогда не были просто балериной, поражающей своей виртуозностью. Именно Ваш незабываемый образ женщины вдохновил и направил меня на мой собственный творческий поиск. С глубоким уважением и величайшим восхищением я буду помнить балерину Уланову, а в душе мне всегда будет не хватать Вас!»

Награды и премии

  • Дважды Герой Социалистического Труда (16.05.1974; 01.01.1980)
  • Заслуженная артистка РСФСР (11 марта 1939)
  • Народная артистка РСФСР (1 июня 1940)
  • Народная артистка Казахской ССР (1943)
  • Народная артистка СССР (1951)
  • Сталинская премия первой степени (1941) — за выдающиеся достижения в области балетного искусства
  • Сталинская премия первой степени (1946) — за исполнение заглавной партии в балетном спектакле «Золушка» С. С. Прокофьева
  • Сталинская премия первой степени (1947) — за исполнение заглавной партии в балетном спектакле «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева
  • Сталинская премия второй степени (1950) — за исполнение партии Тао-Хоа в балетном спектакле «Красный мак» Р. М. Глиэра
  • Ленинская премия (1957)
  • Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (1997)
  • Четыре ордена Ленина (14.12.1953; 30.01.1970; 16.05.1974; 01.01.1980)
  • Четыре ордена Трудового Красного Знамени (11.03.1939; 27.05.1951; 15.09.1959; 27.10.1967)
  • Орден «Знак Почёта» (01.06.1940)
  • Орден Дружбы народов (22.08.1986)
  • Орден «Кирилл и Мефодий» I степени (Болгария) (1968)
  • Командор ордена Искусств и литературы (Франция) (1992)
  • Орден Парасат (1995, Казахстан)
  • Медаль «За оборону Ленинграда»
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «Для Финляндии» ордена Льва Финляндии (1958)
  • Премия и Золотая медаль ВДНХ (1971)
  • Премия Анны Павловой Парижской Академии танца (1958)
  • Премия Виотти (1959, Верчелли, Италия),
  • Премия Оскара Парселли «Жизнь ради танца» (1988, Милан)
  • Премия «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство» (1995)
  • Член-корреспондент Академии искусств ГДР (1959)
  • Почётный член Американской Академии искусств и наук (1961)
  • Почётный член зарубежных академий: Финляндия (1958), Бразилия (1986), КНР (1989), Венесуэла (1991)
  • Почётный гражданин Москвы (1997)

Фильмография

  • 1947 — «Солистка балета» — балерина Синельникова
  • 1951 — «Большой концерт», худож. фильм, СССР, Мосфильм, режиссёр В. Строева, цв, 102 мин. /Фильм схож с концертом и состоит, в основном, из оперных и балетных выступлений. Показаны фрагменты опер «Князь Игорь», «Евгений Онегин», «Иван Сусанин», балетов «Лебединое озеро» и «Ромео и Джульетта», в которых мастера с мировым именем играют самих себя
  • 1952 — «Концерт мастеров искусств», фильм-концерт, СССР, Ленфильм, режиссёры А. Ивановский, Г. Раппапорт, 83 мин. /Фильм-концерт с участием артистов оперы, балета и народного танца
  • 1953 — «Мастера русского балета» /Фрагменты балетов Бориса Асафьева «Бахчисарайский фонтан» и «Пламя Парижа», а также балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского
  • 1954 — «Ромео и Джульетта» — Джульетта
  • 1956 — «Жизель» — Жизель /Cпектакль ГАБТа на музыку А. Адана в постановке Л. М. Лавровского, дирижёр Г. Н. Рождественский, запись The Bolshoi Ballet In The Royal Opera House, Covent Garden — London
  • 1957 — «Большой балет» /The Bolshoi Ballet, 1957, режиссёр Пауль Циннер /Paul Czinner, Великобритания, 100 мин. /Танцевальные номера в исп. артистов ГАБТ; балет «Жизель», солисты Г. Уланова, Р. Стручкова, Н.Фадеечев
  • 1963 — «Галина Уланова» — ЦСДФ, 1963 г., 56 мин., режиссёры Л. Кристи и М. Славинская
  • 1964 — «Соберите Венеру», музыкальный фильм-спектакль, Мосфильм, по заказу Гостелерадио СССР, 1964 г., 37 мин., ч/б, режиссёр Ю. Сааков /Концертные номера звезд цирка и балета
  • 1972 — «Галина Уланова» — Передача из цикла «О балете», Главная редакция музыкальных программ ЦТ, эфир от 01 марта 1972 г., 51 мин., ведущий Б. Львов-Анохин, режиссёр Е. Мечерет. /Из цикла архивных передач «Ностальгия».
  • 1981 — «Мир Улановой» — ТО «Экран» ЦТ, документальный фильм, 1981 г., в 2-х сериях (1 ч 03 мин. и 1 ч.), режиссёры А. К. Симонов и В. В. Васильев.
  • 1997 — «Царская ложа. Галина Уланова» — РТВ, документальный фильм, 1997 г., 38 мин., автор и ведущая Г. Мшанская.
  • 1998 — «Памяти Улановой» — документальный фильм, 1998 г., 39 мин., режиссёр Н. С. Тихонов
  • 2004 — «Уланова навсегда» — ГТРК «Культура», документальный фильм, 2005 г., 39 мин., режиссёр Н. С. Тихонов
  • 2006 — «Как уходили кумиры. Галина Уланова» — ДТВ, документальный фильм, 2006 г., 43 мин., режиссёр Дм. Кужаров
  • 2008 — «The Best of the Bolshoi Ballet / Балет Большого театра в Лондоне» — Великобритания, документальный фильм, 2008 г., 1 ч 35 мин., режиссёр Пол Циннер / Paul Czinner
  • 2009 — «Галина Уланова. Одиночество богини» — ТК «Совершенно секретно», документальный фильм, 2009 г., 52 мин., режиссёр А. Коридзе
  • 2010 — «Мой серебряный шар. Галина Уланова» — ВГТРК, документальный фильм, 2010 г., 52 мин., автор и ведущий В.Вульф, режиссёр Е. Гудиева
  • 2010 — «Галина Уланова. Незаданные вопросы» — ГТРК «Культура», документальный фильм, 2010 г., 52 мин., режиссёры М. Денисевич, В. Спирин

Память

  • Документальные фильмы: «Галина Уланова» (ЦСДФ, 1963 год, режиссёры Л. Кристи и М. Славинская), «Мир Улановой» (ТО «Экран» ЦТ, 1981 год, режиссёры А. Симонов и В. Васильев).
  • В 1981 году в Париже в рамках организованного ЮНЕСКО торжественного вечера состоялась премьера балета «В честь Улановой» (хореография Владимира Васильева).
  • Парижский концертный зал «Плейель» 16 ноября 1981 года после реконструкции открывался торжественным вечером в её честь.
  • Астрономы Крымской астрофизической обсерватории Л. Г. Карачкина и Л. В. Журавлёва назвали открытый ими 14 октября 1982 года астероид в честь балерины (5421) Ulanova.
  • В Голландии был выведен сорт тюльпанов «Уланова».
  • Имя «Галина Уланова» присвоено ювелирному алмазу весом 164,70 карата, добытому в марте 1998 года на алмазной трубке «Удачная» в Западной Якутии и вошедшего в коллекцию из более чем 400 именных якутских алмазов, являющихся национальным достоянием России.
  • В 1998 году в Москве был создан Фонд имени Г. С. Улановой, его президентом является танцовщик Владимир Васильев.
  • Единственной балерине — ей при жизни были установлены памятники в Санкт-Петербурге на Аллее Героев Московского парка Победы (1984, скульптор М. К. Аникушин) и Стокгольме перед Музеем танца (1984, скульптор Е. А. Янсон-Манизер).
  • 12 июня 2003 года в Алма-Ате, на фасаде здания по улице Богенбай батыра (бывш. Кирова), д. 140 была установлена мемориальная доска в память о пребывании здесь Галины Улановой в период эвакуации.
  • В 1936 году на центральной аллее ленинградского ЦПКиО им. С. М. Кирова была установлена скульптура работы Е. А. Янсон-Манизер, изображающая Галину Уланову. В начале 1980-х скульптура была демонтирована для последующей реставрации. После реставрации 8 января 2004 года установлена в Санкт-Петербурге, во внутреннем дворике Академии русского балета им. А. Я. Вагановой.
  • В 2004 году в Москве в квартире жилого дома на Котельнической набережной, открылся мемориальный музей балерины.
  • 26 марта 2008 года на фасаде дома на Котельнической, в котором Уланова жила в течение 47 лет, была установлена памятная доска.
  • В мае 2009 года в Ломоносове появилась улица Галины Улановой
  • 1 декабря 2009 года Центральный Банк России объявил о выпуске в обращение памятной серебряной монеты номиналом в 2 рубля, посвящённой столетию со дня рождения Галины Улановой. Монеты выпущены тиражом 5000 штук и изготовлены из серебра 925 пробы, вес чистого металла 15,5 грамм (пол-унции). Несмотря на дату выхода, на монетах проставлена дата 2010 год.
  • В 2010 году в честь столетия со дня рождения Улановой прошли гала-концерты в Мариинском (8 января, «Мона Лиза русского балета») и Большом (16 января) театрах.

Мемориальная доска на Малой Морской

  • 21 июля 2011 года на фасаде дома 13/8 по Малой Морской улице (бывш. улица Гоголя) в Санкт-Петербурге, где Уланова проживала с 1926 по 1935 годы, была установлена мемориальная доска.
  • Имя Улановой носит самый большой репетиционный зал московского Большого театра, находящийся под крышей здания.
  • На монетах и почтовых марках
  • Реверс памятной монеты 2 рубля с портретом Улановой

  • Галина Уланова, марка России, 2000 год

Библиография

В хронологическом порядке по году первой публикации.

  • Iris Morley. Soviet Ballet. — London: Collins, 1945. — 77 с.
  • Сизова М. И. История одной девочки. — М.-Л.: Детгиз, 1946. — 112 с. — 30 000 экз., илл. К. Клементьевой; То же, дополн. — М.: Детгиз, 1959. — 176 с. — 100 000 экз., илл. А. Ермолаева; То же, дополн. — Киев: Дитвидав /Детгиз УССР, 1963. — 164 с., илл. А. Ермолаева
  • Голубов (Потапов) В. И. Танец Галины Улановой. — Л.: ВТО, 1948. — 172 с. — 10 000 экз.
  • Богданов-Березовский В. М. Галина Уланова. — М.: Искусство, 1949. — 192 с. — 10 000 экз.
  • Галина Уланова. — М.: Искусство, 1953. — 16 с. — 10 000 экз.
  • Львов-Анохин Б. А. Уланова. — М.: Искусство, 1954. — 32 с. — 10 000 экз.
  • Clarke Mary. Six great dancers: Taglioni, Pavlova, Nijinsky, Karsavina, Ulanova, Fonteyn. — London: Hamish Hamilton, 1957. — 190 с. — («Six Great» series).
  • Львов-Анохин Б. А. Лауреат Ленинской премии Галина Уланова. — М.: Знание, 1958. — 32 с. — 94 000 экз.
  • Богданов-Березовский В. М. Галина Сергеевна Уланова. — М.: Искусство, 1961. — 212 с. — 50 000 экз.
  • Fühmann F. Galina Ulanowa. — Berlin: Henschelverlag, 1961. — 84 с.
  • Albert E. Kahn. Days With Ulanova: A Unique Pictorial Portrait of the Great Russian Ballerina. — Dunfermline, UK: Simon & Schuster, 1962. — 235 с. — ISBN 10: 1125761059, 13: 9781125761052.; 2-е изд.: NY.: Simon and Schuster/Fireside, 1979. — 235 с. — ISBN 978-0671242947.; 3-е изд.: NY.: Kessinger Publishing, LLC, 2010. — 258 с. — ISBN 978-1169749405.
  • Sizova M.I. Ulanova. Her Childhood and Scooldays. — London: Adam & Charles Black, 1962. — 176 с.
  • Кан А. Дни с Улановой = Days With Ulanova. — М.: Изд-во иностр. лит., 1963. — 230 с.
  • Ilupina Anna. Ballerina: The Life and Work of Galina Ulanova. — Philadelphia, USA: Provident Publishing, 1964, 1965. — 94 с.
  • Львов-Анохин Б. А. Галина Уланова. — М.: Искусство, 1970. — 280 с. — (Жизнь в искусстве). — 50 000 экз.; 2-е изд.: М.: Искусство, 1984. — 350 с. — 50 000 экз.
  • Чернова Н. Ю. От Гельцер до Улановой. — М.: Искусство, 1979. — 240 с. — 25 000 экз.
  • «О прошлом память сохрани…» Сборник сценариев документальных телефильмов. — М.: Искусство, 1984. — 168 с. — 30 000 экз.
  • Черкасский Д. А. Записки балетомана. Пятьдесят лет в партере Кировского театра. — М.: «APT» («Артист. Режиссёр. Театр») СТД РФ, 1994. — 274 с. — 5000 экз. — ISBN 5-87334-001-3.
  • Дайняк А. А. Галина Уланова. — Минск: Литература, 1998. — 208 с. — (Жизнь знаменитых людей). — 11 000 экз. — ISBN 985-437-622-2.
  • Кравченко Т. Ю. Галина Уланова. — М.; Смоленск: Олимп; Русич, 1999. — 464 с. — (Женщина — миф). — 15 000 экз. — ISBN 5-7390-0677-5, 5-8138-0024-7.
  • Давлекамова С. А. Галина Уланова: Я не хотела танцевать. — М.: АСТ-Пресс, 2005. — 348 с. — (Звезды балета). — 5000 экз. — ISBN 5-94464-068-5.; 2-е изд.: М.: АСТ-Пресс, 2011. — 348 с. — (Звезды балета). — 3000 экз. — ISBN 978-5-462-01066-8.
  • Карташёва Е. А. Любимая моя Галина Сергеевна. — М.: Водолей Publishers, 2006. — 104 с. — 500 экз. — ISBN 5-902312-74-4.
  • Гаевский В. М. Галина Уланова. — М.: Мир энциклопедий Аванта +, Астрель, 2010. — 128 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-98986-347-1, 978-5-271-26376-7.
  • Тарасов Б. Как создавалась легенда. Тайна Галины Улановой. — Р-на-Д.: Феникс, 2010. — 288 с. — (Аллея звезд). — 2500 экз. — ISBN 978-5-222-17707-5.
  • Потапурченко З. Н., Бубнова А. П. Галина Уланова. — М.: Русский язык. Курсы, 2010. — 40 с. — (Золотые имена России). — 1000 экз. — ISBN 978-5-88337-224-6. — приложен DVD с записью танцев балерины, 17 мин.
  • Ковалик О. Г. Галина Уланова. — М.: Молодая гвардия — (серия «ЖЗЛ»), 2015. — 559 с. — 4000 экз. — ISBN 978-5-235-03811-0
  • Бенуа С. Галина Уланова. Одинокая богиня балета. — 2-е. — М.: Алгоритм, 2017. — 222 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-906914-24-8.

Примечания

  1. 1 2 Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #118763490 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
  2. идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.
  3. Encyclopædia Britannica
  4. SNAC — 2010.
  5. Уланова Галина Сергеевна // Большая советская энциклопедия: / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
  6. 1 2 Дважды Герой Социалистического Труда Уланова Галина Сергеевна :: Герои страны
  7. Фонд Улановой: ученики Улановой
  8. «Слиянье чувства с прелестью телесной…»: 8 января — 100 лет со дня рождения Г. С. Улановой (1910—1998) — русской балерины
  9. Анатолий Стреляный. Ваши письма. 5 июля, 2014. Дата обращения 6 июля 2014.
  10. Из мемуаров Каретниковой о любовнице Улановой журналистке Агафоновой: У Тани был роман с главредом газеты, зятем Хрущева, Аджубеем / Гордон
  11. Доходный дом страхового общества «Саламандра».
  12. Доходный дом Гиллерме — Дом Ротина.
  13. Полвека на высоте: квартира Галины Улановой на Котельнической набережной. РБК Недвижимость. Дата обращения 9 декабря 2018.
  14. 1 2 Емельянова-Зубковская Г. Жизель: XX век, Петербург. — Санкт-Петербург: Композитор, 2007.
  15. Фаина Раневская. Фонд Улановой: мастера об Улановой.
  16. Алексей Толстой. Фонд Улановой: мастера об Улановой.
  17. Борис Пастернак. Фонд Улановой: мастера об Улановой.
  18. Юрий Завадский. Фонд Улановой: мастера об Улановой.
  19. Нина Дорлиак, Святослав Рихтер. Фонд Улановой: мастера об Улановой.
  20. Богданов-Березовский В. М. Галина Сергеевна Уланова. — М.: Искусство, 1961. — С. 14. — 212 с. — 50 000 экз.
  21. Львов-Анохин Б. А. Галина Уланова. — М.: Искусство, 1970. — С. 18. — 280 с. — (Жизнь в искусстве). — 50 000 экз.
  22. Ираклий Андроников. Фонд Улановой: мастера об Улановой.
  23. Елена Образцова. Фонд Улановой: мастера об Улановой.
  24. Джон Ноймайер. Фонд Улановой: мастера об Улановой.
  25. О присуждении премий Президента Российской Федерации в области литературы. Дата обращения 15 февраля 2013. Архивировано 26 февраля 2013 года.
  26. Галина Сергеевна Уланова. Биографическая справка. РИА Новости (20100108T0540+0300Z). Дата обращения 9 декабря 2018.
  27. Памятник Улановой Г. С.
  28. Танцовщица (Галина Уланова) на главной аллее ЦПКиО
  29. Легенды петербургских садов и парков. Елагин остров
  30. В доме на Котельнической набережной открыта мемориальная доска в память балерины Галины Улановой. СИТИ-FM (26.03.2008). Дата обращения 21 июля 2011. Архивировано 19 февраля 2012 года.
  31. В Москве увековечили память прославленной балерины Галины Улановой. Первый канал (26.03.2008). Дата обращения 21 июля 2011. Архивировано 19 февраля 2012 года.
  32. В Петербурге открыли мемориальную доску Галине Улановой. Interfax-Russia.Ru (21.07.2011). Дата обращения 21 июля 2011.
  33. Мемориальную доску Галине Улановой открыли под музыку Прокофьева. БалтИнфо.ru (21.07.2011). Дата обращения 21 июля 2011. Архивировано 19 февраля 2012 года.

Сообщение об Улановой Галине

Галина Уланова – это великая российская балерина, прима. Она была знаменита во всем мире, и во всем мире ее знают и помнят до сих пор. Прожила знаменитая актриса балета почти 90 лет – родилась в начале 20-го века и умерла на пороге нового тысячелетия. Большая известность пришла к Улановой еще в юности.

Галина Уланова родилась в семье балетных артистов Мариинки в Петербурге. Девочка не хотела заниматься балетом, но заставляли родители. Девочка часто плакала, не любила занятия и сначала не блистала талантами. Но выбора у послушной дочки не оставалось, и балетные тренировки продолжались. Лишь лет в 14-15 педагоги поняли, что Галя – не просто даровитая, а возможно, гениальная ученица.

Конечно, выступала Уланова на сцене прославленных и Большого, и Мариинского театров. Звания, титулы, премии и награды сыпались на нее звездопадом, всех их просто не счесть. Это награды и звания не только российские, но и многих стран, многие международные.

Выступала Галина Сергеевна Уланова в балетах «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетте», «Спящей красавице». Также среди ее балетных спектаклей «Жизель», «Красный мак», «Бахчисарайский фонтан», «Пламя Парижа», «Золушка» и «Щелкунчик», и многие-многие другие. Галина Сергеевна, как и прочие балерины, должна была уйти на пенсию в 40 лет, но не мыслила жизни без балета, поэтому продолжала карьеру в балете, поддерживала себя в форме, удивительно красиво танцевала, будучи уже в возрасте. На пенсию Уланова ушла уже в возрасте за 50 лет.

Галина Уланова, как и ее родители, много преподавала балет, будучи уже знаменитой артисткой. Ученицы заменяли ей дочерей – ведь детей у Улановой, как у большинства великих балерин того времени, не было – они пожертвовали материнством ради искусства балета.

Сообщение о Галине Улановой 5 класс кратко расскажет Вам много интересной информации о жизни и творчестве известной балерины, настоящей легенды советской сцены.

Галина Уланова биография кратко

Будущая звезда балета родилась в городе Санкт-Петербурге26 декабря 1909 года в семье известного балетного режиссера Сергея Уланова. Путь девочки на сцену начался в 9-летнем возрасте. В 1918 году она поступает в Петроградское хореографическое училище. Сначала она занималась под руководством матери, а потом ее учительницей стала балерина Агриппина Ваганова. После окончания обучения в 1928 году выпускной балет Галины был высоко оценен критиками и педагогами. После получения диплома девушку приняли в Ленинградский театр оперы и балета (Мариинский театр).

После первых выступлений на сцене балета талантливая танцовщица привлекла к себе внимание не только простых зрителей, но и известных критиков. В 19-тилетнем возрасте, в 1929 году, Уланова получает первую главную роль в постановке «Лебединое озеро». Далее последовало множество ролей на сцене. Самые известные балетные партии танцовщицы: Маша в «Щелкунчике»,Жизель в одноименной постановке, Мария в «Бахчисарайском фонтане». Самой яркою ролью Галины Улановой была роль Джульетты вадаптациипьесы Шекспира. После исполнения партии она стала настоящей звездой.

После войны балерину практически насильно отправляют работать в Москву в Большой театр. Здесь ей присудили многочисленные награды и звания Народной артистки РСФСР и Советского союза. Артистка вела активную гастрольную деятельность. Так, в 1942 году Галина Уланова работала в Алма-Ате, в Казахском государственно академическом театре оперы и балета. Спустя 3 года выступает в Вене, Лондоне и Стокгольме, Париже и Софии.

Галина Уланова вклад в культуру сделала огромный. Она вознесла российский балет на новый международный уровень. За границей ее принимали тепло и с овациями. Ее по праву называли символомроссийскогоисоветского балета. За яркие выступления она была удостоена болгарского Ордена «Кирилла и Мефодия», Ордена Льва Финляндии, французского Ордена Искусств и литературы, итальянской премии Виотти. Балерина имела звание почетного члена академий искусств разных стран: Бразилии, Венесуэлы,КНР, США, ГДР.

Талантливая балерина с 1944 года по 1960 год жила и выступала в Москве. По окончанию карьеры Галина Уланова стала работать педагогом. Ее учениками в разные годы были Людмила Семеняка,Екатерина Максимова,Нина Семизорова, Нина Тимофеева и другие. Заслуги танцовщицы настолько велики, что в ее честь выпустили почтовую марку. Она участвовала в разных международных конкурсах и творческих фестивалях и, где работала членом жюри и педагогом. За период карьеры успела сняться в 6-ти фильмах.

Умерла балерина 21 марта 1998 года в Москве на 89-м году жизни.

Галина Уланова интересные факты

  • Галина Уланова была замужем 3 раза. Ее мужья были деятелями искусства. Она состояла в отношения с Юрием Завадским (режиссер), Иваном Берсеневым (актером), Вадимом Рындиным (художником).
  • У балерины не было детей.
  • Любила долго гулять и ухаживать за животными.
  • До самой смерти Галина Уланова была в прекрасной физической форме.
  • В последние месяцы жизни она стала писать воспоминания. Но, после ее смерти не нашли ни записок, ни фотографий. Очевидно, что артистка сожгла их.
  • Первый и последние спектакли за ее участия были одинаковыми – «Шопениана».
  • Самая титулованная балерина за всю историю отечественного балета. Одна из величайших балерин XX столетия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *