Актриса Смирнова Лидия

Из-за Лидии Смирновой мужчины теряли головы и работу

В школе Таирова ей дали этюд: у нее болит голова, а тут звонит возлюбленный, приглашая в театр. «Как же я справилась? — рассказывала Лидия Смирнова. — Сначала жутко стонала, показывая, что моя голова раскалывается от боли. Потом слушала трубку и спрашивала: — А в какой театр? — И восклицала: — Ах, в Камерный! Ну конечно, пойду. Это же самый лучший театр! Там такие великолепные актеры… — И перечислила всю приемную комиссию».

Ее приняли всюду. Но Смирнова выбрала студию Таирова — она была ближе к дому. А вскоре ее позвали сниматься в кино — в комической мелодраме Корш-Саблина «Моя любовь», музыку к которой написал знаменитый Дунаевский.

В 1941 году муж Сергей Добрушин ушел на фронт и пропал без вести. А с Дунаевским завязался страстный роман. Влюбленный композитор не скупился на проявления чувств — из родного Ленинграда он бомбардировал Смирнову письмами и телеграммами — по нескольку ежедневно. Такое же количество посланий он требовал в ответ. Переписка так изматывала ее, что порой Смирнова посылала на почту приятеля — артиста Шишкина, чтоб тот сам что-нибудь сочинил и отправил от ее имени. Молодой девушке льстило внимание «Шани» (Дунаевский подписывал свои письма прозвищем Штрауса из популярного фильма «Большой вальс», который вышел на экраны одновременно с «Моей любовью»), ей нравилось получать роскошные букеты. Но когда маэстро сделал ей предложение, Смирнова отказала — не хотела расставаться с мужем и терять романтического любовника. Дунаевский оскорбился, и роман был закончен. Композитор так и не простил актрисе этого отказа. Накануне смерти Дунаевского Смирнова встретила его в прибалтийском кафе. Когда оркестр неожиданно заиграл песенку из «Моей любви», Смирнова благодарно помахала музыкантам. «Вы думаете, они вас узнали? — вместо приветствия насмешливо промолвил Дунаевский, подсаживаясь к ее столику. И самодовольно добавил: — Это я им заказал».
Во время войны Смирнова уехала в эвакуацию в Алма-Ату, где снималась в фильме «Она защищает Родину». Как раз к 1941 году начала складываться ее карьера киноактрисы, и военный период был для нее самым плодотворным.

Варя Бурмина и партизанка Фенька, защитница Ленинграда Варя Маркина из «Морского батальона» и латышка Илга в «Сыновьях», Женя Буслаева в «Большой жизни» и председатель колхоза Мария Степановна в «Новом доме» — вместе с этими героинями взрослела и сама Лидия Смирнова и старалась с каждой ролью передать возмужание характера, душевную красоту и стойкость русских женщин.

Режиссер фильма «Она защищает Родину» Фридрих Эрмлер и оператор Владимир Рапопорт во время съемок соперничали в борьбе за благосклонность актрисы, которой в казахской столице жилось бедно — одно время Лидия Николаевна даже голодала. А Эрмлер и Рапопорт получали лауреатские пайки. Однажды в комнату к Смирновой, которая соседствовала с Верой Марецкой, пришел Эрмлер, принес коптилку и два отварных яйца в качестве презента: «Вот вам свет и еда». Тут распахнулась дверь, влетел Рапопорт, выложил на стол все пятьдесят штук аналогичного продукта из пайка и молча удалился. После чего Марецкая многозначительно обронила: «И ты еще думаешь? Тот так и будет всю жизнь носить по два яйца всмятку, а этот отдаст все, что имеет».

В Алма-Ате Смирнова едва не погибла от эпидемии тифа. А когда чудом выздоровела, Рапопорт выхаживал ее, заново учил ходить, пек яблоки, вывозил в горы. Актриса уверяет, что Рапопорт, ставший вторым мужем, был для нее всем — папой, мамой, целым миром. Своими увлечениями Смирнова принесла ему немало боли, временами в глазах общественного мнения он выглядел безропотным страдальцем, а она — вероломной ветреницей. Когда за роман со Смирновой был уволен из Театра киноактера главный режиссер Лев Рудник, безумно влюбленная актриса ходила в ЦК его защищать и едва не уехала в Ростов, куда сослали опального режиссера. Узнав, что клявшийся в вечной любви Рудник ей изменяет, Смирнова нашла в себе силы с ним порвать. Она сделала все возможное, чтобы вернуть мужа, и прожила с ним до конца его жизни. Когда Рапопорт смертельно заболел, Лидия Николаевна сделала невозможное: вместо трех лет, отпущенных ему медиками, он прожил тринадцать — стараниями жены.

В середине 50-х Смирнова, наконец, встретила «своего» режиссера — Константина Воинова, в чьей дебютной короткометражке «Сестры» (в прокате — «Две жизни») Лидия Николаевна проявилась совершенно по-новому. После череды лиричных героинь она сыграла вульгарную буфетчицу, которая приезжает в родную деревню похвастать красивой городской жизнью и с изумлением догадывается, что деревенские ее жалеют. Впоследствии, за малым исключением, она играла практически во всех фильмах, снятых Воиновым.

Здесь и драматические роли в картинах «Трое вышли из леса» и «Рудин» (по роману И.С. Тургенева), и комедийные роли в картинах «Дача», «Ссуда на брак» и «Шапка» (по сатирической повести В. Войновича). Особо следует выделить роль свахи в картине «Женитьба Бальзаминова» (по пьесам А.Н. Островского) и роль Москалевой в картине «Дядюшкин сон» (по повести Ф.М. Достоевского), отличающиеся неожиданной гротескной манерой исполнения. За участие в фильме «Приют комедиантов», где она снималась вместе с Воиновым, также сыгравшим главного героя (это его последняя работа в кино), актриса была награждена премией «Киношок» в номинации «Специальная премия оргкомитета за 1995 год».

Еще на съемках их первого фильма Воинов увлекся актрисой, да и Смирновой нравилось состояние влюбленности. Но Константин Наумович не умел жить двойной жизнью и рассказал обо всем Рапопорту, оставил жену и дочь, поселился в коммуналке и стал ждать, что его муза к нему присоединится. Однако выяснилось, что возлюбленная готова его навещать, но мужа не покинет.

У неё всегда были неплохие организаторские способности, и актриса всегда искала им применение.

Сначала Смирнова была депутатом райсовета, потом Моссовета. Избиратели записывались к ней на прием задолго, знали, что она всегда поможет — кому нужно было достать место в больнице, кому квартиру, а кому и ребенка в школу устроить. Как лауреату Сталинской премии ей был доступен любой министр, любое учреждение. Список ее наград и должностей едва ли не такой же обширный, как ее фильмография. Лидия Николаевна была членом правления советско-японского общества, председателем актерской секции Союза театральных деятелей. Народная артистка СССР, она награждена Орденом Октябрьской Революции, Орденом Трудового Красного Знамени, Орденом «Знак Почета» и многими медалями.

Лидия Смирнова снималась практически до конца своей жизни. Последние ее фильмы — «Наследницы» и «Наследницы: ответный удар» датированы 2001 и 2005 годами.

В последние годы актриса чувствовала себя одинокой, жалела, что у нее нет детей:

«Особенно тяжело, когда возвращаешься домой после гастролей, — писала она в своей книге «Моя любовь». — Там успех зрительский, тебя приласкали, хорошо встретили и проводили, там твои товарищи, с которыми ты работала. И вот приезжаешь домой, открываешь дверь — и пустая квартира, ни кошки, ни собаки, никого… Человека часто спрашивают, как бы он прожил, если бы начал жизнь сначала. О, я бы, конечно, родила. Это закон жизни, женщина призвана родить… Я столько матерей сыграла, а в жизни не пришлось испытать чувство материнства. Зато с моими зрителями я чувствую себя человеком. Зрительскую любовь ничем не заменишь. Иду по улице, еду в метро, меня узнают, говорят: «Вы — наша любимая». У меня на глазах слезы. Признаются: «Вы — наша родная».

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников

Любвеобильная. Все мужчины Лидии Смирновой

Смолоду Лидия Смирнова увлекалась спортом и однажды на лыжне встретилась взглядом с НИМ. Молодой человек немедленно «навострил лыжи» в направлении румяной барышни с ямочками на щеках. Он оказался журналистом, полиглотом и первым из мужчин, кто захотел на ней жениться. Всем хорош был Сергей, да только не оценил нового Лидочкиного увлечения. Та бросила работу экономиста и пошла учиться в студию при Камерном театре, но — увы! — муж неизменно засыпал, едва начинающая артистка принималась оттачивать на нем монолог Федры.

Между тем девушка была принята в труппу Таирова и сразу получила роль. А вскоре ее позвали сниматься в кино — в комической мелодраме белорусского режиссера Корш-Саблина «Моя любовь», музыку к которой написал знаменитый Дунаевский. Это было начало 40-х, надвигалась война. В 1941-м Сергей Добрушин ушел в ополчение. Его часть попала в окружение и была вынуждена срочно отступать. Позже друзья рассказали, что Сергей вернулся за забытым планшетом — и исчез. Пропал без вести… Перед отъездом на фронт он предупредил жену, что, если будет изувечен, она его не увидит. И на протяжении всей долгой жизни Лидию Николаевну преследовало чувство, будто ее первый мужчина где-то рядом и пристально наблюдает за творческими порывами и романтическими художествами милой женушки.

Несносный влюбленный

Пример Дунаевского показывает, сколь несносен истинный влюбленный в проявлениях своего возвышенного чувства. После съемок «Моей любви» композитор вернулся в родной Ленинград и оттуда подверг дебютантку массированной «бомбардировке»: ежедневно она получала письмо и одну-две телеграммы. Влюбленный требовал такого же количества ответных эпистол. Эта переписка так изматывала девушку, что порой, не в силах выжать из себя ни строки, она посылала на почту приятеля — артиста Шишкина, чтоб тот сам сочинил и отправил от ее имени любовные послания.

Смирновой нравилось получать от композитора цветы и навещать его в роскошной гостинице, когда тот наведывался в Москву. Но шанс стать женой живого классика она по легкомыслию недооценила. Когда маэстро решился сделать предложение, девушка отказала. Дунаевский невероятно оскорбился. Роман дал трещину и вскоре заглох.

Вечная любовь

Во время войны Смирнова уехала в эвакуацию в Алма-Ату, где снималась в фильме «Она защищает Родину». Режиссер Фридрих Эрмлер и оператор Владимир Рапопорт (бывший муж Зои Федоровой) соперничали в борьбе за благосклонность жизнерадостной хорошенькой актрисы. Между тем нетитулованным лицедеям жилось в казахской столице довольно скудно, одно время Лидия Николаевна даже голодала. А Эрмлер и Рапопорт получали лауреатские пайки. Однажды в комнату к Смирновой, которая соседствовала с Марецкой, пришел Эрмлер, принес коптилку и два отварных яйца в качестве подарка: «Вот вам свет и еда». Тут распахнулась дверь, влетел Рапопорт, выложил на стол все пятьдесят штук аналогичного продукта из пайка и молча удалился. После чего Марецкая многозначительно обронила: «И ты еще думаешь? Тот так и будет всю жизнь носить по два яйца всмятку, а этот отдаст все, что имеет».

К вопросу о любви истинной и мнимой добавим, что в Алма-Ате Смирнова едва не погибла от эпидемии тифа. А когда чудом выздоровела, Рапопорт заново учил ее ходить, пек яблоки, вывозил в горы, где клал голову любимой с остатками волос себе на колени, смазывал керосином и счищал мертвые гниды прямо ногтями (иначе было невозможно). При этом он не уставал твердить слова любви… Как ни странно, даже такие активные самодостаточные женщины, как Лидия Николаевна, нуждаются в чувстве защищенности. И Рапопорт оказался единственным из поклонников, кто обеспечил ей психологический комфорт. Недаром актриса уверяла, что второй муж стал для нее всем — папой, мамой, целым миром. Своими увлечениями Смирнова принесла Рапопорту немало боли, временами в глазах общественного мнения он выглядел безропотным страдальцем, она же — вероломной ветреницей. И все-таки в главном она его не предала. Когда муж смертельно заболел, Лидия Николаевна сделала невозможное: вместо трех лет, отпущенных ему медиками, ее стараниями Рапопорт прожил целых тринадцать.

Успела спастись

Если Лидия Смирнова влюблялась, то в большинстве случаев ухитрялась все же не терять головы и контролировать ситуацию. Но однажды она встретила некоего Льва Рудника. Это был прирожденный плейбой с задатками альфонса. Рудник прибыл из Ленинградского БДТ, где осчастливил своей благосклонностью не менее дюжины актрис и был уволен «за моральное разложение». После того как завязался громкий роман со Смирновой, та же участь постигла Льва Сергеевича и в Театре киноактера, где он служил главрежем. Шикарный мужчина вылетел из руководящего кресла, приземлившись в городе Ростове.

В театре Смирнову возненавидели, поскольку Рудник был профессионалом и артисты предвкушали перспективу, а тут — на тебе: аморалка. Преданный Рапопорт вернулся в родной Ленинград. Плюс ко всему Смирнова, которой Рудник клялся в вечной любви, узнала, что ее ненаглядный беззастенчиво ходит на сторону.

Вся эта фантасмагория закончилась разговором с его постоянной любовницей — та рассказала Лидии Николаевне, как Рудник в течение 30 лет регулярно к ней возвращался, она же продавала имущество, чтобы его содержать. Нашу героиню отрезвили слова этой женщины: «Пока не погибли, спасайтесь». И она спаслась.

«Свой» режиссер

В середине 50-х Смирнова наконец встретила «своего» режиссера. И, конечно, уже не отпустила. Это был Константин Воинов, в чьей дебютной короткометражке «Сестры» (в прокате – «Две жизни») Лидия Николаевна проявилась совершенно по-новому. После череды трепетных героинь она сыграла вульгарную буфетчицу, которая приезжает в родную деревню прихвастнуть перед родственниками красивой городской жизнью да пофлиртовать с чужими мужьями. И с изумлением начинает догадываться, что ее существование никчемно, что деревенские ее жалеют. Словом, состоялась безусловная победа, наметился новый поворот в карьере актрисы. И хотя в дальнейшем Воинов снимал Смирнову отнюдь не в каждом своем фильме, шесть-семь раз она у него сыграла.

Воинов увлекся Смирновой, да и ей самой нравилось состояние влюбленности — казалось, оно придает особый стимул и очарование творчеству. Одна беда: Константин Наумович не переносил лжи, не умел жить двойной жизнью. И рассказал обо всем Рапопорту.

Однако возлюбленная не собиралась покидать мужа. И хотя всю дальнейшую жизнь режиссер и актриса поддерживали добрые отношения. Воинов, похоже, ее отказа так и не простил…

Расплата за ошибки

Любвеобильность, свойственная актрисе, возможно, связана с тем, что ребенком Смирнова испытала шок, узнав, что ее родители — не родные, а приемные. Родственники держали Лидочку в черном теле, подвергая выволочкам и тотальной системе запретов. Сиротская потребность в родительской любви и ласке сублимировалась в бессознательное желание нравиться всем подряд. Любой ценой (прежде всего кокетством) девочка стремилась «заслужить» внимание, нежное отношение посторонних людей. Характерно, что всякий, на кого не удавалось произвести впечатление, ее глухо раздражал. Возможно, именно поэтому, даже разлюбив в свое время Рапопорта, Смирнова его не покинула…

По материалам Интернета

Лидия Смирнова — биография

Лидия Смирнова — советская российская актриса театра и кино, Народная артистка СССР, Лауреат Сталинской премии. Активно снималась в самых разных фильмах: драма, комедия, детские и пр.

Лидия Смирнова родилась в феврале 1915 года в городе Мензелинске, республике Татарстан. Ее родители не имели отношения к искусству, отец был военнослужащим, а мама учительницей. Родилась она в очень сложный период, прямо перед революцией. Отец погиб, он воевал на стороне белых. Также из биографии Лидии известно, что погиб ее младший брат в младенческом возрасте. Мать не вынесла таких испытаний, она лишилась рассудка и вскоре умерла в психиатрическая лечебнице.

Фото: Лидия Смирнова

Наверное, она была бы обречена стать беспризорницей, если бы ее не отыскали родственники и не забрали к себе в Тобольск. Вскоре семья переехала в столицу, и девочка начала обучаться в хореографическом училище при Большом театре, проявляя хорошие способности.

Она всегда оставалась грациозной, стройной, сохранив это на всю жизнь. Она мечтала о карьере артистки или балерины, но тяжелые годы диктовали свои правила. В результате после окончания школы она подала документы и поступила в обычный промышленно-экономический техникум. После его окончания проработала в Управлении авиапромышленности, где оценили ее неуемную энергию, обаяние, способности. Ее направили в авиационный институт, чтобы получить высшее образование по этой специальности. Надо сказать, что тогда высшее образование для женщин вообще было редкостью, а если девушку целенаправленно направляли в такой престижный и типично мужской ВУЗ, это означало, что характер у неё железный.

Начало творческой карьеры

Несомненно, с таким поразительным упорством и настойчивостью девушка смогла бы сделать карьеру в любой области, даже в авиастроении. Но, как часто и бывает, в дело вмешался случай. Она уже была студенткой авиационного института, но вдруг узнала, что объявляется набор в театральное училище. Об этом она совершенно случайно узнала на улице.

Фото: Лидия Смирнова в молодости

Взвесив все аргументы, она решила кардинально изменить свою жизнь и подала документы сразу в несколько студий. К ее большому удивлению и невероятной радости она везде прошла по конкурсу, покорив приемные комиссии своим обаянием и артистизмом. В результате она выбрала студию при Камерном театре, навсегда ушла из промышленности, авиастроения. После окончания обучения она работала на сцене Камерного театра, приглашали ее и другие храмы искусства.

Кинокарьера

Ее первый кинематографический опыт относится к 1938 году, она снялась в комедии «Новая Москва». Роль была очень крохотной, ее даже не указали в титрах.

Интересно, что когда она училась в театральном училище при Камерном театре, то к ним часто заглядывали режиссеры, чтобы выбрать студентов для маленьких ролей или для массовки. Однако ее редко утверждали на кинороли, не сразу рассмотрев в ней потрясающий талант.

Ее часто спрашивали о том, почему она выбрала училище при Камерном театре, ведь она успешно прошла испытания во ВГИК и Вахтанговское училище. Уже тогда ВГИК был известным на всю страну, став лучшим кинематографическим ВУЗом. Но Лидия

Смирнова со свойственной ей простотой пояснила, что выбрала она училище при Камерном театре, потому что оно находилось ближе всего к ее дому.

Заинтересовались ей режиссеры немного позже, в 1938 году. «Моя любовь» — первая картина, которая сделала артистку по-настоящему знаменитой. До сих пор этот фильм считается классикой зарождающегося советского кинематографа, его изучают искусствоведы, артисты. Участие в этом фильме сделало хрупкую девушку с бездонными голубыми глазами настоящей звездой. Этот фильм демонстрировали в кинотеатрах повсюду. Даже несмотря на то, что телевизоров у людей в то время не было, картину посмотрели очень многие, она была одной из самых успешных в советских кинотеатрах. К сожалению, вскоре началась война и ситуация кардинально изменилась. Сократился объем выпускаемых лент значительно, плюс, многие артисты, режиссеры ушли на фронт.

Военный и послевоенный период творчества

Актриса всё равно продолжала сниматься. Даже в этот сложный период режиссеры находили для неё роли, поскольку она идеально воплощала типаж красивой русской девушки с глубоким внутренним миром. Конечно, меняется жанр фильмов. Комедии, лирические постановки уходят на второй план, а на первое место выходят фильмы политизированные, военные. Например, она снялась в драмах «Парень из нашего города» и «Она защищает Родину».

Такие фильмы были призваны поддержать боевой дух. От актеров требовалась поразительная самоотдача, и это тоже был их существенный вклад в великую победу. Возможно, если бы не выпускались такие жизнеутверждающие картины, то люди бы, и солдаты в том числе, потеряли боевой дух.

Актриса снималась активно, после победы она тоже появлялась на экране. Например, психологическая драма «Трое вышли из леса». Это известная картина, которая повествует о войне, о жизни партизан. Все они погибают в лесу от рук фашистов, и это кажется обычным. Однако впоследствии к чекистам поступает документ, подтверждающий, что партизаны погибли по наводке, из-за предательства. Начинается длительное расследование с детективным уклоном, и в итоге чекистам удается выяснить, кто предал советских партизан.

Также она снималась и в фантастическом политическом фильме «Серебристая пыль». Этот фильм рассказывает о том, как несправедливо устроено американское общество, обреченное на поражение. В картине можно видеть типичных американских дельцов, капиталистов, стремящихся получить прибыль и поработить мир. Да, чувствовалось приближение холодной войны, отношения между СССР и США накалились, что в полной мере проявилось и в кинематографе.

Немного позже пошли более легкие фильмы «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» и «Женитьба Бальзаминова». Конечно, они тоже требовали значительной отдачи, но они уже не были столь политизированными, а кино наконец-то стало возвращаться к своим истокам. Но актриса прекрасно вписывалась в любой формат, именно поэтому ее так ценили режиссеры. Снималась она со многими известными артистами, например, Георгием Вициным и другими.

Особенности творческой карьеры

Первый фильм в фильмографии датируется 1938 годом, а последний 2005. Актриса снималась без перерыва. 90-ые годы, конечно, внесли свои коррективы. Плюс, стоит учитывать, что в это время актриса была пожилой. Но даже в 90-ые годы ее пригласили в три проекта: «Дом», российский комедийный мини-сериал, «Приют комедиантов» и «Шапка».

Снималась актриса и в 2000-ые годы, правда всего лишь в трёх работах: «Идеальная пара», «Наследницы» и «Наследницы 2». Последние годы жизни актриса активно снималась в сериалах, впрочем, такая участь ожидала и других советских артистов. Доставались ей весьма небольшие роли милых старушек, но всё-таки, это давало Лидии Николаевне ощущение востребованности в профессии, что так важно для актера.

Она любила повторять, что чем сложнее роль, тем интереснее над ней работать. Актриса никогда не искала лёгких путей в кинематографе, но она полностью отдавалась своим ролям, анализировала их, стремилась по-настоящему глубоко передать характеры героев, их внутренний мир. И это получалось отлично.

Интересно, что актриса умерла в 2007 году, но активно снималась и в весьма пожилом возрасте, когда ей было уже под 90 лет. Это своеобразный актёрский рекорд, побить который может, разве что Владимир Зельдин, проживший более 100 лет и игравший в театре вплоть до своей смерти.

Многих людей интересует личная жизнь актрисы. Да, Лидия Смирнова всегда была красивой, искрометной женщиной, устоять перед обаянием которой было невозможно. В числе поклонников значится композитор Исаак Дунаевский, с которым у неё был роман. Однако выйти за него замуж она не решилась. Также она встречалась с Валерием Ушаковым, капитаном парохода «Кубань».

Фото: Лидия Смирнова и ее муж

Однако мужем актрисы в итоге стал журналист Сергей Добрушин. К сожалению, война внесла свои планы. Молодой человек ушел на фронт добровольцем и пропал без вести где-то под Смоленском.

Очень сложно актриса переживала эту утрату, она всячески пересекала любые попытки мужчин оказать ей знаки внимания. Но у неё были ярые поклонники, которые стремились во что бы то ни стало завоевать ее сердце. Например, Владимир Рапопорт, который стал вторым мужем. Он был режиссером, оператором, но впоследствии он умер, однако жили супруги совместно очень недолго. Вдовой она стала снова в 1975 году и больше не выходила замуж. Но известно, что у неё были романы с режиссером Львом Рудником, Михаилом Калатозовым.

Актриса всегда любила путешествовать, отличалась легким характером. Она объехала весь СССР, а после его распада ей удалось посетить почти три десятка других стран, хотя возраст ее был весьма почтенным. Она проявляла большой интерес к балетным постановкам, ведь когда-то и сама мечтала стать балериной, занималась танцами.

Известно, что актриса дружила с Фаиной Раневской, с которой они даже проживали в одном подъезде.

Звезда умерла в 2007 году в пансионате для пожилых людей «Никольский парк». Это случилось, когда ей было почти 93 года. Впоследствии режиссеры неоднократно снимали фильмы о ней, о творческой карьере, личной жизни, также были опубликованы и ее мемуары, из которых можно было узнать о творчестве и о личной жизни, романах с известными мужчинами.

Избранная фильмография

  • 1938 — Новая Москва
  • 1942 — Парень из нашего города
  • 1943 — Она защищает Родину
  • 1953 — Серебристая пыль
  • 1958 — Трое вышли из леса
  • 1962 — Тишина
  • 1963 — Секретарь обкома
  • 1973 — Дача
  • 1979 — Пена
  • 1982 — Предчувствие любви
  • 1990 — Шапка
  • 1995 — Приют комедиантов

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

>Лидия Смирнова

Детство и юность

Родилась Лидия в Татарстане, в семье офицера и учительницы. Но через два года после ее рождения в стране произошла революция. Отец Лиды пропал без вести на гражданской войне (он сражался на стороне Колчака). В тот же период погиб и младший брат девочки. От пережитых потерь мама потеряла рассудок, попала в психиатрическую больницу, где в скором времени скончалась.

Актриса Лидия Смирнова

Смирнова практически стала беспризорницей, но ее разыскал родной дядя и взял к себе на воспитание в город Тобольск. В 20-е годы семья переехала в Москву, где Лидия стала учиться в хореографическом училище при Большом театре, но после школы поступила в промышленно-экономический техникум.

По окончании учебного заведения девушку направили в Главное управление авиапромышленности, где она, впрочем, проработала недолго, так как по направлению стала студенткой авиационного института.

Лидия Смирнова

Так бы и сложилась судьба Смирновой такой же, как у миллионов ее соотечественниц, если бы однажды, когда она училась на втором курсе вуза, ей на улице не сообщили о наборе в театральное училище. Рассмотрев этот вариант, Лидия подала документы на несколько столичных актерских факультетов и, к своему удивлению, прошла на все. В итоге будущая звезда окончила студию при Камерном театре, стала служить на этой сцене, а затем играла и в других московских театрах.

Фильмы

Первый опыт работы с кинокамерой Лидия Смирнова получила в 1938 году в комедии «Новая Москва». Правда, ее роль была незначительной, и имя девушки даже не указали в титрах. А вот следующая лента, вышедшая через два года, сделала ее знаменитой на всю страну. Лирическая музыкальная комедия «Моя любовь» до сих пор входит в летопись лучших отечественных фильмов.

Лидия Смирнова в фильме «Моя любовь»

Вскоре началась война, многие хорошие артисты и режиссеры ушли на фронт. Тем не менее, в нескольких картинах Смирнова успела сняться и в тот тяжелый период. Особенно выделяются военные драмы «Парень из нашего города» и «Она защищает Родину». После великой победы Лидия снялась в лирической комедии «Новый дом», фантастическом политическом фильме с элементами детектива о загнивающем западе «Серебристая пыль», психологической драме «Трое вышли из леса».

Лидия Смирнова в фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»

Немного позднее талант раскрылся в комедиях «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» и «Женитьба Бальзаминова». Вообще нужно отметить, что Лидия Смирнова всегда была разноплановой актрисой, прекрасно исполнявшей роли любого амплуа. В ее репертуаре и главные и второстепенные персонажи, положительные и отрицательные образы, романтические натуры и волевые расчетливые дамы.

Нельзя не отметить целый цикл кинофильмов о милиционере Федоре Анискине, который ведет деревенские расследования. Сначала Смирнова снялась в первой части сериала, которая называлась «Деревенский детектив», а затем появилась во всех остальных картинах – «Анискин и Фантомас», «Возвращение сына», «И снова Анискин».

Лидия Смирнова в сериале «Наследницы»

Лидия Николаевна была чуть ли не единственной актрисой сталинского периода, которая оказалась востребована и в 90-е годы, и в 21 веке. Она снималась в комедии «Приют комедиантов», мелодраме «Идеальная пара», политической драме «Тоталитарный роман», трагикомедии «Шапка». Последней ролью великой актрисы стала эпатажная старушка Ираида Антоновна в двух сезонах сериала «Наследницы».

Личная жизнь

Лидия Смирнова была весьма эффектной женщиной, поэтому она привлекала множество мужчин и ее личная жизнь оказалась более чем бурной. Из множества ярких поклонников до первого замужества актрисы выделялся легендарный композитор Исаак Дунаевский. Он буквально заваливал девушку цветами и подарками, несколько раз делал ей предложения, но каждый раз получал отказ.

Лидия Смирнова и Исаак Дунаевский

В тот же период времени у Лидии был роман с капитаном парохода «Кубань» Валерием Ушаковым. Но замуж она вышла за другого мужчину – журналиста Сергея Добрушина. К сожалению, их брак не был долгим – супруг добровольцем ушел на войну, где вскоре под Смоленском пропал без вести.

Смерть супруга Лидия Смирнова, находившаяся в эвакуации в Алма-Ате, переживала очень трудно. Она прерывала все попытки ухаживать за собой, хотя таковых было очень много. Особенно выделялись своей активностью режиссер Фридрих Эрмлер и оператор Владимир Рапопорт.

Лидия Смирнова и Владимир Рапопорт

Именно второй из них спустя время смог сломить холодность актрисы и женился на ней. Как признавалась в своих мемуарах Смирнова, она не любила мужа, имела множество романов на стороне, но преданность Владимира, его забота о ней, когда женщина болела тифом, не позволяли ей подать на развод. Более того, когда у Рапопорта была диагностирована смертельная болезнь, Лидия Николаевна использовала свою известность, чтобы добиться наилучшего лечения, и продлила мужу жизнь на 15 лет.

Овдовев второй раз в 1975 году, больше актриса замуж не выходила. Тем не менее, ее бурная личная жизнь продолжалась. У нее были краткосрочные романы с режиссерами Львом Рудником и Михаилом Калатозовым, а вот со сценаристом Константином Воиновым Лидия Смирнова была близка в общей сложности около 40-ка лет.

Лидия Смирнова и Константин Воинов

Интересы Лидии Николаевны не ограничивались работой и амурными похождениями. Она очень любила путешествовать. Советский союз она исколесила вдоль и поперек, а также побывала в 28 других странах. Актриса собирала куколок в национальных костюмах, и ее коллекция насчитывала несколько сотен экземпляров. Кроме того, женщина регулярно посещала балетные представления и очень хорошо разбиралась в классической музыке. Лучшей подругой Смирновой была актриса Фаина Раневская, с которой она жила в одном подъезде.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *