Актриса Наталья рудная личная жизнь дети

Юбилей 12 декабря отметил бы Виталий Соломин. Тот самый рассудительный доктор Ватсон из сериала о Шерлоке Холмсе. Нерешительный, но обаятельный Вадим из «Зимней вишни». Со стороны Соломин казался человеком с очень мягким характером, простодушным, спокойным. Но в жизни он кардинально отличался от своих персонажей. В нем буквально кипели страсти. Мы попросили коллег вспомнить Виталия Мефодьевича.

Запретил жене сниматься

Когда выпускник читинской школы Виталий Соломин решил ехать в Москву учиться на артиста, отец похвалил его за смелость: «Все правильно, сын. Падать — так с белого коня!»

Однако Соломин не только не упал, а, наоборот, «въехал на белом коне» сначала в Щепкинское театральное училище, где на него сразу же обратили внимание, а затем и в большое кино, подарившее ему признание, а еще… жену.

Первые роли в фильмах «Женщины», «Старшая сестра» вмиг вознесли Соломина на пьедестал любимца публики. А в личной жизни актеру сначала не везло — брак с молодой актрисой Натальей Рудной быстро распался и принес разочарование.

Александр Адабашьян: В Виталии Соломине чувствовалась надежность

00:00 00:00

— Я пригласил Виталия Соломина попробоваться в свой фильм «Городской романс», — рассказал «КП» режиссер Петр Тодоровский. — Главная роль была у молодой симпатичной девушки Маши Леонидовой — непрофессиональной актрисы, но прекрасно прошедшей пробы. Ей сразу же понравился Соломин. Мария хотела сниматься именно с ним. Но Виталия я не утвердил. Его лицо показалось слишком добрым. Однако, хотя Соломин не снимался, он постоянно появлялся на площадке — в Одессе. В съемочной группе говорили, что Виталий после проб сам позвонил Леонидовой, назначил свидание. И потом приезжал к Марии. По окончании съемок, просто как в кино, они поженились и прожили в браке всю жизнь.

Сегодня вдова Соломина Мария вспоминает, что Виталий ухаживал за ней с шиком: цветы, рестораны, шумные компании.

— Меня, совершенно неискушенную тогда девушку, поразило, как шикарно он за мной ухаживал. Я вообще очень задержалась в своем развитии. В 20 лет выглядела не больше чем на 16. Меня не пускали в рестораны, не продавали спиртное… Как потом выяснилось, это стало основным плюсом для меня как для кандидатки в жены Виталия, — рассказывает Соломина.

По возвращении со съемок в Москву Соломин предложил Марии заехать по пути в загс подать заявление. В тот же день они стали законными мужем и женой — оказалось, актер заранее уговорил служителей Гименея расписать их не откладывая — он должен был срочно уехать. И действительно уехал с победным видом. На съемки. Вечером того же дня…

Первый год их брака они жили в разных городах: Виталий — в Москве, Мария — в Ленинграде. Затем Соломину от Малого театра дали комнату, куда он перевез жену. По словам Марии, ревнивый муж запретил ей сниматься. Аргументы прозвучали так: «Станешь сниматься — нужно будет куда-то ехать. В поездах женщин мало, а мужчины настырны. Целое купе актрисе никто не купит, а значит, чтобы я был спокоен, мне придется доплачивать за три места из своих денег. Дальше — поселят тебя в гостинице. Вечером выйти никуда нельзя — красивая женщина, одна. Да и было бы ради чего сниматься — платят копейки, а выкладываться приходится по максимуму…» Одна за другой у Соломиных появились на свет две дочки, так что Мария погрузилась в семейные заботы, не жалея, что отказывается от предложений ролей.

Сыграла она только вместе с мужем в одной из серий «Шерлока Холмса» по рассказу «Пестрая лента».

А вот Соломин был не так погружен в семейную жизнь. По иронии судьбы Виталий Мефодьевич испытал в жизни переживания своего героя из «Зимней вишни». Его роман на стороне оказался настолько серьезным, что жена поставила его перед выбором — любовница или семья. «Тогда он сказал: «Я должен подумать». Эта фраза прозвучала как лезвие», — вспоминала Мария Соломина.

Актер тогда не ушел, но все равно влюбился снова. В Малом театре знали про длительную связь Соломина с молодой актрисой Светланой Амановой, известной по фильму «Спортлото-82». Сама Аманова назвала себя «его музой». Мария Соломина знала и про нее. «Какая умная у меня жена», — написал актер в своем дневнике.

Виталий Соломин признавался, что в юности зачитывался Конан Дойлем, обожал Ватсона.

— Почему вы решили снимать в роли напарника Холмса именно Виталия Мефодьевича? — спросили мы режиссера «Шерлока Холмса» Игоря Масленникова.

— Я смотрел альбом с фотопробами и увидел актера с наклеенными такими английскими армейскими усами. Это просто вылитый Конан Дойль! Вокруг мне все говорили — что вы его берете, это русское лицо… Да ничего подобного, лицо абсолютно северного англичанина или шотландца, из Эдинбурга, откуда и сам Конан Дойль.

«Бэрримор — дурак!»

— Виталий отличался непростым характером, — рассказал «КП» актер и режиссер Александр Адабашьян. — Но мы открыли друг друга на съемках «Собаки Баскервилей». Было очень весело. Придумали с Виталием, что Бэрримор, которого я играл, глухо ненавидит Ватсона, который всеми командует. Ватсон отвечает ему взаимностью. Поэтому овсянки я всем клал по две-три ложки, а Ватсону — этого в кадре нет — брезгливо маленькую такую плюхал посреди тарелки.

Герой Соломина время от времени записывал что-то в своей записной книжечке. И я, проходя мимо, видел: там было крупно три раза выведено: «Бэрримор — дурак…»

Виталий с Никитой Михалковым поспорили, кто из них смешнее крепко выпивших джентльменов сыграет. Они так увлеклись, кто кого переиграет, что это уже практически выходило за лимит и метража, и кадра. Съемочная площадка сотрясалась от хохота. Чтобы как-то остановить соревнующихся, объявили ничью. Оба были при этом абсолютно трезвы… Соломин придумывал много своего для фильма. В эпизод, когда Ватсона, пере­одевшегося в костюм кюре, узнали из-за рыжих усов, добавил мелочь: спешно прикрыл усы подвернувшейся под руку книгой и бочком удалился. И фраза: «Ну, знаете, Холмс!» — пошла от него…

Нелегкое счастье Виталия Соломина (13 фото + видео)


Виталий Соломин и Мария Леонидова
Характерный актер Виталий Соломин уверенно завоевывал сердца зрителей своими ролями. Рассудительный доктор Ватсон соперничал по популярности с бесхарактерным ловеласом Вадимом из «Зимней Вишни». В какой-то момент он стал похож на своего нерешительного героя, обманывающего супругу. Только в реальной жизни его жена не захотела играть роль жертвы, ей хватило мудрости, терпения и любви, чтобы сохранить семью и вернуть едва потерянное счастье.

«Городской романс»

Виталий Соломин, 60-е годы.
Первый брак обаятельного актера распался после того, как он уличил свою супругу Наталью Рудную в измене. Он ушел из дома с одним чемоданом и твердо решил не связывать себя узами брака ближайшие десять лет. Но как можно было сдержать данное самому себе слово, если на съемочной площадке «Городского романса» тебя встретила милая, наивная и очень светлая девушка? Виталий Соломин, конечно же, влюбился.

Мария Соломина.
Но юная Мария Леонидова понравилась не только ему, но еще и режиссеру фильма Тодоровскому. Соломина не утвердили на роль, на его место взяли Евгения Киндинова. Однако Соломин не собирался сдаваться. Несмотря на то, что Мария симпатизировала именитому режиссеру, Виталий продолжал ухаживать за необыкновенной девушкой. Он летел к ней в каждую свободную минуту между гастролями и съемками, он дарил цветы и пел серенады.
Летом 1970 года в Одессе, где проходили съемки фильма, началась эпидемия холеры. Из города никого не выпускали и в город тоже нельзя было приехать. Актер стал писать возлюбленной трогательные и очень нежные письма.

Мария Леонидова в фильме «Городской романс».
А потом была скромная свадьба в Ленинграде, куда Соломин вырвался буквально на несколько дней. Правда, бракосочетанию Марии Леонидовой и Виталия Соломина предшествовал ультиматум, поставленный актером. Наученный горьким опытом первого брака, он запретил своей супруге сниматься, поставив ее перед выбором: или он или карьера актрисы. Девушка сомневалась совсем недолго. Тем более, что она и не помышляла о кино до своей случайной уличной встречи с ассистентом режиссера. Она училась в Мухинском училище, собиралась стать художником. Мария выбрала семью, и они расписались.
Непростое счастье

Виталий Соломин.
Целый год они жили в разных городах: Виталий в Москве, а Маша – в Ленинграде. Но затем разлука стала совершенно невыносима, юная супруга перевелась в текстильный институт в Москве. Жили они в общежитии, где у них часто собирались веселые компании. Но Виталий как-то резко переменился. Он часто погружался в себя, мог за сутки не проронить и слова. Мария расстраивалась и приставала к мужу с расспросами, на что он честно отвечал, что ее он уже обаял.

«Прыжок с крыши», 1977.
В 1973 году в семье Соломиных родилась Анастасия. Через несколько лет Виталий Мефодьевич позволил супруге сняться в фильме «Прыжок с крыши», где тоже был задействован. Правда, эта картина не имела успеха, но начало было положено. Следующая роль Марии в ленте «Двое в новом доме» едва не привела к разрыву. Соломин приревновал супругу к ее партнеру по фильму, красавцу Александру Абдулову. После чего он выдвинул условие, при котором она могла сниматься, но только вместе с ним. В 1979 она сыграет роль сестер Стоунер в «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона».

Актеры Виталий Соломин и Василий Ливанов в семейном кругу, 1982 г.
Виталий Соломин был очень ревнив страшно, мог не пустить жену домой ночевать, если она после работы засиделась в кафе с подружкой. Сам же актер пользовался благосклонностью женщин, у него завязывались отношения во время гастролей или на съемочной площадке.

Терпение, мудрость, прощение

Терпенье и прощенье.
До Марии доходили слухи о его романах. Даже не слухи, а детальное описание его увлечений. Роман мужа с актрисой Еленой Цыплаковой стал для молодой женщины настоящим ударом. Она не ожидала подобного испытания. Было больно, почти невыносимо. И тут уже она предложила мужу выбирать, потому что жить в неопределенности она просто не могла. Измученная ревностью, она закатывала истерики, выясняла отношения, даже начала выпивать. И продолжала любить своего мужа.
Увлечение Виталия Светланой Амановой жена актера перенесла менее экспрессивно, но незаживающие рубцы остались в ее сердце навсегда. Она простила, потому что любила его. Сам же Соломин увидел в нерешительности и эмоциональности Марии ее мудрость и принял окончательное решение остаться в семье. После этого он очень не любил, когда в интервью ему задавали вопросы о его прошлых отношениях. С удовольствием он рассказывал только об одной женщине — своей Машеньке.
Виталий Соломин с дочкой Елизаветой.
В 1984 году у Соломиных родилась вторая дочь – Елизавета. Несмотря на свою слабость по отношению к красивым женщинам, свою семью Виталий Соломин любил беззаветно. Здесь он был непререкаемым авторитетом, а еще – любящим, заботливым и очень внимательным отцом. Он не отказывался прийти в школу, где училась его младшая дочь, и провести урок по Чацкому, роль которого так блестяще играл в театре. Мог явиться по вызову учителя, несмотря на свою сумасшедшую занятость в спектаклях и съемках. Часто жесткий и нетерпимый по отношению к другим, с дочерьми актер был мягким и нежным.
Виталий Соломин с женой Марией и дочками Настей и Лизой.
В детстве актер был лишен праздников, слишком сложное было время, когда он рос. Зато с удовольствием устраивал праздники для своих любимых женщин: жены и двух дочерей. Новый год был временем чудес. Он с удовольствием занимался покупкой елки, сам обзванивал друзей и знакомых, приглашая их на праздник. Писал сценарии для домашних сценок, увлеченно выбирал для них костюмы. А вот 8 марта не признавал категорически и в этот день покупал цветы только для своей мамы, у которой этот праздник совпадал с днем рождения.
Виталий Соломин с женой Марией и дочкой Елизаветой.
Он не был сентиментальным человеком, Виталий Соломин. И никак не проявлял на людях своих чувств по отношению к жене. Но однажды, когда ей предстояла операция, дочь застала его у окна в слезах. Он и через годы любил свою Машеньку. Он был благодарен ей за женскую мудрость и безграничное терпение, которые сохранили их брак. И каждый день он благодарил судьбу за встречу с этой удивительной женщиной.
Боль потери
Виталий Соломин с женой и детьми.
Виталий Соломин завидовал Андрею Миронову, который скончался прямо на сцене, и будто сам напророчил себе судьбу. Он играл в спектакле «Свадьба Кречинского», когда вдруг у него стал заплетаться язык, перестали слушаться левые рука и нога. Виталий Соломин доиграл до конца первый акт, но как только закрылся занавес, он потерял сознание. Скорая помощь забрала его в институт Склифософского. Целый месяц семья жила надеждой. Они верили и молились о его здоровье. Но даже операция не смогла вернуть его к жизни. 27 мая 2002 года ушел великий актер. Мария не находила в себе сил жить дальше без любимого. А потом он начал ей сниться, будто бы приходил утешить ее…

Виталий Соломин с коккер-спаниелем Ромой.
Их счастье не было простым и безоблачным. Их едва не разметал в разные стороны океан страстей. Но пройдя с достоинством все испытания, они продолжали любить друг друга пылко и страстно, как в юности. Все наносное в их жизни со временем отпало. Осталась только любовь.

Несмотря на то, что Народный артист РСФСР, актёр Виталий Соломин известен российским телезрителям по многим успешным ролям в кино и на театральной сцене, он особенно полюбился всем за роль друга и биографа легендарного британского сыщика в знаменитом телесериале «Шерлок Холмс и доктор Ватсон». Он был влюблённым в свою профессию человеком и однажды выразил желание закончить свою жизнь на сцене. Причиной смерти Виталия Соломина стал инсульт.

Он родился в 1941 году, в Чите, в музыкальной семье: родители преподавали музыку. С детства учился игре на фортепиано. В 1959 году, после окончания школы поступил в Высшее театральное училище имени Щепкина, которое уже успел окончить его старший брат – известный актёр Юрий Соломин. На театральную сцену Виталий вышел уже на втором курсе училища и прекрасно зарекомендовал себя режиссёрам, поэтому, сразу же после выпуска был принят в труппу Малого театра. Свои первые роли – Чацкого в «Горе от ума», Хлестакова в «»Ревизоре», Астрова в «Дяде Ване», Соломину посчастливилось сыграть в самом начале карьеры.

Дебютом в кино стала для актёра роль Боярцева в драме «Улица Ньютона, дом 1», затем он был замечен и оценен зрителями в роли Жени в фильме «Женщины». В целом творческая карьера Виталия Соломина в кино складывалась ничуть не хуже, чем театральная. За 40 лет работы в этой сфере актёр снимался более чем в 70 проектах и 4 из них были сериалами. Если роли в фильмах «Бабье царство», «Даурия», «Летучая мышь», «Сибириада», «Зимняя вишня» и других, добавляли ему популярности, то роль доктора Ватсона принесла любовь многих поколений телезрителей на долгие годы.

Затребованность Соломина в киноиндустрии дополнялась успехами его театральной деятельности: в театре он работал много, очень успешно и плодотворно. В начале 70-х годов он начал пробовать свои силы как режиссёр и ему это великолепно удавалось. В родном театре Соломин поставил «Живой труп» Льва Толстого и «Мой любимый клоун» по повести Василия Ливанова. Позже, после 2-хлетней отлучки из малого театра, он вернулся с массой новых идей и сил, чтобы стать режиссёром пьесы «Дикарка» Алексея Островского, спектакля «Иванов» по произведению Чехова, мюзикла «Свадьба Кречинского» по пьесе Сухово-Кобылина и сыграть в них главные роли.

В жизни Виталий Соломин отличался от большинства своих героев: он был замкнутым, молчаливым и даже угрюмым. Однажды он полушутя сказал, что завидует Андрею Миронову, умершему на сцене и, как говорят, накликал свою беду. В апреле 2002 года, во время первого акта пьесы, коллеги даже решили, что он пьян: у Соломина стал заплетаться язык. А это был удар, который парализовал актёру левую руку и ногу. Виталий Мефодьевич доиграл акт и упал после занавеса. Его срочно отвезли в больницу. Соломин перенёс операцию в клинике Склифософского и целый месяц находился под наблюдением врачей. Актёру даже стало лучше, но ненадолго. В конце мая 2002 года он скончался во сне. Сказались последствия инсульта – вот почему умер Виталий Соломин на 61 году жизни.

Он похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы.

2943 Просмотров

Ностальгический клуб любителей кино .

В этот день 27 мая 2002 года ушел из жизни всеми нами любимый артист и лучшей на свете доктор Ватсон Виталий Соломин.

Младшая дочь Виталия СОЛОМИНА Елизавета: «Герой «Зимней вишни» совершенно на отца не похож. Слабый, безвольный — полная папина противоположность…»

Слева направо: старшая дочь Соломина Анастасия с мужем, Виталий Мефодьевич с внуком Федей, жена Мария, на переднем плане — младшая дочь Лиза

Лиза Соломина — студентка пятого курса режиссерского факультета ВГИКа, младшая дочь Виталия Мефодьевича Соломина. Когда-то в их доме на плечах одного мужчины лежала забота о трех женщинах — жене Марии, дочерях — Анастасии и Елизавете… Пять лет назад семья осиротела. Артисту стало плохо прямо на сцене Малого театра, где он в тот вечер играл свой любимый спектакль — «Свадьбу Кречинского». В клинике Склифосовского, куда Соломина сразу же доставили, за его жизнь боролись лучшие врачи, но увы. Виталию Мефодьевичу шел всего 61-й год…
Елизавета утверждает, что именно духовная связь с отцом, которую не прервала даже смерть, помогает ей работать и жить.

Алла ПОДЛУЖНАЯ
Специально для «Бульвара Гордона»

«ВО ВРЕМЯ СПЕКТАКЛЯ ПАПА БРОСИЛ АРТИСТАМ В КВАШЕНУЮ КАПУСТУ ТАРАКАНА»
— Лиза, вы воспитывались в такой творческой семье. В детстве у вас было желание заниматься чем-то, кроме театра, кино?
— В школе, когда мне учителя говорили: «Ты будешь артисткой!», я всегда протестовала. Дома мне никто ничего не навязывал, была предоставлена полная свобода выбора. Я думала и в медицинский поступать, и в иняз, но потом это как-то отмелось само собой.
Год проучилась в МГУ, на факультете искусства, но потом мне там стало скучно. После папиной смерти наступил тяжелейший период. Прийти в себя помогло то, что я поступила во ВГИК. Мой выбор был сделан скорее интуитивно, но сейчас я уже понимаю, что поступила правильно.
— Признайтесь, дверь в режиссуру вам открыла папина фамилия?
— Когда я принесла документы во ВГИК, даже не знала, что курс будет набирать Игорь Масленников. Никто из однокурсников мне не верит, но это так. Конечно, у Игоря Федоровича свои ассоциации с нашей фамилией, потому что он снимал и «Зимнюю вишню», и «Шерлока Холмса» с папиным участием… Но никакой предварительной договоренности с ним не было — он увидел меня на творческом туре.
Когда меня уже приняли (я была вторая по баллам), мама решила позвонить Игорю Федоровичу, чтобы поблагодарить за содействие. Он сказал: «Меня не за что благодарить, Лиза поступила сама». Мне были очень приятны такие слова, потому что не хочется пользоваться папиной фамилией — наоборот, я надеюсь, что сама из себя что-то представляю. Мама скептически поначалу относилась к моей затее заниматься режиссурой, но после того, как в кинотеатре посмотрела мой курсовой фильм, стала больше в меня верить.
— Одно дело — пользоваться фамилией, другое — гордиться…
— Я очень горжусь своей фамилией и обожаю своего отца! Он для меня идеал человека. Я очень ценю его и как актера, и как режиссера. Он сам всего добился, приехав в Москву никому не известным мальчиком из Читы, и ненавидел все эти преемственности: чья-то дочь, чей-то сын… Отец никогда никуда не ходил за меня просить, не пристраивал, не устраивал и меня так воспитывал.
И все же очень приятно, когда узнают мою фамилию и говорят: «А вот я с вашим папой работал, снимался». Все рассказывают, какой он был чудесный человек. Меня это трогает до слез: так хорошо, что у людей остались о нем только добрые воспоминания.

«В Ленинграде к маме прямо на улице подошла ассистентка Петра Тодоровского и пригласила на пробы «Городского романса». Кадр из фильма

— В Малый театр на спектакли с папиным участием вы часто ходили?
— Обязательно на премьеры, но и потом с удовольствием спектакли смотрела. Любила «Иванова», «Дикарку». На «Свадьбу Кречинского» ходила раз 15, знала все наизусть и каждый раз плакала в конце. В «Свадьбе» есть момент, когда герои едят квашеную капусту… Папа однажды купил в Магазине смешных ужасов пластмассового таракана и подбросил его в капусту. Когда артисты это мерзкое насекомое заметили, растерялись: настоящий — не настоящий, но играть-то все равно надо, спектакль идет… Папа за кулисами умирал со смеху, а актеры с трудом довели сцену до конца.
«ОТЕЦ СКАЗАЛ МАМЕ: «ЕСЛИ БУДЕШЬ СО МНОЙ, АКТРИСОЙ НЕ СТАНЕШЬ»
— Вы, конечно, знаете историю знакомства папы с мамой?
— Это наша семейная легенда. Шла мама по Ленинграду (она там училась в Мухинском училище), молоденькая, хорошенькая девушка. И к ней прямо на улице подошла ассистентка режиссера Петра Тодоровского, пригласила на пробы фильма «Городской романс». Мама пришла, и ее сразу утвердили. Ее партнером должен был быть папа, который тогда уже работал в Малом театре и снимался. Он приехал из Москвы, но потом его почему-то с роли сняли и утвердили Киндинова. К счастью, к тому времени родители уже познакомились и даже влюбились друг в друга. Какое-то время они жили на два города, потому что оба снимались, а потом мама переехала в Москву. Поселились они вначале в общежитии.
— Мама продолжила свое образование или решила стать актрисой?
— Она перевелась в Московский институт, окончила дизайнерский факультет. Дело в том, что папа ей сказал: «Если будешь со мной, актрисой не станешь». Она на это с любовью ответила: «Хорошо, Виташенька». Правда, в двух фильмах все-таки снялась вместе с папой: в «Шерлоке Холмсе» и в «Сильве». Но, надо сказать, мама особо не рвалась в кино. Если бы актерство было целью ее жизни, может, она бы спорила, и родители как-то бы договорились.
— С мнением отца в семье считались?
— Его слово было законом. Ничего не оспаривалось, да в этом и не было нужды. Для меня отношения родителей — идеал любви, супружества. Они прожили всю жизнь вместе и сохранили настоящие чувства. Я поздний ребенок, вот у Насти детство было походное: ее таскали с собой на гастроли, в поездки, так как не с кем было оставить… У меня же осталось впечатление стабильности.
Когда уже я родилась (у нас с сестрой разница — 11 лет), родители просто были одним целым. Мама хорошо знала характер отца: когда его можно о чем-то спрашивать, когда нужно помолчать… У него было очень переменчивое настроение, мог буквально за две минуты развеселиться или разозлиться, разнервничаться, крайне темпераментный был человек.
— Он бывал несдержанным, мог сорваться, накричать?

«Для меня отношения родителей — идеал любви и супружества. Они прожили вместе жизнь и сохранили настоящие чувства»

— На своих — никогда! За все время, помню, он раза два или три повысил на меня голос, и причины для этого были серьезные. Папа никогда не кричал, мог один раз стукнуть кулаком по столу или сказать таким тоном, что после этого не имело смысла спорить.
Но буквально через две минуты его настроение менялось. Он хотел помириться и вообще, очень нас любил, всех троих. Готов был все, что угодно, для нас сделать и буквально нянчился с нами. Всегда говорил: «Боже! Три женщины! И только один мужчина, Ромка, меня поддерживает!». Ромка — это наша собака. Это уже потом внуки-мальчики появились.
— Как он вас называл ласково?
— Он всех нас называл одинаково — Рыбочка. Наверное, боялся перепутать имена… Еще говорил: «Душа моя».
— А сына хотел?
— Знаю, что хотел… Когда мама была беременна мной, они ждали мальчика, специально не делали УЗИ и все отмечали нужную форму живота. Я родилась ночью, в грозу, и все надеялись, что будет мальчик, но появилась я… Мама написала папе из роддома: «Она так похожа на тебя…». В то время папа ставил «Живой труп» и назвал меня в честь героини.
Он всегда пытался найти во мне что-то особенное, говорил: «Из тебя что-то получится», — всячески меня поддерживал. Когда в школе я была самой маленькой в классе, он восхищался: «Ой, как я люблю миниатюрных женщин!». А когда я вдруг вымахала, радовался: «Как хорошо, что ты такая высокая и даже выше мамы!».
«ПАПА ПРИХОДИЛ ПОСЛЕ СПЕКТАКЛЯ: «БРОСАЙ ВСЕ, ПОШЛИ НА КАТОК!». МЫ ШЛИ НОЧЬЮ И КАТАЛИСЬ»
— Отец дома расслаблялся или, наоборот, уходил в себя?
— У нас в доме много балагурили. Бывало, папа приходил после спектакля, подхватывал маму на руки, и они начинали танцевать. Придумывали розыгрыши, он звонил знакомым, говорил разными голосами, а мама подсказывала, что нужно сказать. Могли поздно вечером понаприглашать друзей, и дома образовывалась шумная компания. Не было такого, чтобы просто сидели за столом. Обязательно что-то изобретали, переодевались, песни пели, устраивали танцы… В общем, было весело.
Бывало, сижу, делаю ненавистные уроки, тут приходит папа после спектакля и говорит: «Бросай все, пошли на каток!». И мы с ним ночью шли и катались втроем с нашей собакой. Из школы я всегда спешила домой, потому что мне было интереснее с родителями и их друзьями, чем со сверстниками.
— Куда-нибудь всем вместе удавалось поехать отдыхать?
— Это было не так часто. Папа не любил море, он был белокожий и плохо переносил жару. Ездили за город на природу, иногда в Сочи, были в Италии. Но провести, например, вместе целое лето никогда не удавалось из-за его огромной занятости.

«Это элементарно, Ватсон». Василий Ливанов и Виталий Соломин в фильме «Шерлок Холмс и доктор Ватсон»

— Как же вы решились при такой загрузке завести собаку?
— Я в детстве очень хотела щенка, и когда мне было лет шесть, папа сделал мне сюрприз и подарил Ромку. И хоть это был подарок для меня, пес больше всех любил папу. Я приехала от бабушки из Ленинграда, дома меня встречает загадочный папа, с таким хитрым и веселым взглядом, и довольная Настя. Вдруг из комнаты выползает щенок… Отец очень любил делать сюрпризы. Ромка прожил у нас долго, а умер через год после папы.
— Кто из вас с сестрой больше на него похож?
— Считается, что я похожа на папу, а Настя на маму. А вот Федя, Настин младший сын, и лицом, и осанкой, какими-то ужимками очень похож на деда. Настя за это его просто обожает.
— Виталий Мефодьевич баловал внуков?
— Он радовался, что, наконец, в семье появились мальчишки. Они и на рыбалку вместе ходили, и что-то строгали, мастерили. В основном с Кириллом, старшим сыном, Федька еще маленький был. Папа был в восторге, когда они на дачу приезжали, обязательно что-то придумывал, затевал поход с внуком. Папа его обожал, считал, что у Кирилла есть актерские задатки, на своем юбилее в театре он придумал для него номер.
С ним всегда было весело. Помню, однажды я собиралась на какую-то встречу, разоделась в пух и прах, нацепила на себя все, что могла… Пришла к маме и спрашиваю: «Ну как?». Мама посмотрела озадаченно: «Или надо что-то снять, или что-то еще надеть». Я говорю: «Ну что, что еще надеть?». И тут папа из другой комнаты: «Шпоры!»…
Он все время старался что-то выдумать, чтобы жизнь не была скучной. Как-то у нас на даче завелись крысы. Папа купил им отравы (она напоминала фруктовое повидло), намазал ею много бутербродов, разложил на подносы и, как официант, разносил их крысам по всему дому.
— Чем сейчас занимается ваша мама?
— Уже после папиной смерти она увлекалась дизайном квартир. Она всегда любила такой вид творчества, была в курсе всех новых дизайнерских идей. Поскольку мы часто переезжали с места на место, мама придумывала, как оригинально оформить наше новое жилье. А начала эту работу, сделав квартиру Ларисы Удовиченко. Получилось очень хорошо, интересно, и мама решила всерьез засучить рукава.
— Она намного младше папы?
— Да, ее часто принимали за его дочь. Папе было это очень приятно, он так к ней и относился нежно. Даже когда уже родилась Настя, маме не продавали спиртные напитки, говорили: «Иди, девочка, тебе 18-ти еще нет».

Виталий и Ромка. Рома умер через год после смерти Соломина

Я ее называю Муза. Мне кажется, это ее призвание — вдохновлять. Она всегда жила как бы в папиной тени, ради него. Она занималась бытом, всякими домашними делами, но все время пребывала в каких-то своих мечтах, грезах. Папа очень ценил ее непосредственные реакции, она — такой большой ребенок. И он это в ней любил, холил и лелеял.
— У Виталия Мефодьевича много интересных работ в кино, но особенно зрителям полюбилась «Зимняя вишня»…
— Интересно, что в «Зимней вишне» он совершенно не похож на себя — там герой слабый, безвольный, полная папина противоположность. Поэтому, мне кажется, в актерском смысле «Зимняя вишня» — большое достижение для отца.
Вообще, к любой работе папа подходил с предельной ответственностью и всегда выкладывался по максимуму. Если ставил перед собой задачу, он ее достигал. Например, в «Свадьбе Кречинского» он в 50 лет сел на шпагат. Отец был актером старой школы и к тому же режиссером, каждую роль он выстраивал тщательнейшим образом, всегда точно знал, что хочет сказать и сделать.
— Как вы относились к девочке, сыгравшей роль дочери в «Зимней вишне»?
— Помню, когда я в детстве рассматривала фотографии папы с этой девочкой, страшно ревновала. Надо сказать, я ревновала его и к студентам, и к работе…
— Почему вас не сняли в этой роли? По возрасту вы как раз тогда подходили.
— Папа не хотел, чтобы это была такая накатанная схема — снялась в детстве, потом куда еще идти, как не в актрисы? Он все делал для того, чтобы мы были самостоятельными личностями и могли принимать решения. Хотя тогда я, помню, обижалась, что он не снимал меня и отказывал, если кто-то из знакомых режиссеров предлагал меня занять в фильме.
— Многочисленные папины поклонницы сильно досаждали?
— Я их практически не видела, папа нас как-то изолировал от этого. Бывало, подходили люди на улице, я этого страшно не любила, потому что не так много времени удавалось проводить с ним. Иногда он, когда его окликали на улице: «Вы — Соломин?», отвечал: «Вы ошиблись». Помню, однажды мы сидели в ресторане, и официантка написала папе записку со своим номером телефона… Ну, мы все тогда повеселились…
Знаете, у меня осталось ощущение, что отец по-прежнему рядом. Первое время я ему даже звонила. Мне казалось, он где-то на гастролях, на съемках и вернется. В последние годы он был занят безумно, не отдыхал, мало спал, работал, что называется, на износ. Конечно, в его возрасте это были большие нагрузки, но повлиять на него было невозможно.
Мне казалось, он постоянно доказывал собственным примером, что в нашей стране можно жить честно. Думаю, эти его усилия принесли свои результаты. Очень многие любили, уважали отца, и нам по-прежнему его очень не хватает.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *